Сообщество «Форум» 18:21 21 апреля 2020

ГРЯДУЩАЯ КАТАСТРОФА и КАК С НЕЙ БОРОТЬСЯ. Часть 3

"Низы" не могут жить по старому, а англосаксонские финансовые "верхи" не могут смириться с уполовиниванием потока доходов

Системный кризис капитализма

Одним из неотъемлемых свойств капитализма является неравномерность его развития. Она обусловлена, в том числе и тем, что каждые 25 лет в жизнь приходят новые поколения людей с, пусть несколько, но иными представлениями о том, что и как в этом мире было ранее, есть теперь и должно быть в будущем.

Новые люди формируют новые потребности, совершают новые открытия в науке, технике и технологиях, создают новые продукты и способы удовлетворения изменившихся потребностей людей. В традиционных отраслях хозяйствования рынки, спрос и предложение, балансируются, нормы прибыли в них усредняются. Напротив, в новаторских производствах складываются условия для получения сверхприбылей на капитал.

Параллельно с новыми возможностями получения повышенной прибыли появляются новые механизмы и инструменты для движения капитала из одной отрасли и страны в другую: акционирование капитала, банковская система, инвестиционные фонды и так далее.

Капиталисты, аккумулировавшие свои капиталы в сфере своей деятельности, не удовлетворяются постепенным снижением процента прибыли в них и размещают свободные капиталы в инновационные отрасли экономики, утрачивая при этом и свои «уникальные способности» за их там приращением.

С ростом абсолютных значений капиталов общества и относительной их части, находящейся в таком перемещении в погоне за повышенным процентом прибыли, увеличивается и его инерционность, снижается способность к живости реагирования на изменяющуюся ситуацию на рынке.

И ускоренное и инерционное движение капитала в инновационные отрасли приводит к перепроизводству продуктов этих отраслей, к затовариванию рынков и кризису «перегретых» отраслей экономики. Если масштаб таких отраслей и степень «перегрева» в них захватывает значительную часть экономики государства, то отраслевой кризис перепроизводства трансформируется в кризис экономики в целом.

Капитал, как одно из самых общих понятий теории капиталистического общества (по аналогии с понятием «материя» в физике) существует в виде обладающих для людей ценностью вещественных средств производства: различных материалов (почвы, воды, глины, песка, леса, железа, химических удобрений и так далее) и одноразовых орудий труда (одноразовые упаковка, приспособления, медицинские инструменты), полностью входящих в производственный процесс, полностью потребляемых в производственном процессе и орудий труда длительного использования (станки, машины, здания и сооружения, дороги), которые частично изнашиваются в процессе каждого акта производства, но длительное время сохраняют свою работоспособность. Наконец, капитал существует в форме денег, денежного металла, бумажных денег и других финансовых инструментов. В разные периоды истории капиталистической системы каждая их этих форм существования капитала играла различную роль и по-разному использовалась для прирастания капиталов трудом наемных работников.

Изначально первостепенное значение в хозяйственной деятельности имели естественные материальные дары природы и продукты (тоже материалы и комплексы материалов) охоты, рыболовства, земледелия. Очень большую роль в то время играла местная и международная торговля этими материальными дарами природы и продуктами труда. Поэтому именно эти объекты являлись основным капиталом той эпохи и основным элементом для наращивания богатств своих обладателей. И в первую очередь «земля» (включая и воду), как место и среда сосредоточения всех извлекаемых из нее ресурсов.

Поэтому основными собственниками капитала и общественными гегемонами того времени становились собственники земли, крупные землевладельцы, и крупные купцы, собственники большого количества покупаемых и продаваемых товаров, и в первую очередь, денежного товара – серебра и золота. Захват новых земель и быстрое «снятие сливок» в виде, практически, даровых плодов земли были тогда главными занятиями, приносящими самую высокую прибыль. Все эти ресурсы обеспечивали тогда наиболее высокую скорость приращения исходных капиталов.

