Метафизика против банальности
Авторский блог Георгий Паутов 17:06 14 июля 2019

Метафизика против банальности

Замечал ли уважаемый читатель, как творческий поиск рано или поздно обращает человека к абсурду?
5

Преподносимая обществу как пример актуальности и свежести, любая бессмыслица на самом деле очень скоро парадоксальным образом перерождается в ещё большую банальность, если не сказать пошлость. Но если окружающая нас новизна столь хронически банальна, то истинное знание находится за пределами этих обывательских категорий, но оно, увы, нам не принадлежит.

 

Бессмысленное ничтожно перед вечностью. Частицы истины, однажды рассеянные неведомым усилием в бытии (или всё же в нас самих?), всё чаще ускользают от нашего понимания, беспрерывно множась и теряя смысловой вес. Не в силах интеллектуально завладеть ими, мы становимся похожи на котят, играющих с солнечными бликами. В пылу азарта, мы суетимся и торопимся, но в итоге остаемся ни с чем. Так ускоряется наше внутреннее время, и это порождает растерянность.

 

Но и растерянность выглядит как меньшее из зол, когда праздность ума, поражающая, будто жестокая болезнь, современную нам повседневность, жаждет хаоса, и он не перестаёт обрушиваться на наше сознание словно стая назойливых насекомых. Вяло отмахиваясь, мы сперва не замечаем, как их ядовитые жала вонзаются в нашу психику, отравляя потоки бессознательного. Однако укусы зудят, заставляя в беспорядке растрачивать могучую волю человеческого начала.

 

Руководствуясь всё чаще критериями практической пользы или – того хуже – исключительно насущными нуждами, мы почти ничего из действительно важного не знаем достоверно, кроме вовек не преодолимых гносеологических преград, исполински вырастающих перед любопытными носами исследователей вот уже многие тысячи лет. Старый Сократ не прекратит докучать нас вопросами, покуда и мы смиренно не признаем своё поражение перед смыслом, тем самым добыв себе право хоть что-то знать.

 

По счастью, некоторым представителям человеческого рода, которые не перестают отчаянно штурмовать бастионы всеобщей бессмысленности, свойственны любознательность и интеллектуальная воля. Весь мыслительный опыт таких людей, чьи размышления дошли до нас, подсказывает, что любое знание в своей глубине apriori системно, хотя часто это не столь очевидно. Следовательно, всякая закономерность неявным образом отсылает нас к тем самым фундаментальным вопросам, фундаментальность которых как раз и заключается в нашем незнании ответов на них.

 

В качестве иллюстрации предлагаем читателю довольно наглядную, как нам кажется, аналогию из области стереометрии, согласно которой познание можно вообразить в виде конуса, перерезанного плоскостью. Неведомая нам вершина становится интуитивно понятной, когда, продвигаясь восходящими к ней путями символизма, мы упираемся в образованный сечением круг (для придир - элипс) уже не раз упомянутых нами фундаментальных проблем.

 

 двойной клик - редактировать изображение

 

Имея реальную возможность приближения к истине таким способом, нет нужды мыслить категориями банальности и новизны. Мы же лишены такой возможности, а потому творчески осмысливая что-либо, вынуждены выбирать между умственными усилиями по направлению к сути явления и скрупулёзным его рассмотрением, которое чаще сбивает с толку, чем помогает разобраться в проблеме.

 

Дело в том, что бэконовская наука выбрала путь верификации знания исключительно коммуникативным путём, тогда как наиболее фундаментальные вопросы требуют от человека сакральной интуиции, о которой, по всей видимости, говорил И. Кант и которая находится за пределами Логоса. Практически то же самое говорится в древнейшем китайском традиционном тексте “Дао Дэ Цзин”: “道可道,非常道” («Дао, выраженное словами, не есть постоянное Дао»).

 

Современная же наука игнорирует данное обстоятельство, что никогда не позволит воспитанным ей учёным, даже выйдя за рамки отдельных дисциплин, подняться на должную высоту понимания вещей. Впрочем, если главная функция такой науки изначально предполагалась как чисто прикладная, а именно обеспечение глобальной экономики техническими средствами, то стоит ли удивляться её беспомощностью в других вопросах?

 

Так что если развить приведённую несколькими абзацами выше довольно нейтральную метафору пересечённого конуса до более будоражащего воображение образа горной вершины, возвышающейся сколько хватает человеческого взгляда, то единственно доступное в существующих реалиях познание представляется не размеренным подъёмом по любезно высеченным кем-то ступеням, но отчаянным одиночным восхождением по отвесной скале, где некоторые ещё не выветренные за тысячелетия точки опоры встречаются чем выше, тем реже.

 

Когда на переломе эпох новизна раз за разом перерождается в банальность, вновь и вновь замыкая порочный круг, человек всё больше покоряется хаосу, утрачивая самое ценное, что есть в нём. Эта незавидная судьба может быть оспорена единственно умами тех немногих смельчаков, что вопреки всему сумеют подняться достаточно высоко на пути к вершине истинного знания, чтобы на подступах к ней в метафизическом бою сразиться с теми, кто уже там и кто доволен весьма...

 

 двойной клик - редактировать изображение

 

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!

Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»

Комментарии Написать свой комментарий
15 июля 2019 в 14:26

Интересно, на какой фундаментальный вопрос, на который не ответила Наука, ответила метафизика?

15 июля 2019 в 14:59

Метафизика и есть раздел науки в наиболее широком смысле, причём самая базовая, поскольку ищет ответ именно на главнейшие, то есть фундаментальные вопросы. Вопрос лишь в акцентах.

15 июля 2019 в 18:19

Теперь понятно.

15 июля 2019 в 21:50

Если есть внутри человека стержень Веры, то бессмысленность бытия отпадает совершеннно.

21 марта 2020 в 18:06

Георгий, чтобы пробить "эллипс бытия" на пути к идеалу есть два варианта действий:
1. Интуитивно-отважно устремиться к вершине " видя цель и не замечая преград" имея перспективу разбиться о пресловутый эллипс, либо по воле счастливого случая преодолеть его и "устремившись прямо к солнцу" на непроверенных, скрепленных воском крыльях разбится о камни бытия как Икар.
2. Тщательно изучив фундаментальные основы "эллипса -бытия" найти в нем слабые места, укрепить крылья согласно фундаментальной науке, и воспарить к лучам неизведанной и прекрасной Истины. Главное при этом в процессе не потерять из виду цель)