Авторский блог Владимир Семенко 09:32 23 января 2019

Гонения на Церковь в Советской России: подлинная картина

81

На фото: для уничтожения храмов взрывчатки не жалели...

В предыдущей статье нам пришлось достаточно подробно прокомментировать некоторые стереотипные предрассудки неосоветского сознания касательно важнейших разделов истории России, в частности того, что касается эпохи правления нашего святого Царя Мученика Николая Александровича, чье злодейское убийство положило начало «красному террору», унесшему в последующие десятилетия миллионы жизней лучших русских людей. Как представляется, весьма доказательно мы разобрали полнейшую ложность и несостоятельность этих стереотипов, в очередной раз показав, что царская Россия была могучим, процветающим государством, для которого революция стала срывом, а не подъемом, и лишь беспощадная и очень затратная эксплуатация традиционных ресурсов и энергий исторической России обусловила, в свою очередь, достижения последующего периода.

Сегодня пришло время поговорить и о других стереотипах. Ибо необольшевики наших дней, что уже без тени смущения порой заявляют о своей внутренней, моральной готовности к новым репрессиям, склонны отрицать не только очевидные факты, связанные с достижениями традиционной, исторической России, но и не менее очевидные факты, связанные с эпохой богоборческого террора. Однако даже и это можно делать более-менее тонко, а можно буквально в лоб, с упорством, достойным лучшего применения, подставляясь буквально по каждому пункту своих наукообразных построений. Ярким примером такого рода является статья Н.Сапелкина «Церковь и революция», в которой автор, по сути, отрицает тот очевидный для серьезных историков факт, что преследование религии и Церкви со стороны богоборческого большевистского режима носило сознательный, планомерный и системный характер.

Статья имеет подзаголовок «Двенадцать устойчивых и опасных мифов о Русской православной церкви в XX веке». Между тем сам автор выступает как самый типичный мифотворец. Поскольку любое изложение имеет свою собственную логику, мы не станем комментировать все пункты, в которых Сапелкин перечисляет те ложные «мифы», с которыми он борется, а постараемся вычленить в его статье, так сказать краеугольные камни, на которых зиждется его попытка обеления большевиков и их террора против Православия и Церкви. При этом мы, разумеется, не станем действовать в стиле самого Сапелкина, пытаясь своими словами сформулировать ту позицию, которая якобы присуще оппоненту, а предоставим слово ему самому (как это и положено делать в корректной полемике). Вот, например, что он пишет о ключевом декрете новой власти – об отделении Церкви от государства и школы от Церкви.

Задолго до революции в Церкви "звучали голоса о необходимости избавиться от того подчинённого положения, которое сложилось в синодальный период управления Церковью со стороны государства. Большевики выполнили чаяния Церкви, заявив, что религия является частным делом гражданина и что Церковь свободна в устроении своей жизни в соответствии с российским законодательством. При этом государство отказывалось финансировать ЦерковьВ этих условиях наиболее разумные священники, помнящие о своём христианском пастырском долге, продолжили работать на приходах со своей паствой. И это позволило им иметь некий доход для того, чтобы пусть и не богато, но достойно жить. Но среди священнослужителей, как и во всех слоях общества тогда, были и политиканы. Они предпочли решать вопрос финансирования по-другому и начали: кто давить на власть протестными крестными ходами, кто активно искать выходы на представителей новой властиИздав Декрет об отделении Церкви от государства и школы от Церкви, государство сложило с себя ответственность за деятельность священнослужителей и священноначалия. Государство интересовали лишь лояльность этих людей и их поведение (?!). У советского государства были основания подозревать некоторых архиереев в работе на иностранные спецслужбы, полагая, что завербованы они были ещё до начала Первой мировой войны».

Какие там голоса звучали внутри Церкви и как поплатились сами архиереи и священники, на протяжении долгого времени желавшие избавиться от «опеки» со стороны православной монархии, получив в ответ на свои «чаяния» свирепый репрессивный режим – это вопрос совершенно отдельный, к которому мы обратимся в завершающей части нашей работы. Сейчас нужно разобраться с самим большевистским декретом. Был ли он на самом деле реализацией идеи европейской «светскости» государства или же обоснованием жестоких гонений?

Внимательное, беспристрастное изучение декрета, принятого СНК 20 января 1918 года и опубликованного в «Известиях» 23 января, показывает, что под маской светскости в нем таилось нечто совершенно иное. Для того, чтобы убедиться в этом, нужно от общих слов перейти к конкретному анализу. Им занимается целый ряд исследователей, в частности, дьякон Владимир Степанов (Русак), автор трехтомной монографии «Свидетельство обвинения. Церковь и государство в Советском Союзе». Так, например, он и другие авторы указывают, что в декрете, помимо прочего, «были такие положения, которые вообще не стояли в неразрывной связи с его основными началами. Это такие пункты, как запрещение церковным религиозным обществам владеть собственностью, лишение их прав юридического лица и национализация в с е г о церковного имущества.

Этих ограничений не знает ни одно соответствующее законодательство европейских государств. Не знает его даже самый радикальный закон об отделении Церкви от государства – французский 1905 года. Он только ограничивал право церковных учреждений накоплять капиталы, но самого права владеть имуществом их не лишал, равно как не лишал и других прав юридического лица»[1]. Дьякон Владимир Русак поясняет, что французский закон 1905 года лишал церковные учреждения только тех имуществ, которые были получены ими от государства (при том, что государство во Франции к тому моменту уже более ста лет было светским, в отличие от России), но собственно церковных не тронуло и передало их культовым ассоциациям – юридически преемникам прежних церковных учреждений.

«Не вытекают отмеченные ограничения большевистского декрета и из того принципа, что религия есть частное дело граждан. Частные общества ведь имеют право юридического лица, владеют собственностью»[2].

Крайне важно и то, что в новом декрете не устанавливалось никакого переходного периода между старым и новым способом существования Церкви. (В то время, как, добавим, в той же либерально-масонской Франции таким переходом был, по сути, весь 19 век). Там закон об отделении Церкви от государства, например, назначал пенсии всем духовным лицам, получавшим раньше жалование из казны. Тот же закон, передавая государству жилые церковные здания, предоставлял пятилетний срок бесплатного пользования ими старым владельцам. У нас же распоряжением власти от 20 января предписывалось немедленное прекращение государственных ассигнований в пользу Церкви, с выдачей содержания священнослужителям лишь за месяц вперед.

Однако главное здесь заключается в том, что декрет, при своей небывалой в истории революционности, не делал никаких указаний и о порядке осуществления нового закона, и в этом все дело. Церкви не оставлялось вообще никакой возможности и никакого времени, чтобы «перестроиться» в соответствии с требованиями новой власти.

Неясно было все. Например, вопрос о духовном образовании. Запрещалось обучение религии в школах. Но на каких основаниях могло теперь существовать специальное богословское образование, если принять в соображение факт изъятия из ведения Церкви всех ее бывших школ, в том числе и специальных? И т.д. и т.п.

Как же осуществлялся декрет на практике? 8 отдел Наркомюста по проведению в жизнь декрета об отделении Церкви от государства назывался ликвидационным. При этом инструкция о порядке осуществления декрета была утверждена лишь 24 августа 1918 года, а до этого практическая работа строилась на основе чистейшего правового произвола и беззакония. Руководил отделом ученик и соратник Ленина, живший с ним еще в красноярской ссылке, ярый антицерковник, зам наркома юстиции П.А Красиков, бывший на начальном этапе главным идеологом и организатором погрома Церкви в молодой советской республике.

