Сообщество «Форум» 08:16 7 марта 2021

Через рассвет (роман) Глава 41

Рериховскому Движению России посвящается

«Лучшие времена идут - Великая Заря уже подымается»

Е.И. Рерих

Глава 41

С позволения читателя мы опустим все интереснейшие подробности застольной беседы, равно как и полное описание всех блюд и напитков, которыми был обильно уставлен праздничный стол в этот день. Скажем лишь, что обсуждались такие злободневные вопросы, как цены на колбасу и сыр в магазинах, расположенных вблизи рынка, но далеко от дома, и, наоборот, близко к дому, но далеко от рынка, и было установлено, что цены в последних всегда выше, но, если учесть расходы на проезд в городском транспорте «туда и обратно», то получается, что покупать сыр и колбасу не на рынке, а в соседнем магазине, несмотря на более высокую цену, даже выгоднее. Стол же был сервирован так плотно, что нормально сидеть за ним и, тем более, принимать пищу, было непросто - существовала постоянная опасность неосторожным движением столкнуть что-либо на пол, или, по крайней мере, вывалять рукава своего пиджака или сорочки в каком-нибудь соусе или салате. Что же касается спиртного, то на столе стояла и водка, и крепленое красное, и сухое белое вино - в изобилии и на любой вкус.

Несколько тостов уже было сказано, и соответственно - несколько бутылок горячительного распито, хотя Вероника умудрилась за все это время отпить лишь пару глотков из своего фужера с некрепким полусухим «Алиготе». Она все ждала, когда, наконец, дядя Гоша «соскучится» по очередной сигарете и позовет ее на балкон для обещанной им словесной дуэли в защиту имени и Учения Рерихов. И «дуэль, вскоре, действительно, состоялась.

Спев пьяным голосом что-то вроде:

Сигарета, сигарета,

Ты одна не изменяешь,

Я люблю тебя за это,

Ты сама об этом знаешь,

и весело загоготав, подвыпивший, однако ни в коей мере не потерявший контроля над собой, дядя Гоша сделал Веронике знак рукой, обозначающий приглашение следовать за ним, и вышел на балкон.

- Ну, - сказал он, - так ты говоришь, Рерих - не сектант. А вот тут, - и он развернул помятую газету и указал на статью под названием «Осторожно, секта!» - пишут совсем другое.

- Что ж... - взглянула на газету Вероника. - Только не ждите, что эта писанина произведет на меня хоть какое-то впечатление.

И, видя, что дядя молча ждет продолжения, она добавила:

- Знаете, дядя Гоша, я уже около десяти лет изучаю Рериховское философско-духовное наследие, а также и труды Елены Петровны Блаватской. И чем шире и глубже я погружаюсь во все это, тем большее испытываю удовлетворение. Удовлетворение, а не разочарование! Иначе говоря, тем больше убеждаюсь, что это - Истина. Истина, понимаете?! Чего, между прочим, не скажешь о любых других мировоззренческих системах, в том числе и о Вашем трижды хваленом Православии.

- А вот прочти - Рерих там обвиняется по целым шести пунктам.

- Не желаю я эту дрянь читать! - резко ответила Вера. - Читайте, если хотите, сами. Я уже всего этого давно начиталась и знаю, заранее знаю, что это глупость. Глупость и невежество!

- Ну вот, например, религиозный маркетинг - тем не менее, начал разговор дядя Гоша.

- Что-что? - с удивлениям и откровенной усмешкой воскликнула Вероника

- «Религиозный маркетинг». То есть, насколько я понял, это когда «сектантская пропаганда обращена не к уму или сердцу человека, не к высшими его побуждениям, но к страстям, к подсознанию». И еще - когда «учение» людям бесцеремонно навязывают, да еще в грубых формах.

Вероника вскипела:

- Надо же, и сюда уже проникла эта проклятая торгашеская и проамериканская терминология!

