Авторский блог Василий Шахов 12:21 2 августа 2020

17. Р У С С К И Й К О С М И З М и П О З Ы В Н Ы Е П О Д Н Е Б Е С Н О Й (СУНЬ ЯТСЕН и СТАЛИН)

Дистанционные первосентябрьские лекции МТОДУЗ (Троицк-в-Москве.В.В.Шахов).

17. Р У С С К И Й К О С М И З М и П О З Ы В Н Ы Е П О Д Н Е Б Е С Н О Й

(СУНЬ ЯТСЕН и СТАЛИН)

11 марта 1925 года, за день до смерти, Сун Ятсен в «ПОСЛАНИИ СОВЕТСКОМУ СОЮЗУ» констатировал: «Настанет время, когда Советский Союз, как лучший друг и союзник, будет приветствовать могучий и свободный Китай, когда в великой битве за свободу угнетенных наций мира обе страны рука об руку пойдут вперед и добьются победы».

СУН ЯТСЕН. «Послание Советскому Союзу»

(11 марта 1925 года, за день до кончины)

. «Хозяина нашей республики, — писал Сунь Ятсен о китайском народе, — можно сравнить с новорожденным, а нашу революционную партию — с его матерью. Поскольку она его родила, ее долг — взрастить и воспитать его. Только так мы выполним свой революционный долг. Вот почему революционная программа и устанавливает специальный период политической опеки, чтобы взрастить и воспитать этого хозяина и вернуть ему власть, когда он станет совершеннолетним».

Туристический поток из Китая стремительно растёт. Полуторамиллиардный Китай живо интересуется экономикой и культурой своего соседа. Но что мы можем предложить представителям цивилизации, которой более пяти тысячелетий?..

…У ГО МО ЖО есть прекрасное стихотворение «У памятника Пушкину»: «Солнце прямыми лучами Москву обожгло. Бронзовый Пушкин, почуяв тепло, Шляпу в раздумье держа за спиной, Смотрит на город родной. Может быть, песня в душе у тебя родилась?? Может быть, в песне – советская власть, Спутников первых мерцающий свет, Шелест летящих ракет? Стих свой звенящий в сердце моем прочитай – Слово твоё долетело в Китай. Пусть же звучит оно в каждой стране Мечтами о вечной весне…».

* * *

Дистанционное «заседание» Научно-просветительского Центра «Энциклопедия Подмосковья и Большая Москва» (near.msk.ru), творческих групп «УЧЕБНАЯ КНИГА РОССИИ», «МОСКВОВЕДЕНИЕ И ДОСТОПАМЯТНОСТИ НОВОЙ МОСКВЫ», «КИТАЙСКИЙ ДИСТАНЦИОННЫЙ ЛЕКТОРИЙ УНИВЕРСИТЕТА ЗНАНИЙ ИМЕНИ ЦЮЙ ЦЮБО И ЧЖОУ ЭНЬЛАЯ» (vvshakhov. Journal.com).

«Оцифрована» ещё одна экспозиция ПЕРВОМАЙСКОГО ДИСТАНЦИОННОГО МУЗЕЯ НА ОБЩЕСТВЕННЫХ НАЧАЛАХ – МУЗЕЯ ШЕСТОГО МОСКОВСКО-ЗВЕНИГОРОДСКОГО СЪЕЗДА КОМПАРТИИ КИТАЯ. Материалы экспозиции опубликованы в альманахе «В А Л У Е В О. VALUEVO»: «Валуево Звенигородское: великая тайна Китая и России. «Павильон орхидей» в Большой Москве».

