18 декабря 2015

ЛАКИРОВКА

Путин ответил на вопросы
17 600
Фото: ссылка
ЛАКИРОВКА - покрытие изделий лаком с целью защиты их поверхности от вредных влияний и сообщения ей гладкости и блеска.
Морской словарь

В четверг состоялась 11-я большая пресс-конференция Владимира Путина, подводящая итоги года. В ходе неё российский президент отвечал на вопросы журналистов в прямом эфире. Конференция стала рекордной по числу аккредитованных журналистов — почти 1,5 тысячи человек. За 3 часа 10 минут глава государства ответил на 44 вопроса.

Цитаты ответов президента по наиболее актуальным темам можно посмотреть здесь.

Экспертные оценки

На конференции было затронуто очень много важных, интересных тактических вопросов, и можно обсуждать, с чем можно согласиться с президентом, с чем нельзя. Но не было затронуто ни одного главного вопроса. Стратегические вопросы не затрагивались в принципе. Не был затронут вопрос о том, чего мы хотим от своей собственной внешнеполитической деятельности. И, судя по всему, это была принципиальная установка, что о стратегии мы не говорим. В разговорах о внешней политике совершенно ничего не говорилось о том, каким мы хотим видеть окружающий мир и что мы должны для этого сделать. Не говорилось о том, какую стратегическую цель мы хотим достигнуть в Сирии. То же самое касается Турции. Да, понятно, позиция такова, что Эрдоган плохой, турецкий народ хороший, но чего мы от них хотим кроме извинений? Или только извинения и нам не надо больше ничего?

Никогда, ни в прошлом, ни сейчас, не говорилось о том, каков образ желаемого для нас будущего Украины, что мы хотим, чтобы было с Украиной. Потом можно обсуждать, достижимо это или недостижимо. Должен быть какой-то идеал, к которому мы должны стремиться. Идеал, к которому стремится Запад на Украине, понятен – это Ливия, и они к этому идут весьма успешно. Мы чего хотим? Или мы скачем и кричим, ах какой ужас, даёшь Минские соглашения, и на этом всё заканчивается.

Чего мы хотим в целом от глобальной финансовой архитектуры? Чего мы хотим от сотрудничества с Китаем? Между прочим, как раз недавно был окончательно налажен железнодорожный транзит из Китая в Европу мимо России. Это знаковое событие, оно носит стратегический характер.

Во внутренней политике совершенно непонятен стратегический вопрос: а как мы будем развиваться? Очевидно, что при 37, даже при 50 долларах за баррель применять те же инструменты социально-экономической политики, что и при 115 долларах за баррель, в принципе невозможно. Я уж не говорю о кредитно-инвестиционной блокаде со стороны Запада. Из этого следует, что мы должны изменить свою социально-экономическую политику, но всё, что мы услышали, это лакировка действительности и рассказы о том, как сейчас всё будет неплохо. Слава богу, есть понимание, что не будет хорошо. Но и рассказы о том, как всё будет неплохо – тоже немножко несерьёзно.
Последние 15 лет прошли в непрерывном скакании по поводу того, что мы сейчас будем освобождаться от зависимости от мировых цен на нефть. Понятно, что когда нефть стоит 37 долларов за баррель, зависимость от неё в финансовом выражении существенно меньше, чем когда она стоит 115 долларов – просто меньше доходы. Но постановка задачи не изменилась. Как мы собираемся решать эту задачу? Судя по всему, путём разговоров, а отнюдь не путём конкретных действий.