Но затем, несколько успокоившись, заговорила более методично:

- Сразу отвечу по поводу навязывания. Вот несколько точных цитат из Живой Этики (за точность ручаюсь - учу их наизусть годами): «Не надо тащить силою на Небо - в урочный час слепец прозревает». Или: «Зазванный ляжет жерновом на шею звонаря...» И, наконец: «Нужно понять, что даже самое малое насилие неполезно эволюции» - вот вам ответы на эти упреки. И Елена Ивановна тоже в письмах своих постоянно убеждала: никого не зазывать, никого не насиловать, никому ничего не навязывать!

- Какая-такая Елена Ивановна?

- Рерих. Какая же еще! Ну да разве Вы или они читали ее письма!? Сами не «снизошли» до этого, однако обвинения бросать горазды!

- Значит, ты и твои коллеги никогда и никому ничего не навязывают?

- Конечно. По крайней мере, не должны. Нет, рериховцы - наверное, единственная из «сект» (в кавычках «сект», конечно), которая не приемлет никакого миссионерства и навязывания. Никто из нас не будет, подобно кришнаитам или иеговистам, ходить по квартирам и, даже если тебя не пускают на порог, все равно заводить разговоры о Библии, о Боге, и тому подобные. Чуть солнце весной пригреет - и они уже на улицах, пристают ко всем подряд. Нет! Наши двери, Георгий Александрович, для всех открыты, но если кто не хочет идти к нам - никто его за руку затаскивать насильно не будет. Ибо не количество главное, а качество.

- Припоминаю, припоминаю. Количество сначала должно перейти в качество. Так?

- Да. Потому что если человек, как говорится, «не готов», то тащи его - не тащи, уговаривай - не уговаривай, толку от этого никакого не будет! Даже наоборот - будет вред! Поэтому пусть вызревает. Когда придет время - сам придет и сам спросит. Тогда и ответить ему можно. И нужно. Но не раньше, ибо, как Сказано, «слабый не удержит сокровища».

Она сделала паузу и продолжила:

- Далее, по поводу направленности «не к сердцу и уму». Надо вам сказать, уважаемый профессор дядя Гоша, что Живая Этика - это сложнейшая философия, и лишь высокоразвитому уму под силу охватить ее целиком как целостную систему миропонимания.

- То есть она «не для средних умов».

- Именно. Для постижения и осознания всей космопространственной глубины ее необходима, как минимум, так называемая «философская интуиция» - результат больших интеллектуально-духовных накоплений, а также (в настоящее время) еще и личная, точнее - индивидуальная, кармическая связь с одним из Высоких Духов - носителей ее. Иными словами - для этого нужно иметь особый, редчайший талант, ибо много умников сейчас развелось, но на деле почти никто из них, увы, не способен к подлинному распознаванию Истины.

- Я - один из них?

- Увы, да, - отважно ответила Вероника.

- И сам виноват - не надо было в незрелой юности лекции по философии пропускать! - расхохотался тот. - Ну, а дальше?

- Что же касается сердца, - продолжила та, - то факт, что среди четырнадцати основных томов этого великого Учения один так и называется - «Сердце», уже о многом говорит. Можно сказать, что все Учение только и делает, что взывает к человеческому сердцу. И не заметить этого, скажу я Вам, может только тот, кто совсем его не читал, или - что еще хуже! - не желает этого замечать. Так что сердце почитается в Учении выше, даже много выше как рассудка, так и интеллекта.

- Неужели? А я всегда считал, и студентам это говорил, что интеллект - это самое главное, что отличает человека от животного и ставит его выше всех.

- Интеллект - огромное завоевание эволюции, это так, - подтвердила Вероника - и все же радость - в сердце, истина - в сердце, прозрение - в сердце. «Что же делать, - сожалеет Учитель, - пусть хотя бы мозгом воспримут те, кто не может принять сердцем». Хотя бы мозгом... Понимаете? Так что Учение Живой Этики направлено и к уму, и - особенно - к сердцу.

- Если это так, то это хорошо, - изрек в ответ дядя Гоша.

- Причем, они вдобавок еще и путают страсти с подсознанием, - сказала Вера. - Похоже, они понятия не имеют о том, что страсти исходят из низшей - животной - природы человека, а подсознание, точнее - чувствознание или интуиция, есть голос нашего Высшего «Я», то есть голос того же Сердца.