Несколько разделов ДИСТАНЦИОННОЙ ЭКСПОЗИЦИИ: «Павильон орхидей» - древнейший жанр китайской изящной словесности. Какими будут экспозиции китайского «Павильона орхидей»?»; «КИТАЙСКИЙ ПАВИЛЬОН ОРХИДЕЙ под Звенигородом как просветительско-эстетический феномен: «Здравствуй, племя младое, незнакомое!..»; «ХАЙ ЛАН ПАО – «ОЗЕРЦО МОРСКИХ ОРХИДЕЙ»…БЛАГОВЕЩЕНСК И ХЭЙ – ХЭ. Тысячелетние горизонты и заветы Прекрасного»; «Грозовое эхо Великой Отечественной…»; «Хождение Китая-Поднебесного в Звенигород Московский»; «Музыкальная гостиная китайского ПАВИЛЬОНА ОРХИДЕЙ в Большой Москве»; «Звездопады и листопады Валуевско-Звенигородские («И современники и тени в тиши беседуют со мной…»). Иллюстративный материал и тексты готовы к «оцифровыванию».

…11 марта 1925 года, за день до смерти, Сун Ятсен в «ПОСЛАНИИ СОВЕТСКОМУ СОЮЗУ» констатировал: «Настанет время, когда Советский Союз, как лучший друг и союзник, будет приветствовать могучий и свободный Китай, когда в великой битве за свободу угнетенных наций мира обе страны рука об руку пойдут вперед и добьются победы».

* *

ЦК РКП (Б) - Центральному Исполнительному Комитету Гоминдана.

Центральный Комитет Российской Коммунистической Партии скорбит вместе с вами о потере вождя Гоминдана и организатора национально-освободительной борьбы рабочих и крестьян Китая за свободу и независимость китайского народа и самостоятельность китайского государства.

Центральный Комитет Российской Коммунистической Партии не сомневается, что великое дело Сун Ятсена не умрёт вместе с Сун Ятсеном, что дело Сун Ятсена будет жить в сердцах китайских рабочих и крестьян на страх врагам китайского народа.

Центральный Комитет Российской Коммунистической Партии верит, что Гоминдан будет высоко держать знамя Сун Ятсена в великой борьбе за освобождение от империализма, что Гоминдану удастся с честью донести это знамя до полной победы над империализмом и его агентами в Китае.

Сун Ятсен умер, - да здравствует Сун Ятсен, да живут и крепнут заветы Сун Ятсена!

Секретарь ЦК РКП И. С Т А Л И Н. 13 марта 1925 года. («Правда», 14 марта 1925 года).

* * *

«О Т Е Ц Н А Ц И И», «К О Н Ф У Ц И Й В Р Е А Л Ь Н О Й П О Л И Т И К Е»,

ПЕРВЫЙ ГЕНЕРАЛИССИМУС ХХ СТОЛЕТИЯ

…Генералиссимус (от лат. «самый главный в армии») – это высокое звание, которое может получить военный. Особенность его – его зачастую присваивают не за выслугу лет или умелое руководство, а за особые достижения перед Отечеством, Родиной. Звания этого в двадцатом веке удостаивались единицы людей по земному шару. Сунь Ятсен получил данное звание: ГЕНЕРАЛИССИМУС ВОЕННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА НАЦИОНАЛИСТИЧЕСКОГО КИТАЯ.

Советское правительство сразу же после скорбного известия о кончине Сунь Ятсена направило в Пекин саркофаг из меди и хрусталя – точную копию того, в котором лежало тело Владимира Ильича Ульянова-Ленина. Саркофаг этот и портрет остались в столичном храме Биюньсы, где выставлен в мемориальном зале.

Именем Сунь Ятсена назвали Университет трудящихся Востока в Москве. Студенты и преподаватели Суньятсеновского вуза принимали деятельное участие, встречая китайских гостей, приглашенных на празднование 10-летия Великой Октябрьской социалистической революции, а также Шестого съезда КПК, съездов Коминтерна, Профинтерна, и Молодёжного Коминтерна.

С 1979 года годовщина его кончины отмечается в Китае как ДЕНЬ ДРЕВОНАСАЖДЕНИЯ.

Великие заветы… Великие уроки… - «Так как Китай – крестьянская страна, то необходимо полностью удовлетворить насущные нужды крестьян, иначе можно дойти до бандитизма. Нужно решить крестьянский вопрос, если те, кто обрабатывает землю, не имеет своего поля, то так нельзя».