На сегодня в стране разрушена вся инфраструктура. От автомобильных дорог, по которым, оказывается, нельзя ездить на фурах, до коммуналки и электроэнергетики. Как решать эту задачу, если задача даже не поставлена? И этот список можно продолжать бесконечно. Когда в стране разгорается антикоррупционный скандал, на него следует ответ: а вы знаете, у меня есть контрольное управление, и оно обязательно рассмотрит этот конкретный эпизод. Но никого не интересует господин Чайка и компания. Интересует явление, одним из проявлений которого сегодня является Чайка, а завтра это будет какой-нибудь Сусликов, а послезавтра это будет Сидоров. Ситуативное реагирование, в стиле российской дипломатии, при полном отсутствии стратегического подхода – это как раз то, что производит шоковое впечатление от этой пресс-конференции. Конечно, есть некоторая надежда, что это сознательное успокаивание всех и вся перед Новым годом, а там кто-нибудь возьмётся за ум, но в ожидании этого страна пребывает уже полтора десятилетия и её терпение немножко начинает заканчиваться.

В целом Путин выступил в своём стиле, совместил приятное с полезным: с одной стороны, пообщался с журналистами, а с другой – одновременно провёл некую информационную спецоперацию. Ничего случайного на такого рода мероприятиях человек, подобный Путину, не говорит. И здесь стоит обратить внимание на несколько любопытных моментов.

Например, о российской базе в Сирии. Американцы, европейцы хотели разменять своё согласие на наличие там нашей базы на то, чтобы Путин принял во внимание интересы Америки в этом регионе и по многим пунктам пошёл им навстречу. Путин посмеялся над ними, что нам база-то и не нужна вообще-то, там бабушка надвое сказала – подтролливая, заявил он, отвечая на вопрос о том, стоит ли нам оставлять там базу. Путин так ненавязчиво все эти попытки. А смысл этого следующий, что мы, ребята, сами разберёмся, база там, не база, а вы, типа, шли себе мимо, вот и идите дальше.

Отношения с Турцией – тоже горячий вопрос. Крепость путинских выражений насчёт Эрдогана, который решил задницу подлизнуть США, но непонятно, нужен ли такой лизун США или он им не нужен, – такие почти лирические рассуждения достаточно хорошо характеризуют степень того, насколько «серьёзно» Россия подходит к российско-турецкому конфликту. Выходит, на этом направлении всё нормально и движется предсказуемо, существующая линия будет продолжена.

Последнее время Путин вообще сам про Украину не говорит, что, в общем, понятно почему. Комментировать цирк, который там сейчас происходит, просто бессмысленно. Приехали клоуны в сумасшедший дом, какой смысл комментировать то, что они там между собой по-европейски незалежно поделывают. В конце концов, пусть они сами это и комментируют. Но на эмоциональный вопрос украинского журналиста был получен тоже достаточно эмоциональный ответ: вам плюнули в лицо, вы смотрите, мало того, что вас поставили под внешнее управление, так вам же ещё и назначили всю эту команду внешних управленцев. Слушайте, хлопцы, вы, нелазежные, гордые укры, как же вы допустили? У вас же там грузинская команда рулит одной областью, американская команда – другой. Сам Путин вслух не сказал, но очень уж напрашивается продолжение этого тезиса, что во главе вашей страны встают такие щирые, свидомые хлопцы, как Вальцман, Гройсман… и в их числе Яценюк – почётный еврей Украины в третьем поколении.

Однако в выступлении Путина есть один момент, который меня насторожил. Он связан с тем, что когда президент говорил об "Исламском государстве", он высказал мысль, что это в общем не религиозное явление, что оно на втором плане, а главное – это экономическая основа. Что когда разрушили Ирак, возникли огромные возможности зарабатывать деньги на контрабанде нефти, и для того чтобы контрабанду обеспечить, была создана эта зона хаоса, и её нужно защищать, а защищать решили с помощью создания вот такой псевдорелигиозной идеологии "Исламского государства". С одной стороны, это верно. Конечно, совершенно очевидно, что там есть серьёзные финансовые интересы. Но ни в коем случае нельзя приуменьшать религиозную составляющую. Это тема отдельного большого разговора. Но вся история человечества подтверждает, что именно за веру, именно за свои святыни люди миллионами шли на смерть, на муку, на крест, на костёр. Победить людей, которые защищают не просто свои кошельки, не просто свои семьи, свою землю, а которые защищают то, что они считают своими святынями, – очень сложно, практически невозможно.