- Хочешь сказать, смешали «божий дар с яичницей»? - прогоготал Дядя Гоша.

- Примерно так.

- А вот тут еще есть довольно серьезный выпад против одного вашего Центра - Центра имени Сергия Радонежского. Обвиняют его в «мимикрии под Православие».

- Пусть не обольщаются - запальчиво произнесла Вероника, - мы не столь высокого мнения о Православии, чтобы стремиться к какому-то внешнему подражанию ему (не говоря уже, что вообще не нуждаемся, чтобы кому-либо подражать). И то, что в их глазах «мимикрия» - в наших, поймите это, связь времен и традиций. Только по этой причине, дядя Гоша, иногда рериховцы внешне походят на православных. Но не более. При этом, это мы скорее снисходим до них, а не наоборот. Плюс ко всему, Сергий Радонежский оттого так почитается среди рериховцев, что, согласно Учению Живой Этики, он является воплощением Владыки Шамбалы - Майтрейи. Для православного уха все это, конечно, ужасный суррогат - таково их невежество. Но для нас это - Истина. Причем - самая естественная. И потом: рериховцев с таким же «успехом» можно обвинить в «мимикрии» и под любую другую мировую религию, скажем - под буддизм. Почему бы и нет?! Но как мы не православные (хотя и православные тоже), так мы и не буддисты (хотя и буддисты тоже): Учение Живой Этики - есть синтез всех мировых религий, вот чем дело! У всех великих мировых религий единый изначальный Корень - высшая Истина. Иначе говоря, все они изошли от одного и того же Высокого Источника, по-обывательски - Бога. И потому последователи Рериха признают их все. Все! Но - только в первоначальном их виде, то есть в том, в котором они были даны Свыше. И в этом смысле каждый из нас и православный, и индуист, и мусульманин, и буддист одновременно. Но в то же время мы отдаем себе ясный отчет, что за прошедшие века все эти религии искажены почти до неузнаваемости, искажены людским недопониманием, а то и корысто- и властолюбием. И потому, с другой стороны, мы не христиане, не индуисты, не мусульмане, не буддисты, ну и так далее, и тому подобное.

- Они тут также пишут, что в этом Центре - ну, то есть в Центре имени Сергия Радонежского - не веруют воскресение Христово.

- Ну и правильно делают! Потому что никакого “воскресения” (в телесном смысле) на самом деле не было.

- Как это не было? Все христианство на этом основано, а ты говоришь «не было»!

- Хорошо, я объясню - сказала Вероника. - Не было потому, что Тому, Кто никогда не умирал, Кто поистине бессмертен - Тому не надо и воскресать. Вот так-то! Ну а «воскресение» в кавычках, из-за которого они - церковники всех мастей - так переживают, по сути, было высосано из пальца одним, так сказать, «святым отцом» (а попросту - очередным человеческим недоумком) по имени епископ Лионский Ириней, который, выбрав для «канонизации» из более, чем ста Евангелий, четыре, исходя из своих незрелых философско-религиозных пристрастий сделал в них акцент на идею о «воскресении Христа из мертвых». Не то, чтобы таких слов не было в Священных Писаниях - они были, конечно, но, как говорится, «кульминацией и главным смыслом всего Нового Завета», причем - на свой лад, сделал их именно он. Так родилось на свет церковное «христианство», во многом весьма далекое от того, чему действительно учил сам Христос.

- Так, не было никакого воскресения, что ли? А как же Пасха?

