Сообщество «Форум» 03:03 2 июня 2020

1. Логистика общественного НИИ организаторов международного интеллектуально-образовательного туризма

Актуальное. Логистика общественного НИИ организаторов международного интеллектуально-образовательного туризма

1. ЛОГИСТИКА общественного НИИ организаторов международного

интеллектуально-оздоровительного туризма

«…Все флаги в гости будут к нам…»

А. С. П у ш к и н.

«…Новая дорога все дальше уводит в новый, еще неизвестный мне край России, и от этого я еще живее чувствую то, что так полно чувствовалось в юности: всю красоту и всю глубокую печаль русского пейзажа, так нераздельно связанного с русской жизнью…»

И. А. Б у н и н.

«Пройди по Руси, и русский народ ответит тебе душой, но пройди с душой страдающей только – и тогда ответит он на все сокровенные вопросы, о которых только думало человечество с начала сознания…»

М. М. П р и ш в и н.

Корр.: Итак, каковы же задачи, цели, перспективы, горизонты той деятельности, которая входит в сферу дистанционной культурологии, международного туризма, страноведения, регионоведения. Каковы наработки общественного НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ИНСТИТУТА?

Профессор В.В. Шахов: Общественный НИИ по истории развития международного туризма, международной культурологии входит в структуру Московско-Троицкого общественного дистанционного университета Знания, а также просветительских научных сообществ, как то: «Учебный космос России», «Учебная книга России», «Форум», «Большая Москва и москвоведение»…

Корр.: Каковы результаты работы на общественных началах вышеназванных учебно-образовательных и культурологических содружеств?

В. Ш.: В нашем диалоге, в нашем общении мы постараемся информировать Вас о тех проблемах, задачах, целях, которым мы посвятили минувшее десятилетие. Результаты, думается мне, весьма и весьма удовлетворительные. В частности в интернетовской «оцифровке», интернетовской библиографии-логистике зафиксированы около пяти тысяч наших публикаций…

Корр.: Назовите, пожалуйста, наиболее значимые, наиболее весомые, на Ваш взгляд, исследования…

Проф.: Вот некоторые из них: электронная «Энциклопедия Подмосковья» (near.msk.ru), оцифрованная и размещенная в Интернете (среди изданий Национального Федерального Свода Региональных Энциклопедий РФ) фундаментальная трёхтомная «Липецкая Энциклопедия»; монографические работы: «Большая Москва и москвоведение», «Истоки и горизонты», «Родное-близкое», «И звезда с звездою говорит», «Сочинение о Великой Победе», «Русский свет Лодыгина»; альманахи: «Здравствуй, Троицк! Здравствуй, Большая Москва!», «Вороново», «Валуево», «Красная Пахра»… Кстати, подготовлены к выпуску альманахи «Тёплый Стан», «Ватутинки», «Павильон Орхидей», «Библиотека Роз», «Шестой съезд Компартии Китая в СССР»…

Корр.: А «малые жанры»? Статьи, эссе, новеллы, очерки, методические разработки?.

В.Ш.: Многие наши дистанционные лекции, уроки, «круглые столы», Чтения, связанные с юбилейными датами гениев отечественной и мировой культуры: Гумбольдта и Ломоносова, Гёте и Менделеева, Байрона и Лермонтова, Сервантеса и Пушкина, Чайковского, Глинки, Шостаковича, Свиридова, Толстого, Достоевского, Чехова, Бунина, Есенина, Шолохова, Леонова, Твардовского, Пришвина…

Корр.: Увязывали ли Вы свои публикации с новыми программами по культурологии,космосознанию, эстетике, этике, педагогике, психологии, «диалектике души», «алтарям и очагам»?..

В.Ш.: Возможности Интернета позволили нам объединить усилия, творческую энергетику профессоров, доцентов, ведущих специалистов, энтузиастов-практиков, «народных академиков» из Москвы, Петербурга, Рязани, Пензы, Воронежа, Тамбова, Липецка, Ельца, Тулы, Орла…

Корр.: Не каждый институт располагает такими пассионариями-энтузиастами…

В.Ш.: В своё время Общество «Знание» СССР возглавлял Нобелевский лауреат, дважды Герой СоцТруда академик Н.Г. Басов… Традиции ещё сохранились…

Корр.: Поговорим о конкретике…

В. Ш.: Охотно… Поразмышляем о возможностях и перспективах общественного Московско-Троицкого дистанционного НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ИНСТИТУТА истории развития международного страноведения, международного туризма...

…………………………………………………………………………………………………..

……………………………………………………………………………………………………….

Культурологический тезариус

специалиста международного туризма:

СВЕТСКАЯ ЭТИКА И СВЕТСКАЯ ДУХОВНОСТЬ:

Абсолютизм этический (от лат. absolutum) – методологический принцип истолкования природы нравственности, лежащий в основе многих этических теорий. Понимание добра и зла, нравственные принципы и законы сторонники абсолютизма истолковывают как вечные и неизменные, абсолютные начала (законы вселенной, космоса, априорные истины или божественные заповеди).

Автономная этика ( от греч. cлова autos – сам и nomos – закон) – нормативная этика, которая выводит моральные принципы из внутренних, собственных законов нравственности.

