: Слово дня: ИЗГНАНИЕ
3 января 2014

ИЗГНАНИЕ

Кураев уволен из Московской духовной академии
20
Фото: ссылка
ИЗГНАНИЕ - вынужденное удаление из пределов данной территории
Энциклопедический словарь Ф.Брокгауза и И.Ефрона

Известный своими неоднозначными выступлениями протодиакон Андрей Кураев, который ведет популярный блог в Интернете, отчислен из Московской православной духовной академии за "эпатажные высказывания". Сам же Кураев назвал причинами своего увольнения записи в блоге о гомосексуальном скандале в Казанской духовной семинарии и поддержку Pussy Riot.

Вопрос об отчислении Кураева рассматривался накануне на заседании ученого совета Академии, о чем говорится в пресс-релизе вуза.

«’Был рассмотрен вопрос об отсутствии со стороны протодиакона Андрея Кураева положительной реакции на постановление ученого совета от 12 марта 2012 года, в котором ему братски напоминалось, что "звание профессора Московской духовной академии налагает высокую ответственность за форму и содержание публичных высказываний, поскольку по ним судят и об учебном заведении, и о всей Церкви"

Ученый совет, как отмечается в заявлении, констатировал, что Кураев "регулярно выступает в средствах массовой информации и в блогосфере с эпатажными публикациями, и что его деятельность в этих областях остается в ряде случаев скандальной и провокационной. …В связи с этим Ученый совет постановил отчислить протодиакона Андрея Кураева из преподавательского состава и исключить его из числа профессоров МДА, имея при этом в виду, что звания профессора он был удостоен в другом высшем учебном заведении"

Протодиакон откликнулся на свое отчисление традиционно в блоге, написав, что удивлен решением ученого совета Академии, и назвал причинами отставки свои записи о скандале в Казанской семинарии: ’’"Мое увольнение произошло именно в рамках голубого скандала, причем он был прямо упомянут. Мол, за вынос мусора из дома"

В свою очередь первый заместитель председателя учебного комитета Московской духовной академии Максим Козлов назвал решение об увольнении Кураева закономерным: «Решение Совета Московской духовной академии никак нельзя считать неожиданным. Как, собственно, указано и в нем самом, еще в марте 2012 года коллеги обращались к отцу Андрею Кураеву с братским увещанием не подвергать имя профессора Московских духовных школ тем репутационным рискам, которые в результате распространяются не только на самого отца-протодиакона, но и на все старейшее учебное заведение Русской православной церкви, которое он представляет».

При этом представитель вуза выразил сожаление по поводу того, что Кураев "не только не свернул, но и расширил свою деятельность" в качестве независимого блогера и постоянного комментатора в СМИ, в то время как "часто стиль и характер его (Кураева) высказываний был далек не только от академического, университетского стиля, но и от того, как в принципе, на взгляд преподавательской корпорации, может позволить себе высказываться православный клирик".

Вместе с тем священник подчеркнул, что отставку Кураева не следует считать "аналогом инквизиционного процесса": «Решение, которое мы приняли, касается лишь внутренней жизни наших духовных школ и не распространяется на другие виды деятельности отца Андрея, в которых он как клирик отвечает перед правящим архиереем, а как православный христианин — перед Господом и своей совестью. Вмешиваться в эти сферы мы не считаем возможным»

Протодиакон Кураев известен тем, что неоднократно высказывал мнение, расходящееся с официальной позицией РПЦ или большинством ее представителей. В частности, он призывал простить участниц панк-группы Pussy Riot, осужденных за акцию в храме Христа Спасителя.

Адрей Кураев окончил МДА в 1992 г., в 1995 г. защитил кандидатскую диссертацию, а в 1996 г. стал профессором богословия. Последние девять лет протодиакон преподавал в Академии миссиологию.

 

Экспертные оценки

В случае с Кураевым воедино слились в одной точке три тенденции. Во-первых, корпоративная – он просто надоел своим коллегам-профессорам, этой академической профессорской корпорации, потому что он все время выскакивал, светился, пиарился по поводу и без повода на каждом углу. И они его выперли, в конце концов. Но одного этого не хватило бы.

Вторая тенденция, которая помогла происшедшему, – это общая тенденция в церковной политике. Год назад Святейший запретил публично выступать другому известному скандалисту – протоиерею Георгию Митрофанову из Санкт-Петербурга. Сейчас в принципе Патриахия не сильно одобряет такого рода выступления, желая подтянуть под себя, под своих официальных спикеров возможность толковать события.

И третья тенденция связана с педерастическим скандалом в Казани, который начал очень вольно толковать и формулировать Кураев. Эта скандальность, скорее всего, оказалась последней каплей. Всё слилось воедино. В результате ему дали пинком под зад, что, на мой взгляд, давно пора было сделать. Теперь «протодьякон всея Руси» перестал быть профессором Московской духовной академии. Горе, горе… Что тут скажешь?