Ему принадлежат, в частности, следующие вполне недвусмысленные размышления: «Мы разбили и уничтожили в октябре всю старую государственную машину, мы уничтожили старую армию, старые суды, школы, административные и другие учреждения и создаем свои, новые… Однако оказывается, что сломав всю старую машину классового угнетения тружеников, всю эту помещичью жандармерию и т.д., мы Церковь, которая составляет часть этой старой эксплуататорской машины, не уничтожили. Мы лишь лишили ее государственного содержания, государственной власти. Но все же этот обломок старой государственной помещичье-капиталистической машины сохранился, существуют эти десятки тысяч священников, монахов, митрополитов, архиереев. Почему же с такой незаслуженной ею осторожностью отнеслась советская власть к этому обломку старой машины?[3]» Вот вам и «отделение Церкви от государства»! Как там изящно формулирует Сапелкин? «Большевики выполнили чаяния Церкви»? Ну-ну…

Эта позиция Красикова не была только его личным мнением, но выражала подход, типичный для партии в целом. Например, достаточно широко известен целый ряд высказываний самого Ленина на тему фундаментальной несовместимости религии и особенно православного христианства и большевизма, революции. Ленин считал религию одной из самых гнусных вещей на свете. Еще в письме к Горькому в середине ноября 1913 года он написал свои теперь знаменитые строки: «Всякий боженька есть труположество… всякая религиозная идея, всякая идея о всяком боженьке, всякое кокетничанье даже с боженькой есть невыразимейшая мерзость,.. самая опасная мерзость, самая гнусная “зараза”». Самые страшные грехи, с точки зрения Ленина, не столь «гнусны», чем религиозные устремления сознания: «Миллион грехов, пакостей, насилий и зараз физических гораздо легче раскрываются толпой (?) и потому гораздо менее опасны, чем токая, духовная, приодетая в самые нарядные идейные костюмы идея боженьки»[4]. Хрестоматийными являются также претензии вождя к Л.Н. Толстому за его якобы «стремление поставить на место попов по казенной должности попов по нравственному убеждению, то есть культивирование самой утонченной и потому особенно омерзительной поповщины». (17; 209-210). То есть отнюдь не погрязший в мирских грехах клир является фундаментальным врагом Ленина, а сама религия, сама вера как таковая. Принципиальная вражда к любой традиционной религии и особенно к Православию была не ситуативным всплеском неконтролируемых эмоций, а самым что ни на есть фундаментальным принципом, который Ленин исповедовал всю сознательную жизнь, например, в статье «Об отношении рабочей партии к религии»: «Мы должны бороться с религией. Это – азбука всего материализма, и, следовательно, марксизма». (17; 418). Как справедливо констатирует А.Г. Латышев, стремление Ленина к разрушению своего главного врага – Православной Церкви проводилось им в жизнь с ни с чем не сравнимой жестокостью и бескомпромиссностью[5]. Вождь не жалел самых жестких негативных эпитетов, чтобы хулить Православие, которое, например, называл «полицейской религией», а Церковь – «ведомством полицейско-казенного православия». Служителей ее он причислял к «подлому сословию», архиереев называл «крепостниками в рясах», а деревенских священников – «урядниками казенного православия».

При этом к другим религиям и конфессиям отношение Ленина было, конечно, тоже негативным, но не до такой степени, как к Православной Церкви. А вот к сектам Ильич был склонен относиться несколько иначе, довольно прагматично. Так, еще в 1897 году он писал, что в борьбе с самодержавием «рядом с пролетариатом стоят… и оппозиционно настроенные элементы… преследуемых абсолютизмом… религий и сект». И советовал воспитывать в рядах социал-демократии таких политических руководителей, которые умели бы в нужную минуту «продиктовать положительную программу действий» «и возмущенным сектантам» (5; 398).

Здесь необходимо сразу пояснить, какой смысл мы вслед за авторитетными историками – специалистами по излагаемой теме вкладываем в понятие «гонения». Это отнюдь не только закрытие храмов и физическое истребление православных людей – клириков и мирян. (Чему мы при дальнейшем изложении уделим главное внимание). Как справедливо указывает А.Г. Латышев, «Ленин явился прямым инициатором четырех массовых кампаний, направленных против православия. Первая – ноябрь 1917 года – 1919 год: начало закрытия монастырей, некоторых храмов, реквизиция их имущества, лишение Церкви прав юридического лица и др. Вторая – 1919 – 1920 годы: вскрытие святых мощей, лишение духовенства политических прав. Третья – начиная с конца 1920 года: раскол Православной Церкви, ее “разложение” изнутри. И четвертая – с начала 1922 года: разграбление или, употребляя ленинский термин, “очищение» всех церквей и расстрел при этом максимального числа священнослужителей”.[6]

Надо сказать, что все приведенные выше высказывания вождя меркнут по сравнению со знаменитым письмом Ленина к Молотову для членов Политбюро ЦК РКП(б) от 19 марта 1922 года.

В современной необольшевистской среде бытует мнение о том, что данный документ является подделкой. Между тем в, так сказать, противоположном лагере порой (это надо признать) не уделяется должное внимание «доказательной базе», от критиков «красной ориентации» часто просто отмахиваются, считая их выступления проявлением глубокого маргиналитета, недостойного серьезной полемики. По нашему убеждению, такая позиция никак не может быть признана конструктивной. Считаем свои научным долгом решительно согласиться с мнением А.К. Сорокина в предисловии к очень ценному сборнику, содержащему ранее не изданные тексты Ленина: «Должен восторжествовать позитивистский подход к анализу и репрезентации исторического прошлого. Научно установленный факт, архивные документы – вот что должно, наконец, лечь в основу обращения к сложным страницам исторического прошлого, предварять любые попытки его интерпретаций. В этом смысле архив с большой буквы, хранящий национальную историю во всей ее полноте, со всеми ее взлетами и падениями, способен сыграть роль доктора исторической памяти» [7] (выделено нами – В.С.). Для того, чтобы разобраться в проблеме, нам пришлось самостоятельно вникнуть в подробности.

История публикации письма к Молотову следующая. Упоминание о нем содержится в ПСС Ленина. В т. 45, на с. 666, где помещена ссылка следующего содержания: "Март 19. Ленин в письме членам Политбюро ЦК РКП(б) пишет о необходимости решительно подавить сопротивление духовенства проведению в жизнь декрета ВЦИК от 23 февраля 1922 г. об изъятии церковных ценностей в целях получения средств для борьбы с голодом". Однако само письмо в ПСС опубликовано не было.

Самая первая публикация текста письма была сделана в "Вестнике РСХД", № 97, 1970, стр. 54-57 и процитирована оттуда в 1-м издании книги Л.Л. Регельсона "Трагедия Русской Церкви, 1917-1945 гг." (Париж. 1977). Согласно свидетельству самого Л.Л. Регельсона (ныне здравствующего), к которому мы обратились за разъяснениями, письмо было передано за границу о. Глебом Якуниным, который получил его от одного из сотрудников архива, причем имя этого человека он не раскрыл даже на допросах в КГБ, прекрасно понимая, что могло бы ожидать того в случае разоблачения. В апреле-мае 1990 г. эта же версия была перепечатана в журнале "Наш Современник"(1990, № 4) и в газете "Собеседник". Редакция "Собеседника" сообщила о своих настойчивых попытках получить информацию от партийных научных организаций о степени достоверности этого документа. В ответ на это был, наконец, опубликован подлинный текст из партийных архивов в журнале "Известия ЦК КПСС", 1990, № 4. С. 191-193. На сегодняшний день именно эта версия текста считается эталонной всеми «лениноведами», и никто из них не подвергает сомнению ее аутентичность, притом, что среди этих ученых (что понятно) немало людей вполне «левых» убеждений. Все «альтернативщики» принадлежат к числу разного рода блогеров, никогда не работавших в архивах. Именно с публикации в «Известиях ЦК КПСС» делались все последующие, в частности, в упомянутом нами сборнике «Ленин. Неизвестные документы 1891 – 1922».