Авториторизм моральный (от лат. auctoriutas – власть, приказание) – одна из форм догматизма в морали, проявляющаяся в способе обоснования нравственных требований

(авторитет).

Авторитет (от лат. Auctoritas – власть, влияние) – форма дисциплины, способ регулирования и направления человеческой деятельности посредством влияния, которые оказывают на их убеждения и поведение отдельные лица, группы лиц, организации

(так называемые носители авторитета; их иногда называют «авторитетами»).

Аксиология этическая (от греч. axio - ценность и logos – учение) – теория, рассматривающая философские вопросы моральных ценностей.

Активность общественная (от лат. activus – деятельный) – деятельное отношение людей к жизни общества.

Альтруизм ( фр. altruisme - от лат. alter - другой) – моральный принцип, требующий от человека подавление собственного эгоизма, бескорыстное служение ближнему, готовность пожертвовать своими интересами в интересах другого.

Аморализм ( от греч. отрицательной частицы а и лат. moralis – нравственный) – моральный принцип, в основе которого – нигилистическое отношение к общечеловеческим нормам морали.

Аскетизм (от греч. askeo – упражняюсь, asketos – отшельник) – моральный принцип

самоотречения, отказа от мирских благ и наслаждений, подавления чувственных стремлений во имя нравственного самосовершенствования.

Благо – понятие для обозначения положительной ценности предметов материальной и духовной культуры.

Благодеяние, благодарность, благородство – моральные качества, действия, характеризующие поступки человека с позиций возвышенных мотивов (самоотверженность, верность высоким идеалам, великодушие, мужество, следование «разумному, доброму, вечному»).

Брак и семья (нравственные основы) – важнейшая сфера действия морали.

Вежливость, великодушие, верность, взаимопомощь – положительные моральные качества.

Вероломство – отрицательное моральное качество.

Вина, виновность – положение (состояние), противоположное п р а в о т е.

Воздаяние - вознаграждение или наказание за содеянное.

Волюнтаризм (от лат. voluntas – воля) – субъективистский принцип понимания нравственной деятельности человека.

Воспитание нравственное - составная часть единого процесса общественного воспитания (наряду с религиозным, политическим, идеологическим, трудовым, бытовым, эстетическим).

Всестороннее развитие личности – целостное, гармоническое развитие человека.

Выбор моральный – акт духовной деятельности личности (намерение, интерес, убежденность, совестливость, ответственность).

Выдержка – моральное качетво (самообладание, настойчивость, стойкость, упорство).

Высокомерие – отрицательное моральное качество.

Гедонизм (от греч. hedone - наслаждение) - способ обоснования морали, содержание которого – получать наслаждение и избегать страдание.

Героизм - особая форма человеческого поведения, подвиг.

Гордость – форма проявления самосознания индивидуальности, общественное и моральное чувство.

Грех – понятие, обозначающее специфическое религиозное понимание вины человека.

Грубость - отрицательное моральное качество.

Гуманизм (от лат. humanus - человечный) – принцип мировоззрения.

«Гуманистическая этика» - направление философской мысли.

Демагогия (от греч. demos – народ и agogos – ведущий; demagogos – политикан) – лицемерие в политике.

Деонтология (от греч. deon – должное и logos – учение; наука о должном) – раздел этики.

Деяние – действие, рассматриваемое с позиции его практического содержания и достигнутого результата.

Деятельность моральная – категория этики, осмысливающая деяния, побуждения, интересы, привычки, склонности, долг, идеал, осуществление целей.

Дисциплина (от лат. disciplina – учение) – общественные отношения, определяющие формы поведения в обществе, обеспечивающие согласованность действий внутри коллектива.

Добро – одно из ведущих понятий морального сознания, важнейшая категория этики,

противоположность злу.

Добродетель - понятие нравственного сознания, противоположное понятию порока.

Доверие – отношение к действиям другого лица, основанное на правоте, верности, добросовестности, честности.

Догматизм (от греч. dogma – учение, мнение) - принцип, характеризующий отношение человека к нравственному учению. Частные проявления догматизма – формализм, фанатизм, фетишизм.

Долг – одна из главных категорий этики; отношение личности к обществу (обязанность, ответственность, самосознание, совесть, мотив).

Достоинство – понятие морального сознания, в основе которого – представление о ценности человека как нравственной личности.

Дружба – форма взаимоотношений людей, близкая к товариществу; возникает на основе близкого общения, совместной деятельности, общности идеалов, интересов, убеждеий, склонностей, мироощущения.

Зависть – враждебное, неприязненное чувство по отношению к успехам другого.

Зазнайство – отрицательное моральное качество, связанное с самолюбием, тщеславием, самомнением, чванством.

Заповедь – норма поведения, завет, пожелание.

Зло – морально-этическая категория, обозначающая человеконенавистничество, обман, вероломство, малодушие, низость; противоположность добру, благу.

Злодеяние – противоположность благодеянию, добродеянию.

«Золотое правило» - библейская заповедь: «Во всем, как хотите, чтобы другие поступали с вами, поступайте и вы с ними».

Идеал (от греч. idea – представление, идея) нравственный, идеал общественный, идеал эстетический – понятия морального сознания; представление о «прекрасном человеке»,

гармоническом человеческом общежитии, социальном устройстве.

