Сообщество «Форум» 00:15 5 сентября 2020

2. Анна Каренинская... Обираловка... Дистанц-лекции. МТОДУЗ. Троицк-в-Москве.

Дистанционные "оцифровки" памяти Льва Николаевича Толстого. МТОДУЗ. Троицк-в-Москве.

2. АННА-КАРЕНИНСКАЯ... ОБИРАЛОВКА...

- На то дан человеку разум, чтобы избавиться оттого, что его беспокоит, - сказала по-французски дама, очевидно довольная своею фразой и гримасничая языком. Эти слова как будто ответили на мысль Анны…

"Избавиться от того, что беспокоит", - повторяла Анна. И, взглянув на краснощекого мужа и худую жену, она поняла, что болезненная жена считает себя непонятою женщиной и муж обманывает ее и поддерживает в ней это мнение о себе. Анна как будто видела их историю и все закоулки их души, перенеся свет на них. Но интересного тут ничего не было, и она продолжала свою мысль. "Да, очень беспокоит меня, и на то дан разум, чтоб избавиться; стало быть, надо избавиться. Отчего же не потушить свечу, когда смотреть больше не на что, когда гадко смотреть на все это? Но как? Зачем этот кондуктор пробежал по жердочке, зачем они кричат, эти молодые люди в том вагоне? Зачем они говорят, зачем они смеются? Все неправда, все ложь, все обман, все зло!.." Когда поезд подошел к станции, Анна вышла в толпе других пассажиров и, как от прокаженных, сторонясь от них, остановилась на платформе, стараясь вспомнить, зачем она сюда приехала и что намерена была делать… - Хорошо, так поезжай домой, - тихо проговорила она, обращаясь к Михайле. Она говорила тихо, потому что быстрота биения сердца мешала ей дышать. "Нет, я не дам тебе мучать себя", - подумала она, обращаясь с угрозой не к нему, не к самой себе, а к тому, кто заставлял ее мучаться, и пошла по платформе мимо станции. ... Подходил товарный поезд. Платформа затряслась, и ей показалось, что она едет опять… И вдруг, вспомнив о раздавленном человеке в день ее первой встречи с Вронским, она поняла, что ей надо делать. Быстрым, легким шагом спустившись по ступенькам, которые шли от водокачки к рельсам, она остановилась подле вплоть мимо ее проходящего поезда. Она смотрела на низ вагонов, на винты и цепи и на высокие чугунные колеса медленно катившегося первого вагона и глазомером старалась определить середину между передними и задними колесами и ту минуту, когда середина эта будет против нее.

"Туда!- говорила она себе, глядя в тень вагона, на смешанный с углем песок, которым были засыпаны шпалы, - туда, на самую середину, и я накажу его и избавлюсь от всех и от себя"… Она хотела упасть под поравнявшийся с ней серединою первый вагон. Но красный мешочек, который она стала снимать с руки, задержал ее, и было уже поздно: середина миновала ее. Надо было ждать следующего вагона. Чувство, подобное тому, которое она испытывала, когда, купаясь, готовилась войти в воду, охватило ее, и она перекрестилась. Привычный жест крестного знамения вызвал в душе ее целый ряд девичьих и детских воспоминаний, и вдруг мрак, покрывавший для нее все, разорвался, и жизнь предстала ей на мгновение со всеми ее светлыми прошедшими радостями. Но она не спускала глаз с колес подходящего второго вагона. И ровно в ту минуту, как середина между колесами поравнялась с нею, она откинула красный мешочек и, вжав в плечи голову, упала под вагон на руки и легким движением, как бы готовясь тотчас же встать, опустилась на колена. И в то же мгновение она ужаснулась тому, что делала. "Где я? Что я делаю? Зачем?" Она хотела подняться,откинуться; но что-то огромное, неумолимое толкнуло ее в голову и потащило за спину. "Господи, прости мне все!" - проговорила она, чувствуя невозможность борьбы. Мужичок, приговаривая что-то, работал над железом. И свеча, при которой она читала исполненную тревог, обманов, горя и зла книгу, вспыхнула более ярким, чем когда-нибудь, светом, осветила ей все то, что прежде было во мраке, затрещала, стала меркнуть и навсегда потухла»...

