Авторский блог Андрей Болдырев 12:52 27 июня 2019

Бонапарты от бизнеса

Они сделали в экономике бывшего СССР примерно то же, что сделал Наполеон Бонапарт в Европе в начале XIX века.

Расширяем понятие

Разрабатывая понятие бонапартизм, мы пришли к выводу, что бонапартистские технологии применяются не только в военно-политической сфере. Они носят гораздо более универсальный характер, что мы покажем на примере экономики.



Тонкость выявления бонапартистских явлений в экономике и бизнесе состоит в том, что бизнес всегда носит созидательный характер. Даже если это «виртуальный» бизнес вроде биржевого трейдерства, он показывает, — да, иллюзию, — но созидательности. Кроме того, положительный образ бизнесмена как созидателя старательно поддерживается средствами массовой пропаганды. Вспомните финансового бандита Эдварда Льюиса из популярного фильма «Красотка». Во-первых, его исполнил обаятельнейший Ричард Гир[1]. А во-вторых, помните финал фильма? Там рейдер, под влиянием героини Джулии Робертс становится «хорошим» и вместо грабежа решает заниматься строительством кораблей.

Однако нам, в некотором смысле, «повезло». И мы, пережившие 1990-е в России наблюдали целый ряд примеров, которые обнажают сущность бонапартизма в экономике и бизнесе. Тот, кто имеет хотя бы небольшой опыт работы в качестве предпринимателя, знает, что не то, чтобы большие, но хотя бы заметные состояния создаются годами и десятилетиями, работой по 16 часов в сутки без отпусков и выходных. Крупные и гигантские состояния – это уже наследные состояния, где работает несколько поколений. За примерами далеко ходить не нужно. Ротшильды и Рокфеллеры у всех на слуху. Тогда откуда в России, за какие-то годы, — да что там годы, месяцы?! – взялись Березовские и Ходорковские? Персонажи эти еще свежи в памяти и где-то уже становятся нарицательными, однако некоторые моменты их биографий мы всё-таки напомним с тем, чтобы подчеркнуть их бонапартизм.

Березовский Б.А. До конца 1980-х – обычный, в общем, академический ученый. Но в 1989-м году – резкий рывок в бизнесе. Сначала – «ЛогоВАЗ»; затем «Автомобильный Всероссийский Альянс» (AVVA) – структура, сильно напоминающая финансовую пирамиду; «Сибнефть» (с 1996 года — член совета директоров). Затем – крупные медиапроекты, включая ОРТ. В 2000 – серия судебных преследований, включая заочный приговор по делу о хищениях 140 млн рублей ЛогоВАЗа и АвтоВАЗа, обвинения в хищениях по «Делу Аэрофлота». Наконец эмиграция и самоубийство («самоубийство»?)

Гусинский В.А. До 1986-го – не особо успешный театральный деятель. Как и у Березовского – бизнес-рывок в конце 1980-х. Сначала кооперативы разного профиля (от металлообработки до аналитики), затем ставшая синонимом имени Гусинского Группа «Мост». С 1997-го – холдинг «Медиа-Мост». 2000-й год – судебное преследование с последующей эмиграцией.

Ходорковский М.Б. До конца 1980-х – хороший студент и нормальный комсомольский функционер. А дальше – снова бизнес-рывок. 1987-й – создание Межотраслевого центра научно-технического творчества молодёжи (НТТМ) при Фрунзенском райкоме ВЛКСМ под эгидой ЦК ВЛКСМ[2]. Затем «МЕНАТЕП». Приватизация. «МЕНАТЕП» участвовал в приватизации таких компаний как «ЮКОС», «Норильский никель», «Сибнефть», «Сургутнефтегаз», «Лукойл», «СИДАНКО», «Мечел», «Нафта-Москва», Новолипецкий металлургический комбинат, Мурманское и Новороссийское морские пароходства, Туапсинский морской торговый порт и Северо-Западное пароходство. После 1996-го «МЕНАТЕП» контролирует 90% акций «Юкоса» и Хдороковский концентрируется на нефтяном бизнесе. В 2003-м году – арест и в 2005-м – приговор с реальным лишением свободы[3]. В декабре 2013-го – освобождение и эмиграция.