Идейность - убеждённость.

Измена – нарушение верности общему делу, узам любви, дружбы, товарищества.

Индивидуализм (от лат. individuum - неделимое, особь) – принцип обоснования нравственности и выбора линии поведения. Проявляется в эгоизме, честолюбии, тщеславии, высокомерии.

Инициатива (от лат. initiare – начинать) – самодеятельное участие человека в социальной деятельности.

Интерес – целеустремленное отношение человека (класса, общества в целом)

к чему-либо.

Интернационализм – международное единство.

Интуитивизм (от лат. intueri – пристально, внимательно смотреть) в этике – направление, сторонники которого утверждали, что моральные понятия обосновываются не посредством опыта и разума, а интуитивно (как «самоочевидные» истины).

Иррационализм этический (от лат. i – отрицательная частица и rationalis – разумный, обоснованный) – методологический принцип истолкования природы нравственности.

Искренность – моральное качество, противоположное лицемерию.

Искупление – снятие с себя вины (частичное или полное) за совершенные ранее поступки через полное признание своей вины.

Истина и нравственность - одна из важнейших философско-этических проблем.

Карьеризм (от ит. carriera – бег) – отрицательное моральное качество, связанное с честолюбием, эгоизмом.

Категории этики ( греч. kategoria – суждение, определение) – основные понятия этики, морали, нравственности.

«Категорический императив» - ведущая категория этики И.Канта. «Нравственный закон» гласит: «поступай так, чтобы максима твоей воли (правило, которому ты следуешь) могла быть вместе с тем основой всеобщего морального законодательства (то есть, чтобы все люди могли ему следовать).

Качества моральные - наиболее типичные, характерные с моральной точки зрения черты поведения человека.

Клевета - вид вероломства.

Кодекс моральный ( от лат. codex – книга) – свод нравственных норм.

Коллективизм (лат collectivus, от colligere – собирать вместе) – один из ведущих принципов нравственности.

Корыстолюбие отрицательное моральное качество, связанное с эгоизмом.

Критерии нравственности (от греч. criterion – мерило для оценки) – важнейшая проблема этики.

Критика и самокритика (от греч. kritike – разбор) – один из способов выражения общественного и личного мнения.

Культ личности – преклонение перед отдельным лицом.

Культура поведения - совокупность форм повседневного поведения людей.

Лицемерие - отрицательное моральное качество, противоположное прямоте, честности, искренности.

Личность моральная – субъект нравственной деятельности, связанной с понятиями долга, ответственности, самосознания, совести, самооценки, достоинства, убеждения).

Любовь – чувство, связанное с общностью и близостью между людьми.

Малодушие – отрицательное моральное качество, характеризующее слабость

индивидуальности.

Манеры ( фр. мaniere – приём, образ действия) – способ держать себя, форма поведения, общения с людьми.

Месть – расплата за причинённое в прошлом зло.

Мечта - чувственно-психологическое проявление идеала.

Мещанство – понятие, близкое к пошлости, трусости, ханжеству.

Мнение общественное – средство духовного воздействия на поведение людей.

Морализирование – нравственная оценка тех или иных явлений, связанная с абстрактными идеалами.

Мораль (от лат. moralis – нравственный; mores – нравы) – предмет изучения этики.

Важны для понимания проблемы: мораль и религия; мораль и искусство, мораль и наука; мораль и политика; мораль и право; теория моральной доброты).

Мотив - субъективное отношение человека к поступку.

Мужество – моральное качество, связанное со смелостью, стойкостью, выдержкой самообладанием, самоотверженностью.

Навыки – способы действий, усвоенные человеком.

Ненависть – моральное чувство, связанное со взаимной враждой.

Нигилизм (от лат. nihil – ничто) – моральный принцип, отрицающий общие для всех

нравственные ценности.

Норма моральная (лат. norma – правило, образец) – норма поведения, следование правилам, заповедям.

Нормативная этика – этика, решающая проблемы смысла жизни, назначения человека, сущности добра и зла, нравственного долга индивидуума.

Нравы – обычаи, имеющие нравственное значение.

«Общественный договор» - теория, которая давала возможность некоторым мыслителям прошлого объяснять происхождение государства, права и морали.

Общечеловеческое в нравственности - формы морального сознания, нормы человеческого общежития, оценки, идеалы, важнейшие из которых: гуманизм, справедливость, равенство, достоинство личности.

Обычай – вид общественной дисциплины, форма действий, повторяющихся в определённых однотипных обстоятельствах, связанных с традициями, преемственностью.

Обязанность моральная – нравственное требование, выступающее как долг человека; существуют семейные, общественные, трудовые обязанности.

Обязательство – добровольное возложение человеком на себя обязанности перед обществом или отдельными гражданами.

Оптимизм (от лат. optimus – наилучший) - позитивное, положительное воззрение на общий ход развития человечества.

Ответственность – категория этики, выражающая соответствие моральной деятельности личности её долгу. Ответственность, в частности, проявляется в отношении к женщине, отношении к собственности, отношении к труду, в моральных отношениях, долге, достоинстве, самоконтроле.

Оценка моральная – одобрение или осуждение моральным сознанием различных явлений, коллизий социальной реальности.

