Чтобы там ни было, но после выступления Райкина вопрос культуры снова оказался среди насущных. Так, среди коллег по цеху наибольшую поддержку получил от режиссера награжденного самыми разными западными и нашими «тусовочными» премиями поставленного на основе американской истории фильма про «немытую пьяную Россию» «Левиафан» Андрея Звягинцева.
«Не художник обязан государству, а государство обязано помогать художнику, — заявил Звягинцев. — Власть обязана пестовать гений, поощрять свободный поиск талантливых представителей народа, потому что именно так тело народа осознает себя, взрослеет, совершенствуется, просвещается вместе с этими прозрениями, порой ранящими публику, порой обескураживающими ее, но всегда создающими то напряжение смыслов, которое и необходимо как вода в пустыне душе и разуму зрителя, читателя, слушателя.
Глядя на свободно струящееся тело произведения вольного ума, зритель видит, как в отражении, себя самого свободным и вольным, потому что, как известно, художник не может не петь песню, которая немотствует на устах его народа. Власти же вместо этого поощряют бездарную, унылую ложь о человеке, заполонившую экраны и телевизора, и кинотеатра. Отдаляют тем самым человека от самого себя, настоящего и сложного. Вот чем оборачивается их «госзаказ».
Вот так — вы нам все должны, потому что мы Гений, а вы быдло! Не слабое такое заявление для рерайтера снимающего далеко не «Летят журавли». Но зато в модном мировом тренде: «О, эти ужасные русские» — там не цензура, там такое любят, вон и Алексеевич Нобелевку дали. Но к словам Звягинцева мы еще вернемся, пока же приведем слова еще одного обвинителя «цензуры», «диктатуры» и диких русских Лиелайса.
Итак, «бедный» строящий коммерческий развлекательный центр «Райкин плаза» Райкин, которому не дают лишних пару сот миллионов на утверждение в камне собственной гениальности и очень уважаемый в кругу своих друзей «гений» Звягинцев, дружно взяли и харкнули не только в лицо «этих пьяных мужиков», что дело, в общем-то, для них привычное, но и власти.
«Желающим что-нибудь заказать художнику я могу предложить следующее. Продайте свой дом или автомобиль и на вырученные деньги закажите, например, спектакль. Или десять спектаклей. Если найдутся охочие, а такие точно найдутся, они и покажут вам на сцене то, что вам хочется. А пока вы исполняете волю народа, получая зарплату из народных денег, пока вы такие же, как и мы, граждане страны, помогайте свободным художникам осуществлять свою деятельность, а не мешайте им. Услышьте же, наконец, что они не хотят ваших «заказов». Не хотят с вами ни ужинать, ни танцевать.
И последнее. Моему сыну только на днях исполнилось 7. Он не знает, кто такой Путин. Потому что живет в счастливой стране по имени детство. По крайней мере я считаю, что ему совсем ни к чему знать, кто такой Путин или Жириновский, что такое «пакет Яровой» или законы Милонова и Мизулиной. У нас дома нет телевизора уже много лет. В этом сентябре он пошел в первый класс. Уже в конце первой недели обучения на мой вопрос, что они изучают в классе, мой сын ответил: «В Москве есть Красная площадь, Кремль и зоопарк, а еще у нас есть президент Путин, он хороший и добрый». Вот это и есть госзаказ: вместо объективных знаний — идеология, вместе с писанием закорючек — пропаганда», — пишет в заключение Звягинцев. Поняли вы — холуи от власти, «Гению» плевать на ваши хотелки, «Гений» лучше знает, куда и как тратить народные деньги — ибо «Гений» — это народ. А все остальные, так — население.
Кстати, говорить, что его ценит народ, для сего деятеля стыдно, после того, как его «лучший» фильм «Левиафан» провалился в прокате с таким громким треском, на который еще ухитриться надо. Потратив 202 миллиона рублей, в том числе и государственных денег, он собрал в кинотеатрах всего СНГ 92 миллиона. Чтобы было понятно, к примеру, «бездарную, унылую ложь о человеке, заполонившую экраны и телевизора, и кинотеатра» в виде оплеванного «Гениями» фильма «Легенда №17» собрала 896 млн рублей при затратах в 330 млн рублей. Но «Гения» такие факты не волнуют.
Что здесь самое интересное, а то, что «Гении» и прочие «свободные художники» четко сказали власти: «Жрите дерьмо, которое мы вам приготовили и не отсвечивайте перед нашими светлыми лицами». Раньше это говорилось народу, теперь досталось и самым высшим представителям власти.
Тут бы и поставить господ от культуры на место, напомним, что «свободный художник» ни чем не лучше занятого делом хлебороба, водителя или военного, у нас свободная демократическая страна, где решения принимают люди, а не гении. Собственно как и во всем мире. Однако, вместо этого пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков бросился оправдываться…
«К огромному таланту Райкина мы относимся с безграничным уважением. И я считаю, что просто бес попутал этого мотоциклиста, который его оскорбил. Я надеюсь, что он извинится», — сказал Песков, комментируя дискуссию о цензуре в искусстве, которую начал худрук «Сатирикона» и слова Хирурга: «Под видом свободы эти райкины хотят превратить страну в сточную канаву, по которой текли бы нечистоты. Бездействовать мы не будем, и я сделаю всё, чтобы защитить нас от американской демократии».
Почему за свое мнение Хирург должен извиняться перед «Гением» оказалось непонятно не только людям, но и самому Хирургу.
Дальше больше. «Это абсолютно хулиганская выходка», — заявил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, отвечая на вопрос журналистов о действии активистов «Офицеров России» на выставке Стерджеса.
Вот как тут не согласиться, подлые офицеры-хулиганы сорвали выставку «Гения», чье искусство ни разу не обнажонка детей и пропаганда педофилии, а самое оно для «патриотического и семейного воспитания». Да как они подлые посмели после полуторасотен писем в Минкульт не допустить или хотя бы ограничить вход на эту выставку.
Интересно, а срыв выставки бандеровцев-художников — это тоже «абсолютно хулиганская выходка»? Выставка, которая согласно законодательству вообще не должна состояться, так как Правый сектор, фото чьих боевиков было показано на выставке, запрещен в нашей стране высшим органом судебной власти — Верховным судом. Там ведь пришедшие люди, в том числе и уволенный художник, тоже нарушили «святое право» гадить на голову убитым и пока еще живым детям Донбасса.
Уважаемый господин Песков, скажите, пожалуйста, почему Звягинцевы и Райкины жалуются на цензуру, но изрядно получают бюджетные деньги на все свои прихоти, а Глеб Бобров не может получить ни копейки на постановку спектакля о русских героях на Донбассе? Почему на «28 панфиловцев» собирали всем миром и со скандалом после массового возмущения им выделили деньги, а на спектакль про педерастов Райкину дали денег без вопросов? Почему столько говорилось о создании гражданского общества и как только оно появилось, то ему тут же затыкают рот в угоду «Гениям»? Что делать людям, если кроме срыва повлиять они никак не могут? Куда писать и к кому обращаться?
Вопросов много, очень странно слышать подобную риторику от одного из политической элиты страны, которую попросту оплевали самоназванные «Гении со светлыми лицами». Наверное, что-то в этой системе пора менять, ибо достали эти «гении»…