Реклама 59

«Жизнь моя – железная дорога, вечное стремление вперёд…»

Есть в движенье сладость и тревога. Станция, внезапный поворот –

Жизнь моя – железная дорога,

Вечное стремление вперёд…

Маргарита Алигер

…Пора! Ударил отправленье

Вокзал, огнями залитой,

И жизнь, что прожита с рожденья,

Уже как будто за чертой…

Александр Твардовский.

«За далью – даль».

Музыкально-песенное эхо по-над стальными магистралями… Пернатые вести, воспоминание о будущем… Песенно-психологическая исповедальность задушевных повествований о дальних полустанках, путях и путейцах…Где-то поезд катится точками огня… Лишь составы бегут за составами да кого-то скликают гудки. Всё глядят, всё глядят в окошко вагонное романтики-пассажиры, наглядеться –налюбоваться никак не могут: велика и прекрасна Россия-матушка……

Магистраль. Паровоз. Тепловоз. Электровоз. Состав – за составом… Вокзал – за вокзалом… Новые перспективы… Новые горизонты… Как одухотворение, озарение, остро-чарующее воспоминание о будущем…

Дым столбом – кипит, дымится

Пароход… Пестрота, разгул, волненье,

Оживленье, нетерпенье…

Православный веселится

Наш народ.

И быстрее, шибче воли

Поезд мчится в чистом поле…

Дважды Краснознаменный академический ансамбль песни и пляски Российской Армии имени А.В. Александрова постоянно исполняет эту «Попутную песню» Михаила Глинки на слова Н.В. Кукольника.

Кстати сказать, это – повод восстановить справедливость относительно личности и творческой индивидуальности Нестора Кукольника. До сих пор бытует (в частности, в учебно-справочной литературе) представление об этом писателе, как о сугубо «реакционном», «плодовитом» авторе сочинений крайне «напыщенных» и легковесных. Конечно, не следует преувеличивать значение наследия Н.В. Кукольника; но нельзя замалчивать и тенденциозно принижать его. И здесь весомо прозвучит мнение великого композитора Михаила Ивановича Глинки, который создал на кукольниковские тексты популярный цикл из 12 романсов «Прощание с Петербургом». Классикой стали марш («Рыцарский романс»), баркарола («Уснули голубые»), балеро («О дева чудная моя»), фантазия («Стой, мой верный, бурный конь»), каватина («Давно ли роскошно ты розой цвела»). В репертуаре гениального певца Фёдора Шаляпина – романс-элегия «Сомнение» - на слова Кукольника. Известны его «Жаворонок», «Колыбельная». Итак, Н.В. Кукольник – один из первооткрывателей «железнодорожной темы» в отечественной словесности: «Дым столбом – кипит, дымится пароход… И быстрее, шибче воли поезд мчится в чистом поле…». Обратим внимание на то обстоятельство, что Нестор Васильевич, поэтически воссоздавая самые первые, самые свежие впечатления от железной дороги россиян, «по-тогдашнему» именует поезд пароходом (ходит паром).

«Железнодорожные мотивы», тема пути-магистрали зазвучат в отечественном искусстве: в жанрово-стилевых импровизациях и «вариациях» Глинки и Тютчева, Полонского и Перова, Фета и Некрасова, Полонского и Толстого, Левитана и Поленова, Репина и Бунина, Свиридова и Кустодиева, Шолохова и Леонова, Твардовского и Рубцова.

«Поднявшись над Россией ввысь и окинув её взором, можно увидеть голубые и стальные обручи, которые стягивают землю в единую и великую державу. Реки и железные дороги скрепляют и приближают её пространства. И если реки – суть творения Бога, то железные дороги сотворены, хотя и по воле Всевышнего, человеческим разумом, волей и руками людей», - пишет Валерий Ганичев в публицистическом эссе «Державный путь: сигналы истории».