Патриотизм (от греч. patris – родина) – общественный и нравственный принцип,

определяющий отношение человека в Отечеству.

Пережитки моральные – оставшиеся от прошлого устаревшие остатки привычек, нравов, взглядов (среди них – тунеядство, хулиганство, карьеризм, чванство, демагогия, а также лицемерие, ханжество, «двойное» существование).

Пессимизм (от лат. pessimus – наихудший) - воззрение, противоположное оптимизму.

Побуждение - чувственная форма проявления мотива, намерения к совершению какого-либо поступка.

Поведение моральное – совокупность человеческих поступков, действий, имеющих нравственное значение.

Подвиг – акт героизма.

Полезность - проявление общественного значения моральных действий, имеющих предметом общую пользу.

Поощрение и наказание в морали - нравственно-воспитательные функции, обусловленные духовным воздействием общества на личность.

Почин – одна из форм инициативы.

Прагматизм в этике (от греч. pragma – действие, практика) – направление в философии морали.

Предательство – нарушение верности общему делу, измена.

Преступление – понятие морального сознания, объясняющее проступок с точки зрения меры, в какой он нарушает требования нравственности.

Привычки – закрепившиеся в психике человека способы поведения.

Пример моральный - одна из форм инициативы.

Принципиальность (от лат. principium – основа, первоначало) – положительное нравственное качество, означающее верность определённой идее.

Принципы моральные – обобщенные нормы, требования.

Причинность в морали – историческая обусловленность действий, характеров, коллизий.

Профессиональная этика - специфические, своеобразные требования нравственности, обусловленные особенностями тех или иных профессий.

Пуританство (англ. рuritan лат. purus – чистый) – образ жизни, характеризующийся крайней строгостью нравов, аскетическим ограничением потребностей, сугубо патриархальным отношением к проблемам семьи, брака, личных взаимоотношений.

Равенство в морали – существенный принцип нравственности, провозглашающий и реализующий моральное требование в равной мере распространять требования и обязанности на всех людей, независимо от их общественного положения , условий быта и бытия.

Раскаяние – признание собственной вины и осуждение своих былых проступков.

Ревность - враждебно-неприязненное чувство по отношению к успеху, популярности, достоянию другого.

Религиозная мораль (от лат. religio – религия) – исповедуемая религией система нравственных представлений, заповедей, норм.

Релятивизм этический (от лат. relativus – относительный) - принцип, придающий понятиям и представлениям относительный, изменчивый характер.

Репутация (от лат. reputation – обдумывание, размышление) – сложившееся суждение о нравственном облике человека (коллектива).

Ригоризм (от лат. rigor – строгость) – разновидность формализма в морали, связанная с фанатизмом, аскетизмом, ханжеством, фарисейством.

Ритуал (от лат. ritualis – обрядовый) – разновидность традиции или обычая.

Самовоспитание - составная часть самоконтроля.

Самолюбие – моральное чувство, выражающее уважение человека к себе как личности, индивидуальности.

Самообладание – одна из форм самоконтроля.

Самоотверженность – добровольное принесение себя в жертву во имя дорогих идеалов.

Самооценка – нравственная оценка своих собственных поступков, убеждений, мотивов.

Самосознание – осознание человеком себя как личности и своего места в коллективе.

Санкция моральная (от лат. sanctio – постановлять) – подтверждение нравственных требований.

Свобода воли – философская категория; означает, что, совершая поступок, человек осуществляет моральный выбор между добром и злом, нравственным и безнравственным.

Свобода нравственная – категория этики, обозначающая способность личности быть самостоятельной, самодостаточной, самодеятельной, творческой индивидуальностью.

Скептицизм моральный, этический (от греч. skepsis - рассмотрение, изучение) – воззрение на человека и природу моральных представлений, отрицающее их объективную значимость и познавательный характер.

Склонности нравственные – одна из граней духовного облика моральной личности

(наряду с убеждениями, чувствами, привычками).

Скромность – моральное качество; форма осознания личностью своих обязанностей перед окружающими.

Скупость – моральное качество.

Смелость – моральное качество.

Смирение – моральное качество.

Совесть – категория этики, характеризующая способность индивидуальности осуществлять моральный самоконтроль.

Сознательность – в самом широком (философском) значении слова совпадает с

понятием-дефиницией свободы воли.

Солидарность (фр. solidaire от лат. solidus – прочный) – единство убеждений и действий, взаимная поддержка и помощь.

«Социальная этика» (от лат. socialis – общественный) – нравственно-философское учение.

Сочувствие – одна из форм проявления человеколюбия, гуманизма.

Справедливость - понятие морального сознания, связанное со всесторонним развитием личности, благородством, человеколюбием, добротолюбием.

Стоицизм – философско-этическое учение, своеобразно трактовавшее понятия добродетели, самовоспитания, греха, фатализма, терпимости, смирения, общественной активности.

Стойкость – выдержка.

Страх – чувство, эмоция, вызванные явной или мнимой опасностью.

Стыд – одно из проявлений нравственного самосознания личности, моральное чувство, в которых индивидуум выражает осуждение, критику, неприятие некоторых своих действий, мотивов, моральных качеств.