Сунь Ятсен настаивал: в Китае должна была быть произведена экономическая реформа – перераспределение земельной собственности под лозунгом ЗЕМЛЯ КРЕСТЬЯНАМ. Он считал: нужно прийти к новой концепции, опровергаюшей старое народное выражение «ПОЗНАТЬ ПРОСТО, ОСУЩЕСТВИТЬ НА ПРАКТИКЕ ТРУДНЕЕ». Сунь Ятсен же констатировал: только новое отношение к практике способно революционизировать Китай; и он был неизменно на пути достижения практического результата. Позднее эти идеи воплотит в реальность Дэн Сяопин.

СТРАНИЦЫ ВЕЛИКОЙ ЖИЗНИ

СУНЬ ЯТСЕН (СУНЬ ИСЯНЬ, СУНЬ ВЭНЬ, СУНЬ ЧЖУНШАНЬ (12 ноября 1866 – 12 марта 1925). Основатель партии Гоминьдан; один из наиболее почитаемых в Китае политических деятелей. В 1940-ом Сунь Ятсену посмертн присвоен титул О Т Ц А Н А Ц И И.

Деревушка Цуйхэн уезда Сяншань (ныне Чжуншань, провинция Гуандун); при рождении получил имя Вэнь.

«Верхи погрязли в косности и бесчестии, выдают пороки за добродетели, преисполнены чванства и кичливости, низы пребывают в темноте и невежестве… Некогда величественному китайскому государству нет достойного места среди соседних держав, а культура и обычаи наши снискали презрение иноплеменников. Может ли это не вселять тревогу в сердце мужей чести?» -патриотическое размышление пассионария.

Декларация «Союза возрождения Китая». В Уставе Союза он провозгласил: «Настоящий Союз учреждается исключительно с целью возродить Китай и поддержать его государственный престиж… Ныне, исполняя волю народа, мы объединяем китайцев в стране и за границей и создаём настоящий Союз, чтобы помочь нашей священной родине».

1899. Создание газеты Союза Возрождения Китая «Чжунго жибао» («Китайская газета»). 1905. Возглавил объединение китайских революционных организаций «Тунмэнхой». После победы Учанского восстания в октябре 1911 года он был избран временным Президентом Китайской революции. 1912. Создание партии Гоминьдан. 1923. Создано Кантонское правительство с задачами: отразить японскую агрессию; способствовать объединению Китая.

Сунь Ятсен и его соратники считали высшей целью созидание мощной Державы, которая сможет занять принадлежащее ей по праву место среди сверхдержав.

Сунь Ятсен – крупнейший государственный, военный, политический деятель. В истории мировой политической и философской мысли, культуры ему принадлежит особое место, связанное с учением О ТРЁХ НАРОДНЫХ ПРИНЦИПАХ (национализм, народовластие, народное благосостояние). Он мечтает об идеальном демократическом государстве со следующими ветвями власти: законодательная, судебная, исполнительная, селективная и контрольная. После Великой Октябрьской социалистической революции появилось дополнение: сотрудничество с коммунистами, поддержка рабочих и крестьян в их борьбе за широкую демократизацию общества, всей общественной жизни Китая.

…Согласно его предсмертному желанию, он был похоронен на горе Цзыцзыньшань в Нанкине в мавзолее (наподобие ленинского). В километре к востоку от мавзолея Сяолин основателя Империи Мин Чжу Юаньчжана…

ВЕРНОСТЬ ВЕЛИКИМ ИДЕАЛАМ

СУН ЦИНЛИН (1893 – 1981) – одна из «трёх сестёр Сун», сыгравших значительную роль в истории Китая ХХ века. Дочь китайско-американского бизнесмена и методистского проповедника Чарли Суна. Получила первоначальное образование в школе для девочек, организованной американскими миссионерами-методистами (Mc Tyeire School for Giris). Дальнейшее обучение продолжено в женском колледже Wesleyan Gollege. Работала секретарём Сунь Ятсена. В 1915-ом сыграли свадьбу (в Японии, в эмиграции). Жена и верная спутница Сунь Ятсена.

