Сообщество «Учебный космос России» 06:02 18 марта 2020

Эхо - 4. К 80-летию академика Савиных. Садовничему и Савиных: космосознание и теология

Из монографии-факультатива о современном научно-учебном, просветительско-культурологическом космосознании

ЭХО - 4. К 80-летию АКАДЕМИКА САВИНЫХ. САДОВНИЧЕМУ И САВИНЫХ:

КОСМОСОЗНАНИЕ И ТЕОЛОГИЯ

* * *

Один из крупнейших мастеров философской лирики, современный автор (к горестности нашей, ушедший из жизни Юрий Поликарпович Кузнецов) в поэме «Детство Христа» размышляет об истоках своего художественного замысла: Памятью детства навеяна эта поэма. Встань и сияй надо мною, звезда Вифлеема! Знаменьем крестным окстил я бумагу. Пора! Бездна прозрачна. Нечистые, прочь от пера! Все началось со свободы у древа познанья И покатилось, поехало в даль без названья. Все пошатнулось, а может, идет напролом В рваном и вечном тумане меж злом и добром…

Экспозиция поэмы переносит нас в Назарет, Вифлеем, где у Марии родился Спаситель мира сего. «Встали волхвы перед ним с дорогими дарами…». Библейские сюжеты - в трепетно-вдохновенной интерпретации большого русского поэта рубежа ХХ- ХХ1 столетий, «сгиба» второго и третьего тысячелетий: - Рано ты встал! - мать погладила сына рукой, Нежная ласка навеяла тихий покой. Звон топора раздавался на тихом закате:

Плотник Иосиф рубил колыбель для дитяти. Мать спеленала дитяти в тридевять земель, Мать уложила дитяти в постель-колыбель, Мать напевала ему колыбельную песню, И растекалась она по всему поднебесь

«Христова колыбельная» - философская новелла о материнской любви. Нежное, задушевное, радостно-тревожное песнопение для ниспосланного Духом Святым «чудного младенца»: Солнце село за горою, Мгла объяла все кругом. Спи спокойно. Бог с тобою. Не тревожься ни о ком. Я о вере, о надежде, О любви тебе спою. Солнце встанет, как и прежде… Баю-баюшки-баю. Солнце встанет над землею, Засияет все кругом. Спи, родимый. Бог с тобою. Не тревожься ни о чем. Дух Святой надеждой дышит,

Святость веет, как в раю… Колыбель твою колышет… Баю-баюшки-баю.

Веет тихою любовью В небесах и на земле. Что ты вздрогнул? Бог с тобою. Не тревожься обо мне. Бог все видит и все слышит, И любовью, как в раю, Колыбель твою колышет… Баю-баюшки-баю.

Сама природа сопереживает значимым и знаменательным событиям («Долго об этом священные кедры шумели»; «Грозно об этом священные кедры шумели»). В № 9 за 2000 год журнала «Наш современник» опубликована поэма Юрия Кузнецова «Юность Христа». - Над Иорданом плакучая ива склонилась, Плачет о юности, что на веку ей приснилась, Юность Христа затерялась в Божественной мгле И не оставила явных следов на земле. Можно идти по наитью… Поэма, в дорогу! Звезды сияют, и каждая молится Богу. Перекликаются птицы в святой тишине. Отрок тринадцати лет улыбнулся во сне. Отроку снится: он - Бог, он - Сиянье сияний, Он - Красота красоты, он - Зиянье зияний, Он может все… Он не может почти ничего!

Он - человек, плоть зыбучая мира сего. Тяга земли, как железо в крови, его держит. Солнце во прахе. Божественный сон его брезжит. Отрок проснулся…

Поучительное домашнее и семейное чтение: библейские сюжеты, воссозданные современным мастером словесности… Кончина Иосифа. Понтий Пилат. Молодые годы Мессии. Тайны «былого и грядущего» («Глухо об этом скрипела вселенская ось, И завывали пещеры, пустые насквозь»). - Путь мудреца протекает подземной рекою, След наверху оставляя зеленой травою. Звездные выси дышали прохладой ночной. Мертвое море шумело бессмертной волной. Древние свитки шуршали загадками смысла. Звездная дума, дрожа, над свечою зависла. Каменный сумрак в пещерной мерцал глубине. Разум Христа созревал, как покой в тишине…