«Сопоставляя первую версию с публикацией "Известий ЦК КПСС", пишет Л.Л. Регельсон, - мы обнаружили большое количество (около сорока) мелких ошибок - пропуски слов, нарушены знаки препинания и т.п. В частности, в первой версии неточно указан номер единицы хранения в архиве ЦПА ИМЛ (дело 22954 – вместо 22947). Все это позволяет сделать вывод, что текст был заучен наизусть и воспроизводился по памяти с небольшими ошибками, однако при полном сохранении смысла».

Обратимся теперь к историческому контексту. Тов. Сапелкин считает «мифом» утверждение о том, что при начале гонений «Церковь была со своим народом, а народ был с Церковью». Конечно, бывало по-разному: ведь гонители Церкви, низовые исполнители антирелигиозных декретов большевистской власти тоже в конечном счете чаще всего были из народа, а не приехали с Лениным и Троцким в их «пломбированных» поездах. Но фактом является и то, что сопротивление гонениям со стороны православного народа было массовым и порой принимало довольно жесткие формы (особенно в начальные годы новой власти, когда воля православных людей была еще не сломлена). Ярким примером этого являются события в Шуе, которые и послужили непосредственным поводом для написания данного письма. 3 марта 1922 года постановлением Шуйского уездного исполкома была создана уездная комиссия согласно декрету ВЦИК от 23 февраля «О порядке изъятия церковных ценностей, находящихся в пользовании групп верующих» и инструкции к декрету ВЦИК и Наркомюста от того же числа[8]. То есть здесь важно то, что местные товарищи не занимались никаким самоуправством (такое тогда тоже случалось), а «всего лишь» послушно выполняли распоряжения центральных властей. Когда 13 марта эта комиссия явилась в собор для исполнения своих намерений, то встретила ожесточенное сопротивление весьма значительной толпы народа, собравшейся на площади. На колокольне ударили в набат. Позорно ретировавшаяся конная милиция была вынуждена вызвать воинскую часть. Прибыла полурота 146 пехотного полка и два автомобиля с пулеметами(!). Поскольку сопротивление не ослабевало, и выстрелы в воздух не принесли результата, красноармейцы по приказу своих командиров начали стрелять в народ, в результате чего несколько человек было убито и ранено. Лишь после этого толпа рассеялась. К вечеру были произведены аресты. В итоге из собора было конфисковано около 10 пудов серебра, а также драгоценные камни, жемчужные ризы и другие ценности. А на 20 марта было назначено заседание Политбюро ЦК, на котором одной из главных тем должно было стать обсуждение хода изъятия церковных ценностей, причем непосредственным поводом для включения этой темы в повестку стали именно события в Шуе[9]. (Надо сказать, что данная тема вообще обходится в статье Н.Сапелкина!).

Письмо Ленина было написано накануне для членов Политбюро. Подробно история этого и других ленинских документов на «церковную» тему раскрывается в работе: Петров С.Г. "Церковные" документы делопроизводства Политбюро ЦК РКП(б) X созыва (16 марта 1921 г. — 2 апреля 1922 г.) Писать письмо Ленину потребовалось потому, что сам он к тому времени был уже настолько болен, что не мог присутствовать на заседании, а тема представлялась ему «архиважной». После приема письма по телефону М.Володичевой, которая стенографировала его, расшифрованный текст был отпечатан одной машинописной закладкой в количестве двух экземпляров. Один из них был отправлен в конверте с бланком секретаря СНК РСФСР автору. На конверте рукой сотрудника секретариата председателя СНК был проставлен гриф «Строго секретно» и сделана запись: «Экземпляр Владимира Ильича (мат[ериалы] по вопросу о шуйских событиях). 19.III.22.» Ленин, получив свой экземпляр продиктованного документа, подчеркнул карандашом на конверте гриф, слово «шуйских» и написал, вновь подчеркнув, помету: «в архив». (То есть на «ленинском» экземпляре имеется собственноручный автограф самого автора – В.С.). Другой экземпляр письма был направлен адресату в ЦК РКП(б) — Молотову. В конце полученного документа, поверх машинописной пометы: «19.III.22. Принято по телефону[,] М. Володичева», ответственный секретарь ЦК РКП(б), исполняя требование Ленина, написал своей собственной рукой другую помету: «Согласен. Однако, предлагаю распространить кампанию не на все губернии и города, а на те, где действительно есть крупные ценности, сосредоточив соответственно силы и внимание партии. 19/Ш. В. Молотов». На сегодня эти два подлинных экземпляра одной машинописной закладки письма председателя СНК от 19 марта 1922 г. вместе с конвертом составляют одно архивное дело фонда ленинских подлинников в РГАСПИ. Архивный номер дела – Фонд 2. Оп. 1. Д. 22947.

Все эти и другие подробности, связанные с письмом Ленина В.Молотову, которые читатель может найти, в частности, в упомянутой работе С.Г. Петрова, нужны нам исключительно как доказательство подлинности текста, реальной принадлежности его перу Ленина. Косвенным доказательством является также наличие текста «Вестника РСХД», с его мелкими «рабочими» неточностями, происхождение которых невозможно объяснить, если придерживаться ненаучной версии о фальсификации.

Обратимся теперь к содержанию письма. В первой части его Ленин проделал теоретический анализ поступившей к нему информации в связи с изъятием церковных ценностей и пришел к выводу о наличии тайного плана борьбы с властью у «черносотенного духовенства», возглавляемого патриархом Тихоном. «Происшествие в Шуе» и другие инциденты, по мнению председателя СНК, без сомнения, были свидетельством осуществления «реакционным духовенством» данного «общего плана», его «решающего сражения». Однако, считал Ленин, «противник» допустил в этом плане «громадную стратегическую ошибку»: то, что он якобы считал наиболее благоприятными, определяющими успех начатой борьбы факторами (в первую очередь — массовый голод), на самом деле было исключительно на руку правящему режиму. По мнению Ленина, именно массовый голод, нейтрализуя крестьян, предоставлял большевикам единственный шанс в истории, когда под прикрытием помощи голодающим можно было изъять церковные ценности и «раз и навсегда» расправиться с Русской Церковью, отбив всякое желание когда-либо сопротивляться новой власти.

