Авторский блог Петр Чурухов 11:03 27 ноября 2014

Бюджет и божественная правда

«Мы сильнее всех, потому что мы правы, - сказал наш президент в недавнем интервью ИТАР-ТАСС, обосновывая позицию страны на международной арене, - Сила в правде. Когда русский человек чувствует правоту, он непобедим». Да, здесь В.В. Путин прав, трудно не согласиться. Тем более, что утверждению этому - почти восемь веков. Накануне битвы со шведами, как говорят летописцы, его произнес святой благоверный князь Александр Невский, день памяти которого 6 декабря будет отмечать православный мир России. И звучала она вот так: «Братья! Не в силе Бог, а в правде!» Но нельзя всерьез рассчитывать на единение и победу, если бороться за правду только на одном краю, там, где нынешние агрессоры вторгаются в наши пределы и навязывают нам свою модель мироустройства и поведения. Для русского человека, раз уж о нем заговорил президент, не бывает правды в экспортном исполнении и для внутреннего пользования. Справедливость одна, либо она есть, либо ее нет. Потому нужно выстраивать справедливые отношения и здесь, где реальная экономика России и реальная жизнь.

У нынешней российской власти есть одна особенность, присущая всей вертикали, и федералам, и регионалам, и муниципалитетам. Она - как болезнь, распространившаяся по властным кабинетам на всей территории страны. Но речь не о коррупции.

Особенность эта в том, что самое главное дело и самая основная задача современной российской власти – формирование бюджета. Не развитие промышленности, не рост уровня жизни населения, а наполнение бюджета, коим власть полноправно распоряжается. Именно поэтому первое, что делало и делает каждое региональное правительство в кризисной ситуации – создает комиссии из прокуроров и особистов, на ковер перед которыми в первую очередь попадают директора предприятий, задолжавших бюджету. И только потом по инициативе промышленников или губернатора могут создаваться рабочие группы, чьей задачей будет поиск путей оказания помощи предприятиям, которым стало невмоготу выполнять свои обязательства перед бюджетом. Но сам бизнес, его состояние и условия существования - не дело власти, это для нее проблема далеко не первого порядка.

Бюджет как основная содержательная задача российской власти одновременно является и главным инструментом реализации прав этой самой власти, и мерой оценки ее деятельности. Наполняешь бюджет и исполняешь его – значит работаешь. Но если вдруг общество начинает возмущаться тем, что власть плохо распоряжается бюджетом и, к примеру, не заботится должным образом о немощных стариках и детях, то оно же, общество, и оказывается крайним. Вы хотите увеличить социальные расходы бюджета, вопрошает власть? Тогда лучше работайте.

Именно поэтому несколько лет назад заместитель председателя правительства Российской Федерации Аркадий Дворкович, выступая в Гербовом зале Нижегородской ярмарки на бизнес-форуме, без тени сомнения говорил, что власти придется увеличить налоги, если мы, то есть народ российский, намереваемся идти по пути роста социальных обязательств государства, да еще и расходы на оборону хотим увеличить. Понятно, что логика Дворковича уж слишком примитивна, потому как и первокурсники самых заштатных российских экономических вузов (а Аркадий Владимирович учился на экономфаке МГУ, да еще получил диплом магистра экономики в американском Университете Дюка) знают, что налоговые поступления в бюджет могут расти не только за счет дополнительного обременения бизнеса, но и за счет более эффективной его работы, обеспечивающий рост производства, рост прибыли, затем зарплат и налоговых поступлений. Вот, к примеру, как в нижегородском ЦНИИ «Буревестник», где чистая прибыль за 2011 год была в шесть раз выше уровня 2010 года, где за неполных десять лет численность персонала увеличилась в пять раз, а средняя заработная плата по итогам 9 месяцев текущего года составляет, как было заявлено на днях комиссии регионального министерства промышленности и инноваций, 40,3 тысячи рублей. И налоговых поступлений от «Буревестника» в казну теперь идет на порядок больше, чем десять лет назад.

Но заниматься созданием действенных мер для повышения эффективности промышленного производства и роста производительности труда – дело хлопотное, это удел профессионалов, коих в федеральном правительстве маловато. К тому же тратиться на модернизацию и повышения эффективности производства (то есть изымать из бюджета средства на эти цели) надо сейчас, а отдача от этих вложений будет не скоро. Куда проще придумывать схемы, которые позволяли бы власти добиваться требуемых поступлений в бюджет без особых на то усилий.

Вот федеральное правительство придумало, думские сидельцы проголосовали, а президент страны только что подписал закон о так называемом «налоговом маневре» в нефтегазовом секторе экономики. Суть его в том, чтобы снизить экспортные пошлины на нефть (то есть улучшить условия экспорта сырья нашим компаниям) и поднять на нефть ставки НДПИ (то есть поднять цены на нефтепродукты внутри страны). На языке власти это называется «сбалансировать параметры налоговой и таможенной политики», чтобы «бюджет не пострадал» Он и не пострадает: за 2016-2017 года этот маневр позволит привлечь в бюджет дополнительно почти 500 млрд рублей. А пострадает ли промышленное производство и в итоге народонаселение? Ведь эти 500 миллиардов будут получены не за счет роста экономики, а за счет ее более «тонкого отжима». Ну что за глупости, говорит нам власть, все социальные обязательства мы непременно выполним.

