24 января 2014

ШУМ

Фото: ссылка
ШУМ - всякие нестройные звуки, голоса, поражающие слух; громкие голоса, крик; стук, гул, зык, рев, громкий шорох, все, что нескладно раздается в ушах
Толковый словарь живаго великорускаго языка В.И.Даля

За последние четыре года количество рекламных роликов на человека в неделю, или, иначе, уровень рекламного шума, на российском телевидении стал максимальным, сообщает Ридус.

По результатам исследования медиаагентства Initiative Newsletter, пишут «Известия»,  оказалось, что на каждого телезрителя в прошлом  году выпало 470 рекламных клипов в неделю. Отечественные показатели превышают мировые значения на 20%.

До минувшего года рекламы транслировали меньше: в 2012 г. — 447 ролика в неделю,  в 2011 г. — 444. Пытаясь защититься от навязчивой рекламы, телезрители стали чаще переключать каналы – в 2013 году отмечен десятипроцентный рост.  

По мнению экспертов, рост объема рекламы связан с сокращением продолжительности роликов. Время на телевизионную рекламу все время дорожают. И ее заказчики таким образом сокращают свои расходы. При этом  рынок телерекламы растет.

В то же время эксперты полагают, что обилие рекламы на телевидении мешает ее восприятию.

 

Экспертные оценки

Авторы «Завтра» не единожды писали о порочном характере информационной политики государства. Речь шла об откровенной русофобии на центральных каналах телевидения, о вредоносных псевдоисториках, день ото дня шельмующих с экранов ТВ прошлое нашей страны. Конечно, много говорилось и о бессмысленных, отупляющих сериалах, о распадных ток-шоу, в ходе которых обсуждаются скабрезные подробности личной жизни звёзд шоу-бизнеса или чудовищные криминальные истории, выхваченные из широкого потока русской жизни.

Но коммерческая реклама на нашем телевидении – это особая статья. Путешествуя по разным странам мира, нигде не встречал я более назойливой, громкой, агрессивной рекламы, как та, что идёт по центральным каналам России и Украины. Такое ощущение, что рекламщики бьют наш народ по голове, и происходит это день ото дня, год от года в течение десятилетий. Этим безумием пропитывается сознание взрослых и детей. Эта «информационная картечь» срезает целые поколения. Вся эта колоссальная мощь – немыслимая энергия воздействия, ресурс манипуляции - используется в угоду чьим-то частным, мелким, поганым интересам. Эти миллионы долларов прибыли, которые оседают в карманах рекламной мафии на центральных каналах, ничто по сравнению с гигантским общественным убытком, который связан не только с деструкцией психики населения, а с отсутствием на телевидении сильной, эффективной, жизнеутверждающей социальной рекламы.

Углеводородные богатства России дают возможность запустить и финансировать за государственный счет четыре общефедеральных канала. С этих каналов должна быть убрана, вычищена, выскоблена любая коммерческая реклама. Её место должны занять ролики, направленные на пропаганду личного развития, здоровья, порядка и патриотизма. Уверен в следующем: если суммарное эфирное время, отданное под коммерческую рекламу, пустить на антиалкогольную пропаганду, ровно через год мы получили бы другую страну, с другим населением. Энергетические, демографические, экономические показатели подскочили бы вверх, а кривая автомобильных катастроф, бытовых убийств и смертности поползла бы вниз.

Сколько можно терпеть эту гадость в ущерб Общему делу? Долг и право президента охранять и беречь население своей страны. Пора воспользоваться этим правом и изменить информационную политику государства не в каких-то частностях, а концептуально и радикально, включив через телевидение и другие государственные СМИ «моторы развития», воссоздав ради будущих поколений солнечную картину мироздания.

Реклама в РФ утомляет не столько количеством, сколько качеством. Это неудивительно: ведь даже граффитчики – сфера творчества, появившаяся одновременно с рекламой, но где творцы ищут адреналина, а не денег – не смогли выработать ни одного местного шрифта. Также и мозг производителей рекламы в РФ иссушен подражательством. Если ещё лет 5 назад одной из тем для юмористов и пародистов была реклама, что продлевало и усиливало эффект роликов, то сейчас эта сфера не интересна даже кавээнщикам. Количество переросло в качество.

Производителей нашей рекламы не интересуют даже международные премии типа «Каннских львов». Им главное выдать унылый контент «как у всех» и впихнуть его в сетку вещания. Предпосылки для такого положения дел были давно. Из-за собственной беспомощности исчезли с дециметровой волны каналы, где крутились клипы, и подозревать, что производители рекламы будут прогрессировать на общем фоне деградации, слишком оптимистично.

Тоже и самое относится и к рекламе в интернете. Отечественную вирусную рекламу и вспомнить-то сложно. Административно сокращаемой рынок наружной рекламы (из-за которого и возрос шум в телевидении) тоже не блещет оригинальностью. Как тут не вспомнить, что кубы Навального теперь вовсю используют его политические оппоненты. По меткому замечанию культуролога Якова Шустова – «навальные приходят и уходят, а кубы остаются».

Обучающиеся пособия по производству этого добра ещё более ничтожны. Не далее как в прошлом месяце пытался подыскать подарок знакомому рекламщику – безнадёжно. В недавно изданных книгах в качестве примера удачного брендинга приводится МТС до своего «ребрендинга». И это одно из лучших пособий, продающееся в одном из центральных книжных Москвы! Произведения похуже и вспомнить страшно. Там люди всерьёз ссылаются на Фромма.

Можно считать это положение и общим эстетическим кризисом. Если политика – это концентрированная экономика, то реклама – разбавленная идеология. Деидеологизация может быть благостной, но выхлоп от неё такой, как есть. Реклама как идеология – это не хорошо и не плохо. Её можно утилитарно использовать для множества целей, и коммерческий продукт может превращаться в социальный. Однако для этого нужен если не Маяковский, то хоть кто-то минимально отличающийся от офисного убожества, которое креативно только потому, что дружит с монополистами, присосавшимися к бюджету.

«Величайшее искусство ХХ века», «самая интересная и самая трудная форма современной литературы» - реклама в последние десятилетия заняла место универсального человеческого языка. В глобализации мы едины через потребление одних и тех же товаров.

Одновременно реклама подчёркивает различия, но лишь в маркетинге - никакой онтологии, а любая антропология вызывает нарекания, если не обвинения в неполиткорректности. Вспомним недавний скандал с рекламным плакатом, посвящённым Олимпиаде – изображение светловолосых людей было квалифицировано как подражание национал-социалистической пропаганде

Мы окружены и подавлены рекламой. Она обольщает – «вы этого достойны», угрожает «если не используете, будете страдать». Борьба с наркотиками безнадёжна, когда значительная часть рекламы построена по наркотическому принципу: было плохо, приобрёл - стало хорошо, мир изменился, заиграл новыми красками.

Объёмы рекламы постоянно увеличиваются. И вместе с тем происходит её девальвация. Рекламный шум – фон общества зрелищ. Порой уже нет никакого качественного отличия художественного произведения от рекламного. Масса бессмысленной информации, множество сопряжённых с этим никчёмных действий и проявлений. «Реклама как смерть - бесплатна и неизбежна», - приходит мне на ум афоризм, кажется, авторства художника и писателя Павла Пепперштейна.

И если хотим жить, то от шума рекламы придётся двигаться назад, к Слову, а кто-то выберет путь ещё дальше – к тишине, к священному молчанию.

1.0x