Авторский блог Андрей Болдырев 07:27 17 октября 2019

БРИТАНИЯ СЧИТАЕТ, ЧТО КРЫМ ВОШЕЛ В СОСТАВ РОССИИ ДОБРОВОЛЬНО

И как в монархе соотносится личное и государственное?

Занимаясь вопросами монархии, с одной стороны и, с другой стороны, понимая роль и значение кино в современном мире, зная, что в кино часто озвучивается то, что нет возможности озвучить официально, мы внимательно относимся к кино на монархическую тему. Вот почему многосерийный фильм Екатерина Великая (Catherine the Great), снятый британскими и американскими кинематографистами (телеканалом HBO), не мог пройти мимо нашего внимания.

Откровенно говоря, я не ожидал от англосаксов ничего хорошего. Предыдущий их фильм на тему Екатерины Великой, - «Молодая Екатерина» (Young Catherine), снятый в 1991-м году, - в общем сводился к тому, что всем хорошим Екатерина обязана сэру Чарльзу Уильямсу - английскому послу. Однако в своих ожиданиях ошибся. Новая картина оказалась не только не антироссийской, но в ней были озвучены ряд посылов, которые следует рассматривать как приглашение забыть разногласия и начать сотрудничать. Но давайте подробнее.

Целая серия из четырёх (третья) посвящена добровольному присоединению Крыма к России. Подробно в деталях показывается, как татарский хан, безо всякого принуждения, в присутствии только Потемкина и его помощника, без какого-либо намека на русские войска, добровольно и даже радостно присягает на верность Екатерине. Согласитесь, в современных политических реалиях это выглядит более чем необычно. Но это прозвучало. Как минимум, как признание исторической легитимности принадлежности Крыма России, как максимум – признание законности воссоединения Крыма с Россией в 2014-м.

А как красива панорама Черноморского форта России, которую Потемкин показывает Екатерине! Нечто подобное снято только в советском фильме «Адмирал Ушаков».

В четвертой серии в ответ на действия России против Турции, английский и прусские послы грозят объявить России войну. Екатерина их «посылает» в резкой форме. Только вмешательство Потемкина смягчает ситуацию и предотвращает дипломатический скандал. В итоге послы были всё-таки «посланы», но в дипломатичной форме. Россия продолжила боевые действия против Турции, а Англия и Пруссия – промолчали.

Согласитесь, любопытные заявления от страны, только что объявившей России санкции и обвинившей нас во всех смертных грехах[1]. С чего бы это такая щедрость, даже на уровне слов? В мире ничего не дается даром. Что-то должны потребовать взамен. Что?

Возможно, ответ следует искать в четвертой серии, где Екатерина заявляет, что нужно забыть мелкие ссоры и сплотиться перед общим врагом – Францией. Назвать современную Францию общим врагом сейчас – несерьезно. Скорее всего, здесь отдана дань реалиям времен действия фильма, когда Франция революционная представляла угрозу для всех монархий Европы – читай всему миру. Значит, прозвучало предложение союза против некоего (по фильму не понятно, какого) общего врага в обмен на признание присоединения Крыма.

Таким видится политический посыл фильма.

Но есть еще серьезное исследование соотношения личного и государственного в монархе. Екатерина показана не как любвеобильный персонаж популярных мифов (хотя любовников хватает), но, прежде всего, как государственный деятель. Да ей не чуждо личное. Но, личное она преломляет через призму государственных интересов. Да, ей нравится граф Григорий Орлов. Но как только он начинает ставить вопрос о части власти, то немедленно отлучается и от трона и от тела. Выстраивая отношения с Потемкиным, Екатерина сразу оговаривает, что властью делиться не намерена. И близко к себе подпускает его только тогда, когда Потемкин доказывает, что достоин быть рядом с ней, а именно после разгрома и пленения Пугачева[2]. Когда он делом доказывает, что способен реально защищать установленный в стране порядок, решать задачи государственного уровня, то есть находиться рядом с Екатериной. Даже просто по-женски выйти замуж Екатерина не может себе позволить. Ибо это может пошатнуть порядок в стране, стать поводом для смуты. Венчается, но тайно[3].

Сын для нее, во-первых, претендент на трон, неспособный, по её мнению, управлять страной и только во-вторых, или даже в третьих – сын. Главное, что Екатерина требует от сына и невестки – наследник, продолжатель династии, гарант стабильности в стране. Материнская любовь – удел простых смертных.

Такова судьба монарха. Личное задвигается очень далеко в пользу государственного.

В заключение хотелось бы отметить ряд моментов, связанных с выходом фильма. Начнем с того, что задействована «тяжелая актерская артиллерия» - главную роль исполнила Хелен Миррен[4] – в известной степени специалист по ролям венценосных особ. В списке её ролей, помимо Екатерины II, английские королевы Шарлотта, Елизавета I, Елизавета II. Обращает на себя внимание скорость выхода фильма в люди. Премьера в Великобритании прошла на телеканале Sky Atlantic 3 октября 2019 года, премьера на канале HBO планируется только 21 октября, но картина уже доступна в Сети[5].

По всей видимости, заказчикам фильма нужно, во-первых, качество. Во-вторых, демонстрация своего уважительного отношения к личности первого лица России, хоть XVIII века. В третьих, кому-то нужно было очень срочно донести политический посыл.

Источник


[1] Недавнее «Дело Скрипалей» показывает, что «во всех смертных грехах» следует понимать буквально.

[2] Мы знаем, что Потемкин в боевых действиях против Пугачева участия не принимал. В фильме в принципе много исторических ляпов и нестыковок . Мы не будем в них разбираться, просто заявим, что считать фильм историческим нельзя.

[3] Есть много упоминаний, что тайное венчание действительно имело место летом, осенью 1774 или же в начале января 1775 года. Однако в деталях историки расходятся.

[4] К слову, наполовину русская, урожденная Елена Лидия Васильевна Миронова.

[5] Эта статья написана 15 октября.

1.0x