«ПЛОД КРАСНЫЙ СПАСИТЕЛЬНОГО СЕЯНИЯ»

«…Сей, отец Тимон, сей, всюду сей данную тебе пшеницу. Сей и на благой земле, сей и на песке, сей

на камени, сей и при пути, сей и в тернии: все где-нибудь да прозябнет и возрастет, и плод принесет,

хотя и не скоро. И данный тебе талант не скрыва

в земле, да не истязан будеши от своего Господина,

не отдавай его торжникам, пусть куплю деют…»

( из заповедей св. Серафима Саровского)

«Да ведают потомки православных Земли родной минувшую

судьбу» - пушкинское заветное пожелание с особой силой звучит

в наши дни.

Уроки истории… Воспитание историей… - «О Русская земля, ты за холмом…» - величаво-пафосные образы «Слова о полку Игореве», страстного лиро-эпического призыва к единению русских князей накануне

опустошительного монголо-татарского вторжения. - «О, светло светлая и прекрасно украшенная, земля Русская! Многими красотами прославлена ты: озерами многими славишься, реками и источниками местночтимыми, горами крутыми, высокими дубравами, чистыми полями, дивными зверями, разнообразными птицами, бесчисленными городами великими, селениями славными, садами монастырскими, храмами божьими и князьями грозными, боярами честными, вельможами многими. Всем ты преисполнена, земля Русская…» - это строки из «Слова о погибели Русской земли», созданного как лиро-эпический отклик на жесточайшее нашествие. Ещё одно «Слово о погибели Русской земли» появится весной 1917 года, горестно пророчествуя о новых бедах и трагедиях «кровью умытой» России. Осуществление национального проекта образования без тесной увязки этого проекта с национальным проектом культуры не приведёт

к должной реализации благих замыслов. «Да ведают потомки православных Земли родной минувшую судьбу…» - великий завет великого мыслителя, гуманиста, просветителя. Но возможно ли должное в е д е н и е без постижения и с т о к о в?

В е д а т ь… «Толковый словарь живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля поясняет значение этого слова - «знать, иметь о чем-либо сведение, весть, ведомость, знание». Слово-понятие

«в е д е н и е» комментируется им как «знание, познание, разумение, сведение, понимание, состояние ведающего». Ведаем ли мы то, что обязаны-должны знать, понимать, разуметь? Передаём ли мы по преемственной эстафете, по вдохновенно- бессмертной «лествице» от поколения к поколению «разумное, доброе, вечное»?..

Сегодня мы озаботились задачей освоения нашими отроками и

отроковицами основ Православия, корней православной культуры. Сможем ли мы достойно ответить на вечный вопрос крохотного существа: что такое хорошо и что такое плохо? Иваны, не помнящие родства, не могут правильно и праведно ответствовать на законную любознательность вступающего в большую жизнь человека. Что же делать, если мы не хотим быть в лице детей, внуков наших ленивыми, нелюбопытными, демагогично-краснобайскими, да фактически и лицемерными? На первых порах - прислушаемся к тому, что говорили, во что верили, что защищали, что передали нам пращуры, предки наши. - Молчат гробницы, мумии и кости, - Лишь Слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте, Звучат лишь письмена. И нет у нас иного достоянья! Умейте же беречь Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья, Наш дар бессмертный - речь. И. А. Б у н и н. «Слово».

Хотя бы по именам, хотя бы по главнейшим текстам, но мы просто обязаны, чутко улавливая историческое эхо, прислушаться к мудрым голосам древних наших писателей: Илариона, Нестора, Симона и Поликарпа, Кирилла Туровского, Климента Смолятича, Семиона Владимирского, Епифана Премудрого, Ермолая Еразма, Ивана Грозного, Аввакума. С вершин истории мудро взирают на нас Рублёв, Феофан Грек, Дионисий и его сыновья… Провидческое речение монаха Псковского Елизарова монастыря Филофея: «…два убо Рима падоша, третий стоит, а четвертому не быти»…

В самих названиях великих сочинений - гул тысячелетий,

колокольно-набатный звон «переходных веков», сквозисто-журавлиное движение осеней и вёсен, холодное лютование зим, знойно-малиновая летняя поступь земледельческого быта и бытия: «Повесть временных лет», «Великие Четьи-Минеи», «Слово о законе и благодати», «Лествица», «Домострой», «Хронограф», «Златоуст», «Златоструй», «Стословец», «Чтение о житии и погублении Бориса и Глеба»…