Ситуация, связанная с удалением протодиакона Андрея Кураева из состава преподавателей Московских духовных школ и богословской Синодальной комиссии, - многопланова.

Мы давно призывали священноначалие применить свою власть, которая вручена ему Богом и людьми. Наконец, это случилось, так что изгнание Кураева можно только приветствовать. Он перешёл все мыслимые и немыслимые границы: агрессивно атаковал центральный стержневой смысл нашей веры, кощунствовал, глумился над святынями, позволял себе просто неприличное поведение, когда, читая миссионерскую лекцию, рассказывал неприличные анекдоты на сексуальные темы. Кстати, совершенно непонятно, почему Кураев пользовался особым положением, на его лекции сгоняли миссионерский актив. В то время как миссионер должен выступать перед внешними слушателями, а не перед теми, кто уже воцерковлён.

Некоторое время назад я говорил с один из известных профессоров Московской духовной академии. В ответ на мой прямой вопрос, сколько можно это терпеть, он сказал, что Кураева ненавидит вся профессорско-преподавательская корпорация духовных школ, но, к сожалению, ничего не может сделать из-за его высоких покровителей. Наконец, Кураев изгнан, и это можно только приветствовать.

Сейчас Кураев говорит о том, что пострадал якобы за то, что боролся с "голубым лобби" в РПЦ. Это не вполне так. В своём блоге он начал открыто обсуждать сексуальную ориентацию митрополита Никодима, который является учителем и наставником многих нынешних членов Синода и, в частности, самого Патриарха Кирилла. При этом он очень лукаво это сделал – опубликовал в блоге письмо некого человека, суть которого заключалась в следующем: «Ваше Святейшество, вы рукоположены митрополитом-гомосексуалистом, почему же на них теперь такие гонения?» Никакой прямой борьбы с "голубым лобби" этот ход не содержал.

Что касается истории с Казанской духовной семинарией, которой Кураев тоже посвятил свои выступления, к сожалению, нужно констатировать, что это факт. Проректор семинарии, которого обвинили в сексуальных домогательствах, был не наказан, а переведен в другую епархию.

Так что я поддерживаю решение об удалении Кураева из Академии, но сама проблема налицо и для её преодоления делается явно недостаточно.

Отставка Кураева – одно из совершенно фантастических событий, которые случаются в России. Событий парадоксальных и, на первый взгляд, с человеческой точки зрения - непонятных. Изгнание Кураева из Духовной Академии сродни отставкам в политическом истеблишменте.

Вот бывший мэр Москвы разгромил столицу нашего государства, нанеся ей вред больше, чем Наполеон, но уволили его как "утратившего доверие президента". Кудрин полностью затормозил развитие страны, о чем хорошо знают политики и экономисты, а сняли его по какой-то странной причине. Сердюков, разгромивший систему Вооруженных Сил, которая создавалась столетиями, был низложен не за то, что сделал с армией, а благодаря семейным коллизиям.

"Дьякон всея Руси", как называли Кураева - нёс что угодно и где угодно, обладал невероятными правами и полномочиями, несмотря на то, что во многих монастырях России и православного мира его книги не разрешается распространять, потому что содержат массу того, что противоречит вероучению Церкви. И вдруг его изгоняют, а причиной выставляется некий гомоскандал в Казанской семинарии. Событие в череде наших парадоксов.

С другой стороны, для меня это подтверждение, что Правда Божия существует. Так или иначе, как говорится, не мытьем, так катаньем, деструктивные элементы удаляются. Еще совсем недавно абсолютно сырые или совершенно ущербные с богословской точки зрения высказывания дьякона Кураева без правки проскакивали в наших синодальных документах. Теперь, надеюсь, этому пришел конец, и Андрей Кураев займет своё достойное место среди деятелей отечественной блогосферы. Пускай пишет посты, а не распространяет свои измышления в лоне Церкви.

Загрузка...
Комментарии Написать свой комментарий
3 января 2014 в 16:39

Лучше поздно, чем никогда...

3 января 2014 в 17:29

Кураев - духовный брат "пусек". Они руководствуются одним принципом: "Ради красного словца не пожалею и Господа-Отца".

3 января 2014 в 17:39

Координационный Совет Оппозиции постановил делегировать в Духовную Академию вместо Кураева-Виктора Шендеровича.

3 января 2014 в 18:13

Любопытно, а без статуса служителя церкви этот Кураев будет теперь кому-то интересен?

3 января 2014 в 19:49

Очень хорошо, что Духовная Академия помогает простым православным верующим разобраться что правильно с точки зрения Церкви, а что нет. Увольнение, точнее - изгнание, Кураева из Академии это всем нам знак: взгляды Кураева расходятся с мнением Церкви. И я на стороне Академии. Но для меня было несколько удивительно, что в своих комментариях на это событие, наши глубокоуважаемые авторы Семенко и Душенов вдруг предстали в роли истинных ревнителей Церкви. А вот лично мне до сих пор не понятно: выражают ли эти авторы точку зрения РПЦ? Об этом я регулярно пишу в комментариях к их статьям на религиозные темы. Вот мне не понятно, не то, чтобы я их в чем-то обвиняю, но мне хотелось бы знать ответ на этот вопрос: "да" или "нет"?