Другое дело, что это чёрная энергия, которая направлена не во благо, не на созидание, а на разрушение. Но факт остаётся фактом. Она очень велика. Недооценивать этого религиозного аспекта ни в коем случае нельзя. Мы вообще стоим на пороге эпохи, когда главным ресурсом будет уже не нефть, не доллар, а будет человеческая кровь. Люди, готовые жертвовать и умирать за свои идеалы. Главным фигурантом новой эпохи будет уже вовсе не банкир и финансист, а будет воин и монах. Вот это надо ясно понимать, тогда мы сможем правильно выстроить свою стратегию в отношении Ближнего Востока.

Отмечу острые вопросы. На втором часу конференции к ВВП прорвалась Екатерина Винокурова, из Znak.com, ВВП её сам выбрал.
Задыхаясь от собственной смелости, выпалила:
"Мы видим, что выросло второе поколение «элитки». Это молодой Ротенберг, молодой Турчак, молодые дети Чайки... Вопрос простой: вы когда к власти приходили, вы таких итогов ожидали?"

ВВП довольно убедительно возражает, что итоги последних 15 лет – это увеличение доходов в два раза и другие достижения, несомненные, страны. Поясняет, что отец Ротенберга не работает в госорганах, интересуется, нарушили ли закон дети Чайки, а если да, то связан ли с ними был в нарушении закона Чайка? У него нет сведений, что был. Затем, спарив вопрос Винокуровой с вопросом о дальнобойщиках, объясняет, что например в Республике Беларусь за каждый километр оплата в семь раз больше. Что планируется, внедрив систему "Платон", отменить транспортный налог. Пока не отменили.

РБК, из второго ряда, как определил местоположение зубастого молодого человека Дмитрий Песков, – тот задал три едких вопроса:
1. При наблюдающемся кризисе госкомпаний они так и не снизили себе зарплаты и бонусы, а клянчат помощь у государства.
2. Западные коллеги говорят, что Катерина Тихонова – ваша дочь.
3. Александр Соколов, сотрудник РБК, сидит в СИЗО "за ненасильственную статью".

Президент ответил в обратном порядке.
О Соколове он в первый раз слышит. Но выяснит: "Если он сидит по разоблачениям по космодрому Восточный, я ему только благодарен".
По дочерям. "Я ими горжусь, они учились в России и живут в России, Они говорят на трёх-четырёх языках. Я никогда не обсуждаю вопросов с семьёй. Они не занимаются бизнесом, не занимаются политикой. То, что я их «скрываю», это ещё и вопрос их безопасности".
По госкомпаниям. "Госкомпании должны работать более эффективно, вы правы. Первые лица могли бы отправлять часть своего дохода на благотворительность. Они не обеднеют".

Уже в конце третьего часа пробился к президенту Алексей Соломин, "Эхо Москвы". Задал три вопроса:
1."Хочу уточнить по Турчаку. Не считаете ли вы правильным отстранить его от должности на время расследования?"
2."Мой основной вопрос, по Борису Немцову. Речь идёт о подозреваемых чеченских офицерах, Геремееве и других. Вы разговаривали с Кадыровым об этом? Что вы ему сказали?"
3. По детям-нивалидам. Не пора ли отменить запрет на усыновление детей иностранцами?

Президент объяснил Соломину, "Эхо Москвы", что иностранцы усыновляли ничтожное меньшинство российских детей-инвалидов.
По убийству Немцова: "Никто никого прикрывать не собирается".
По Кадырову: "Он не задаёт таких вопросов главам регионов".

Основная часть вопросов были неострые вопросы. Тоже нужные, я полагаю. Но как бы в порядке вещей.