Удивительное чтение… «Боянъ бо въщий, аще кому хотяше пъснь творiти, то растъкашется мыслiю по древу, съърым вълком по земли, сизымъ орломъ подъ облакы…» - «…Тот Боян, исполнен дивных сил, Приступая к вещему напеву, Серым волком по полю кружил, Как орёл под облаком парил, Растекался мыслию по древу. Жил он в громе дедовских побед, Знал немало подвигов и схваток, И на стадо лебедей чуть свет Выпускал он соколов… - в переложении Николая Заболоцкого звучит слово Б о я н а В е щ е г о. - Наш Боян… вспомнив дни былые, Вещие персты он подымал И на струны возлагал живые, - Вздрагивали струны, трепетали…»

«Да ведают потомки православных Земли родной минувшую

судьбу»… - Историческую судьбу России Православной (и об этом должны знать вступающие в большую жизнь отроки и отроковицы) стремились достойно научно-просветительски постичь, историко-художественн прокомментировать, философско-психологически интерпретировать выдающиеся деятели отечественной культуры. Среди них достойнейшие из достойных: Ломоносов, Сумароков, Державин, Фонвизин, Радищев, Крылов, Жуковский, Грибоедов, Одоевский, Батюшков, Лермонтов, Вяземский, Баратынский, Веневитинов, Гоголь…

Один из величайших авторитетов России Православной - Николай Михайлович Карамзин ( «Человек велик духом своим. Божество обитает в его сердце… Просвещение есть палладиум благонравия… …златое солнце сияет для всех на голубом своде и все живущие согреваются его лучами»). «История Государства Российского» Н.М. Карамзина была с воодушевлением встречена А.С. Пушкиным: «Древняя Россия, казалось, найдена Карамзиным, как Америка - Коломбом». «Чистая, высокая слава Карамзина принадлежит России», - говорил Пушкин.

Р у с с к о с л а в и е - важнейшая скрепа державности, многонациональной государственности. «Мне кажется, что мы излишне

с м и р е н н ы в мыслях о народном своем достоинстве, - а смирение в политике вредно. Кто самого себя не уважает, того, без сомнения, и другие уважать не будут… - говорил Карамзин. - Мы должны любить пользу отечества… любовь к собственному благу производит в нас любовь к отечеству, а личное самолюбие - гордость народную, которая служит опорою патриотизма… Должно приучать россиян к уважению собственного…»

Уроки истории… Воспитание историей, крылатой мудростью

классики… Карамзинские уроки, вдохновившие не одно поколение россиян: «…Мы стали гражданами мира, но перестали быть, в некоторых случаях, гражданами России...»; «Мы все равны перед Богом»;

«Патриотизм есть любовь ко благу и славе отечества и желание способствовать им во всех отношениях»; «…помогать нравственному образованию такого великого и сильного народа, как российский развивать идеи, указывать новые красоты в жизни, питать душу моральными удовольствиями и сливать ее в сладких чувствах со благом других людей»

«будучи зерцалом ума и чувства народного»; «…есть звуки сердца русского, есть игра ума русского в произведениях нашей словесности…»

*******************************************************************

* * *

Осмысление и изучение культуры России именно как культуры прежде всего православной невозможно без мировоззренческой консолидации всех, кто чувствует гражданскую ответственность за судьбу подрастающего поколения. Исторический путь Руси Православной - это, конечно же, и хронология событий, но это и уникальный нравственно-духовный опыт

«земледельческого народа», «русской цивилизации».

«Тысячелетние корни русской культуры» - так называлась в своё время одна из первых конференций Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры.

Сегодня как никогда нужны совместные объединительные усилия

общественной мысли.