Этот маневр – наглядное подтверждение того, что для нынешних руководителей России первично не создание условий для эффективного хозяйствования, не развитие промышленного производства, хотя уже тонны слов сказаны верховной властью страны о том, что надо развивать несырьевую экономику, а именно наполнение бюджета. Телега поставлена впереди лошади, экономика стоит.

И эта властная «бюджетожимная» болезнь поражает логику. Вот тому свежий пример, признаться, удививший многих, кто никогда не ставил на одну доску ни по уровню интеллекта, ни по отношению к стране Дворковича и Путина.

«…Раньше мы продавали товар, который стоил доллар, и получали за него 32 рубля. А теперь за тот же товар ценой в доллар получим 45 рублей. Доходы бюджета увеличились, а не уменьшились. Да, существуют определённые коридоры и ограничители, связанные с тем, что для отраслей производства и предприятий, ориентированных на закупки за границей на валюту, ситуация ухудшается. Но для бюджета не так, мы уверенно решаем социальные проблемы», – заявил наш президент в интервью ИТАР-ТАСС буквально только что..

То есть, В.В. Путин совершенно откровенно и честно говорит нам, что оттого, что рубль обвалился на треть, власти-то очень даже хорошо! Бюджет-то полнехонек! Власть справилась, несмотря на санкции, на Украину, на Крым и Обаму. Нас бьют, а мы – крепчаем!

А неделей ранее, на заседании Форума действий Общероссийского народного фронта, давая оценку обвальному падению курса, В.В. Путин успокоил народ, сказав, что «для тех, кто живёт у нас в стране, в рублёвой зоне, пользуется рублями и покупает в наших магазинах наши товары, вообще ничего не должно меняться».

Однако меняется, мы все это видим, и еще как меняется! Степан Сулакшин, доктор физико-математических и политических наук, вступив на своей странице в живом журнале в заочную полемику с Владимиром Путиным, привел такие данные: около 69% потребляемых товаров для тех, кто «покупает в наших магазинах», завезено по импорту. Потому обвал рубля, наполнивший казну, опустошил и продолжит опустошать кошельки сограждан. Вот эти данные:

Товары народного потребления

Доля импорта, % (2010 г.)

Велосипеды

62,3

Изделия чулочно-носочные

81,9

Ковры

68,3

Лекарства

70,8

Машины стиральные

44,6

Мебель

44,5

Обувь кожаная

90,5

Пылесосы бытовые

95,5

Парфюмерия и косметика

88,1

Телевизоры

50,4

Холодильники

36,7

Часы

92,3

Одежда

81,9

Продукты питания

36, 0

А если сюда добавить предприятия промышленности, не по своей воле «ориентированные на закупки за границей» (а таковых - тьмы и тьмы. К примеру, известный нижегородский «Завод» Красное Сормово», приобретающий за границей многое: от автоматизированных линий сварки до сантехнических комнат, устанавливаемых на строящиеся суда. Или сравнительно молодой нижегородский же автомобильный завод «Чайка-Сервис», производящий спецтехнику и покупающий для этого особую шведскую и финскую сталь, которой не производят у нас в стране), то радость власти от наполненного бюджета приобретает некий антинародный оттенок.

Получается, что власть рада тому, что создает проблемы для нас. И это плохо. Вспомните евангельскую притчу: «Иисус, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит». (Мф. 12, 25). Иисус говорил о единстве как залоге устойчивого развития, разве это не актуально для нынешней России? А ведь мы хотим не только устоять, но и победить в навязанном нам противоборстве, в связи с которым и возникла тема девальвации рубля.

«Мы сильнее всех, потому что мы правы, - сказал наш президент в том же интервью ИТАР-ТАСС, обосновывая позицию страны на международной арене, - Сила в правде. Когда русский человек чувствует правоту, он непобедим».

Да, здесь В.В. Путин прав, трудно не согласиться. Тем более, что утверждению этому - почти восемь веков. Накануне битвы со шведами, как говорят летописцы, его произнес святой благоверный князь Александр Невский, день памяти которого 6 декабря будет отмечать православный мир России. И звучала она вот так: «Братья! Не в силе Бог, а в правде!»

Но нельзя всерьез рассчитывать на единение и победу, если бороться за правду только на одном краю, там, где нынешние агрессоры вторгаются в наши пределы и навязывают нам свою модель мироустройства и поведения. Для русского человека, раз уж о нем заговорил президент, не бывает правды в экспортном исполнении и для внутреннего пользования. Справедливость одна, либо она есть, либо ее нет. Потому нужно выстраивать справедливые отношения и здесь, где реальная экономика России и реальная жизнь.

А в этой жизни народ просто столбенеет, когда узнает, что власть выдает руководителям госкомпаний в качестве оплаты за их тяжкий труд жалование, объем которого равен оплате труда всего коллектива ЦНИИ «Буревестник», который, для справки, является головным предприятием по артиллерийскому вооружению в России.

А в этой жизни промышленники, не соглашаясь с радостью власти от переполненного бюджета, выносят на публичное обсуждение тему: «Центральный банк для России: друг или враг?» Хотя ответ на этот вопрос многим вполне ясен: в скором времени, прогнозирует академик С.Ю. Глазьев, за океаном нашу нынешнюю денежную власть будут чествовать как «лучших в мире» министров финансов и председателей центральных банков.

Все то, что происходит у нас внутри страны, в том числе и в реальном секторе, пока очень далеко от справедливости, от правды, с которой Бог. А это значит, что рано нам говорить о непобедимости.

Петр Чурухов

1.0x