- Просто идею воскресения надо понимать не в телесном, а в духовном смысле - тогда все встанет на свои места. Ну а телесно смерть Иисуса Христа ничем не отличалась от обычной человеческой смерти, вот почему в то «Воскресение», что они там себе навоображали, мы - последователи Живой Этики - действительно не верим. Ибо это чушь. Но мы верим, что Иисус после своей крестной смерти (слово «смерть» здесь надо понимать просто как сброс духом своей физической оболочки, и не более того) продолжал являться своим ученикам. Однако, опять же - не в физическом, но в тонком своем теле. Физическое же потому бесследно исчезло из гробницы, что сам Он уничтожил его силой своего мысленного приказа, разложив на свободные атомы и, тем самым, развеяв в пространстве -об этом тоже есть Указание в нашем Учении. Слова же из Евангелия «и через три дня воскреснет», породившие столько толкований и ложных выводов, надо понимать весьма просто: Христос был так истерзан пытками, что даже при всей Его духовной мощи необходимо было, как минимум, три дня, чтобы Он «пришел в Себя» после столь тяжелого своего крестного Подвига. Эти три дня Он восстанавливал Свои духовные силы, а также залечивал раны Своего тонкого тела, прежде чем смог явиться снова своим ученикам. Вот вам вся «тайна» Христова воскресения, если говорить о теле, а не о духе.

- Ты меня просто огорошила сегодня, племянница. Теперь вижу, что не зря ты «не работала» столько лет! - с воодушевлением отозвался дядя Гоша. - Такие сложнейшие вопросы щелкаешь, как семечки!

Вероника, наконец, в первый раз улыбнулась.

- Но пойдем дальше, - сказал он. - Вот что они дальше пишут: «Здесь не веруют вообще в Бога». Это как?

- Да, в такого Бога, каким они его себе представляете - да, действительно, не веруем. - подтвердила Вероника. - Личного Бога нет. Нет всезнающего и всемогущего старичка с седой бородой на облачке. Но мы верим, что есть Светлая Иерархия небесная - это и есть Бог. И еще есть так называемый «Дух Святой», или, проще говоря, небесный Огонь - духовная универсальная энергия, являющееся основой мироздания. Таковы наши представления о Боге. Вот в такого Бога, дядя Гоша, мы верим.

- Понятно. Вернее, в целом понятно. А вот еще: «Практикуют идолослужение»

- Ну, если для них, к примеру, великий Будда - идол, то да - практикуем. Ибо для нас Христос - не единственный на Земле представитель Бога, то есть Иерархии Сил Света. Единственным «Богом-Сыном» некоего «Бога-Отца», как учит о том церковь, мы Его не считаем. Но знаем, что на нашей планете присутствуют Семеро Высочайших Духов, среди которых не только Христос, но и Будда. Потому и почитаем Его наравне с Христом. Повторяю: Иисуса Христа мы не считаем единственным «Вседержителем».

- Вот значит, как. Ну что же, это интересно. Надо, пожалуй, будет как-нибудь почитать на досуге вашу Живую Этику.

- Попробуйте, - сдержанно отозвалась Вероника, которой не понравились слова «как-нибудь» и «на досуге».

- «Направлены на разрушение традиций российской культуры» - зачитал тот дальше.

- Вот что вам скажу, - горячо возразила Вера. - Слишком уж и церковники, и нынешние «очень умные» интеллигенты абсолютизируют традиционность. Если так рассуждать, то, пожалуй, еще более «традиционным» будет всем нам надеть набедренные повязки, взять в руки дубины и идти в леса искать мамонтов... Почему бы и нет? Ведь так жили наши пра-пра... Традиционность должна органично сочетаться с обновлением, углублением, расширением - только тогда мертвящий догматизм не остановит развитие человечества. Разве не так, Георгий Александрович?

- Резонно, - согласился тот.

- Что там дальше?

- «Двойное учение».

- Двуличное, то есть? Ах, подлецы! «Двойное учение...» - ошибаются! Учение наше не двулично. Вовсе не сверху белое, а внутри черное, как полагают они, но - и сверху, и внутри белое. А иначе и быть не может. То, что оно как бы делится на экзотерическое (для масс) и эзотерическое (для посвященных) - это совсем другой вопрос. Такое деление существовало всегда. Вспомним Христа, Его знаменитое: «Кто имеет уши слышать, да слышит!» Что бы это значило? Ведь уши есть у всех... Или: «Учитель, почему Ты народу всегда притчами изъясняешь? - Вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим - в притчах, так что они, видя, не видят и, слыша, не разумеют». Или возьмите их же «Закон Божий» - разве он полностью тождественен писаниям отцов Церкви? Отнюдь! Но все дело в утонченности мышления, и даже - сознания. Сколько людей - столько и уровней сознания, а значит и восприятия. Что же тут удивительного? И что преступного? Разве не безумием будет допустить, например, недоумка или преступника в комнату с «ядерным чемоданчиком»? Так же и тут: высшее Знание - обоюдоострый меч, не дай Бог вручить его недостойному! И еще раз можно вспомнить Христа: «Не мечите бисера своего перед свиньями, дабы они не потоптали его ногами своими, и, обратившись, не растерзали бы вас». Ну что, побила я их тем же оружием? Короче говоря, то, что уже опубликовано - к тому доступ свободен, но дальнейшие ступени нуждаются уже в более тщательном контроле. И это правильно.

