10 ноября 2022 г. Европейская комиссия обнародовала новый план действий "Военная мобильность 2.0". Параллельно вышла стратегия "ЕС по киберобороне"
Официально обозначено, что эти документы направлены на то, "чтобы справиться с ухудшением обстановки в области безопасности после агрессии России против Украины и повысить способность ЕС защищать своих граждан и инфраструктуру".
По словам исполнительного вице-президента Европейской Комисии Маргрит Вестагер, "сегодня не существует обороны ЕС без киберобороны". Поэтому обе стратегии взаимосвязаны и взаимодополняемы.
В общем, План действий по военной мобильности должен помочь европейским вооруженным силам лучше, быстрее и в достаточном масштабе реагировать на кризисы, возникающие на внешних границах ЕС и за его пределами. Это должно укрепить способности ЕС оказывать поддержку государствам-членам и партнерам в том, что касается транспортировки войск и их оборудования. Также это направлено на укрепление сотрудничества с НАТО и будет способствовать установлению связей и диалогу с ключевыми партнерами. В контексте нынешней позиции ЕС по отношению к Украине, а также усиления восточного фланга НАТО, данная инициатива означает курс на дальнейшую конфронтацию с Россией, а также втягивание в орбиту влияния Брюсселя государства, которые пока не входят ни в ЕС, ни в НАТО.
Основываясь на достижениях первого плана действий, запущенного в 2018 году, новая военная мобильность охватывает период 2022-2026 годов и включает:
- Выявление возможных пробелов в инфраструктуре, информирование о будущих действиях по определению приоритетов улучшений и интеграции требований к цепочке поставок топлива для поддержки крупномасштабных перемещений вооруженных сил в короткие сроки;
- Цифровизацию административных процессов, связанных с таможней, логистикой и системами военной мобильности;
- Меры по защите транспортной инфраструктуры от кибератак и других гибридных угроз;
- Содействие доступу к стратегическим средствам доставки грузов и максимизация синергии с гражданским сектором для повышения мобильности вооруженных сил, особенно по воздуху и морю;
- Повышение энергоэффективности и устойчивости транспортных систем к изменению климата;
- Укрепление сотрудничества с НАТО и ключевыми стратегическими партнерами, такими как США, Канада и Норвегия, при одновременном содействии взаимодействию и диалогу с региональными партнерами и странами расширения, такими как Украина, Молдова и Западные Балканы.
План предлагает дальнейшие действия для обеспечения быстрого, эффективного и беспрепятственного перемещения потенциально крупномасштабных сил, включая военный персонал и их оборудование, как в контексте Общей политики ЕС в области безопасности и обороны, так и для национальной и многонациональной деятельности, особенно в рамках НАТО.
Стратегический подход этого плана действий сосредоточен на необходимости развития хорошо связанной сети военной мобильности, состоящей из:
- мультимодальных транспортных коридоров, включая автомобильные, железные дороги, воздушные маршруты и внутренние водные
пути с транспортной инфраструктурой двойного назначения, способной обслуживать военные перевозки;
- транспортных узлов и логистических центров, которые обеспечивают необходимую поддержку принимающей и транзитной стран
для содействия развертыванию войск и материальных средств;
- гармонизированных правил, подзаконных актов, процедур и цифровых административных механизмов;
- повышения устойчивости, жизнестойкости и готовности гражданских и военных транспортных и материально-технических возможностей.
Таким образом, это потребует значительных ресурсов для переорганизации логистических маршрутов и узлов в ЕС, а также корректировки законодательств под военные нужды. Фактически, это милитаризация внутренней политики, как самого ЕС, так и каждого отдельного члена сообщества. Предполагается, что все это будет реализовываться в рамках PESCO (Постоянное структурированное сотрудничество), а также при тесной координации с НАТО. Инфраструктура будет обновляться через пересмотр инициативы Трансевропейского транспорта. Также будет оптимизироваться процедура передвижения через границы внутри ЕС. Параллельно с этим будут проводиться крупномасштабные учения, включая многонациональные маневры в рамках НАТО.
В части кибербезопасности планируется уделить особое внимание гражданскому транспортному сектору и его вспомогательным системам, включая системы управления движением (воздушные, железнодорожные, морские перевозки), системы управления контейнерными терминалами, системы управления шлюзами, мостами, туннелями и т.д. Предполагается оперативно внедрить недавно принятую обновленную Директиву о сетевой и информационной безопасности (NIS2) в транспортном секторе. Также планируется наладить обмен необходимой информацией для обеспечения максимально полной осведомленности о ситуации среди военного и гражданского транспортных секторов. Это будет осуществлять Европейская сеть организации по связям с киберкризисами (EU – CyCLONe). Также говорится о важности использования космических возможностей ЕС для этой цели.
В общих чертах заметна тенденция усилить евроатлантическую взаимозависимость, поскольку, помимо НАТО, которая является ключевой организацией партнером, упомянуты другие участники проекта PESCO по военной мобильности, в частности, США, Канада и Норвегия. Ожидается, что Британия тоже вскоре присоединится к этому проекту PESCO после завершения соответствующих процедур.
Показательно, что параллельно Франция тоже представила свою стратегию национальной обороны. Там тоже уделяется внимание сотрудничеству с ЕС и НАТО, а также кибербезопасности, ядерному оружию и гибридным войнам. Но стратегия Франции более подробная и почти в три раза больше, чем План ЕС.
