Авторский блог Игорь Малышев 10:50 11 декабря 2013

Эволюция зарядки

Государство, конечно, всегда зло, всегда механизм насилия и принуждения. Вот только большое это зло или малое зависит от насаждаемых им ценностей, от того, какие иконы на его фасаде.

У Фазиля Искандера в «Кроликах и удавах» прочёл любопытный фрагмент. По ходу развития сюжета кролики решают сместить своего Короля. Совершенно демократическим способом - путём открытого голосования. Тот, вроде как, и не против, но для начала предлагает всем сделать зарядку, которой сам же вызывается руководить. И началось: «Кролики, встать, кролики, сесть»… А потом Король неожиданно восклицает: «Кролики, кто за меня?», … и кролики не успели очнуться, как очутились с поднятыми лапами». Секундой позже до них дошло, что они сделали, но опускать конечности было уже как-то несолидно, и они не стали опускать. «Продолжаю свои нелегкие обязанности, - сказал Король, благодушествуя и подмигивая народу».

Поскольку писалась повесть в предперестроечные времена, в 1982 году, и быть диссидентом среди московской интеллигенции (к тому времени Ф. Искандер стал москвичом) в те времена было достаточно модно, то и рассматривать «Кроликов и удавов» надо именно с этих позиций.

Трансляция зарядки по радио была неотъемлемым элементом советского быта. И для любого диссидентствующего, она, конечно же, выглядела этаким тренингом в послушании. Мол, слушай радио и поступай, как сказано. «Руки вверх, руки вниз».

Есть здравое зерно в таких умозаключениях? Несомненно. Советское радио, как и телевидение, было идеологическим инструментом. Но! В данном конкретном случае голос из репродуктора принуждал человека всего-навсего к здоровому образу жизни. На абсолютно сознательном, заметим, уровне.

Идём дальше.

Началась «перестройка». В середине восьмидесятых (т.е. в начале конца) в моду вошла ритмическая гимнастика, она же аэробика. Если кто забыл или вообще не видел это явление в силу возраста, поясню. Ритмическая гимнастика - это когда на экране телевизора под энергичную музыку с десяток молодых и приятных дев в обтягивающих спортивных костюмах тренируют свои и без того привлекательные тела. Для среднестатистического советского человека - зрелище совершенно потрясающее. Столько не сильно одетого женского тела в любых позах ежедневно в течение получаса… Советский зритель к подобным эротическим пиршествам для глаз приучен не был.

Нет, красивые тела и раньше активно использовались, например, в рекламных плакатах, пропагандирующих физкультуру и здоровый образ жизни. Да и в телепередачах о зарядке они присутствовали. Но и там, и там начисто отсутствовал эротизм. В программах же аэробики он расцвёл пышным цветом.

То есть, если мы продолжим логическую цепочку Искандера, то к командам, обращённым к сознанию, теперь присоединилась мощная подсознательная составляющая. Повторять движения хотелось не каждому, зато смотреть многим. По крайней мере, мужскому населению. Началась инстинктивизация советского человека, людей стали ориентировать на инстинкты, на животные посылы.

Свобода, как известно, приходит нагая. Но для людей неизбалованных для начала сойдут и обтягивающие трико.

Я страшно далёк от мысли, что где-то в дебрях США высоколобые очкарики придумали на погибель Союзу страшное оружие аэробику. Нет, просто она оказалась, что называется, в нужное время в нужном месте, и потому была востребована. Она – не оружие, она - показатель, не более.

Сейчас зарядка с экранов телевизоров практически исчезла. Бывает, встретишь изредка на каком-нибудь заштатном канале знакомые движения девиц под музыку, но теперь это скорее редкость. Жадность до тела уже не та. Есть на ТВ шоу покруче, да и интернет может многое дать страждущим.

Капитализм, по крайней мере, российский стихийный, не признающий никаких законов, апеллирует к простейшим человеческим инстинктам: к жажде удовольствий, гордости, стремлению к безопасности. И, так или иначе, обращение к этим инстинктам присутствует в каждой передаче, каждой сводке новостей, каждом ток-шоу.

Но в самом явном виде искандеровская интерпретация зарядки применима, конечно, к развлекательным программам. Там, пусть и без слов, но команды присутствуют совершенно недвусмысленно. Речь о тысячу раз всем надоевшем закадровом смехе. Добро ещё в передачах типа «Comedy Club», которые снимаются в зале, полном зрителей, там его присутствие хотя бы оправданно. Но есть же масса программ, сериалов, шоу, где никакими зрителями не пахнет в принципе! Но и там в нужный момент подаётся команда: «Раз – заржали, два - заткнулись! Раз - заржали, два - заткнулись!» Без слов, конечно, к инстинктам ведь не обращаются со словами. Просто раздаётся более или менее дружный гогот, и зритель, повинуясь, вливается в простую и дружную семью виртуальных закадровых идиотов. «Открыли челюсти, закрыли, открыли, закрыли»…

Это вам не примитивная советская зарядка, этот инструмент гораздо более тонкий.

Всё течёт, всё изменяется. Один строй сменил другой, изменились внушаемые ценности, способы внушения. И под давлением извне медленно, но верно меняются люди.

Государство, конечно, всегда зло, всегда механизм насилия и принуждения. Вот только большое это зло или малое зависит от насаждаемых им ценностей, от того, какие иконы на его фасаде. И в зависимости от этого у нас будет либо человек, делающий (пусть и по команде) зарядку, либо человек ржущий, homo гогочущий.

1.0x