- Тут еще что-то насчет «тоталитарности» и «программированности сознания»…

- Эти термины, - отпарировала Вероника, - были бы в силе, если бы кто-то из рериховцев кого-то к чему-либо принуждал. Но, повторяю - в рериховском движении такого нет, здесь принцип один - только добровольность. А раз добровольность, то «тоталитарность» и «запрограммированность» кажущаяся - на самом деле, это вера и доверие Руке Водящей.

- Без доверия - никуда. На войне это мы крепко познали.- задумчиво ответил старый фронтовик. - А что ты скажешь по поводу «претензий на исключительность»? Вроде как вы чтите себя самыми умными. Это правда?

- Действительно, мы - последователи Учения Живой Этики - считаем, что обладаем наиболее правильным, и даже - единственно верным, Учением о мире и о человеке в этом мире, - твердо заявила Вера.

- Тогда возникает законный вопрос: на чем основана ваша такая «самонадеянность»?

- Отнюдь не на гордыне. Здесь все дело, опять-таки, в понятиях о том, откуда идут мировые религии и как вообще так называемый «Бог» руководит человечеством. У них, церковных христиан, понятия об этом одни. Вернее, у них, вообще, нет об этом понятия - разве что формула «Неисповедимы пути Господни”. У нас же - иные. И если они считают, что только христианство - «от Бога», остальное же - либо «язычество» либо «происки дьявола», то мы, как я уже говорила, считаем, что все главные мировые религии - «от Бога». Что давались они в разное время и разным народам, но давались одной и той же высочайшей Инстанцией - Иерархией духовного Света. Живая Этика - просто последнее из них. Откровение это Высшее дано всего около полувека назад, и потому люди еще не успели исказить его - вот почему оно самое истинное из всех. А поскольку дано оно Высшими Силами - то и единственно верное.

- Очень логично, - похвалил опять ее дядя Гоша.

- Но вовсе не потому, что мы - рериховцы - такие уж все хорошие. Нет! Мы - такие же, как и все остальные. Лично я считаю, что иной православный много выше духовно иного рериховца (хотя возможно и обратное). Даже многие из так называемых «атеистов» - и те могут быть выше, лучше, чище духовно людей, принадлежащей к какой-либо конфессии. Это очевидно. Разве мало тупых и лицемерных людей толпится ныне в православных храмах? И лучше ли они, скажем, такого героя, как Александр Матросов, атеиста, но - жизнь положившего за Родину, то есть «за други своя»?

- Вряд ли!

- Вот и я думаю, что вряд ли, - подтвердила Вера. - Нет, не лучше они, а, скорее всего, хуже, и намного! Поэтому стоит ли мерить меркой конфессии? Но Живая Этика - надконфессиональна, это синтез всех религий с научною мыслью, потому меркой Живой Этики, я считаю, мерить можно. Потому что это универсальное мерило. Мы же, рериховцы, лишь в том «избранники Божии», что раньше, чем остальные, сумели отказаться учиться по старым, искаженным уже и - по нынешним временам - скудноватым «учебникам жизни» и взяли на вооружение «новое, исправленное и расширенное» издание Библии - Живую Этику. Вот и все наши достижения, отличающие нас от других людей. Конечно, при прочих равных условиях, как говорится, мы в выигрыше. Но - только в этом отношении. Дальше же все зависит от того, с какой силой и энтузиазмом устремится тот или иной человек по этому духовному пути.

- Например?