Счастье – понятие морального сознания, в основе которого – высшая внутренняя удовлетворённость условиями быта и бытия.

«Телеологическая этика» (от греч. telos - цель, logos - учение) - философская теория, в основе которой утверждение существования некой мировой цели и целесообразность любого явления природы.

Теодицея – (от греч. theos – Бог и dike право) – оправдание Всевышнего в отношении допускаемого им зла на земле.

«Теономная этика» (от греч. theos – Бог и nomos – область) – этическое учение, рассматривающее нравственность исключительно как область взаимоотношения человека с Богом в отличие от «мирской» морали служения обществу и людям.

Терпимость – моральное качество, обозначающее отношение к убеждениям, интересам, верованиям, привычкам, поведению других людей.

Товарищество – отношения, основанные на общности человеческих интересов, связанные со взаимопомощью, солидарностью, уважением, доверием, доброжелательностью, симпатиями.

Традиции, преемственные связи (от лат. tradition – передача) – передаваемые из поколения в поколение идеалы, уклад жизни, нормы поведения и моральные принципы.

Требовательность – предъявление высоких моральных требований к личности и признание ответственности человека за выполнение этих требований.

Труд, нравственность труда, трудовое воспитание, трудолюбие - основные моральные качества личности; важнейшая сфера действия морали.

Трусость – малодушие.

Тунеядство – отрицательное моральное качество, связанное с праздностью, отвращением и пренебрежением к общественно полезному труду.

Тщеславие – проявление индивидуализма, эгоизма, ложного самолюбия.

Убеждение и принуждение – формы поддержания общественной дисциплины.

Уважение к людям – качество характера, связанное с признанием достоинства личности, справедливостью, равенством прав, чуткостью.

Утилитаризм (от лат. utilitas – польза) – этическая теория, признающая источник нравственности не в социально-исторических законах, а в «природе человека» как такового.

Фанатизм (от лат. fanaticus – исступленный) – слепая, некритическая приверженность исповедуемой идее.

Фарисейство – разновидность лицемерия и ханжества, одно из конкретных выражений формализма.

Фатализм (от лат. fatum – судьба, рок; fatalis – роковой, неотвратимый) – воззрение на историю и жизнь человека как на нечто заранее предопределённое.

«Фелицитология» ( от лат. felicia - счастье) – учение о достижении счастья.

Фетишизм в морали (фр. fetichisme - волшебство) – совокупность ложных представлений о природе нравственных ценностей.

Формализм (от лат. forma – наружный вид, внешнее очертание) моральный, формализм этический – разновидность догматизма.

Ханжество – одна из разновидностей морального формализма и лицемерия.

Цель, цели и средства – заранее предполагаемый (мыслимый, желаемый, проектируемый) результат действия или деятельности человека, и пути достижения этого результата.

Ценности моральные – одна из форм проявления моральных отношений общества.

Цинизм (от греч. kunosarges – название места, где происходило обучение философии) –

презрительное отношение к культуре общества, к его нравственно-духовным ценностям.

Чванство – высокомерное отношение к человеку.

Человеколюбие - гуманизм.

Человеконенавистничество – аморализм.

Человечность - принцип гуманизма.

Честность – правдивость, принципиальность, верность принятым обязательствам, искренность.

Честолюбие – одно из проявлений тщеславия.

Честь – одно из проявлений достоинства.

Чувства моральные - эмоциональная сторона духовной деятельности человека, связанная с проявлением любви, ненависти, доверия, сочувствия, сострадания, ревности, зависти, гордости, достоинства, стыда.

Чувство нового – положительное моральное качество, противоположное косности.

Чуткость – забота о нуждах, запросах и желаниях людей; связана с уважением к человеку, великодушием, скромностью, сочувствием, благодарностью, доверием.

Эвдемонизм (от греч. eudaimonia – счастье) – учение, полагающее исходным принципом нравственности понятие счастья.

Эволюционная этика (от лат. evolution –развёртывание) – учение, трактующее происхождение, природу и назначение нравственности с позиций биологического эволюционизма.

Эгоизм ( от лат. ego – я) – оказание предпочтения при выборе линии поведения собственным интересам перед интересами общества и окружающих людей; проявление индивидуализма.

Экзистенциализм в этике (от лат. existentia – существование) – разновидность этического иррационализма, определяющего положение личности в современном мире.

Эмоции моральные (от лат. emovere – возбуждать, волновать) – аффективная форма проявления моральных чувств.

Эпикуреизм – направление, в основе которого – полагание высшим благом состояние блаженства.

Эсхатология (или эшатология) (греч. eshhaton - последний и logos – учение) – религиозное учение о конечной судьбе вселенной.

Этика (лат. - ethica, от греч. ethos – обычай) – философская наука, объектом изучения которой является мораль.

Этикет (фр. etiquette, от греч. ethos – обычай) - совокупность правил поведения.

Язык моральный - логический аппарат рассуждений; совокупность суждений, терминов, понятий, дефиниций для обоснования этических требований, нравственных норм, моральных оценок.