По истечении продолжительного времени роль продуктовых и денежных материалов в общественном воспроизводстве и приумножении капитала начинала угасать – возрастало количество конкурентных участников такого бизнеса, иссякали заморские источники драгоценных металлов, диковинных и экзотических товаров. Государства-объекты торговой экспансии начинали проявлять все больше сопротивление беззастенчивому внешнему грабежу. Наоборот, все более развивалось всевозможное производство в метрополии. Для многих гегемонов той эпохи эти процессы носили конкретный критический характер. А капиталистическая система в целом переживала локальные или более обширные и глубокие кризисы материального обогащения.

На смену «материальному ресурсу» преумножения капитала постепенно приходил «инструментальный», «орудийный» ресурс и источник. Началась эпоха господства капитала в его машинной и инфраструктурной форме. Фабричное разделение труда и повышение его энерговооруженности в разы увеличивали его производительность, производимый прибавочный продукт, прибавочную ценность и прибыль капиталиста. Возникновение машинного производства, строительство заводов и фабрик, последовательная механизация многих сторон общественного хозяйства сделали именно паровые механические, а позднее моторные и электрифицированные средства производства вторым и важнейшим источником преумножения капитала (механизм показан выше, 2-й способ грабежа наемного труда). На долгие десятилетия главным гегемоном капиталистического общества стал промышленный капиталист.

В это время скорости вех производственных и общественных процессов значительно увеличились. Значительное влияние на них оказывала бурно развивающаяся наука. Во многом способствовал этому и развивающийся финансовый сектор экономики. Обратной стороной этого ускорения в свое время стало и циклическое колебательное перемещение капитала из одной, затухающей отрасли в другую, развивающуюся. Ввиду отмечавшейся ранее инерционности эти перемещения периодически сопровождались кризисами перепроизводства в разных отраслях, которые развивались в циклические структурные кризисы капиталистической формации внутри государств и непримиримые противоречия и конфликты между национальными капиталами империалистических государств на мировой арене. Наиболее масштабные противоречия и кризисы разрешались посредством развязывания локальных и мировых войн.

Своей высшей формы «машинный капитализм» достиг на рубеже 3-й и 4-й четвертей ХХ-го века в странах Западной Европы, США и Японии. Масштабы развития металлургии, всех видов машиностроения, угольной и нефтехимической промышленности, транспорта достигли таких размеров, что обусловили критическое состояние загрязнения в этих странах окружающей среды, коллапсов на транспортных магистралях (вспомните состояние реки Рейн в Европе и Великих Озер в США, воздуха в Японии и т.д.). Нарастающее сопротивление общества побудило правительства этих стран принимать в отношении основных промышленных загрязнителей ограничительные и запретительные меры. Власти требовали установки очистительных сооружений, вывода «грязных» производств за пределы крупных промышленных агломераций. Все это существенно уменьшало прибыли промышленных гигантов и неизбежно вызвало уменьшение привычного «нормального» потока доходов у крупнейших выгодоприобретателей гигантской машинной индустрии – собственников промышленной индустрии.

Но сокращение потока доходов – явление для капиталистов абсолютно нетерпимое. И многие из них «обратили свой взор» на финансовый капитал, как форму и инструмент еще более эффективного возрастания собственных капиталов. И, в самом деле, легко представить, что издержки финансового сектора существенно экологичнее и численно меньше, чем издержки промышленного производства. Капитализм вступил в фазу финансового капитализма, финансизма, главными бенефициарами которого стали финансовые капиталисты, как их называет профессор В.Ю. Катасонов, «хозяева денег», банкиры. А основным видом их деятельности стали финансовые спекуляции на международных финансовых биржах. По словам другого известного экономиста РФ М.Л. Хазина, за последние 50 лет доля прибыли международного финансового капитала в общем объеме прибыли, создаваемой мировым сообществом, возросла с 5% до 50 %.

В дополнение к разветвленнейшей сети филиалов международных транснациональных компаний мир опутала сеть крупнейших финансовых корпораций. Этому благоприятствовало развитие международной долларовой финансовой системы, развитие всемирных информационных систем, интернета. В конце ХХ-го века капиталистический мир вступил в фазу глобального капитализма, в эпоху глобализма.