Я хотел услышать от главы государства пояснение, что будет с Донбассом, но даже это слово не прозвучало.
Сирия звучала, но так, что мне было неинтересно.
Президент сказал, что не понимает, зачем образовалась под руководством Саудовской Аравии третья (исламская) коалиция.
Это плохо, если он не понимает, зачем мусульмане отъединились от "крестоносцев", и в его окружении нет никого, кто бы ему объяснил. Такое непонимание чревато опасными для нас же последствиями.
Надеюсь, понимает на самом деле.

Мы все хотим, чтобы власть перестала быть такой скрытной, в конце концов, мы все хотим знать, что с нами будет, какие у власти планы. Скрывать местонахождение и место жительства дочерей – вполне нормально, а вот скрывать от нас наше будущее – это неуважение к нам.

Комментарии Написать свой комментарий
18 декабря 2015 в 15:04

Путину причины кризиса ясны: на ход его действуют "органы" управления. От фаз управления от их движения - Путинские зависят назначения.

18 декабря 2015 в 15:30

Душенову
Мы вообще стоим на пороге эпохи, когда главным ресурсом будет уже не нефть, не доллар, а будет человеческая кровь.
Нет не кровь, а Истина, что может быть ценнее Истины, а религиозные фанатики пусть они сгорят в огне своей же собственной злобы ненависти и фанатизма. Беды человечества именно в этой идейной розни. А идея человеческая не Истина, это подделка, заквашенная на эгоизме.

18 декабря 2015 в 15:34

Делягину:
Никогда, ни в прошлом, ни сейчас, не говорилось о том, каков образ желаемого для нас будущего Украины, что мы хотим, чтобы было с Украиной. Потом можно обсуждать – достижимо это или недостижимо.

Хочешь расстроить полностью свои планы расскажи о них хотя бы двум-трем человекам, не говоря уже о пресс-конференции.

18 декабря 2015 в 16:33

Да, комментировать цирк на Украине - занятие неблагодарное и тут с Душеновым не поспоришь. Но кто же допустил, что этот цирк на Украину заехал? Где были "тяжеловес" Черномырдин, сидевший там послом несколько лет? И нынешний посол Зурабов, отправленный туда после скандальной "реформы" с "монетизацией льгот"? Странный подход к расстановке кадров по стратегическим направлениям. Зурабов, вообще, какое отношение дипломатии имеет? Или у него есть по организации и взаимодействию со всевозможными "НКО", который имеется, например, у американского посла Теффта? Нет. Зурабов-типичный серый функционер, выполняющий чьи-то указания и "направляющий финансовые потоки". Да так, что их потом и не видно. Где была вся наша чиновничья рать, самозабвенно игравшая "цацками", вроде переименования милиции в полицию или организации Олимпиады в Сочи в то время, когда США готовили на Украине переворот? Разве информации об ухудшении обстановки им не поступало? Или они предпочитали ее игнорировать? Или им это было не важно, при условии, что дележ нефтегазовых доходов будет продолжен? Нашли же в свое время возможность отпустить Юлию Тимошенко, проходившую в России по уголовной статье. Именно работой этих чиновников в очередной раз и выразил свое удовлетворение Путин. Похоже, ожидать стратегического видения от временщиков, хоть и устроившихся при власти на десятилетия, не совсем оправданно.

18 декабря 2015 в 17:12

"...он высказал мысль, что это в общем не религиозное явление, что оно на втором плане, а главное – это экономическая основа"
==================================

А в этом и есть вся сущность либерализма - втоптать в грязь всё ИДЕАЛЬНОЕ и свести всё к ПОШЛОМУ.

Вот вам пример: только турки сбили наш самолет, как весь телевизор сразу затрещал - "а!, это потому, что мы Эрдогану нефтянной бизнес испортили." С таким примитивным пониманием действительности нас опять обведут вокруг пальца.