Что общего в этих трех примерах:

Во-первых: Никакой революционности до «Перестройки», никакой бизнес-активности до конца 1980-х. Разве что о ходят слухи о занятиях Березовским спекуляцией в 1970-е. Все трое – обычные законопослушные граждане СССР, нормально и даже успешно вписанные в действовавшую систему.

Во-вторых: Серия бизнес-успехов, но успехов особого рода. Все трое занимались взломом и переделом советской собственности. Они сделали в экономике бывшего СССР примерно то же, что сделал Наполеон Бонапарт в Европе в начале XIX века. Взлом существовавшего политического устройства с последующим переделом.

В-третьих: Очевидная несамостоятельность бизнес-взлета. На то, кто мог стоять за Гусинским, намекает факт, что с 1992-го года Аналитическое управление холдинга АО Группа «Мост» возглавлял генерал-армии КГБ Ф.Д. Бобков. Здесь подчеркнем, что звание генерала-армии носил в КГБ и Ю.В. Андропов.

В четвертых: Подчеркнем внимание всех троих к сфере пропаганды. Если первые двое просто контролировали крупнейшие медиа-ресурсы страны. То третий – активно тиражируется различными деятелями от искусства и журналистики. О Ходорковском написаны книги, сняты фильмы, написана даже опера «Ходорковский»[4]. Он сам значится автором нескольких книг. Все трое имели в свое время имидж успешных бизнесменов. Хотя в природу таких «успехов» никто особенно не вникал.

Наконец «слив» и более-менее спокойная «пенсия»[5]. Примерно также, в почетной ссылке закончили свою жизнь Наполеон Бонапарт и Георгий Жуков. Свои задачи они выполнили, наступило время других задач, под которые нужны другие люди и, возможно, другие бонапарты.

Если отвлечься от российской реальности, то определенными признаками бонапартизма обладает ставший легендарным Билл Гейтс.

Во-первых, стремительный «самостоятельный» бизнес-рост. Хотя, даже знакомые с биографией Гейтса на уровне фильма «Пираты Силиконовой долины», знают, что своим взлетом он обязан контракту с IBM. С чего бы это вдруг, IBM поручило разработку программного обеспечения группе вчерашних студентов? Своих программистов не было?

Во-вторых, взлом и фактическая монополизация рынка прикладных программ. Вы, читающий эти сроки, можете назвать какую-нибудь операционную систему кроме разработанных Microsoft MS-DOC и Windows? А прикладные программы пишутся под ОС.

В третьих, активная популяризация («раскрутка») в медиа-пространстве как интеллектуала и филантропа, высшие государственные награды Британии, Испании, Индии, Португалии, США.

Хотя, как мы уже говорили выше, говорить о бонапартизме в бизнесе довольно затруднительно.

В конце обратим внимание на аспект, который заставляет нас подумать о распространении применения технологии бонапартизма не только по сферам человеческой деятельности, но и по уровням сложности.

Дело в том, что бонапарты от бизнеса имели место не только на федеральном уровне, но и на уровне областей и городов. Очень многие «успешные» предприятия создавались в «перестроечные» годы путем выделения прибыльных структур из госпредприятий. Где-то создавались «независимые» заводики, где учредителем выступало бывшее большое советское предприятие, вкладывая во вновь создаваемое оборудование, станки, инфраструктуру. Руководители таких новых предприятий выглядели вполне себе успешными бизнесменами. По сути, происходило растаскивание и перераспределение бывшей госсобственности. Думаю, каждый из работавших в те годы приведет немало подобных примеров.

[1] Фильм рекомендую смотреть в оригинале. Чтобы понять всю силу актёрского обаяния Ричарда Гира нужно не только видеть, но и слышать.

[2] По стране насчитывалось более 600 Центров НТТМ. По уставу они должны были вкладывать средства в производство, заниматься развитием молодежных инициатив и распространением научно-технической литературы. На практике же все было значительно сложнее. Вплоть до банальной перепродажи закупленных по госценам сырья, материалов, оборудования. Из системы НТТМ, помимо Ходорковского, вышло еще немало известных предпринимателей.

Источник

[3] В общей сложности, Ходорковский провел за решеткой более 10 лет.

[4] Поставлена в 2015-м году в Вене.

[5] Исключение составляет Борис Березовский. Но там, скорее всего, нужно говорить о нарушении им каких-то правил и договоренностей, которые оказались «несовместимыми с жизнью».

1.0x