Сообщество «Форум» 14:14 26 мая 2020

Адепты плоти и "конец истории"

"каждый отвечает за всех. Возможно лишь общее спасение…" (Н.А. Бердяев);

Один автор японского происхождения три десятилетия тому написал книгу о конце истории, оговорившись, правда, что концепция не нова и он не претендует на первенство в этом вопросе. К тому же он не утверждает о всецелом сворачивании исторических событий и наступлении эры этакой уютной бессобытийности, а утверждает лишь о конце искусств и философии (ой ли! да люди ли это будут?), об окончании социальных, национальных, идеологических противоречий, о якобы невозможности впредь войн, революций и т.п., то есть практически обрисовывает нам контуры коммунистического будущего. Сочувственно отношусь к его мартышкину труду, ибо бедолаге оказалось не по силам понять главного условия, являющегося и необходимым, и достаточным, для построения коммунистического общества (или хотя бы чего-то похожего), а, следовательно, и для завершения истории, – это кардинальное изменение человека! Преображение его в такое существо, которое уже как бы и не является человеком, во всяком случае, человеком ветхим, человеком биологическим – антропосом!.. Вероятно, время скорректировало убеждения того недальновидного японца, и сейчас он понял всю ошибочность своих тех воззрений, в особенности насчёт невозможности войн и революций. Но сама проблема окончания человеческой истории не ушла, но, уверен, что находится она совсем в иных координатах. В координатах не политических расчётов и предсказаний, опирающихся на упрощённо-обывательскую философию, а в сфере философии истинной, которая граничит уже с богословием, в сфере евангельского учения. Ибо тут смыкается человеческое и божеское, нам не подвластное! Тут всё фокусируется на тенденциях развития самого человека, на том сложно просчитываемом результирующем векторе, который установится в качестве направляющего, при всех мыслимых и немыслимых конфигурациях и колебаниях векторов составляющих. И, таким образом, то, как сложится направление результирующего вектора, зависит от каждого из нас!

По большому счёту, история – это "школа воспитания" масс (вспомним лишь слова Ключевского о том, что "история – это надзирательница, которая наказывает за невыученные уроки") и их составляющих индивидуумов, это хронология их "тектонических сдвигов", приводимых в движение самыми разными факторами, суть которых по-видимому можно свести к древней формуле "хлеба и зрелищ!". Скопления те приобретают самые разнообразные формы общественности: от упрощённых и наполовину животных рабовладельческих до неизмеримо более сложных и развитых социалистических, которые, правда, ещё преждевременны для столь низкого, приобретающего порою неандертальские очертания, уровня развития человека, а потому и не могут быть окончательно и прочно укоренены, и именно этим объясняется тот факт, что, едва зародившись, были они (или, если хотите, пробный и ещё сырой их вариант) полностью вытеснены с исторической арены. И то, что история является полем действия масс, не исключает и не противоречит тому, что в кипящем этом бульоне находили своё место и Личности (как оценённые, то бишь известные всем, так и неоценённые, то бишь безымянные, и даже, по-видимому, вторых – подавляющее большинство). Собственно, для них, Личностей, "конец истории" наступает прямо сейчас и прямо здесь, ибо они уже достигли уровня духовного развития, который в принципе самим этим фактом освобождает Личность от этой обязаловки – зубрёжки исторических уроков.