Против России развернута грандиозная война, и наш противник готов на ЛЮБЫЕ издержки, в целях достижения своей победы. Почему на любые? - потому что в случае победы противник заберет себе ВСЁ, и покроет все свои издержки с лихвой. Это же азы любой войны.

Вспомните наше поражение в Третьей мировой "холодной" войне - мы до сих пор платим дань орде, в одних бабках только официально по двести-триста миллиардов долларов в год, а сколько было вывезено и украдено неофициально, a технологий и разработок, а разрушено предприятий - никакому подсчету не подается.

И это с нами еще обошлись ГУМАННО. Почему? А думали, что мы и так сдохнем. Сами. Оскотинимся в новой либеральной действительности. Но прошло 25 лет, и оказалось, что мы не только не сдохли, не оскотинились, а и вообще - о ужас! - почти живые!!!

Поэтому, в этот раз в "плен" брать не будут. В этот раз битва не на жизнь, а на смерть.

И тут раз за разом всплывают бесчинства отпрысков современной российской так называемой "элиты". "Элиты" несменяемой и ненаказуемой. Как будто опять оказался в начале восьмидесятых. турчаки и чайки - это на самом верху, в Москве, а ведь в каждом уезде - свой князь, и детки у него тоже наверняка есть, и они такие же наглые, как и московские, а то и наглее.

И говорить при этом, что этот - не государственный чиновник (пускай, значит, его детки делают, что захотят?), а про того - надо ещё доказать - это лицемерие.

Идет война, а "элита" ведет себя, как в 1917 году - приживает народ к мобилизации, а сама жирует и услаждает себя, довольно похрюкивая. Это путь к краху.

18 декабря 2015 в 18:17

Михаил Делягин
Стратегические вопросы не затрагивались в принципе.
+++++++++
Это естественно! Нельзя же открыто сказать народу, что голубая мечта нашей "элиты" - стать не прислугой, а равноправной частью западной системы. Целоваться с Меркель, чокаться с Олландом, похлопывать по плечу (страшно даже подумать!) самого Обаму! И, разумеется, вместе с ними выкачивать из России все ценное: от нефти до мозгов.

18 декабря 2015 в 22:17

Трудно оценить послевкусие обсуждаемой пресс-конференции не прибегая к крепким выражениям. Пожалуй, наиболее адекватную оценку ей дал М.Делягин.
Казалось бы, очевидные форс-мажорные обстоятельства, требующие кардинальной смены экономической парадигмы, но ... прежние заверения в глубочайшем почтении к провалившимся персоналиям и верности избранному (кем?) курсу. Вспоминаются лихие 90-е, когда психо-лингвистические вопли либералов: "на переправе коней не меняют..." - не помешали заменить дохлых кляч на команду Маслякова и оттащить страну от пропасти...
Возникает вопрос: кто же из тандема имеет более высокий ранг в некоем "особом-особом" табели? И что же, НА САМОМ ДЕЛЕ, мешает ГАРАНТУ подвести экономическую базу под настойчиво декларируемую патриотическую риторику и оправданную практику в сфере обороны?!

19 декабря 2015 в 14:02

Судя по тому, что Маша Гайдар попадает к Саакашвили из московской мэрии, да ещё и с президентским грантом, власть работает на разгром страны

19 декабря 2015 в 20:40

Год назад нам обещали собрать футурологов и создать новый образ будущего. На этот раз про изменение технологий и образа жизни ни слова. А жаль - при современном потреблении энергии и ресурсов существование цивилизации невозможно. Необходимо создавать новые технологии, как общественные, так и технические, которые позволят жить комфортно при гораздо меньшем потреблении энергии и ресурсов, без разрушения окружающей среды. Мы умеем так жить и жили так сотни и тысячи лет. Вот чем необходимо срочно заниматься, во что вкладывать силы и научный потенциал. И это гораздо проще, чем нанотехнологии.