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ МИНИМУМ

(цикл дистанционных занятий)


...Вновь я посетил
Тот уголок земли, где я провел
Изгнанником два года незаметных.
Уж десять лет ушло с тех пор - и много
Переменилось в жизни для меня,
И сам, покорный общему закону,
Переменился я - но здесь опять
Минувшее меня объемлет живо,
И, кажется, вечор еще бродил
Я в этих рощах.

Вот опальный домик,
Где жил я с бедной нянею моей.
Уже старушки нет - уж за стеною
Не слышу я шагов ее тяжелых,
Ни кропотливого ее дозора.

Вот холм лесистый, над которым часто
Я сиживал недвижим - и глядел
На озеро, воспоминая с грустью
Иные берега, иные волны...
Меж нив златых и пажитей зеленых
Оно синея стелется широко;
Через его неведомые воды
Плывет рыбак и тянет за собой
Убогой невод. По брегам отлогим
Рассеяны деревни - там за ними
Скривилась мельница, насилу крылья
Ворочая при ветре...

На границе
Владений дедовских, на месте том,
Где в гору подымается дорога,
Изрытая дождями, три сосны
Стоят - одна поодаль, две другие
Друг к дружке близко,- здесь, когда их мимо
Я проезжал верхом при свете лунном,
Знакомым шумом шорох их вершин
Меня приветствовал. По той дороге
Теперь поехал я, и пред собою
Увидел их опять. Они всё те же,
Всё тот же их, знакомый уху шорох -
Но около корней их устарелых
(Где некогда всё было пусто, голо)
Теперь младая роща разрослась,
Зеленая семья; кусты теснятся
Под сенью их как дети. А вдали
Стоит один угрюмый их товарищ
Как старый холостяк, и вкруг него
По-прежнему всё пусто.

Здравствуй, племя
Младое, незнакомое! не я
Увижу твой могучий поздний возраст,
Когда перерастешь моих знакомцев
И старую главу их заслонишь
От глаз прохожего. Но пусть мой внук
Услышит ваш приветный шум, когда,
С приятельской беседы возвращаясь,
Веселых и приятных мыслей полон,
Пройдет он мимо вас во мраке ночи
И обо мне вспомянет.
А. С. П У Ш К И Н. 1835.

************************************************************

«Я далек от восхищения всем, что я вижу вокруг себя; как писатель, я огорчен, как человек с предрассудками, я оскорблен; но клянусь вам честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество, ни иметь другой истории, чем история наших предков, как ее послал нам Бог…».

Из письма А.С.Пушкина к П.Я.Чаадаеву в октябре 1836 года.

…Вот так страна! Какого ж я рожна

Орал в стихах, что я с народом дружен?

Моя поэзия здесь больше не нужна,

Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен.

Ну что ж!

Прости, родной приют.

Чем сослужил тебе, и тем уж я доволен,

Пускай меня сегодня не поют —

Я пел тогда, когда был край мой болен.

Приемлю все.

Как есть все принимаю.

Готов идти по выбитым следам.

Отдам всю душу октябрю и маю,

Но только лиры милой не отдам.

Я не отдам ее в чужие руки,

Ни матери, ни другу, ни жене.

Лишь только мне она свои вверяла звуки

И песни нежные лишь только пела мне.

Цветите, юные! И здоровейте телом!

У вас иная жизнь, у вас другой напев.

А я пойду один к неведомым пределам,

Душой бунтующей навеки присмирев.

С. А. Е С Е Н И Н.


В березовом лесу, где распевают птицы,
Где в шелковой траве сквозь темь лучи горят
Темнеют холмики - могил забытых ряд,
А под березами, как юные черницы,
Смиренно елочки зеленые стоят.

Был здесь когда-то скит, как говорят преданья,
И десять девственниц, отрекшись от земли,
В нем приняли обет святого созерцанья,
Держали строгий пост и, как цветы, цвели
Под пенье божьих птиц и странников сказанья.

Выл здесь дремучий бор, в народе говорят,
Был долгий стан татар, в лесах кипели битвы;
Потом был этот край спокоен и богат,
И древний скудный скит и подвиги молитвы
Забылись, точно сон, уж много лет назад.

Немало было снов, - зачем нам помнить их?
И вот опять весна. В лесу все зеленеет,
Лес сенокоса ждет, а небосклон синеет
Меж белых облаков, среди вершин лесных,
И на глазах трава в полдневном зное млеет.

Пройдет моя весна, и этот день пройдет,
По весело бродить и знать, что все проходит,
Меж тем как счастье жить вовеки не умрет,
Покуда над землей заря зарю выводит
И молодая жизнь родится в свой черед.

Бежит зеленый лес, поют и свищут птицы,
А вон и озеро, песчаный, белый скат...
Пошел! И бубенцы играют и гремят,
В колесах, как лучи, блестят на солнце спицы,
И кружева теней по лошадям скользят...

ИВАН БУНИН. «Лесная дорога».

Что остаётся от веков и поколений.

…Из-за недостаточной емкости памяти людской

события угасающей поры хранятся ею в тесной

упаковке мифа или апокрифа, вплоть до иероглифа.

Громада промежуточного времени, от нас до будущих

хозяев омолодившейся планеты, уплотняет историю исчезнувших предшественников в наконец-то

прочитанный апокриф Еноха, который объясняет

ущербность человеческой природы слиянием обоюдонесовместимых сущностей - духа и глины…

Л е о н и д Л е о н о в. «Пирамида». 1994.