«Именно теперь и только теперь, – откровенно писал Ленин, – когда в голодных местностях едят людей, и на дорогах валяются сотни, если не тысячи трупов, мы можем (и поэтому должны) провести изъятие церковных ценностей с самой бешеной и беспощадной энергией и не останавливаясь перед подавлением какого угодно сопротивления». Поскольку письмо обладало повышенной степенью секретности, вождь со всей откровенностью не скрывал, что главной целью ограбления Церкви была отнюдь не помощь голодающим, как это декларировалось официально: «Нам во что бы то ни стало необходимо провести изъятие церковных ценностей самым решительным и самым быстрым образом, чем мы можем обеспечить себе фонд в несколько сотен миллионов золотых рублей… Без этого фонда никакая государственная работа вообще, никакое хозяйственное строительство, в частности, и никакое отстаивание своей позиции в Генуе, в особенности, совершенно немыслимы. Взять в свои руки этот фонд в несколько миллионов золотых рублей (а может быть, и в несколько миллиардов) мы должны во что бы то ни стало. А сделать это с успехом можно только теперь. Все соображения указывают на то, что позже нам сделать этого не удастся, ибо никакой иной момент, кроме отчаянного голода, не даст нам такого настроения широких крестьянских масс, который бы либо обеспечивал нам сочувствие этой массы, либо, по крайней мере, обеспечил бы нам нейтрализование этих масс в том смысле, что победа в борьбе с изъятием ценностей останется безусловно и полностью на нашей стороне».[10]

Итак, подчеркнем еще раз: Ленин в этом секретном документе вполне откровенно говорит, что настоящая цель ограбления Церкви – отнюдь не помощь голодающим (последняя была лишь удобным предлогом), а создание материального фонда для реализации далеко идущих целей молодого советского государства; ситуацию же, связанную с голодом, он, как необычайно циничный и в своем роде гениальный политический тактик, предлагает просто использовать, чтобы сломить волю сопротивляющихся. В дальнейшем мы увидим, как это реализовывалось на практике. Дальше Ленин, ссылаясь на Макиавелли (и не называя при этом его прямо по имени) вполне прагматично напоминает, что «если необходимо (?!) для осуществления известной политической цели пойти на ряд жестокостей, то надо осуществлять их самым энергичным образом и в самый краткий срок, ибо длительного применения жестокостей народные массы не вынесут»[11]. Кроме того, по мысли Ленина, противодействие эмигрантских кругов и иностранных держав будет ослаблено из-за голода в России. Ведь для «внешнего пользования» «народная власть» таким образом заботилась о голодающих! Отсюда и его вывод:

«… Я прихожу к безусловному выводу, что мы должны именно теперь дать самое решительное и беспощадное сражение черносотенному духовенству и подавить его сопротивление с такой жестокостью, чтобы они не забыли этого в течение нескольких десятилетий… Чем большее число представителей реакционного духовенства и реакционной буржуазии удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше»[12].

Дальше Ленин дает указание, согласно которому для этого самого «внешнего пользования», официально должен по означенной проблеме выступать только «тов. Калинин», а вот роль Троцкого, реально руководившего на тот момент всей работой по данному направлению, должна остаться тайной. Вождь требовал, чтобы после расследования дела «шуйских мятежников» процесс против них «был поведен с максимальной быстротой и закончился не иначе как расстрелом очень большого числа самых влиятельных и опасных черносотенцев г. Шуи, а по возможности, также… и Москвы и нескольких других духовных центров». Патриарха Тихона Ленин, справедливо опасаясь негативной реакции слишком широких кругов общественности, как российской, так и зарубежной, предлагает пока «не трогать», но подвергнуть самой тщательной слежке, вскрывая все его связи. В заключение автор письма предлагает ни много ни мало, как съезду партии (!) провести решение о том, «что изъятие ценностей, в особенности самых богатых лавр, монастырей и церквей, должно быть проведено с беспощадной решительностью, безусловно, ни перед чем не останавливаясь и в самый кратчайший срок. Чем большее число представителей реакционного духовенства и реакционной буржуазии нам удастся по этому поводу расстрелять, тем лучше. Надо именно теперь проучить эту публику так, чтобы на несколько десятков лет ни о каком сопротивлении они не смели и думать»[13].

Так что, как видим, в этом секретном (и потому вполне откровенном) письме Ленин предельно далеко ушел от высказанного в статье «Социализм и религия» и предназначенного для широкой публики раннего своего тезиса (1905 года) о том, что «бороться с религиозным туманом» следует «чисто идейно и только идейным оружием, нашей прессой, нашим словом» (12, 145). Это пока они не были у власти, борьба с религией была «чисто идейной». А когда получили власть, то свою богоборческую идейность стали реализовывать на практике. По заветам Макиавелли, которого сто раз переплюнули.

Продолжение следует


[1] Владимир Степанов (Русак) Свидетельство обвинения. Церковь и государство в Советском Союзе. 1980. С. 47.

[2] Там же.

[3] Революция и Церковь. 1919. № 1, с. 3.

[4] Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т. 48. С. 226-227. В дальнейшем ссылки на это издание даются в тексте с указанием тома и страницы.

[5] Латышев А.Г. Рассекреченный Ленин. М., 1996. С. 146.

[6] Латышев А.Г. Указ. соч. С. 147.

[7] См.: Ленин. Неизвестные документы 1891 – 1922. (2-е изд.). М., «Росспэн», 2017. С.4.

[8] См.: Известия ВЦИК, № 46, 26 февраля 1922 г; 28 февраля 1922 г.

[9] Подробное изложение исторического контекста письма к Молотову см. в кн.: Ленин. Неизвестные документы 1891 – 1922. (2-е изд.). С. 519-523.

[10] Там же. С. 516-517.

[11] Там же.

[12] Там же. С. 517.

[13] Там же. С. 518-519.

Комментарии Написать свой комментарий
23 января 2019 в 12:04

Как же противны вы стали Семенко со своей ненавистью к СССР.
А ведь именно СССР помог сохранить в РПЦ Дух Истинного Христианства, в то время как Запад окончательно подчинил все церкви культу золотого тельца = капиталу.
Сейчас же, когда храмов вновь вроде много, а все иерархи РПЦ Дух Божий предали и служат сатане = капиталу. Уж об этом то и вы не раз говорили, раскрывая предательские действия как Кирилла, так и Иллариона.
При этом, когда надо и дальше раскрывать суть продолжающего предательства в нынешней РПЦ, вы опять и опять пытаетесь перевести стрелки от нынешних наиболее жутких вещей убивающих именно Дух Божьей Правды на менее жуткие, что были при СССР.
По меньшей мере это подло с вашей стороны. Хотя что можно ожидать от диссидента, который с молоду участвовал в разрушении СССР. Как говорится, вам теперь отступать видимо некуда, по вашему внутреннему убеждению - боитесь видимо и вы Суда Праведного Божьего и Человеческого, который неизбежно Завтра будет. Что ж, вы сами делаете свой выбор, - но в очередной раз предупреждаю вас, что очерняя в данной ситуации СССР, вы становитесь защитником нынешнего сатанизма, а значит придётся и вам нести за всё ответ на Суде Божьем.

23 января 2019 в 16:28

Сейчас же подробно прочитал вашу статью и пришёл к выводу что вы не просто негодяй, - вы гораздо хуже и Солженицина и Резуна. Те конечно явные враги Нашего Отечества, а так же Правды и Истины. Но вы, заигрывающий со всеми, критикующий иногда правдиво нынешних сатанистов в РПЦ, в то же время лживую грязь помойную на Ленина и СССР льёте не стыдясь ни капельки. Да, одно скажу - Боже немыслимо более терпеть эту ложь - Да Будет Завтра Суд Твой Праведный - Утверди Правду и Суди лжецов мракобесных.