ДЕРЖАВНЫЙ ПУТЬ: ЭХО И ГОРИЗОНТЫ

Большая Москва и «железнодорожная цивилизация»… Нравственно-духовные уроки классиков и современников, обращавшихся к «магистральной» проблеме.

Движение истории… Воспитание историей… - «Прямо дороженька: насыпи узкие, Столбики, рельсы, мосты… …не робей за отчизну любезную… Вынес достаточно русский народ, Вынес и эту дорогу железную – Вынесет всё, что Господь ни пошлёт! Вынесет всё – и широкую, ясную Грудью дорогу проложит себе…» (Н.А. Некрасов. «Железная дорога»).

От Москвы и к Москве идут железные дороги:Московско-Брестская,Московско-Виндаво-Рыбинская, Московско-Виндавская, Московско-Казанская,Московско-Киево-Воронежская, Московско-Курская, Московско-Курско-Донбасская, Московско-Рязанская, Московско-Ярославско-Архангельская. – «…И вновь, вразлет, вся синяя, вся алая она: Да здравствует Россия, красивая страна! Луга, леса заречные и в лютиках стезя, чего, как солнца вечного, не полюбить нельзя! Моря, поля и пажити – всё милое, своё, что с бою взято, нажито народами её; что кровью оросили мы в лихие времена. Да здравствует Россия, военная страна! Широкая, разлетная, с железною страдой, с полками пулеметными под красною звездой! Да здравствует крылатая, с отвагой без прикрас, с гвардейцами-солдатами, похожими на нас! Да здравствует великая! Ей пало на роду от Буга и до Тихого железную страду могучими усильями поднять на рамена… Да здравствует Россия – железная страна!» (А. Прокофьев. «Россия»).

…Движение времени – движение искусства… Самодвижение времени – самодвижение искусства… Идеи времени и формы времени…- «Жизнь без начала и конца, но ты, художник, твёрдо веруй в начала и концы…» - блоковское философско-эстетическое размышление… Откуда есть пошла «железнодорожная цивилизация»? Какие горизонты и перспективы ожидают «путейцев»? Что нового пришло в жизнь человеческую с приходом «чугунки»? Какие нравственно-художественные возможности таит в себе эстетическое отражение событий и коллизий на стальной магистрали?

Москва железнодорожная… Подмосковье железнодорожное… Железнодорожная

держава… Стальная магистраль - с её спецификой, энергетикой, рабочей «поступью», принципиально новой профессиональной ориентацией… Эстетическое отношение искусства к «железнодорожной» реальности…

Крылатая одухотворенность, трепетная осердеченность словесно-музыкального слова – в самих «нацеленных» названиях песен: «Поезда под ночной звездой», «Прощание с поездом», «Перелётные поезда», «Уходят поезда», «Поезд со скоростью света», «Скорый поезд». На вокзалах, станциях, полустанках, в купе, тамбурах с озорным причиндалом звучат десятка два песенных «Проводниц» с вариациями («Ах, сестричка-проводничка», «Подруга машиниста», «Я – вагонная хозяйка», «Проводница Оленька»). Есть и «Проводницкая лирическая». Песенное почтение принимают «Курский вокзал» и «Рижский вокзал». Есть у путейцев «Песня юного железнодорожника» и «Песня старых железнодорожников». Юбилейные и праздничные торжества востребовали «Гимн Горьковской железной дороги», «Гимн Белорусской железной дороги», «Песню о Московской железной дороге».

В каждом песенном сюжете – новая грань, новая сфера, свежее наблюдение, оригинальный «поворот». Здесь и «Крайняя точка Москвы». Здесь – всё новые и новые «портреты», «ландшафты», психологические наблюдения и переживания («Зовёт нас дорога…», «Дороги дальние», «Матушка железная дорога», «Моя судьба – дорога», «С паровозами и туманами», «Дорога – второй дом»). Где-то более десятка песенных «Магистралей».