Лучшие умы человечества осмысливали вечные вопросы духовности, культуры, этики, эстетики, гуманизма. «Наших предков сильно беспокоила тайна мироздания, - писал С.А. Есенин в «Ключах Марии». - Они перепробовали почти все двери, ведущие к ней, и оставили нам много прекраснейших ключей и отмычек, которые мы бережно храним в музеях нашей словесной памяти. Разбираясь в узорах нашей мифологической эпики, мы находим целый ряд указаний на то, что человек есть ни больше, ни меньше, как чаша космических обособленностей…»

Ку л ь т у р а (от латинского слова «cultura», означающего возделывание, воспитание, образование, уход, развитие, почитание) - это исторически определенный уровень развития общества, творческих способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценносях. Понятие «культура» употребляется для характеристики исторических эпох (например, древняя культура на территории того или иного региона), для обозначения специфических сфер деятельности или жизни (культура труда, культура быта жителей). В более узком смысле понятие культуры применяется как обозначение сферы духовной жизни людей.

Слово «культура» чаще всего встречалось в выражении «cultura

agricola» (культивация, обработка, улучшение почвы); позднее же это слово-понятие обрело принципиально иной смысл в выражении «cultura animi»

(совершенствование души).

Материальное и духовное… В «Повести временных лет» читаем о том, что книги «…суть реки, наполняющие вселенную, они суть исходящие

(источники) мудрости, в книгах неизмеримая глубина, ими утешаемся в печали, они суть узда воздержанию… Если будем искать в книгах мудрости прилежно, то обрящем великую пользу для души своей..."

Молчат гробницы, мумии и кости.

Лишь слову жизнь дана.

Из древней тьмы, на мировом погосте

Звучал лишь письмена.

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь,

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бесценный - речь.

Иван Бунин. «Слово», 1916.

Существует множество вариантов определения культуры. Краткий философский словарь под редакцией М. Розенталя и П. Юдина (М., 1954) констатирует: «Культура - совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством в процессе общественно-исторической практики». Философский словарь под редакцией И.Т. Фролова (М., 1986) утверждает: «Культура - творческая деятельность человечества во всех сферах бытия и сознания, направленная на преобразование действительности, на превращение богатств человеческой истории во внутреннее богатство личности». Академик Н.И. Конрад говорил: «Культура - то, что мы создаем, чем мы владеем, и в то же время, она создаёт нас, нами владеет».

…Крылатая легенда о Светлояре-озере. Предание гласит о граде Китеже белокаменном, с теремами, златоглавыми храмами. Лютоковарный ворог хотел обесчестить и полонить горожан, пожечь славный град Китежской Руси. Но свершилось чудо. Город сал невидим. Десять дней, десять ночей злобные нечестивцы рыскали в поисках селения русичей, чтобы надругаться над святынями. Но не тут-то было! Вражья длань не коснулась заветного!

Плещется-колышется чудо-озеро, сокрывшее Китеж-град. Таинственно глубинны родниковые омуты. Свято хранит озеро Светлояр тайну сокровенно-великую. Тайна озера - тайна души русской. Лишь чисым душой

людям открывается заветное.

И ай на горах-то, на горах да на высоких,

На шоломи было окатистом,

Эй там стоял-постоял да тонкой бел шатер,

Эй тонкой бел шатер стоял да бел полотняной.

И эй во том во шатри белом полотняном

И эй тут сидит три удалых да добрых молодца:

И эй во-первых да старый казак Илья Муромец,

И эй во-вторых да Добрынюшка Никитич млад,

Во-третьих да Олешечка Поповиц был.

Они стояли на заставы на крепкое

И эй стерегли-берегли да красен Киев-град…

Уроки духовности… Традиции отечестволюбия, человечности, патриотизма, «печали не о своём горе», добротолюбия, «гармонии самопожервования» во имя Родины православной.

Заветы-предосережения сыновьям Ярослава Мудрого: «…если же станете ненавидеть друг друга, ссориться, то и сами погибнете и погубите землю отцов и дедов ваших».

Шапка Мономаха поныне хранится в Москве. Из глубин столетий -

назидательное слово-укоризна Владимира Мономаха: «Зачем губим мы Русскую землю, зачем враждуем между собой?.. Пусть же с этих пор будет у всех нас единое сердце, соблюдем свою Отчизну. А кто нарушит завет? Да будет на того крест честной и вся земля Русская».

Мудрый и дальновидный князь-прозорливец Андрей Боголюбский

(«Мужество и ум в нем жили, правда же и истина с ним ходили и много доброденья в нем было… Всякий, держащийся добродетели, не может без многих врагов быть») перенёс столицу Руси во Владимир, украсил его храмами.

Летописцы называли «миродержцем» Всеволода, прозванного Большое

Гнездо; могучие витязи его могли «Волгу веслами расплескать, а Дон шеломами вычерпать».

«Уважение к минувшему - вот черта, отличающая образованность от дикости», - утверждал А.С. Пушкин. - …Ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество, или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог ее дал».

