«Нет, кто что ни говори, а критика, конечно, нужна. Критика дело серьезное». Эти слова Юрия Ивановича Селезнёва (1939–1984), литературоведа и критика, стали, пожалуй, одним из лейтмотивов XI Всероссийской научно-практической конференции «Наследие Ю.И. Селезнёва и актуальные проблемы журналистики, критики, литературоведения, истории», которая прошла 26 сентября 2025 года на факультете журналистики Кубанского государственного университета. Традиционно – с участием иногородних гостей, с большим стечением думающего университетского народа, с интеллектуальными «сшибками», кои неизбежны там, где настойчиво ищут истину. И – с напутственным словом декана журфака Валерия Касьянова. Крупный учёный, он заведует кафедрой истории России в университете; в издательстве «Русайнс» недавно вышел его учебник «Социология культуры», так что успех Селезнёвской и Лихоносовской конференций, проводимых на факультете, вполне объясним.
Новое тоже было, и не только в докладах. Вёл форум не профессор Юрий Павлов, а и.о. заведующего кафедрой публицистики и журналистского мастерства КубГУ Николай Крижановский. (Юрий Михайлович заявил на конференции, что «уходить надо вовремя», хотя декан факультета возражал против его решения.)
С приветствием к собравшимся обратился протоиерей Павел Калинин, руководитель отдела религиозного образования и катехизации Екатеринодарской и Кубанской епархии. Был как раз день предпразднества Воздвижения Креста Господня. Символично, что и священник, и молодые участники конференции получили в дар от московских гостей православную газету «Русь Державная».
А ещё – газету «Завтра». Медийный размах и принципиальность суждений царили на форуме. Заместитель главного редактора «Завтра» и главный редактор телеканала «День-ТВ» Андрей Фефелов выступил на конференции в защиту русской классики. «С высоких трибун нам вещают о традиционных ценностях и национальных реликвиях, а по центральным каналам телевидения на миллионные аудитории низвергается скверна, разъедающая основы отечественной культуры». Телереклама банка ВТБ, где нравственный выбор героев Пушкина, Достоевского, Толстого сводится к походу в финансовое учреждение и взятию кредита, – это опошление классики, игра на понижение. Докладчик призвал защитить творения русских гениев правовыми механизмами, напомнив, что об этом писал и Юрий Селезнёв конце 80-х: «Но не пора ли нашему обществу законодательно запретить практику и теорию паразитарного использования мирового и прежде всего, естественно, отечественного наследия культуры?»
Юрий Селезнёв и ныне современен в своих максимах. «Обретение памяти как осознание своей социальной совести – вот, пожалуй, одна из характернейших черт нашей литературы последнего периода». О духовных наследниках в русской литературе говорила прозаик Лидия Сычёва. Ключевые имена её доклада – поэты Валентин Сорокин, Алексей Полубота, Николай Тряпкин, а ключевая дата выступления – 24 мая, День славянской письменности и культуры. Государственный праздник, о котором почему-то не вспоминают в «Ельцин-центре». Странная забывчивость, учитывая то, что праздник учреждён первым президентом России.
Профессор Пятигорского госуниверситета Ирина Калус в своём выступлении остановилась на народности и соборности как концептуальных «опорах» Селезнёва-мыслителя. «Литература – дело живое, в ней всегда – горение, борение мысли, идеи», – писал Юрий Иванович. Что и подтвердил профессор КубГУ Алексей Татаринов, размышляя о «героической норме» в современной словесности: «Что происходит с русскими талантами, когда они задолго до физического конца проваливаются в минор и отечественный гамлетизм?..»
О проекте «Светочи», посвященном носителям высоких идей истины, просвещения и национального самосознания, рассказал шеф-редактор портала «Завтра.ру» Андрей Смирнов. Вот некоторые имена из энциклопедии русской патриотики: Савва Ямщиков, Юрий Бондарев, Татьяна Глушкова, Илья Глазунов, Георгий Свиридов… Выдающиеся люди, сотрудничавшие с ушедшей в историю журналистики газетой «День» и с её преемницей – «Завтра». Работа в проекте «Светочи» предстоит большая: энциклопедия будет включать публикации и выступления, фото и видеоархив. Разумеется, ныне живущих деятелей национальной культуры тоже не забудут.
Затаив дыхание, слушала аудитория рассказ прозаика Александра Можаева о том, как раскручивалась спираль противостояния на Украине: как народ ездил на майдан на заработки, как струсил Янукович в Харькове на съезде депутатов Новороссии, как сначала иконами и молитвами останавливали мирные жители бронетехнику – ещё никто не готов был к жестокостям братоубийственной войны. Во 2-м номере журнала «Родная Кубань» за 2025 год вышла проза писателя «Смутные дни», посвященная боевым столкновениям под Станицей Луганской и поражающая читателя высокой степенью достоверности повествования.
Ярким и эмоциональным было выступление на форуме писателя Платона Беседина – о бытовании классики в эру наступления искусственного интеллекта. Как уберечься от расчеловечивания, в том числе в литературе и в журналистике? Вопрос на будущее, но пока не искусственный интеллект, а магистрант КубГУ Андрей Нейжмак исследовал три повести докладчика, собранные под обложкой книги, и представил свою рецензию на суд автора и читателей.
Феномен «русского мира» в православной публицистике – с таким размышлением выступил преподаватель кафедры публицистики и журналистского мастерства КубГУ Даниил Диденко. Укреплению «русского мира», безусловно, способствуют интеграционные «притяжения» в рамках «Союзного государства» – вывод из исследования аспиранта СПбГУ Егора Николенко. Тут самое время вспомнить ещё об одной исторической дате: День воссоединения ДНР, ЛНР, Запорожья и Херсона с Россией отмечают 30 сентября.