23 января 2019 в 12:10

Ваша статья, господин Семенко, - многословная, но КРАЙНЕ дешёвая антисоветская агитка!
Начать хотя бы с лживого антисоветского тезиса "преследование религии и Церкви со стороны богоборческого большевистского режима". Я неоднократно писал о том, что НИКОГДА, НИ В КАКОМ ВИДЕ Советская власть ( вы же именно её называете режимом?) с БОГОМ не боролась. Ваших возражений, Семенко,не помню.
Лжи и клеветы у вас, Семенко очень много поработали вы достаточно! Спасибо за ленинские цитаты, но почему вы приводите, к примеру «ленинский термин, “очищение» всех церквей и расстрел при этом максимального числа священнослужителей”» со ссылкой на понравившийся вам источник (Латышев А.Г. Рассекреченный Ленин. М., 1996)?
К сожалению, формат комментария не очень подходит к подробному опровержению многословной, повторю лишь свой вопрос конкретно по вашей терминологии: КТО и когда назвал Советскую власть богоборческой?". Этот вопрос был задан мной более года назад (http://zavtra.ru/blogs/bila_li_sovetskaya_vlast_bogoborcheskoj), но ответа до сих пор я не получил.
По всей видимости, не получу и сейчас, зато вы будете без конца повторять свои мантры.

23 января 2019 в 13:40

Про 1938 не знаю. Но - не моё мнение, а человека, который в церковь нечасто, но регулярно ходит - в это время крестить и венчать стали гораздо меньше, чем сразу после перестройки.

23 января 2019 в 15:01

Кто сказал, что В. Ленин и большевики всегда и во всём правы?
Если Ленин и прав в отношении религиозных верований, так это в том, что религия - это просто ВЕРА своим проповедникам, и совершенно НЕ научное видение мира, человека, общества.
Видимо Ленин забыл, что ВСЯКИЕ знания начинались, ХРАНИЛИСЬ и передавались следующим поколениям в РЕЛИГИОЗНЫХ институтах многие столетия.
Религиозные учения позволили человеку стать таковым из дикого и жестокого зверя.
В годы жизни Ленина, конечно, наука достигла большого технического прогресса, НО так и НЕ смогла найти гармонизацию человеческого бытия. Кстати, мы это видим сегодня во всём мире.

Сегодняшняя наука ТОЖЕ практически НИЧЕГО не смогла сделать для ГАРМОНИЧЕСКОГО развития человека и человечества. Больше того, МНОГИЕ, «так называемые учения о человеке», доказывают хищническую и звериную СУЩНОСТЬ человека.

Ленин и большевики, по своей сути, были хищниками и зверьми, в мире ХИЩНИКОВ и ЗВЕРЕЙ!!!
Именно по этой причине они себя вели так, как это мы видим по документам. То есть хищные звери, в человеческом облике, дрались, друг с другом, по ЗВЕРИНЫМ законам хищных зверей.

Да, религиозные верования консервативны, но они и только они позволяли человеку оставаться человеком, а НЕ зверем.
Естественно было ожидать того, что, абсолютное большинство религиозных деятелей, НЕ поддержит революцию в любой её форме.

О чём Вы спорите, господа и товарищи?....
Вспомните «Тихий Дон» Шолохова…
В войне, люди-враги, становятся ЗВЕРЬМИ в отношении врагов, иначе им НИКОГДА НЕ ВИДАТЬ Победы…

Не зря же говорят, что «врага готов зубами грызть…»…
Кто НЕ готов, тот поднимает руки (тому пример – ВСЯ Европа).
Именно по этой причине Европа, включая Прибалтику и Западную Украину, НЕНАВИДЯТ, и просто НЕ могут ПОНЯТЬ и ПРИНЯТЬ Россию и россиян…….

23 января 2019 в 16:05

Петр Черный. Молодец, спасибо! Ваше присутствие здесь доказывает, что М.Уткин неправ, когда ругает весь форум в целом. Есть и здесь вполне вменяемые люди.

23 января 2019 в 16:34

Конечно есть нормальные и вменяемые. Кто спорит? Просто антиподы самые шумные и крикливые.

23 января 2019 в 15:17

Сей гусёк, пол-года назад собрал со своим протеже неимоверную кучу комментов, видать хочет побить собственный рекорд. Действует в стиле итальянских хоккеистов... один крендель бросает шайбу через все зоны, и свора итальяшек кидается за ней, в надежде поразить ворота соперника, толку нет, но движуха идёт.

23 января 2019 в 15:30

Владимиру Семенко. Ну что, получили? Неужели Вы думаете, что здешней публике можно что-то доказать с помощью документов или логики? Как-то я привел здесь цитату Ленина о Гапоне, которого ВИ считал христианским социалистом. Цитата была в кавычках, указан первоисточник. А в ответ просто истерика. Особенно изгалялся персонаж по фамилии Ужакин, который что-то притих в последнее время. Мне кажется, что одна из задач этого сайта - объединить таких людей для того, чтобы держать их под контролем. Сегодня Марксизм-Ленинизм это религия. И как любая молодая религия она отличается злобой и нетерпимостью. Назвать эту теорию научной нельзя. Она не прошла проверку временем так как обладала серьезными пороками. Как говорят в медицине: пороки не совместимые с жизнью. Но некоторые верят. Флаг им в руки.

23 января 2019 в 15:59

Есть книга Ленина с дарственной надписью Гапону.

23 января 2019 в 16:02

Ребята, Латышев не имеет никакого прямого отношения к доказательству подлинности тех текстов Ленина, которые я привел. Что касается богоборчества, то я только начал. Будет еще продолжение, так что повеселимся.

23 января 2019 в 16:40

Провокатор. Гапон №2.

23 января 2019 в 19:24

Публиковать подлинные документы советской власти - "провокация"?

23 января 2019 в 20:33

Барахнин, вся эта брехня есть в 55 томах полного собрания сочинений Ленина?
Конечно нет.

В своё время читал Резуна, тогда мне молодому офицеру его мне советовали читать жители Воронежской области. Они тогда убеждали меня, что там описана истинная правда. И что? Дураков, что Резун написал правду меньше не стало и сейчас. Зато я, познав Бога Живого, через Спасение, Воскресение, Второе Рождение и Воспитание от Него теперь знаю точно, как говорится на 100%, что Резун и Солженицын лжецы.
Так же и здесь. Уже многократно доказано, что приписываемые Ленину цитаты это есть ложь. А если даже эту ложь сейчас засунули вдруг и в архивы, как это было сделано с делом по расстрелу польских военных в Катыни, то методику этих подтасовок как раз таки раскрыл Виктор Ильюхин. И когда он объявил о том, что скоро обнародует полные доказательства этих вбросов, то он неожиданно умер.

При всём при этом знаю, что Жив Бог, а значит и вся тайная ложь скоро расточится и после Суда Праведного Мы всё же придём в Царствие Божие Истинного Коммунизма.

23 января 2019 в 21:30

Вам нужны цитаты из ПСС?

"провести беспощадный массовый террор против кулаков, попов и белогвардейцев"
Ленин, ПСС, т.50, с.143
http://www.uaio.ru/vil/50.htm

Заметьте, что Ленин, требуя "провести беспощадный массовый террор", ставит "попов" (всех- независимо от их конкретных деяний) в один ряд с белогвардейцами - вооруженными противниками советского режима.

24 января 2019 в 07:34

И что? Когда стал требовать этого Ленин?
Разве не после того как эти белогвардейцы первыми начали террор против Советской = Народной Власти? Разве не после того как те же попы, которые с радостью отрекались от царя и выкидывали его трон на улицу под всеобщее ликование, надеясь на благодать от золотого тельца = капитала? Зато потом, когда Народ и Советы отодвинули их от "денежного мешка", - сами пошли и против Народа и против Советов? А ведь ещё 500 лет назад Нил Сорский предупреждал, что истинное служение Богу не должно заменяться стремлением к показному величию и материальному благополучию.