«К а к о й нам Б о г её дал…»

…Ночь, келья в Чудовом монастыре (1603 года). Отец Пимен, Григорий спящий. Пимен (пишет перед лампадой):

Еще одно последнее сказанье

И летопись окончена моя,

Исполнен долг, завещанный от Бога

Мне, грешному. Недаром многих лет
Свидетелем Господь меня поставил

И книжному искусству вразумил;

Когда-нибудь монах трудолюбивый

Найдет мой труд усердный, безымянный

Засветит он, как я, свою лампаду -

И, пыль веков от хартий отряхнув,

Правдивые сказанья перепишет,

Да ведают потомки православных

Земли родной минувшую судьбу,

Своих царей великих поминаю

За их труды, за славу, за добро -

А за грехи, за темные деянья

Спасителя смиренно умоляют.

На старости я сызнова живу,

Минувшее проходит предо мною -

Давно ль оно неслось, событий полно,

Волнуяся, как море окиян?

Теперь оно безмолвно и спокойно,

Не много слов доходят до меня,

А прочее погибло невозвратно…

Но близок день, лампада догорает -

Еще одно, последнее сказанье…

И на школьных занятиях, и в вузовском лекционном курсе, говоря о «Борисе Годунове» почему-то мы забываем напомнить о предпосланном великому тексту посвящении: «Драгоценной для Россиян памяти Николая Михайловича Карамзина сей труд, гением его вдохновенный, с благоговением и благодарностью посвящает Александр Пушкин».

Ссылки на Карамзина в пушкинских сочинениях… «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие. «Государственное правило, - говорит Карамзин, - ставит уважение к предкам в достоинство гражданину образованному». Греки в самом своем унижении помнили славное происхождение свое и тем самым уже были достойны своего освобождения. Может ли быть пороком в частном человеке то, что почитается добродетелью в целом народе? Предрассудок сей, утвержденный демократической завистью некоторых философов, служит только к распространению низкого эгоизма», - пушкинское высказывание 1827 года.

Два чувства дивно близки нам,

В них обретает сердце пищу:

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

Животворящая святыня!

Земля была б без них мертва…

…И как алтарь без божества… (1830)

Пушкинские уроки духовности… «Простительно выходцу ( Пушкин имел в виду выходца из чужих земель - В.Ш.) не любить ни русских, ни России, ни истории ее, ни славы ее. Но не похвально ему за русскую ласку марать грязью священные страницы наших летописей, поносить лучших сограждан и, не довольствуясь современниками, издеваться над гробами праотцов» (1830). Пушкинское высказывание 1836 года: «Ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество, или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам бог ее дал» (1836).

Пушкинско-карамзинская традиция вдохновит «в и д е н и е» поэта следующего столетия:

Вбегу на холм и упаду

в траву.

И древностью повеет вдруг из дола!

И вдруг картины грозного раздора

Я в этот миг увижу наяву.

Пустынный свет на звездных берегах

И вереницы птиц твоих, Россия,

Затмит на миг

В крови и жемчугах

Тупой башмак скуластого Батыя…

Россия, Русь - куда я ни взгляну…

За все твои страдания и битвы

Люблю твою, Россия, старину,

Твои леса, погосты и молитвы,

Люблю твои избушки, и цветы,

И небеса, горящие о зноя,

И шепот ив у омутной воды,

Люблю навек, до вечного покоя…

Россия, Русь! Храни себя, храни!

Смотри, опять в леса твои и долы

Со всех сторон нагрянули они,

Иных времен татары и монголы.

Они несут на флагах черный крест,

Они крестами небо закрестили,

И не леса мне видятся окрест,

А лес крестов

в окрестностях

России.

Кресты, кресты…

Я больше не могу!

Я резко отниму от глаз ладони

И вдруг увижу: смирно на лугу

Траву жуют стреноженные кони.

Заржут они - и где-то у осин

Подхватит эхо медленное ржанье,

И надо мной -

бессмертных звезд Руси,

Спокойных звезд безбрежное мерцанье…

Николай Рубцов. «Видение на холме».

*********************************************************

Академик Д.С. Лихачев в статье «Экология культуры» говорит о том, что понятие экологии нельзя ограничивать только задачами сохранения природной биологической среды. Для жизни человека, полагает культуролог, не менее важна среда, созданная культурой его предков и им самим. Сохранение культурной среды при этом - задача не менее существенная, чем сохранение окружающей природы. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда столь же необходима для его д у х о в н о й, нравственной жизни, для его «д у х о в н о й

о с е д л о с т и», для его привязанности к родным местам, для его нравственной самодисциплины и социальности. Д.С. Лихачев отмечает, что вопрос

о «н р а в с т в е н н о й э к о л о г и и» не только не изучается, он даже и не поставлен нашей наукой как нечто целое и жизненно важное для человека. Изучаются отдельные виды культуры и «остатки культурного прошлого», вопросы реставрации памятников и их сохранения, но не изучается «нравственное значение и влияние воздействующей силы на человека всей культурной среды во всех ее взаимосвязях, хотя сам факт воспитательного воздействия на человека его окружения ни у кого не вызывает ни малейшего сомнения… Культурную экологию не следует смешивать с наукой реставрации и сохранения отдельных памятников. Культурное прошлое нашей страны должно рассматриваться не по частям, как повелось, а в целом».

1.0x