Авторский блог Игорь Нагаев 00:00 20 апреля 2020

Что дальше нам ждать?

Предсказателям и мечтателям посвящается

Что дальше?

Уже видел в эфире вал статей и заметок о том, как перестроится экономика и какие технологии будут востребованы по результатом пандемии. Так, некоторые утверждают, что следует ждать окончательной победы интернет –магазинов над обычными, курьеров скоро заменят беспилотники, всё образование переместится в интернет и т.д.. Когда читаю эти предсказания, то дико улыбаюсь. Как все мечтатели похожи.

Когда я был школьником, все мальчишки с увлечением читали писателей-фантастов, и футурологов, и грезили полетами в космос, научными экспедициями на дальний край Вселенной. Мы верили фантастам и футурологам, что вместо людей работать будут только роботы, границ не будет, войн и гонки вооружений тоже. В реальности - мир получил кучу вооруженных конфликтов по всему миру, многие из которых длятся уже десятилетиями, как, например, в Афганистане, Ираке, Ливии и т.д., перечень велик. В реальности- всё производство переместилось в Китай, где производить товары дешевле, чем создавать дорогие роботизированные заводы у себя. Роботизированные предприятия- это модно, но пока мир к ним в полной мере не готов. Вот, несколько месяцев назад в Японии был закрыт роботизированный отель. Причины просты до безобразия: роботы часто ломались или зависало их программное обеспечение, т.е. они еще "сырые ", а конструкторы и программисты не могут пока предусмотреть все сложности, которые могут возникнуть при осуществлении ими своих функций, и такая же судьба постигла роботизированный ресторан в Бостоне, - и "сыро", и общения не хватает посетителям. Многие же люди ходят на рынок или в магазин не только для покупок, но еще и пообщаться, да и на мир посмотреть и себя показать. Поэтому в США корпорация Дженерал Моторс закрыла недавно своё роботизированное предприятие т.к. для обслуживание этих капризных роботов потребовало больших денег и дорогих специалистов в нужном количестве. А вот складские роботы уже внедряются на ура на каждом углу, лидером этого процесса является корпорация Амазон.

По количеству закупаемых промышленных роботов в лидерах числятся Китай, Япония и Южная Корея, Германия и США. 2/3 всех выпускаемых в мире промышленных роботов потребляет автомобильная промышленность и производство микроэлектроники. Каждый третий промышленный робот в 2017 году был продан в КНР. Кстати, именно в странах Юго-Восточной Азии за последние 40 лет выращено большое количество высококвалифицированных рабочих и инженеров, которые могут как работать с этими работами, так и обслуживать их. Кроме того, именно там находятся корпорации, заточенные на выпуск очень большого объема продукции, и то полностью роботизированных цехов и там мало.

А освоение космоса оказалось настолько дорогим удовольствием, что земляне до сих топчутся на орбите своей планеты и летают в космос на ракетоносителях, основанных на технологиях пятидесятилетней давности. Изначально освоение космоса осуществлялось в интересах военных, да и сейчас военные главные заказчики. А перед военными никогда не ставилась задача зарабатывать деньги, у них другие задачи. И никакая прибыль от запусков и использования спутников связи и навигации никогда не окупит все затраты, которые за эти десятилетия были осуществлены в космических отраслях всех стран, и никакая прибыль не принесет возможности разработать принципиально новые технологии в духе Звездных войн, или хотя бы НУЛЬ- Перехода. Это стало понятно всем уже в конце 80-х. Так что нашему поколению и нашим детям точно не летать по дальним планетам на шашлыки в свои выходные.

Что интересно, при всей эволюции автомобилей, следует признать, что и автомобилестроители по большей части переваривают и доводят до совершенства старые технологии , некоторые из них родом аж с ХIХвека. По сути своей, стремительная эволюция принципиально новых технологий происходит в основном вокруг электроники и микроэлектроники, систем связи и систем передачи и обработки информации.

Да, появились беспилотники, и даже маленькие квадрокоптеры используют уже и в гражданских целях, например, для доставки почты. Однако когда их станет много в одном месте и они будут летать круглые сутки, то начнутся воздушные пробки и сплошные квадрокоптерные аварии в воздухе. А еще появятся умные ребята, которые будут пытаться перехватить или взять на абордаж пролетающий дрон, и, да, забыл сказать, что для обслуживания всей этой орды дронов необходимо иметь соответствующих дорогих специалистов в большом количестве и соответствующую техническую базу. По итогам получается, что в ближайшее время спрос на курьеров-людей не уменьшится.

Интернет вещей. Заманчиво, красиво, сидишь на работе, и вдруг тебе приходит на телефон сообщение от холодильника, что заканчивается закусь, надо бы купить по дороге домой, либо же холодильник с твоего одобрения закажет доставку на дом закуси сам. Но для этого надо иметь и такой дорогущий холодильник, а главное работу с хорошим доходом. В настоящий момент только в США за пособием по безработице обратилось около 20 миллионов человек. И им явно не до умного холодильника. Кроме того, для интернета вещей желательно иметь большую пропускную возможность каналов связи, и речь идет о том, что для этого идеально подходит сеть 5G. Подходить то подходит, но мир еще ей не опутан, не так быстро всё делается, да и кто сказал, что связь будет дешевле нынешней? Кроме того, явно по совокупности различных причин вырастет и потребление самого электричества, а вот тут вопросам к энергетикам: за счет какого топлива они смогут увеличить генерацию электроэнергии? Этот вопрос также адресуется и к поклонникам электромобилей, я недавно читал выкладки американских специалистов, что для того, чтобы только США и Западная Европа повсеместно перешли на электромобили, следует вложить не менее 20 триллионов долларов на модернизацию и создание новой инфраструктуры. А за чей счет банкет?

Ископаемые источники топлива конечны. Как известно, пик как самой добычи, так и вложений в геологоразведку в мире пройден в 2004-2011 годах. Тот же Китай переходит с угля на другие источники топлива не по причине смога и смрада, нет,- по причине того, что запасы угля заканчиваются. А все надежды на возобновляемую, т.е. альтернативную энергетику, себя не оправдали. Если убрать государственные дотации для их потребителей, то умрёт альтернативная история уже через месяц, или же будет законсервирована на действительно серьезный случай, например, на случай природного катаклизма, когда, ну только всякие ветряки и солнечные панели дадут возможность худо-бедно продержаться пару недель, пока не восстановят нормальное традиционное энергоснабжение.

Кстати, онлайн-обучение в период самоизоляции тоже показало ущербность такого образовательного процесса. Преподаватели утверждают, что студенты усваивают материал только на 60% от желаемого. Личное общение студентов и преподавателей заменить пока невозможно. Человек существо социальное, оно нуждается в нормальном общении, это выработано веками эволюции, и никакие эрзац-заменители изменить человеческую натуру не могут. Ну, например, не нужна нормальному мужику резиновая баба, тем более, когда вокруг ходит в поисках своей половинки огромное количество настоящих, хорошеньких женщин.

Таким образом, можно сделать вывод, что мечтать не вредно, наверное, даже полезно, но путь от мечты до воплощения ее в реальность иногда слишком далек. НО даже когда мы будем летать на Андромеду пообедать, а работать будут роботы, то никакие новомодные соблазны, новинки связи, робототехники не отобьют врожденный интерес и тягу мужчин и женщин друг к другу. Будем верить в это, будем верить в Любовь, тем паче, что Бог-это и есть Любовь, а инженеры…….инженеры пускай там ковыряются в своих мастерских.

1.0x