А как думающая молодежь смотрит на тех, для кого «русский мир» лишь «поляна» для заработка? Выступление студентки журфака КубГУ Екатерины Ивановой «Алла Пугачёва: голос предателя Родины» было бескомпромиссным. Поводом к написанию статьи стало недавнее зарубежное многочасовое видеоинтервью певицы.
Сходным по пафосу было выступление студентки журфака КубГУ Зои Бецковой, где проект «Дилетант», одно из детищ журналиста-иноагента Алексея Венедиктова рассматривается как орудие в информационной войне. Настораживает тенденциозность в освещении советской истории и безапелляционность некоторых «экспертов» издания, многие из которых оказались после февраля 2022 года за рубежами России.
«Литература, как известно, всегда была, есть и будет полем и оружием борьбы идей. Особенно велика ее роль в современной идеологической борьбе», – говорил Юрий Селезнёв. Литераторы, разумеется, имеют убеждения. Высказывания Дины Рубиной по поводу палестинцев, прозвучавшие в известном интервью журналисту-иноагенту Михаилу Козыреву, для некоторых читателей стали ментальным шоком. Но магистрант журфака КубГУ Софья Аль-Боши в докладе «Арабский мир в восприятии Дины Рубиной» показала, что агрессивное неприятие некоторых народов было свойственно писательнице задолго до событий 7 октября 2023 года, кои стали поводом для тотального уничтожения палестинской Газы.
«…подлинная человечность русской литературы – качество всемирно признанное», – писал Юрий Селезнёв. Нынешнее время – тест на человечность. Студентка журфака КубГУ Мария Гноевых исследовала поэтическое творчество Юлии Друниной и Натальи Возжаевой. «Обе [поэтессы] столкнулись с войной. В разной степени, в разное время и в разной роли. Даже с разными войнами! Но у поэта есть великая сила превратить личное в общенародное, понятное каждому. И как поэты они говорят не от себя, но от лица миллионов людей с чудовищно трудной судьбой», – считает докладчик.
Один из программных тезисов Юрия Селезнёва состоит в том, что «критика всегда была формой и средством движения общественной мысли, идеи, народного самосознания». Магистрант журфака КубГУ Александра Крышка, оценивая взгляд на советскую историю в публицистике Леонида Бородина и Александра Проханова, вызвала бурное «движение общественной мысли» в аудитории. Дискуссия затем продолжилась и в кулуарах. С неожиданного ракурса посмотрела на личность писателя Василия Белова магистрант журфака КубГУ Анна Крышка, сравнив его путевые заметки «Дорога на Валаам» с очерком Ивана Шмелёва «Старый Валаам». В неявном виде этот доклад «рифмуется» с выступлением студента филфака КубГУ Глеба Шарко, который исследовал советское и православное в книге Юрия Селезнёва «Достоевский». Та или иная эпоха, политический строй, цензурные требования «форматируют» и писателя, и книги, и читателя.
Разумеется, чем выше талант, тем сильнее сопротивление главенствующей конъюнктуре. Увы, проявить культурную волю и эстетический вкус оказалось не под силу устроителям спектакля «Айседора и Есенин» (Иммерсивный театр «Дом мецената»). На представлении побывала студентка журфака КубГУ Дарина Игнатенко. Слово очевидцу: «Первая реплика Есенина: «Я болен, я ужасно болен». На протяжении всего спектакля он кричал о своей болезни, рыдал, вел себя как сумасшедший, читая своего «Чёрного человека». Смотрю на окружающих людей – многие стояли с высоко поднятыми бровями на недоумевающих лицах». Тут, пожалуй, надо защищать не только классику, но и классиков – от разгула фантазии «режиссеров иммерсивности».
…Пожалуй, больше, чем сами выступавшие, переживал за ораторов «отец» конференции, литературовед и критик Юрий Павлов. Незадолго до форума вышла его статья «О судьбе самого задержанного текста Марины Цветаевой», посвященная не только эссе Марины Ивановны «Мой ответ Осипу Мандельштаму», но и недобросовестности цветаеведов, часто обходящих стороной эту страницу творческой биографии поэта. Статья стала событием в литературоведении – фундаментальность подхода автора в наши торопливые времена и редкость, и роскошь. На конференции Юрий Павлов выступил с речью «Ненавижу неточность» и привёл несколько ярких примеров из монографии Сергея Куняева о Вадиме Кожинове, демонстрирующих источниковедческую небрежность автора. Вывод: профессионализм – фундамент любого дела, только тогда оно будет и прочным, и точным.
В том, что классика и классики не стареют, убеждают слова из выступления Виктора Лихоносова перед студентами на IV Селезнёвской конференции в 2017 году. «Я вас не призываю страдать, я вас призываю всегда ценить таких людей – в искусстве, на земле, в науке – как Юрий Селезнёв; и сейчас есть такие. А если вы кого-то не знаете, корите себя: почему я никого не знаю из самых достойных людей современной России? А Селезнёв… Селезнёв – это изумительная личность, наша, кубанская, здесь, на улице Октябрьской он жил, тогда – Шаумяна, 109. Это всё наше, родное. И мы сидим здесь и учимся чему-то потому, что вы молодые, Россия так богата талантами, и среди вас таланты есть. Помните это и так живите!»
Фото Ирины Калус. Выступает Юрий Михайлович Павлов.