"Стремясь к евангельскому идеалу, Нил Сорский — как и все направление, во главе которого он стоял, — не скрывает своего осуждения тем нестроениям, которые он видел в большинстве современного русского монашества. Из общего взгляда на сущность и цели иноческого обета непосредственно вытекал энергический протест Нила Сорского против монастырских имуществ. Всякую собственность, не только богатство, Нил Сорский считает противоречащей иноческим обетам.
"Инок отрицается от мира и всего, «яже в нем» — как же он может после этого тратить время на заботы о мирских имуществах, землях, богатствах? Иноки должны питаться исключительно своими трудами, и даже подаяния могут принимать только в крайних случаях. Они не должны «не точию не имети имения, но ни желати то стяжавати»…
Источник: http://www.aphorisme.ru/about-authors/nil/?q=3825

Но тогда победила позиция Иосифа Волоцкого и с тех времён церковь всё время удалялась от народа. А ведь тогда же кстати победил и протестантизм на Западе. Поэтому то после 1917 года заслужили эти попы от Народа = Советов, то что на самом деле заслужили, - заслуженную кару и Божью. И только Советская Власть сделала РПЦ такой, какой она на самом деле должна быть по Завету Иисуса Христа и Нила Сорского. А вот Семенко как раз и занимался разложением этих Священников, по методичкам сатанистов = капиталистов Запада, которые были взрощены при Советах. Поэтому Суду Завтрашнему есть что и ему предъявить. Поэтому и льёт помои он как из ведра на Советы.
Но в том то и дело, что Советы есть прообраз Царствия Божьего на Земле и созданы были не партиями, а именно Народом Нашим - Нашими Предками и именно на основе глубокого осмысления Заветом именно Иисуса Христа. Поэтому как не плюй в колодец, а водицы придётся из него испить. И я знающий, что Бог = Живой Космос в Духе Своём есть именно Коммунист - в этом абсолютно уверен.

24 января 2019 в 07:53

Что бы не было двусмысленных толкований изменю одно предложение; А вот Семенко как раз и занимался разложением этих Священников, которые были взрощены при Советах, по методичкам сатанистов = капиталистов Запада.

Что, что а это он сам писал в своих статьях.

24 января 2019 в 10:58

Вера в Бога и попы ,погрязшие в стяжательстве и корыстолюбии разъезжающих на Лексусах и Гелендвагенах,не одно и тоже

24 января 2019 в 10:59

такие попы сейчас и такими были 100 лет назад

23 января 2019 в 16:06

Картина не подлинная, так как на ней не отражён исторический фон развития общественной жизни, включая и религию, в период предреволюционный и в революционный и гражданской войны. Общественная мысль, в среде которой складывалось мировоззрение Ленина и других революционеров, восставала против несправедливости власти и лживости религии, обслуживавшей эту власть. Народ неграмотный, тёмный, нутром чуял, что власть и попы его дурят. В революцию и в гражданскую эти мысли и чувства вылились во взаимную ненависть и жестокость разных слоёв общества друг к другу – тех кто чувствовал себя при этой власти вполне счастливым, и тех, кто чувствовал себя обманутым и несчастливым. Попы чувствовали себя при царской власти счастливыми, поэтому они, естественным образом, возненавидели большевиков, к которым примкнули ещё и ненавидимые попами гонители Христа, евреи. Главная вина за масштаб и жестокость гражданской войны на казачестве – это большая вооружённая сила, преданная власти и церкви от которых казаки получили привилегии. Царские генералы без труда взбунтовали эту вооружённую силу против большевиков и тем самым начали гражданскую войну. За спиной генералов и казаков стояли попы, которые благославили их на жестокую бойню. В ответ получили такую-же ненависть и жестокость. Что посеешь, то и пожнёшь. Нынче, период антисоветского реванша и попы стараются, сеют своё, вечное, божественное. Ленин и большевики относились к религии как ко лжи, которая унижает достоинство человека, а советский человек должен был быть свободен от этих древних, диких предрассудков. Поэтому религиозное сознание и сама религия искоренялись из советского общества, оставаясь за бортом жизни, на её обочине. Возрождение религии совпало с деградацией страны, народа, человека. Может-ли религия дать импульст развитию человека и общества для жизни в нынешнем технократическом, технологическом мире? Вряд-ли, религия сеет рознь, борьбу за свои интересы, за ресурсы, технологии лжи и религиозных войн.

23 января 2019 в 16:49

Христианская религия стояла и стоит уже 2000 лет. За нее люди шли и до сих пор идут на смерть. Достаточно вспомнить мальчика по фамилии Родионов. Созданная Лениным партия продержалась у власти около 70 лет. От нее не осталось и следа. КПРФ это не КПСС. Страны, которым коммунистическая идеология была навязана теперь ненавидят Россию. Самое главное ни один из адептов коммунизма и пальцем не пошевельнул когда рушилась столь любимая ими идеология.

23 января 2019 в 17:55

Уж не ликуете ли вы, Уткин?

И не слышали ли вы такую фразу: "Живя в Советском Союзе, я не был коммунистом. Пожив в современной России, я им стал"?

Например, Зиновьева она очень хорошо характеризует:

«Запад опасался не столько военной мощи СССР, сколько его интеллектуального, артистического и спортивного потенциала. Запад видел, насколько СССР был полон жизни! В советские годы была создана величайшая культура, на порядок выше, чем все, что на Западе. Все это рухнуло, просто убили!», — считал он.

«Он видел установки — СССР являл опасность состоянием радости — вот это то, что мешало западному миру почувствовать свою полноценность», — вспоминает вдова философа Ольга Зиновьева.

Мировое господство через культурный диктат и перманентное насилие — стоит навязать свою музыку, кино, литературу и это приведет к уничтожению суверенитета. Зиновьев был уверен, что Запад изобрел — миротворческую войну, оружием в которой стали плохое питание, нищета, СПИД и наркотики. И только когда это не помогало достичь господства, в бои шли бомбы и ракеты.

«Запад находился под влиянием СССР, в особенности через собственные коммунистические партии. Сегодня мы живем в мире, где господствует одна-единственная сила, одна идеология и одна проглобализационная партия. Все это вместе взятое начало формироваться еще во время Холодной войны, когда постепенно, в самых различных видах появились суперструктуры: коммерческие, банковские, политические и информационные организации. Несмотря на разные сферы деятельности, эти силы объединяла их транснациональная сущность. С развалом коммунизма они стали управлять миром. "

23 января 2019 в 19:01

"ненавидимые попами гонители Христа, евреи"
- у вас запятая на месте? Что-то я в этих пяти словах запутался!

23 января 2019 в 22:57

Виктор Гончар.

Полностью согласен с Вашими выводами.

23 января 2019 в 17:41

Семенко предусмотрительно обходит стороной тему о том, кто же подвёл дело к "злодейскому убийству Царя-мученика". Подводили же в том числе и церковные иерархи. Синод уже на следующий день после отречения царя постановил не провозглашать в храмах многолетие Романовым. Понятно, что и Петр трижды за ночь Христа предал, но и члены Синода оказались не менее шустрыми. Да и не только они:

https://versia.ru/kak-v-1917-godu-cerkov-radovalas-sverzheniyu-nikolaya-ii

Не по мощам ли и елей в итоге получился?

23 января 2019 в 17:45

И хочется спросить этого "борца за истину": На фоне того, что вокруг происходит вы, действительно, считаете разборку ленинских писем почти столетней давности актуальным занятием?

24 января 2019 в 01:02

Борис Сергеев, я всего лишь отвечаю фальсификаторам. У каждого своя тема. А против пенсионной реформы и сам где-то расписывался.