Н.В. Гоголь, пророчествуя «твердый взлет в свете разума», говорил:

«Россия. При одном этом имени как-то вдруг просветляется взгляд у нашего поэта, раздвигается дальше его кругозор, все становится у него шире, и он сам как бы облекается величием, становясь превыше обыкновенного человека…»

Крупнейший духовный мыслитель С.Н. Булгаков ещё в 1908 году

произнёс слова, сохранившие «злобу дня» до начала ХХ1 столетия: «Теперь, после всего пережитого, невозможны уже как наивная, несколько прекраснодушная славянофильская вера, так и розовые утопии старого западничества. Революция поставила под вопрос самую жизнеспособность русской гражданственности и государственности; не посчитавшись с этим историческим опытом, с историческими уроками революции, нельзя делать никакого утверждения о России, нельзя повторять задов ни славянофильских, ни западнических. После кризиса политического наступил и кризис духовный, требующий глубокого, сосредоточенного раздумья, самоуглубления, самопроверки, самокритики. Если русское общество действительно ещё живо и жизнеспособно, если оно таит в себе семена будущего, то эта жизнеспособность должна проявиться прежде всего и больше всего в готовности и способности учиться у истории…»

С п о с о б н о с т ь у ч и т ь с я у и с т о р и и… А.А. Блок писал в декабре 1909 года К.С. Станиславскому: «Недаром… произношу я имя: Россия. Ведь здесь - жизнь или смерть, счастье или погибель. К возрождению национального самосознания… влечет, я знаю, всех нас».

Мысли из «записных книжек» К.С. Станиславского: «Чтобы понять нас, а следовательно и то искусство, которое мы создаем, надо иметь в виду землю, природу, корни, от которых растет наше родовое дерево, которого мы являемся сучьями и листьями. Наше искусство еще пахнет землей. Её аромат ощущается в произведениях Глинки, Даргомыжского, Мусоргского, и в картинах, и в творчестве Пушкина, Гоголя, Толстого, и в игре Ермоловой, Щепкина, Садовского, Шаляпина…»

Ашот Гарнакерьян своеобразно выразил своё отношение

к р у с с к о с т и: Пусть нет во мне крови славянской, От русского чем отличим? Лишь взгляд моих глаз азиатских Загадочным блеском томим,

Лишь смуглая матовость кожи Напомнит моим друзьям, Что я не родился в Поволжье, Не бегал по тульским полям, Не слушал в Диканьке я сказки

О ведьмах при свете луны, Что предки мои у Аракса, В предгорьях, пасли табуны. Но северный снег и метели И Пушкина гордый язык С младенческих лет, с колыбели Считать я родным привык. И голосу совести внемля,

Солдатской дорогой идя, Сражался за русскую землю, По-русски себя не щадя.

Русскославие, православие, православная культура России веками испытывала дружественность, уважительность, терпимость ко всем «сущим в ней языкам». Корифеи русской культуры обогащали многонациональную культуру России. Можно привести многочисленные примеры того, как представители разных народов говорили о плодотворном влиянии на них Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Тургенева, Достоевского.

Некрасова, Чехова, Бунина, Горького, Есенина… - За окном вечереет.

Туманно. Как лавина, нахлынула грусть. Снова томик заветный достану И к страницам его прикоснусь. Покоряя своим откровеньем. Излучая загадочный свет, Разговор начинает Есенин, Ясноглазый российский поэт…

Гость из Закавказья на Есенинских Чтениях читает стихи балкарского лирика Максима Геттуева. Кавказский акцент чтеца придаёт стихотворной исповеди особую выразительность («Спит за окнами город мой - Нальчик, Вьется дум бесконечная нить, А рязанский доверчивый мальчик Мне торопится сердце открыть»). Бессмертен Есенин. Бессмертна есенинская муза («Обозначены четко вершины, Отливают в ночи белизной; И не мальчик уже, а мужчина говорит откровенно со мной»). Есенин дорог. Есенин жизненно необходим: И тревожное Светлое имя Шелестит, как весною трава,

Увлеченный мечтами своими, Отыскать я надеюсь слова, Чтоб мой край,

Величавый и милый, Так же страстно и нежно, Как он, мне воспеть!

Ведь с такою же силой Я в родимые горы влюблён!

Уроки к р а с н о р е ч и я, уроки я с н о р е ч и я, уроки ч и с т о р е ч и я… Уроки русского языка и русской литературы… Это прежде всего -

п р а в о с л а в н ы е уроки, уроки высокой духовности, гуманистической одухотворенности, человеколюбия, человековедения. Современный русский язык, русский литературный язык - феномен православной культуры.

И здесь потребуются общие усилия - педагогов, воспитателей, методистов, психологов, этнографов, историков, лингвистов, филологов, культурологов.

1.0x