Вместе с тем, в соответствии с всеобщей диалектикой развития жизни становление глобализма имело и обратную сторону. Карл Маркс еще во второй половине ХIХ-го века отмечал, что капитал, помимо себя самого, растит и своего могильщика, класс промышленного пролетариата. И что накопление неразрешимых системных противоречий капитализма чревато революционной сменой устаревающего строя. Великая Октябрьская социалистическая революция 1917 года полностью подтвердила правоту такого диалектико-материалистического анализа закономерностей развития социальных формаций.

Однако, та же диалектика процесса познания человечеством объективных законов саморазвития общества проявилась и в том, что знанию людей о социализме в начале ХХ-го века оказались довольно далекими от истины. Поэтому, и грандиозная, и противоречивая история строительства социализма первой версии в СССР и странах СЭВ в конце века закончилась крахом теории и практики социализма и развалом СССР.

Развал СЭВ и СССР стал для мирового капитала дополнительным источников материальных, человеческих и финансовых ресурсов и продлил пребывание капитализма-глобализма на пике своего могущества. Однако, всеобщая неравномерность развития человеческой цивилизации и капитализма проявились новым и нежданным образом. В погоне за использованием новых источников возрастания капитала, за дешевой рабочей силой, финансовая и промышленная элита в последние 30-40 лет вкладывала гигантские средства в промышленное производство Китая. Вслед за финансовыми инвестициями многие мировые, прежде всего, американские промышленные компании переносили в Китай свои физические производства, строили там фабрики и заводы, производили относительно дешевую продукцию и вывозили в метрополию увеличенный капитал. И так увлеклись этим процессом, что вырастили Китай во вторую мировую промышленную и финансовую державу мира. А в своей собственной стране безумные деньги финансистов провоцировали как их собственное сверхпотребление, так и неадекватное разрастание многочисленной сферы услуг и виртуальной экономики. В результате чего мировые финансовые потоки существенно изменились. А привычные для англосаксонских финансовых магнатов денежные потоки стали значительно сокращаться.

Когда-то В.И. Ленин определил революционную ситуацию, как такое положение в развитии общества, когда «верхи» не могут, а «низы» не хотят жить по-старому. И это определение в полной мере применимо к нынешнему кризисному состоянию глобализма. Это не означает, конечно, что капиталистическая система завтра-послезавтра полностью прекратит свое существование. Мировая экономика будет работать. Но разные страны и регионы мира будут работать по-новому. Изменится список государств-лидеров. Глобальная финансово-экономическая система с одним мировым доминантом сменится группой региональных систем. Разительно уменьшится жизненный уровень населения во многих странах.

Но одно должно быть ясно. Капиталистическая система сегодня испытывает кризис, который превосходит десятки прежних структурных кризисов перепроизводства, и который по масштабу может быть сравним, разве что, с Великой Депрессией в США в 1927-1940 годах. И кризис нынешний есть финальный системный кризис капитализма.

Мировой частнособственнический капитал исчерпал все ресурсы своего ускоряющегося воспроизводства: и материальные, и технические, и финансовые. Американский капитал может еще стагнировать или «проедаться». И президент США судорожно пытается переломить складывающуюся тенденцию. Снова хочет сделать США величайшей индустриальной державой мира. Но ни он, ни англосаксонские финансисты не могут обеспечить привычные потоки денежных средств ни в страну, ни в свои карманы – слишком большая часть прибыли перераспределена теперь с Запада на Восток. И слишком со многими теперь приходится делиться и в своих собственных странах.

Основное противоречие капиталистического способа производства между все более общественным характером производства и все более частным (и сужающимся) характером присвоения обострено сегодня до предела. Ранее противоречия такого характера и масштаба разрешались только посредством мировых войн. И не развязана ли она уже сегодня в гибридной форме пандемии коронавируса COVID-19 вопрос, скорее, сугубо риторический.

Но есть и альтернатива. Эта альтернатива – социализм!

8 марта 2024
Cообщество
«Форум»
Cообщество
«Форум»
Cообщество
«Форум»
1.0x