Сообщество «Форум» 10:29 28 декабря 2020

Русская Идея, облачённая в варяжские доспехи и европейские латы

Das Russentum. Альманах Русской Мысли

Das Russentum. Альманах Русской Мысли. — Москва, 2021. — 130 с., илл.

В Русской интеллектуальной традиции особливое место занимают идейно-ориентированные «толстые» журналы… На какой-то момент могло показаться, что их место «осталось в прошлом»… Так, за последние несколько лет мы могли бы назвать лишь один «толстый журнал», хоть как-то соотносимый с означенной «традицией» Русской Мысли. Имеем в виду, «Вопросы Национализма», издававшиеся К.Крыловым (с кончиной коего, судьба его интеллектуального «детища» представляется проблематичной). К счастью, обрелись некие «продолжатели» сей традиции в лице Альманаха «Das Russentum», «пилотный» нумер коего недавно увидел свет… Молодой, по-преимуществу, возраст «соиздателей» оного (хотя средь них «затесалось» и несколько «ветеранов», навроде автора сей рецензии) внушает надежду, что «пилотным нумером» данный небезлюбопытный «проект» не ограничится…

Русская Мысль, и, так сказать, Русское «Бытие», находятся в довольно нетривиальных отношениях (хотя и нельзя сказать, чтобы вовсе уж «уникальных»: скажем, пропозиция «Философия и Германия» не менее значима, нежели «Философия и Россия»). «Философия-о-России» совсем не то же, что «Философия-из-России». В первом случае, «философская» рефлексия «о России» есть нечто «внешнее»: Россия в ней – «объект» мысли (это преимущественно «предмет» западных «рефлексий» на темы «русской мысли»). Во втором же случае: Россия – се «субъект» Русской мысли. Се – самоосознание Руси: там прекращается «рефлексия», и «дышат Кровь, Почва и Судьба»… Впрочем, «страшная и безумная» (а возможно, и Сверх-разумная) Судьба Руси-России привносит некие превесьма существенные коррективы в «Русскую Мысль»… «Так почему же мы до сих пор не осознали нашего назначения в мiре?!», - восклицал Пётр Чаадаев (кстати, один из «героев» настоящего Альманаха). Осознание «нашего назначения в мiре» и познание «всех граней и оттенков «русскости», которые были и могут быть», заявлено как цель представляемого Альманаха (см. подр.).

Приращение знания о «Русскости» происходит путём, так сказать, «катастрофического прогресса» (В.Эрн). Мы никоим образом не отрицаем всего того, что было когда-либо и кем-либо из отечественных любомудров высказано на темы «Русской Идеи». Всё сие имеет «ценность», но далеко не всегда «ценность» сопрягается ещё и с «актуальностью»… Те поистине «великие переломы», что случались в Судьбе России, выводят из «зоны актуальности» очень многое из того, что мыслилось и высказывалось «творцами Русской Идеи» до «точки катастрофы». Верно отметил Георгий Федотов, имея в виду всеобъемлющий «великий перелом» Русской Судьбы 1917 г.: «Наша история снова лежит пред нами, как целина, ждущая плуга… Национальный канон, установленный в XIX веке, явно себя исчерпал. Его эвристическая и конструктивная ценность ничтожны. Он давно уже звучит фальшью, а другой схемы не создано. Нет архитектора, нет плана, нет идеи»… Но разве тот очередной «перелом» в Русской Судьбе, что имел место быть в 1991 году, не требует нового «пересмотра национального канона»? Очевидно, требует. И то, что было наработано Русской Мыслью в ХХ веке, ежели и не «исчерпало себя», но явно требует «восполнения» и «переосмысления»… Чем и занят альманах Das Russentum…

Кстати, имеет смысл задержать наше внимание на его названии… Редакция отрицает, что в сем названии присутствует «германофилия». Russentum («Русскость»), по их уверениям, понятие однопорядковое с Germanentum («Немецкость») или Judentum («Еврейскость»). Тем не менее, некий «привкус» ежели не «германофилии», то некоей «европофилии» в нём определённо присутствует. «Европу» как историософскую категорию, можно понимать, конечно, «по-разному». Мы в данном случае придерживаемся того понимания, кое восходит к Ф.М.Достоевскому (не случайно, его «Монолог» Русского Европейца занимает в Альманахе «центральное» место). Образно говоря, Russentum — это Русская Идея, облачённая в варяжские доспехи и европейские латы… Кстати «о доспехах и латах». Взирая на картину, послужившую основой для дизайна обложки первого нумера нашего Альманаха, – мы видим как раз «Русскую Идею в европейских латах»… Жил да был во время оно (начало-средина XIX века) немецкий художник Филипп Фейт (1793-1877)... Дядька был весьма одарённый и нестандартно-мыслящий... Одно время жил и работал в Риме, где стал одним из участников художественной школы «Назарейцев». По возвращению в Германию, активно занимался также церковной живописью. В Эрмитаже хранится его картина «Аллегория России» (1840), одна из серии картин, «аллегорий» разных Европейских стран: Германии, Италии и т.д. Работа Фейта «Аллегория России», которая вынесена на обложку Альманаха, представляет достаточно нетипичный взгляд европейца на нашу страну. Взгляд, полностью свободный от «клюквенных» стереотипов: матрёшек, балалаек, берёз, медведей, водки, сарафанов, кокошников, ушанок… - ничего подобного здесь нет. Напротив, художник представляет Россию миловидной женщиной, светлоглазой шатенкой полностью европейской внешности. Вышитый на платье Двуглавый Орёл убирает любые сомнения, что это именно Россия. Однако выражение её лица, её поза лишены женской беззащитности, напротив, в них заключена какая-то внутренняя сила, уверенность в себе. А пристёгнутая к поясу шпага говорит о возможности постоять за себя. В левой руке она держит древко знамени с достаточно необычным флагом: на белом полотне зелёный Крест крестоносцев. Вероятно, таким образом художник решил сказать, что именно Россия продолжает дело крестоносцев по освобождению христианской земли (прежде всего Константинополя) от мусульман. На фоне безконечных русско-турецких войн эта версия выглядит достаточно правдоподобно. Определённый интерес для интерпретации представляет и фон картины. За спиной женщины легко можно различить два берега, разделённых рекой, и мост между ними. Если приглядеться, то правый для зрителя берег напоминает набережную Петропавловской крепости в Петербурге, а левый - европейские рыцарские замки. Особенно символично в этом контексте выглядит соединяющий берега мост. А стоящая перед всем этим женщина, олицетворяющая Россию, словно охраняет это… На наш взгляд, сия «Аллегория» на 100% - попадание в концепцию представляемого издания...

Остаётся добавить совсем немного… Ежели взять Gesichtspunkt Православия, то «Русская Идея» – се есть «Замысел Божий о России»… Говоря так, мы вроде бы высказываем «всё», но с другой стороны – не говорим «ничего»… Ибо оный Вышний Замысел – не «дан» нам в виде некоего «однозначного» нормативного текста – его надлежит выявить и «расшифровать». Выявить – из событий Русской истории, из «взлётов и падений» Русских Судеб, но также – из «суммы» текстов, продуцированных адептами «Русской Идеи»… Оперируя с подобными «текстами», альманах Das Russentum выполняет наиважнейшую миссию по «дешифровке» и «распознанию» Божия Замысла о Руси…

8 марта 2024
Cообщество
«Форум»
Cообщество
«Форум»
Cообщество
«Форум»
1.0x