В целом она содержит десять стратегических целей.
1. Поддерживать надежные и заслуживающие доверия средства ядерного сдерживания. Конфликт в Украине “демонстрирует необходимость поддержания надежных и заслуживающих доверия средств ядерного сдерживания для предотвращения крупной войны”, которые являются “законными, эффективными и независимыми”, одновременно подтверждая “необходимость сохранения способности понимать и сдерживать риск эскалации”.
2. Повысить устойчивость как к военным, так и к нетрадиционным (манипулирование информацией, изменение климата, охота за ресурсами, пандемии и т.д.) вызовам безопасности путем поощрения духа обороны и обеспечения национальной сплоченности. С этой целью Франция реализует национальную стратегию жизнестойкости, направленную на укрепление ее способности противостоять любому виду ущерба нормальной жизни страны. Кроме того, универсальная национальная служба будет расширена каким-то неопределенным образом; Макрон сказал, что расскажет об этом подробнее в первом квартале 2023 года.
3. Обеспечение французской промышленностью поддержки военных действий в долгосрочной перспективе путем создания стратегических запасов, перемещения наиболее чувствительных производственных линий и диверсификации поставщиков. Это напоминает идею “экономики военного времени”, которую Макрон впервые выдвинул на конференции Eurosatory в июне 2022 г.
4. Повышение киберустойчивости. “Нет доступных средств для создания киберзащиты, которая предотвратила бы каждую кибератаку на Францию, но повышение уровня ее кибербезопасности имеет важное значение для подготовки страны к новым угрозам”, - говорится в документе. Для этого “необходимо активизировать усилия, предпринимаемые в государственном и частном секторах”. Следует отметить, что в документе говорится, что “несмотря на уже проделанную важную работу, кибербезопасность государства имеет значительные возможности для улучшения” и “необходимо значительно повысить уровень кибербезопасности всех государственных служб”.
5. Ключевая роль НАТО в обороне Европы, роль Франции в ней и укрепление европейского столпа. В документе говорится, что “Франция намерена сохранить уникальное положение в рамках Североатлантического союза. Она занимает требовательную и заметную позицию из-за специфики и независимости своей оборонной политики, в частности из-за своего ядерного сдерживания”. Добавлено, что, основываясь на своем оперативном авторитете, способности быстрого реагирования и финансовом вкладе, “Франция намерена усилить свое влияние и влияние европейских союзников, чтобы повлиять на основные изменения в позиции НАТО и будущее стратегической стабильности в Европе”. В документе отмечается, что Франция “исключает распространение [членства] на другие географические районы, в частности на Индо-Тихоокеанский регион.
6. Укреплять европейский суверенитет и развивать оборонную промышленность Европы. “Европейская стратегическая автономия зависит от надежного европейского оборонно-промышленного потенциала, который отвечает ее собственным потребностям”, и с этой целью “Франция поддерживает создание краткосрочного инструмента для совместного приобретения европейского оборудования”.
7. Быть надежным партнером и заслуживающим доверия поставщиком услуг безопасности. В документе упоминаются углубленные отношения с Германией, ключевые партнерские отношения с Италией и Испанией, стратегические партнерские отношения с Грецией и Хорватией, партнерство по наращиванию потенциала с Бельгией, упоминаются Украина, Молдавия и Грузия и отмечается, что “конструктивный диалог” должен быть “быстро восстановлен с Великобританией”. Стратегическое партнерство с Соединенными Штатами “останется фундаментальным и должно быть амбициозным, трезвым и прагматичным”. Упоминаются отношения с африканскими странами, Персидским заливом, Средиземным и Красным морями, а также Индо-Тихоокеанским регионом.
8. Улучшение разведки. Франция должна продолжать глубокие реформы своих разведывательных служб и проводить “амбициозную” кадровую политику по привлечению и удержанию персонала. Ей также необходимо инвестировать в новые технические инструменты, которые “должны будут использовать потенциал квантовых вычислений и искусственного интеллекта”.
9. Защита от гибридных войн и действия в них (намеренно неоднозначные комбинации прямых и косвенных, военных и невоенных, законных и незаконных, часто трудно поддающихся определению способов действий). Будет создана более гибкая, отзывчивая и интегрированная организация для “выявления, характеристики, запуска соответствующих механизмов защиты (...), а также для эффективного принятия ответных мер”. Также разрабатываются инструменты для противодействия частным военным компаниям, используемым в качестве прокси враждебными державами. Также уделяется приоритетное внимание защите критически важных инфраструктур.
10. Свобода действий и способность вести военные операции. Это вопрос готовности вооруженных сил Франции участвовать не только в боях высокой интенсивности, но и в кратчайшие сроки развернуть свои силы и первыми выйти на поле боя “с возможной поддержкой со стороны союзных стран или без нее”.
Здесь также видны серьезные амбиции вырваться в военные лидеры Европы, при этом с заявкой быть самостоятельными и развивать широкие партнерские связи. Хотя на фоне провалов Франции в Африке, которые показали слабую боеспособность, некоторые позиции будет довольно сложно выполнить.
С учетом объявленного ранее в Германии повышения боеготовности, от увеличения военного бюджета до рекрутирования будущих солдат Бундесвера, мы видим более цельную картину, которая представляет изменение структуры вооруженных сил ЕС с явным подтекстом, что это делается против России.