ОНА ОПУБЛИКОВАЛА ОБЛЕТЕВШЕЕ ВЕСЬ МИР З А В Е Щ А Н И Е С У Н Ь Я Т С Е Н А. Она резко осудила мятеж Чан Кай Ши.

В 1926 году на Втором Всекитайском съезде Гоминьдана её избирают членом Центрального Комитета и начальником сектора по работе среди женщин. После раскола в 1927-ом уехала в СССР. С 1929 года - почетный председатель Второй конференции Антиимпериалистической лиги. В 1932-ом ею основана Китайская Лига прав человека. Значительны и весомы её труды в сфере благотворительности. В годы японско-китайской войны в 1939 году ею основана ЛИГА ЗАЩИТЫ КИТАЯ.

В 1951 году она основала ежемесячный журнал для иностранной аудитории «КИТАЙ НА СТРОЙКЕ» (впоследствии «Китай сегодня»). 1959 – 1975. Заместитель Председателя КНР. С 1954 года председатель (затем почетный председатель) Обществ китайско-советской дружбы. 16 мая 1981 года, за 13 дней до смерти, избрана ПОЧЁТНЫМ ПРЕДСЕДАТЕЛЕМ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ.

нако горькие политические реальности последующих лет заставляют его по сути дела признать нерешенность своих основных социально-политических целей и по-новому формулировать эти цели и пути их достижения. В эти годы Сунь Ятсен создает свой наиболее фундаментальный теоретический труд — «Программа строительства страны», состоящий из трех книг — «Духовное строительство (Учение Сунь Вэня)» (1918), «Материальное строительство (Промышленный план)» (1919), «Социальное строительство (Первые шаги народовластия)» (1917).

Развитие социально-экономической и политической программ Сунь Ятсена тесно связано с решением им некоторых мировоззренческих вопросов, во многом определивших его выбор целей и средств. В эти годы он утверждается в неприятии представлений о классовой борьбе как движущей силе истории. Он рассматривает эту концепцию как перенесение законов биологии на общество. В «Духовном строительстве» он подчеркивал: «Эволюция человечества принципиально отличается от эволюции видов. В то время как основным принципом эволюции видов является борьба за существование, основным принципом эволюции человечества является взаимопомощь. Общество и государство — это внешние формы выражения взаимопомощи, а добродетель, гуманность, справедливость и долг — ее неотъемлемые атрибуты. Когда человечество следует этим принципам — оно процветает; когда оно пренебрегает ими — оно гибнет. По этим принципам человечество живет уже сотни тысяч лет». Общественная структура Китая представлялась Сунь Ятсену пока еще аморфной, не затронутой глубоким классовым антагонизмом, что, как он полагал, облегчало социальное переустройство страны.

Во многом исходя из этого, формируется и суньятсеновское понимание роли и значения революционных методов преобразования общества. Еще накануне революции он утверждал, что «к революции следует прибегать лишь в самых крайних случаях, чтобы не причинять понапрасну страдания народу». Однако теперь его представление о революции расширяется, оно не сводится только лишь к разрушению старого, а включает и строительство нового, конструктивную работу. Утверждая, что «в революции самое трудное — ломка, а самое легкое — строительство», в 1917 г. он уже писал, что «революционная ломка закончилась».

Суньятсеновские представления о революционном строительстве отражали существенные моменты его мировоззрения. Он писал: «Что же такое революционное строительство? Это — строительство необычное, строительство форсированное. Оно отлично от обычного строительства, которое ведется с учетом естественного хода развития общества, с учетом требований общей ситуации и выгоды. Другое дело — революция. Она несет с собой чрезвычайную ломку, сокрушая династии и низвергая самодержавие. Но если революционная ломка имеет чрезвычайный характер, такой же характер должно иметь и революционное строительство». Тезис о характере революционного строительства как «необычном», «форсированном», «чрезвычайном» в дальнейшем развивался в его идеях о путях и методах преодоления отсталости Китая. Сунь Ятсен предлагал воспринять все достижения передовых западных стран, являвшиеся результатом «естественного» (тяньянь) развития, но не повторять это естественное развитие, которое не позволило бы Китаю быстро войти в число наиболее передовых и мощных держав, а прервать это естественное развитие, пойти по пути ускоренного, «искусственного», «рукотворного» прогресса (жэньлиды цзиньбу).