Не то для индивидуумов, которым, каждому в свой срок, предстоит ещё только достигнуть такой высоты, а потому и вынуждены они копошиться и барахтаться в низинах, дабы накопить для вышин соответствующий "эмпирический материал". Не всем же везёт так, как тому разбойнику, распятому вместе со Христом, который сразу же по благодати переместился в сферы далёкие от исторических бурлений страстей! Другое дело выдержал ли он там испытание на Личность, тест на Человека, на соответствие краеугольному положению "быть совершенным, как совершенен Отец Небесный", что только и даёт билет на выход из истории? Личностный критерий неимоверно высок, хотя и прост в понимании! Что, однако, не делает его простым в исполнении! Ведь критерий этот состоит в подвиге жертвенности, в способности самопожертвования до самоотрицания! А сознательно пожертвовать собою во имя какой бы то ни было цели, пусть и самой высокой, согласитесь, совсем не просто! Ибо героическому шагу отрицания себя препятствуют тяжкие вериги плоти, предъявляющей свои "веские аргументы" и этим существенно влияющие на помыслы и поступки любого из нас! К тому же, плоть весьма любит биологическую жизнь, не желая считаться с существованием параллельной жизни духовной, всячески её игнорируя и даже отказывая ей в самом этом существовании!

Таким образом, под столь ощутимым прессингом плоти, плотских начал, происходит оформление внешнего облика каждого человека, который в силу этого приобретает соответственные специфические очертания. При этом, облик внутренний (душа), неощутимый и невидимый, естественно остаётся втуне, ибо он оформляется тою, как сказали бы сейчас, "мягкой силой", которая сама неощутима и невидима. Душа призвана выполнять роль связующего звена. И, таким образом, если она прислушивается к голосу того неощутимого и невидимого, который она по природе своей способна (и должна!) слышать, то и передаёт услышанное своим эволюцией налаженным между ними языком мозгу и в целом нервной системе, а те уже т.с. директивно – всем остальным телесным субстанциям. Если же нет, если душа родилась глухой или плохо слышащей, то, естественно, эти самые субстанции, не получая директивных сигналов свыше, собирают себя теми комплектующими, которые есть в наличии, то бишь чисто плотскими. Да и душа в таком случае томится своею ущербностью и мятётся своим бессилием повлиять на процесс. В результате такой "сборки" с этого биологического конвейера сходит продукция со штампом "брак", хотя сами продуктанты и не подозревают об этом, а даже наоборот изрядно ошибаются на свой счёт (как раз в том плане, как об этом говорится в Библии: "Ибо кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя" (Гал. 6:3)). Феномен подобных заблуждений был известен ещё в античные времена. Примером чего является следующий отрывок из Книги книг – так сказать, обобщённый словесный портрет адептов плоти:

"…едва не пошатнулись ноги мои, едва не поскользнулись стопы мои, – я позавидовал безумным, видя благоденствие нечестивых, ибо им нет страданий до смерти их, и крепки силы их; на работе человеческой нет их, и с прочими людьми не подвергаются ударам;

Оттого гордость, как ожерелье, обложила их, и дерзость, как наряд, одевает их; выкатились от жира глаза их, бродят помыслы в сердце; над всем издеваются, злобно разглашают клевету, говорят свысока; поднимают к небесам уста свои, и язык их расхаживает по земле,

…и говорят: «как узнает Бог? и есть ли ведение у Вышнего?»

И вот, эти нечестивые благоденствуют в веке сем, умножают богатство.

И я сказал: так не напрасно ли я очищал сердце мое и омывал в невинности руки мои,

и подвергал себя ранам всякий день и обличениям всякое утро?

Но если бы я сказал: «буду рассуждать так», – то я виновен был бы пред родом сынов Твоих…" (Пс. 72, 2-15).

Вы заметили из этого отрывка, что, несмотря на столь отталкивающий внешний вид, описанные индивидуумы способны влиять, естественно в худшую разлагающую сторону, на остальных людей, на слабых и не окрепших духом? И это объяснимо в канве человеческого становления, ибо давно известно, что, увы, "дурной пример заразителен", и людям свойственно завидовать недостойному и брать пример с него, поскольку видимость и внешний блеск мишуры способны затмить внутреннюю пустоту и никчемность. Для того же, чтобы распознавать истинные ценности необходимо пройти долгий путь снискания мудрости, который параллелен пути очищения от духовной скверны.