24 января 2019 в 12:32

Дело не в пенсионной реформе. При всех изъянах становления Советской власти в итоге в её рамках была найдена форма организации жизни людей близкая к христианскому идеалу. Да, она была несовершенной, но именно совершенствованием и надо было заниматься. Вместо этого группировка предателей, находящаяся на коротком поводке у кураторов из-вне, разрушила саму конструкцию, "разрешив" церковь для прикрытия своих действий. Теперь эти предатели изощренно развращают людей, используя государственные СМИ и лицемерно заявляют о том, что "государство не должно вмешиваться в дела церкви", отстранённо наблюдая, как государственные власти на Украине громят РПЦ. Вы же укрепляете их позиции, разжигая дискуссии среди тех, кто им противостоит.

23 января 2019 в 18:19

Развалины собора Введения во Храм Пресвятой Богородицы. Часовня св. Александра Невского на Загородном напротив Царскосельского Вокзала (Витебского) СПб.
http://www.citywalls.ru/photo360806.html

23 января 2019 в 19:04

На фото в предыдущем посте видно, кто и как в 1934 первыми начали бомбить Ленинград.

23 января 2019 в 19:14

Так и кто же? Фамилии! Или вы считаете, что большевики были сплошной однородной массой? Тогда откуда же процессы 30-х годов, по которым часть партийной верхушки и проходила

23 января 2019 в 19:27

Г-н Фёдоров, а Вы уверены, что, к примеру, каждый монумент Ленину - "исторический или архитектурный памятник"?

23 января 2019 в 19:20

Главное в этой статье - публикация подлинных советских документов. Это - лучшее средство, чтобы показать молодому поколению сущность "советской цивилизации" и выработать у него стойкий иммунитет к левой идее.

23 января 2019 в 20:39

Перед баррикадами обычно бывают демонстрации и забастовки. Много Вы наблюдали таких акций вообще? А на наблюдаемых - много ли молодежи?

Что касается Навального, он высказался о "светлом прошлом" предельно ясно:
"Слава Богу, что СССР больше нет"
https://twitter.com/navalny/status/793173996967698432

И подкрепленные документами рассказы о том, как советский режим подавлял любое инакомыслие, - лучший аргумент для сторонников Навального в пользу того, что реставраторы СССР - для них враги более страшные, чем нынешняя бюрократия.

23 января 2019 в 21:19

Ну так и Гитлер был левее Гинденбурга. Однако от этого немецким коммунистам и социал-демократам после 1933-го года стало отнюдь не легче.

23 января 2019 в 21:51

ВВП не заигрывал с национализмом - например, не устроил из Донбасса вторые Судеты. И социалистической фразеологией он не увлекался.

23 января 2019 в 21:53

Кто про что, а Барахнин про "инакомыслие"! Какое инакомыслие, когда мыслить учили как раз в советской школе, а сейчас отучают. Вам же ясно Фурсенко сказал, что цель компрадорской школы- формировать "квалифицированного потребителя".

23 января 2019 в 21:59

ВВП просто сдал Донбасс под расстрел, как "неправильно восставших". В отличие от крымчан- восставших правильно.

Но и в Крыму нет ни российских банков, ни мобильной сети. "Партнеры" не велят. Т.е. ыактически управляют Россией при президенте, который всегда "не при чём"

23 января 2019 в 22:06

Так что с кем Путин и заигрывает, так это с завсегдатаями Бильдербергского клуба. Причем делает он это за счет 76% за него голосовавших

24 января 2019 в 00:40

Партнёры не велят...

Да вообще похоже, что Крым ему "партнёры" (или кураторы) просто разрешили (потому и бескровно). А Донбасс в договорённости не входил. Это их форс мажор получился - ситуация вышла из под контроля.

24 января 2019 в 04:50

Борис Сергеев: "Но и в Крыму нет ни российских банков, ни мобильной сети"

Левые в Вашем лице продолжают славные большевицкие традиции - клеветать на "эксплуататорское государство".

Сейчас в Крыму действует российских банков 7 банков - список здесь:
https://bankiros.ru/wiki/term/banki-krima

В крыму работает российский оператор МТС, который де-факто включил Крым в состав «Краснодарский край и Республика Адыгея».
http://teletarify.ru/mts/tarify-mts/tarifnye-plany-mts-v-krymu

24 января 2019 в 09:30

Шулер вы, Барахнин, и мелкий пакостник. На сайт МТС вам,конечно, недосуг было зайти- не так студентов бы послали! Но заходить вам туда и не хотелось. поскольку об ответе вы догадывались. Придется привести вам, мошеннику, объяснения других мошенников-торговцев страной.

"Ситуация относительно полуострова неоднозначная. Сейчас в Крыму работает один оператор – «К-Телеком». Российские компании заключили с ним контракты для предоставления услуг роуминга.

Качество связи уступает как России, так и Украине.

Обеспечить связью российские операторы полуостров не могут. Компании быстро окажутся под санкциями. Что это значит для них:

Потеря иностранного бизнеса. Напомним, что у МТС есть дочерняя компания в Украине.
Серьезные убытки.
Проблемы с покупкой оборудования. Обновление и обслуживание сетей осуществляется с применением оснащения зарубежного производства.

Компания не подтверждает свое присутствие в Крыму. "

23 января 2019 в 21:55

Вот есть историческое событие, и есть советская его интерпретация и сегодняшняя. Угадайте с 3х раз какую люди быстрее примут за правду, опять же исходя уже из сегодняшних реалий?

А так то, конечно, пишите. Мне бы даже интересно было ознакомится с советскими документами, как оптимальными решениями в тех условиях, если бы... они не из ваших лживых ручёнок предоставлялись.

Вся ваша примитивная писанина направлена на молодёжь, но они либеральных динозавров не читают. Вы уже своей ложью всем оскомину набили.

24 января 2019 в 05:27

Вы полагаете что молодежь охотнее читает динозавров коммунистических?

24 января 2019 в 09:20

Нет, не полагаю. Но и от вашей лжи, хоть так защищены. Надо отметить они ни официозу, ни тем более телевизору, не верят. А в связи с этим, более внимательно и не так критично оценивают Советский период. Гораздо более критично относятся к текущему и проистекающему. Ну, это я о после университетской молодёжи могу рассказать, с другой не сталкиваюсь.

24 января 2019 в 09:35

Какие хоть у вас "динозавры", Барахнин? Собчак с Парфёновым? Или Гозман с Чубайсом? Или Пономарев, пускающий слюни, что ему сократили госфинансирование? Или вы самого "отливающего на граните" имели в виду?

Кучка паяцев - стыдно за то, что приходится их лицезреть.

24 января 2019 в 12:05

Для вас,Барахнин. С портретом

https://publizist.ru/blogs/111926/29140/-

23 января 2019 в 22:32

Татьяне Меркуловой

Вы пишете:
"...Сегодня в 16:58
В.Семенко, М.Уткину, П.Черному:

Петр Черный ещё недавно всецело уповал на науку и прогресс, и меня чрезвычайно удивил и обрадовал этот его комментарий.
С уважением...".

Уважаемая Татьяна, я действительно УПОВАЮ только и только на - НАУКУ!!!
Быть атеистом, с нормальными человеческими качествами (как у верующего), крайне сложно и очень и очень трудно.

Ведь для всего окружающего мира ты ДУРАК, ИДИОТ, в лучшем случае, - ИДЕАЛИСТ, если ты, будучи АБСОЛЮТНЫМ атеистом, живёшь или пытаешься жить по духовно-нравственным принципам религиозных верований.
Лично мне, мои друзья, соглашаясь со мной, В ПРИНЦИПЕ, говорили о том, что окружающая действительность - это МИР зверей и хищников, которые НИКОГДА НЕ позволят человечеству построить ГАРМОНИЧНОЕ Бытие человека.