Оценка концепции «ускоренного прогресса» не может быть однозначной. В ней причудливо сочетается обоснованная убежденность в творческих способностях народа, разбуженного революцией, с почти мистической верой в «особые» качества китайской нации, которые позволяют ей не считаться с законами истории. «Китайская нация — самая большая и самая одаренная» — этими словами начинается работа Сунь Ятсена «Социальное строительство». В «Промышленном плане» он утверждал, что принятие этого плана приведет, в частности, к тому, что «миллион миль дорог будет построен в самое короткое время, словно по мановению волшебной палочки». Он неоднократно отмечал возможность догнать и перегнать наиболее развитые страны путем скачкообразного развития. Отдавая дань традиционному китаецентризму, Сунь Ятсен вставал, таким образом, на зыбкую почву шовинистических представлений об «особых» возможностях китайской нации. Все это наложило субъективистско-националистический и утопический отпечаток на многие стороны его программы.

Политическая реальность послесиньхайского периода, все большая очевидность полуколониального положения Китая оказали существенное воздействие на формулирование Сунь Ятсеном его политической программы. Именно в эти годы он все четче осознает униженное и зависимое положение своей страны и задачи борьбы за восстановление национального суверенитета. Накануне войны он писал главе японского кабинета, что «Китай будет бороться за освобождение от оков, которыми опутали его иностранные державы, и за пересмотр неравноправных договоров». В то время он еще предполагал, что Китай сможет вести эту борьбу при поддержке Японии. Однако последующие события и особенно наглое «21 требование» Японии заставили Сунь Ятсена понять, что японский империализм является злейшим врагом китайского народа. В апреле 1917 г. в связи с вопросом об объявлении Китаем войны Германии он написал брошюру «Вопрос жизни и смерти Китая», в которой дал оценку этой войне как грабительской, идущей между империалистическими странами за передел мира. Вместе с тем брошюра содержала анализ и суровую критику колониальной политики Англии и Франции, позволявшую сделать вывод, что ее автор все глубже осознает место Китая в колониальной системе империализма и важность разрыва этих колониальных пут. Об этом говорят и заключительные слова его фундаментального труда, написанные сразу после войны: «Китай, самая богатая и населенная страна в мире, станет объектом, за счет которого попытаются возместить убытки от войны... Пока Китай останется отданным на милость милитаристских держав, ему будет грозить или раздел на части между несколькими державами, или поглощение одной из них».

Однако нельзя не отметить, что борьба с колониализмом мыслилась Сунь Ятсеном как борьба, ведущаяся прежде всего мирными средствами: «Китайский народ пробудился после многовекового глубокого сна и понял, что мы должны воспрянуть и пойти по пути мирового прогресса. Сейчас мы уже вступили на этот путь. Должны ли мы организоваться и сплотиться для войны или для мира?.. Как основатель Китайской Республики, я хочу видеть Китай организованным для мира. Поэтому я беру перо во имя мирного развития Китая и пишу эти планы — планы более эффективные, чем то оружие, за которое я брался, чтоб свергнуть маньчжурскую династию». Эта формулировка носит принципиальный для мировоззрения Сунь Ятсена характер, подобный подход во многом в дальнейшем определил разработку им его политической стратегии и тактики.

Политическая реальность Китая этих лет заставляет Сунь Ятсена осознать невыполненность в ходе Синьхайской революции его лозунга народовластия, попытаться понять причины этого, наметить пути достижения подлинного народовластия. Анализ этих причин отражает важные стороны его политической концепции. Он писал о послесиньхайских событиях: «И вот китайский народ, который сравнивают с морем ничем не связанных между собой песчинок, вдруг был возвышен до положения носителя верховной власти в республике. Не удивительно, что он оказался неподготовленным к этому...» Мысль о неподготовленности китайского народа к демократическим формам государственной жизни высказывалась им неоднократно, и во многом эта мысль похожа на высказывания деятелей консервативного лагеря. Однако подход Сунь Ятсена, совпадая с консервативным в констатации политических реальностей, отличается от него своим политическим оптимизмом, призывом к углублению демократических преобразований, верой в демократические потенции китайского народа.