Ещё Рабиндранат Тагор писал:

"Мы слабостей полны,

Их взращивает лень, –

Пускай испепелит скопленье хлама

Великий разрушенья день".

Далеко не каждый осознаёт значение очистительной и благой силы этого "великого разрушения дня". Ибо он символизирует уже упомянутое самопожертвование до самоотрицания! И только тот, кто способен на это, кто враз и одним махом разрубает этот гордиев узел, "испепеляя скопления хлама" в себе, либо же "по капле выдавливая из себя раба", имеет шанс завершить свою эпопею блуждания по лабиринту жизни индивидуума и, став уже Личностью, выйти из него! В этом случае, совершивший такое Человек, тут же как бы приобретает выходной билет, т.е. право на завершение цикла своих мытарств и страданий в мире, на завершение своей индивидуальной истории и приобщение к царству Духа, в чистом виде без отягчающего довеска телесности! Но тут для него вступает в силу сущностный парадокс Выси, своего рода императив, который диктует ему не почивать на лаврах, не воспользоваться для себя лично этим благом, а вновь совершить подвиг жертвенности. "Два движения есть в человеческом пути: движение по линии восходящей и движение по линии нисходящей. Человек поднимается на высоту, восходит к Богу. На этом пути он приобретает духовную силу... Но он вспоминает (не может не вспоминать!) об оставшихся внизу, о духовно слабых, о лишённых возможности пользоваться высшими ценностями. И начинается путь нисхождения, чтобы помочь братьям своим, поделиться с ними духовными богатствами, помочь их восхождению. Человек не может, не должен… улететь из мира, снять с себя ответственность за других. Каждый отвечает за всех. Возможно лишь общее спасение… Свобода [Выси] не должна снимать ответственности за ближних" (Н.А. Бердяев «Самопознание»).

В одном старом голливудском фильме, в самом его начале игрок в американский футбол (почему-то американцы из всех видов спорта отдают предпочтение этому, на мой взгляд туповатому и незамысловатому виду) прямо на поле во время игры и в присутствии множества зрителей, достаёт из кармана пистолет и со словами "Жизнь – дерьмо!" пускает себе пулю в висок. Тут заслуживает уважения то, что парень в общем-то разобрался в сути жизни, ибо, наверняка не зная Писания, повторил, пусть и в столь радикальной форме, слова апостола: "не любите мира, ни того, что в мире!". Только вывод он сделал ошибочный, поскольку есть ещё иные слова: "кто претерпит до конца, тот спасётся". В этом случае самоотрицания не себя следовало самоотрицать, убивая, а то, что в себе, ту скверну, что овладела тобой! Испепелить в себе то, о чём писал Рабиндранат Тагор, перейдя таким образом в высшую лигу, выражаясь языком, понятным бедолаге. И жизнь его в таком случае приобрела бы осмысленность, не прошла так понапрасну и не закончилась бы столь плачевно. Но, увы, дотянуться до той выси, с которой можно обозреть вещи в их истинном неискажённом виде, весьма и весьма непросто! Во всяком случае, редко кому это удаётся, находясь в состоянии индивидуума, с его родимыми пятнами ветхих эпох, этими гирями на ногах, тянущими вниз!

Лишь Человек новой эры, эры света и разума, только Человек-Личность, будучи необременённым напластованиями хитрости и изворотливости, делячества и двуличия, эгоизма и обособленности – этих "достойных" качеств ветхого человека-индивидуума, только человек, освободившийся от пут корысти и стяжательства, освещённый светом великой и святой цели, заряженный духом коллективизма и созидания, способен поставить жирную точку в этом бесконечном коловращении циклов жизней и смертей, только он может подвести итоговую черту…

Вот тогда и придёт старушке-истории естественный и закономерный конец, поскольку от земного коллективного царства правды и справедливости (коммунизма) до вселенского соборного духовного бытия (Царства Небесного) всего только шаг, пусть он и является по сути шагом через пропасть!..

1.0x