Не знаю насколько уместно вспоминать, в общем-то либеральное произведение Твардовского "Теркин на том свете", но во всяком случае оно имеет прямое отношение к церковной теме Небесного Царства. Так вот Семенко и Душенов напомнили мне Теркина из этой поэмы:

"И доносится в тиши
Точно вздох загробный:
- Авто-био опиши
Кратко и подробно...

Поначалу на рожон
Теркин лезть намерен:
Мол, в печати отражен,
Стало быть, проверен.

- Знаем: "Книга про бойца".
- Ну так в чем же дело?
- "Без начала, без конца" -
Не годится в "Дело".

[...]

Уклоняется солдат:
- Вот еще обуза.
Там же в рифму все подряд,
Автор - член союза...

- Это - мало ли чего,
Той ли меркой мерим.
Погоди, и самого
Автора проверим...".

И вот на этой вот фразе мне бы хотелось остановиться: "Погоди, и самого // Автора проверим...". Т.е. Семенко и Душенова - "авторов" (комментариев к событию). Было бы полезно.

А вообще тенденция наблюдается. Сначала Путин зачистил политические СМИ ("РИА-Новости" и "Голос России"). Теперь, судя по всему, следом за Путиным Патриарх зачищает религиозную блогосферу. Вполне возможно, что скоро и за "проповедников" возьмутся. Так что нужно быть аккуратными в высказываниях. Лучше вообще переждать. Ну, а если кто считает, что это я напрасно, то тогда надо обратить внимание, что вакансия в Духовной Академии освободилась. Можно было бы попробовать, так сказать, поучаствовать в конкурсе. Но только тем, кто уверен в своих силах.

3 января 2014 в 19:58


Юлия Левковская 03.01.2014 18:13
Любопытно, а без статуса служителя церкви этот Кураев будет теперь кому-то интересен?
===============
К сожалению, служителем церкви он остался.

3 января 2014 в 21:20

Воистину, Бог поругаем не бывает! То, что это произошло, наконец, говорит о том, что, действительно, "Врата ада не одолеют ей".
С Кураевым я бодалась ещё около 10 лет назад. Тогда у него самый главный аргумент был - что ОН - ПРОФЕССОР МДА. А другой преподаватель - одной из духовных семинарий, сказал тогда о моей дискуссии (навязанной мне самим Кураевым по моему открытому письму к нему): "самолёт (Кураев) и самокат "Жежерун)". Вот теперь "самолёт" потерпел крушение, - забавно.
Кстати, награда Кураева Римской католической церковью, которую он с благодарностью принял, - кое о чём тоже говорит.

4 января 2014 в 01:46

Господа, понимающие в данном вопросе, поясните, пожалуйста, малосведущим, в чем именно виновен Кураев перед РПЦ, не считая недавнего "голубого скандала"? А то поиск в интернете выдает слишком уж много различных версий - начиная от антисемитизма и заканчивая поддержкой теории эволюции)

5 января 2014 в 10:03

Бесконечные понты: я за, я против, тот 10 лет с Кураевым бодался, а этот еще больше, тот еврей, а тот иудей, а третьего на эхо москвы видели, четвертые просто и "по-христиански" злорадствуют... О сути вопроса никто не сказал ни слова. Противно.

5 января 2014 в 12:04


Андрей Коробов-Латынцев 05.01.2014 10:03
О сути вопроса никто не сказал ни слова.
=================
Вот по сути. Есть такие профессии, которые требуют соблюдения определенного "морального дресс-кода". Кураев эти правила нарушает. В принципе, если он хочет действовать по своему разумению, не считаясь ни с кем и ни с чем, то ему следует по примеру Ивана Охлобыстина сложить с себя сан. Всего-то и делов!

5 января 2014 в 23:39

Олегу Егорову и Коробову-Латынцеву.
В дополнение к ответу Бориса Дунаева.
Кураев в своих миссионерских беседах-проповедях, особенно среди студенчества, не говоря уже о СМИ, часто толковал по своему не только церковный Устав, но и Священное Писание. Толкования эти часто входят в противоречие с православным мировоззрением. К тому же форма, в которую Кураев облекает свои проповеди и беседы часто граничит с кощунством.
По поводу его толькования эволюции, можете найти мою давнюю статью (И.И.Жежерун "Эволюция"), посвящённую в т.ч. статье Кураева.

5 января 2014 в 23:49

Статья об Эволюции: irina-zhezherun.narod.ru - раздел "Всякая всячина". Статья очень давняя, но в основном, даёт понятие по теме.

7 января 2014 в 05:15

Ефиму Липорту.
Кураев давно набил оскомину всем. Перешёл все мыслимые границы, потому и "пострадал", как Вы выразились. Не нужно делать из него "мученика за правду".