Сообщество «Форум» 15:51 5 апреля 2021

Грандиозный фестиваль Мариинского театра в честь юбилейных дней года памяти русского гения Игоря Стравинского

Но, если в "Жар- птице" нас завораживает красота и мягкость мелодий фагота и гобоя в колыбельной после пляски нечисти или струнные в хороводе девушек-пленниц Кащея и сценах любви, то в "Весне священной" работает уже магия другого рода. Метр, хлёсткий и меняющийся так часто, что человеческий мозг не в состоянии больше отслеживать его смен, как и накладывающиеся на метр ритмические фигуры и акценты неминуемо вводят зрителя и участника действа в гипнотическое состояние. Вместе с оркестром и декорациями, вместе с танцем и взрывом атональных соединений Стравинский погружает вас в состояние обрядового транса.

Грандиозный фестиваль Мариинского театра в честь юбилейных

Дней года памяти русского гения

В первые апрельские дни 2021 года художественный руководитель, главный дирижёр и директор Мариинского театра В.А.Гергиев в своём телевизионном интервью каналу Mariinsky.TV C ( https://www.instagram.com/tv/CNIfRh_D5y-/?igshid=axdp16mni6hr ) пообещал в течение памятного года И. Стравинского показать зрителю много интересных спектаклей. Их увидит не только петербургский зритель. Мариинка будет делиться записями со всеми любителями музыки великого русского композитора в мире, как совсем недавно она делилась с жителями Тихвина живым исполнением оперы "Ночь перед Рождеством" в честь юбилея со дня рождения Н.А.Римского-Корсакова и как будет продолжать делиться русской музыкой в глубинке на родине других её гениев,- Глинки, Скрябина, Шостаковича, Лядова, Прокофьева...

В Москве на сцене "Зарядья" в один день 5 апреля дают два концерта в один вечер, в 18:оо и в 21:оо. В первом- одноактные балеты на музыку Игоря Стравинского. Два инструментальных концерта, Музыка балета "Жар- птица", впервые представленного публике в июне 1910 в парижском театре "Гранд-Опера", сцены площадной жизни на масленичной неделе "Петрушка" по либретто А.Бенуа и самого Игоря Фёдоровича, увидевший свет в парижском театре "Шатле" в июне 1911 года, балет "Весна священная" по либретто Н.К.Рериха.

Несмотря на то, что другой великий композитор, Д. Шостакович, говорил, что не считает подлинно русскими ни Стравинского, ни Прокофьева, сам Игорь Фёдорович в одном из последних, записанных американским телевидением разговоров с Набоковым, упомянутым в указанной выше ссылке на интервью В.А.Гергиева, был откровенен, когда говорил, что и пишет, и думает только по-русски. Его и считали исключительно русским на западе, где он прожил большую часть жизни. Ему была близка музыка Чайковского, темами из четвёртой симфонии которого он "играл" в скрипичном концерте и любовался Колыбельной в бурю в "Поцелуе феи", он обожал русские народные песни, мастерски аранжировал их и обрабатывал для своих балетов и опер.

Замечательной, яркой и очень узнаваемой музыки, независимо от того, к какому жанру прикоснулся композитор, было написано много,- Стравинский был невероятной работоспособности и организованности человек. Даже в наши дни мы продолжаем находить те его партитуры, которые он с сожалением считал утраченными. Когда в Петербурге только начинался к настоящему моменту уж сильно затянувшийся ремонт консерватории им. Н.А.Римского-Корсакова, в пыльной коробке обнаружились ноты написанного в 1908 году по случаю ухода любимого педагога произведения, об утрате которых в военно-революционные времена Стравинский очень печалился, а вспомнить в точности не мог.

К счастью, нынешний главный дирижёр Мариинского театра Валерий Абисалович Гергиев тоже человек очень работоспособный и одержим музыкой великих русских композиторов, которой считает обязанным и себя, и руководимый им театр. Сегодня в репертуаре Мариинки около десяти балетов и других опусов выдающегося автора. В своём интервью телевизионной компании Мариинского театра Валерий Абисалович обещал к лету выпустить ещё четыре балета, а до конца юбилейного года памяти Стравинского показать несколько новых работ, находящихся сейчас в репетиционном процессе. Это и "Поцелуй феи", который посвящён Чайковскому и "поцеловавшей его музе", и комическая опера "Мавра", в основу которой лёг пушкинский сюжет, и прозвучавшая вчера оратория "Царь Эдип", и хореографические сцены с пением "Свадебка", и "Пульчинелла", и "Байка про лису, петуха, кота и барана" по сказкам Афанасьева, и "История солдата", и Симфония in C, и многие другие произведения. Всё это абсолютная роскошь для современного меломана.

В течение трёх дней,-двух дней в Петербурге и одного в московском "Зарядье", коллектив Мариинского театра играет исключительно музыку на сто лет опередившего время русского гения. Вчера в концертных залах театра в Санкт-Петербурге исполняли произведения нашего великого соотечественника,- "Царь Эдип", "Пульчинелла", "Игра в карты", "Симфония в трёх движениях" и другие, в интерпретации Дениса Мацуева прозвучало Каприччио для фортепиано с оркестром, а в фойе Стравинского на высоком этаже театра с прекрасным видом на дом, в котором рос Игорь Стравинский, воссоздан собранный по крупицам куратором выставки и Президентом фонда семьи Стравинских Е.Ковальчук-Стравинской из найденных чудесным образом вещей и мебели семьи композитора Кабинет отца Игоря Фёдоровича, прославленного баса Мариинской императорской сцены, Фёдора Игнатьевича Стравинского. Москву же сегодня вечером сотни увлечённых людей, работающих в Мариинском театре, и два знаменитых солиста Денис Мацуев (фортепиано) и Павел Милюков (скрипка) порадуют музыкой трёх балетов из Парижских "Русских сезонов" и двумя редко исполняемыми инструментальными концертами. Этот кратенький текст всего лишь маленькая прелюдия к тому пиршеству весеннего равноденствия, которое приготовил для нас Маэстро Гергиев. Ну что же, мы жаждем насладиться.

1.0x