- Ну, можно, например, еле тащиться по самой прямой дороге и в результате оказаться позади того, кто изберет окольные пути, но будет продвигаться по ним очень быстро. Все искаженные ныне религии - пути окольные, однако все они рано или поздно сольются в будущем в одну светлую и широкую дорогу - к Богу, к Иерарху и Его духовному Свету. Так что вопрос о «людях первого сорта» и «людях второго сорта» весьма непрост - очень уж многомерен человек! Ведь почти каждый из нас в чем-то, да может «дать фору» очень многим, кто в других отношениях выше его... Учесть же все это многообразие и вывести единую оценку - это так сложно! Потому и дана заповедь: «Не судите...». Но в Живой Этике к ней добавлено: «Не осуждение, но - шлифовка камня». То есть без злобы и зависти в сердце размышлять о том, кто лучше и кто хуже, и в чем именно - не возбраняется. И даже - полезно. Но только без злобы! Кто выше и кто ниже - может указать лишь Иерарх, или - сердце человеческое, но очищенное (а очищенное сердце никого не станет презирать за несовершенство).

- А если человек - вот как, к примеру, я - идет вперед не религией, а наукой? Тогда как? - задал ей вопрос профессор.

- Живая Этика лучше других Высших Откровений по двум причинам: во-первых, ее еще не успели люди извратить (но когда-то и она, надо полагать, тоже будет искажена, и тогда снова будет дано новое, причем - еще более глубокое и расширенное, Учение), и, во-вторых, дана она с учетом возросшего, особенно - за последние одно-два столетия, интеллектуального уровня человечества - дана уже научно. Вот мой ответ на Ваш вопрос, дядя Гоша., - сказала Вероника. - Кроме того, дана она именно для России (на русском языке и через русских пророков Рерихов - это не случайно!), так как именно России предназначено первой проложить путь в новую духовность. Духовность, где, в частности, наука сольется с религией - «Птица человечества не может лететь на одном крыле». Ну а Православие обречено в первую очередь именно потому, что оно идет вразрез с наукой.

- Ну, это, как биологу, мне разъяснять не надо - именно поэтому, кстати говоря, я всегда и был убежденным атеистом, - кивнул головой старый «солдат науки».

- А церковникам, кто сочиняет вот такие абсурдные обвинения, я бы так сказала: «Для вас мы - люди «заблудшие и обманутые», но, слава Богу, «не враги». Что ж, вы тоже не враги для нас, но «люди заблудшие и обманутые». И когда-нибудь вы прозреете. Плохо лишь то, что произойдет это, по-видимому, не скоро: вы - догматики, а догмы - штука упрямая, вырывать их из сознания ох как тяжело! Потому нам жаль вас... Сегодня ваше Православие из ускорителя превратилось уже в тормоз для человеческой эволюции, а вы не понимаете этого. О, если бы глаза ваши хоть немного открылись на Истину! Но нет: об этом остается только мечтать... Потому, раз уж так, верьте во Христа по-своему, а нас, рериховцев, не трогайте - пусть мы тоже будем верить в Него по-своему. Ну а время нас рассудит. Ведь кощунствуя по поводу Живой Этики, как знать - не кощунствуете ли вы в своем невежестве над собственным Богом - Иисусом Христом? Ибо в Этике сказано, что «учение Христа есть сердце учения Агни Йоги». И, осуждая нас, не осуждаете ли вы, тем самым, самих себя? Так что поостерегитесь-ка гнева Божьего...»

- Ну, ладно, племянница: говорить об этом можно очень долго, наверное. Но я что-то устал. Пойду, пожалуй, прилягу. Спасибо тебе за очень умную беседу со мной, стариком. Век не забуду! И подумаю, хорошо подумаю, над всем тем, что сегодня от тебя услышал.

- Я просто хотела Вам показать, что на все церковные «аргументы» всегда могут найтись не менее, если не более, серьезные контраргументы.

- И тебе это блестяще удалось, моя девочка. Спасибо, сердечное спасибо.

- Не за что, дядя Гоша.

- А теперь я, пожалуй, пойду отдохну.

- Ну, тогда и я пойду домой. До свиданья.

- До свиданья.

1.0x