Сунь Ятсен призывает своих сторонников считаться с политической реальностью — с отсутствием демократических традиций в Китае — и выдвигает задачу политического воспитания народа в демократическом духе в ходе революции. Так рождалась концепция политической опеки. «Вот почему, — делает он вывод из отсутствия демократических традиций и силы традиций деспотизма, — при переходе от монархии к республике необходим период политической опеки, без которого мы неизбежно придем к хаосу». Кто же должен выступить в качестве опекуна, насаждающего демократические порядки среди китайского народа? Таким опекуном, по мысли Сунь Ятсена, должна быть созданная им революционная партия. «Хозяина нашей республики, — писал Сунь Ятсен о китайском народе, — можно сравнить с новорожденным, а нашу революционную партию — с его матерью. Поскольку она его родила, ее долг — взрастить и воспитать его. Только так мы выполним свой революционный долг. Вот почему революционная программа и устанавливает специальный период политической опеки, чтобы взрастить и воспитать этого хозяина и вернуть ему власть, когда он станет совершеннолетним». Концепция политической опеки была существенным обновлением толкования принципа народовластия, означавшим попытку учесть послесиньхайские политические реальности, правильно понять место его революционной партии в новой политической системе, найти пути преодоления политической косности и апатии широких народных масс. Вместе с тем эта концепция отражала своеобразие подхода Сунь Ятсена к исторической роли народных масс, которая, по его представлениям, является скорее объектом, чем субъектом революционного преобразования. На формирование этой противоречивой по своей сути и по своим политическим последствиям концепции оказали большое влияние традиционные конфуцианские представления о природном неравенстве людей, об особой политической роли образованной элиты.

Б И Б Л И О Г Р А Ф И Я

публикаций о МЕМОРИАЛЬНО-ПАМЯТНОМ КОМПЛЕКСЕ В ЧЕСТЬ ШЕСТОГО

МОСКОВСКО-ЗВЕНИГОРОДСКОГО СЪЕЗДА КОМПАРТИИ КИТАЯ

- Поднебесная, Великороссия и прогрессивное человечество. Общественная Дирекция Музея-мемориала 6-го съезда КПК;

- Великий Звездный Путь Китая и России (о духовном обеспечении грандиозного проекта тысячелетия;

- Ландшафтно-мемориальный памятник добрососедства Поднебесной и Руси (Москва-река впадает в Янцзы);

- Это шагает Велико-Россия, это шагает Велико-Китай… (бюллетень общественной Дирекции дистанционного Музея-мемориала Шестого съезда КПК);

- Необходим конкурс проектов мемориально-паркового комплекса 6-го съезда КПК;

- Позывные памяти : Россия, Китай, Япония. К 70-летию Великой Победы;

- «…то Китай придёт в Европу, если…» (китайское провидчество Д. Мережковского);

- Верность Идеалу: Сун Цинлин и Сунь Ятсен (бюллетень общественной дирекции мемориала);

- Всемирно и всемерно поддержим Си Цзипиня и В.В. Путина (решительное н е т – китаефобии и русофобии);

- Солнечный Космос Земли: от Конфуция до Проханова («недвижный Китай» и эволюция в России);

- Дистанционная экспозиция Поднебесной «Китай-город в Большой Москве»;

- Москва-река впадает в Поднебесную (тихоокеанский поход Проханова и «Завтра»;

- Августовские тезисы А. Проханова по Китаю (китайская тема вчера, сегодня и завтра);

- Триумф родины Конфуция и Дэн Сяопина. Руки прочь от Китая! Руки прочь от России!;

- «Чёрная ласточка» Иосифа Джугашвили и стихи Мао Цзедуна.

1.0x