В зависимости от методической целеустановки (жанры урока, внеклассного занятия, реферирования, творческого эссе, культурно-просветительского мероприятия, познавательной олимпиады) может быть вычленена одна тема (проблема) или несколько тематико-проблемных сюжетов. В рамках урока-лекции, фронтальной беседы могут быть освещёнными, например, такие вопросы:

Железная дорога в системе и структуре путей сообщения России.

Деревянные рельсовые пути.

И.И. Ползунов

«Ходун-самовар». Пароход – паровоз.

«Чугунный колесопровод» 1788 года

Первая в мире железная дорога заводского характера.

Петербург – Царское село.1837.

Двухпутная железная дорога (1851).

Лирические и эпические жанры железнодорожной тематики.

Железная дорога России в музыке.

Художественно-живописное отражение «железки».

Тема «чугунки» в отечественной публицистике.

Стальные артерии на «сгибе эпох».

РЖД и первая мировая война.

РЖД и Великая Отечественная война.

Стальные магистрали и космос.

РЖД: воспоминание о будущем. За далью – даль…

Великий Звёздно-Шёлковый путь.

Лирики, прозаики, публицисты, композиторы, исполнители, деятели театра, живописцы, графики, скульпторы, фотографы, кинематографисты, мультипликаторы, архитекторы, дизайнеры… Все они – летописцы истории зарождения, развития, становления, модернизации железных дорог.

Обстоятельный разговор о живописно-«железнодорожной» пластике может завязаться при анализе картин: «На железной дороге» (1868) Вас. Перова, «В люди»

(1885) Кириака Костаниди, «Железнодорожный сторож. Хотьково» (1882) И.Е. Репина, «На полустанке» (1891) В.Г. Казанцева. Заслуживают весомого культурологического акцента картина «Строительство железной дороги» Вас. Пукирева, «Поезд в пути» Исаака Левитана.

Неплохим познавательным пособием может послужить альбом «Художественная выставка, посвященная 150-летию железных дорог. Живопись. Графика. Скульптура» (М., 1987). Несомненно внимание воспитанников привлекут талантливые работы: «Казанский вокзал» (А.Н. Петров), «Подмосковный полустанок» (П.Тырышкин), «Утро туманное» (А.В. Стекольщиков), «Последний полустанок» (В.А. Орлов), «Провинциальный вокзал» (Вл. Парошин), «В пути» (Е.Г. Севергина),

«ЖИВЫХ КОНЕЙ ПОБЕДИЛА

СТАЛЬНАЯ КОННИЦА…»

Эмоционально-смысловой доминантой занятия может послужить фронтальная беседа, обращенная к духовно-культурологическому анализу есенинского «Сорокоуста». Обращение к есенинскому философско-психологическому эпосу в

методическом контексте москвоведения приобретает актуальность ещё и с тем, что

ныне есениноведы и есенинолюбы озаботились просветительской популяризацией

весьма знаменательной даты, а именно – 100-летие есенинского феномена и 100-летие

прибытия Сергея Есенина в Москву.

Большая Москва и Подмосковье в становлении творческой индивидуальности русского лирического гения… В цикле «уроков-лекций» по москвоведению предполагается выпуск отдельной брошюры «Есенинская абевега Большой Москвы и Подмосковья».

Есенинское - вдохновенное, глубинно-духовное, нравственно-«выпрямляющее»,

чарующее психологической пластикой, «диалектикой души», цветомузыкой:

Видели ли вы,

Как бежит по степям,

В туманах озерных кроясь,

Железной ноздрей храпя,

На лапах чугунных поезд?

А за ним

По большой траве,

Как на празднике отчаянных гонок,

Тонкие ноги закидывая к голове,

Скачет красногривый жеребёнок?

Милый, милый, смешной дуралей,

Ну куда он, куда он гонится?

Неужель он не знает, что живых коней

Победила стальная конница?

Неужель он не знает, что в полях бессиянных

Той поры не вернет его бег,

Когда пару красивых степных россиянок

Отдавал за коня печенег?

По-новому судьба на торгах перекрасила

Наш разбуженный скрежетом плес,

И за тысячи пудов конской кожи и мяса

Покупают теперь паровоз…

(продолжение следует)

1.0x