Да и на этом сайте мысли моих друзей и товарищей частенько подтверждаются самым конкретным образом.
Разве здесь ведутся дискуссии, чтобы построить гармоничную жизнь в России?

Здесь продолжаются гражданские и религиозные войны всех мастей и оттенков.

Здесь НЕ творцы и созидатели, а ДИКАРИ и РАЗРУШИТЕЛИ всего и вся.
В определённом смысле, - и я ТОЖЕ...

С уважением.

23 января 2019 в 22:44

Фёдоров - дайте ссылку на решение Ленинградского Горсовета, по какой причине эту коломбину снесли.

Это церковь Семёновского полка. А я родился и жил в Ленинграде в Семенцах( т.е. в районе казарм Семёновского полка на ул. Верейской). Там всё родное. И это место, которое теперь зияет пустотой (там сейчас памятная колонна). Кстати рядом проходил Введенский канал с деревянным мостом, который пересекал Загородный проспект перед Царскосельским вокзалом и соединял Фонтанку с Обводным. Своё название канал получил по Введенскому собору лейб-гвардии Семёновского полка. Его засыпали когда мне был 9лет. Зделали улицу имени (почему-то Витебского канала).

Короче полностью стёрли память о Семёновском полке с карты Ленинграда.Зато рядом в 20 метрах попрежнему находится переулок Ильича.

24 января 2019 в 08:44

Ответ объёмный, но никакого отношения к заданному вопросу не имеющий!

23 января 2019 в 22:51

Статья построена на цитатах из разных источников.
"Дайте мне строчку из "Отче наш" и я докажу, что автора надо повесить."/Г. Плеханов/, что и делает автор.

"запрещение церковным религиозным обществам владеть собственностью, лишение их прав юридического лица и национализация всего церковные имущества.
Этих ограничений не знает ни одно соответствующее законодательство европейских государств. Не знает его даже самый радикальный закон об отделении Церкви от государства – французский 1905 года".
А причем тут французы, и почему мы должны строить свою государственность по французским лекалам?
Оставим в покое цитаты из статьи.
В статье не отражен исторический момент событий, "Народ неграмотный, тёмный, нутром чуял, что власть и попы его дурят" /В. Гончар/.
С момента отчуждения церкви от государства, церкви из-за отсутствия финансирования, стали закрываться, церкви понесли большие утраты, земли принадлежащие церкви отошли к государству, церковное служители оставались не у дел, отсюда и ненависть к советам. Желая вернуть утраченное, служители церкви, стали охотно поддерживать белое движение, а на войне как на войне.
В Сибири, церковные служители даже вступали в ряды колчаковской армии, создавались военные подразделения.
Не будь такого сопротивления новой власти, никто бы не стал репрессировать священников, но увы, они не признали власть, стали всячески противостоять и вредить, реакция революционеров последовала незамедлительно. Не окажись такой решительной в данном вопросе, советская власть могла бы и не состоятся.
Победителей не судят, а вот ошибки надо учитывать, чтобы их не повторять.
А на счет конфискации церковного имущества: если Вы, Владимир Семенко, докажите, что эти богатства присвоили себе лично руководители первого пролетарского правительства, то я буду на Вашей стороне, а если не докажите, то тема не имеет смысла. Петр 1 переплавил колокола на пушки, конфисковал церковные ценности и не только защитил границы России, но и расширил их, и никто об этом особо не горюет.

23 января 2019 в 23:48

Хорошо бы исследователь материалы РПЦ того времени, это могло бы прояснить многие моменты. Но почему то эти материалы исследователи обходят стороной, есть что скрывать.
В следующей статье жду документы от РПЦ, для подтверждения выводов Владимира Семенко.
А то как-то неловко получается, как игра в одни ворота.

24 января 2019 в 00:30

Чтобы мне хотелось досказать.

Во-первых, священников так же уничтожала и "белая гвардия" за малейшую помощь красным в любом человеческом её проявлении, даже если и без идеологической. Но всех повесили на "красных".

Во-вторых, власть, в так называемую гражданскую, не контролировала всё и вся (и всех), а потому на местах происходили не санкционированные "во имя революции" ответы на "белый террор".

И в-третьих и главных, если бы не победила Советская власть, то не было бы у на ни СССР, ни России, даже вот этого, что сейчас, бы не было. И только большевики из разваленной уже страны в кротчайшие сроки создали величайшую Империю, целую Цивилизацию, равной которой не было и нет. Не буду говорить, что и не будет - я надеюсь на воссоздание. Конечно уж, не этими у власти.

24 января 2019 в 00:37

И вот опять же о священниках. Меня сильно смущают списки "новомучеников". Не всех ли подряд туда внесли, просто исходя из церковного сана, или вообще из околоцерковности убиенного. Вполне себе могли и огульно списками. Особенно, если посмотреть, что с "царскими" останками вытворяют. Да и остального хватает.

24 января 2019 в 11:25

Александр, поддерживаю и я Верю в Воскресение СССР. При этом так же Верю, что Новый СССР будет намного лучше прежнего, не в последнюю очередь из-за того, что формироваться Он будет именно на Духовной основе, что бы потом всё Человечество само пожелало Соединиться в этом Новом Мире Истинного Коммунизма.

23 января 2019 в 23:09

Борис Сергеев - Фамилии.

Я с вами согласен, Борис. Это Губельман-Ярославский. В Вики о нём чётко. Вот его работа.
https://pikabu.ru/story/top10_utrachennyikh_khramov_peterburga_5114551

24 января 2019 в 13:16

Внутри партии большевиков действовали различные группировки, в том числе и те, что были нацелены на уничтожение национальной самобытности русских и растворении их в "мировом пролетариате". Им противостояли сторонники "социализма в одной стране", т.е. "государственники". Последние и возобладали в итоге при сталинском руководстве, однако ненадолго. Потомки тех, кто организовывал разгром церквей и уничтожение казачества, переориентировались на транснациональную олигархию и теперь выкорчёвывают русских куда более эффективно - достаточно взглянуть на Украину, где и до церквей дело дошло.

24 января 2019 в 02:59

Народ теперь что бы подтянуть живот, накачать пресс, убрать бока и сделать тело красивым не нужно сидеть на диетах и заниматься в спортзале! Недавно опробовал уникальный пояс миостимулятор с помощью которого я убрал пузо и накачал пресс, руки и спину всего за две недели не выходя из дома (просто надел и включил). На днях купил пояс девушке, и вышло в 2 раза дешевле чем я брал, советую купить пока такая акция! А вычитал о нем у этого чувака ---->>>> http://gg.gg/moipres

24 января 2019 в 09:01

Александр, а конкретно можете говорить? В чём, скажем, мой язык отличается от вашего?
Здесь привели несколько сайтов с примерами построенных светских зданий на месте церковных храмов. А что,большевики должны были тратить народные средства на поддержку этих рассадников религиозного опиума? Или терпеть запущенные бомжатники в центре крупных городов? Сейчас в стране многие десятки и сотни церковных храмов, находящихся в запустении, но они даже в случае сноса их (а для этого тоже средства нужны!) интереса ни для кого не представляют! Пропадают деревянные храмы - жемчужины архитектуры. В Советском городе Горьком стоят ОТРЕСТАВРИРОВАННЫЕ два ДЕРЕВЯННЫХ храма, которые привезли из деревенской глуши. Не знаю НИ ОДНОГО случая реставрации церкви в Царское время!

1.0x