20 декабря 2015 в 00:35

Господа!
Надеюсь, дам среди вас нет, поэтому - буду краток.
Всё, что вас волнует, не имеет никакого отношения к главному - Россия перехватывает первенство мировой державы у США и её несамостоятельных друзей, так сказать.
Гибель элит - налицо.
Осталось выложить факты, подтверждающие заинтересованности и прямые выгоды некоторых Президентов и Премьеров - и конец истории , литературы....
Начало - нажатия кнопок, у кого они есть!
Так-то.
Следите за событиями...

20 декабря 2015 в 03:38

НИЧЕГО НЕ СКАЗАТЬ,

НИЧЕГО НЕ СДЕЛАТЬ!

ЗАМЕЧАТЕЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ ВНУТРЕННЕЙ НАРОДНОЙ ПОЛИТИКИ ПУТИНА!

ЗНАЧИТ - БУДЕТ ВСЁ ХУЖЕ И ХУЖЕ НАРОДУ

И ЛУЧШЕ, И ЛУЧШЕ ОЛИГАРХАМ И КОРРУПЦИОНЕРАМ!

20 декабря 2015 в 08:49

Лимонов ничего не услышал о Донбассе. Это минус Лимонову. Вот Радзиховский в этом молчании услышал очень много - Значит на Донецкой народной республике Путин поставил крест. Правда, если понадобится для какой то игры. он снова вытащит эту карту.
Душенов через какой то бинокль разглядел, что именно за веру миллионы людей шли умирать на войну. Он забыл уточнить, это миллионы. обкурившиеся *опиума для народа*, а кучка тех, кто послал их умирать имела вполне конкретные земные, материальные, греховодные цели.
Делягин сетует. что Путин не озвучивает свои цели и планы. При этом, насколько мы знаем, Делягин признаёт наличие Вашингтонского обкома. А откуда шофёр секретаря обкома может знать, какой маршрут пожелает выбрать секретарь? Планирует хозяин, а не слуга.

20 декабря 2015 в 14:24

"...голубая мечта нашей "элиты" - стать не прислугой, а равноправной частью западной системы."
=========================
Полностью согласен. Причём, как "западные" элиты, так и российские проявляют удивительный консенсус в понимании того, как им облапошивать и оболванивать своих собственных граждан ("стричь баранов").

Лёгкие разногласия проявляются в вопросах внешнего взаимодействия. "Запад" не оставляет попыток оттереть российскую "элиту" от глобального корыта, а то и вовсе забить на мяско, а российская "элита" это болезненно воспринимает и брыкается в меру возможностей, но не очень ретиво, а вдруг всё же удастся прорваться к корыту?

20 декабря 2015 в 18:02

Владимиру Лаврову.
Пропагандируемые Вами (и Вашими единомышленниками) паллиативы не дадут кардинального решения ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ (ГП). Действительная и НАСУЩНАЯ потребность в энергосберегающих и экологически-чистых технологий, но без учёта перспектив пространственной экспансии (парадигма замкнутой планетарными рамками цивилизации), не исчерпывает ВСЕХ ГП. В конечном итоге - жалкое прозябание на планете до встречи с очередным астероидом километрового масштаба, или нежданно нагрянувшей иной катаклизм космических масштабов - подведет ему итог... И всё это - в лучшем случае. Да и депопулятивные концепции легко ложатся в рамки данного сценария. Получается всё тот же "писающий мальчик", но... вид сбоку.
Не случайно, мировая финансовая "элита" столь беспечно (если не благосклонно) смотрит на замыкающие планетарными рамками футурологические концепции, но зверски гнобит расширяющие ареал обитания землян (о мотивации такого ИХ подхода неоднократно высказывался). Субъективная поддержка некоторыми лицами замыкающих концепций чаще всего вызвана неосведомлённостью, что УЖЕ предложены глубоко научно обоснованные (и даже запатентованные) технологии широкомасштабной экспансии в космосе - в масштабе его колонизации.
Упомянутая "элита" сделала ВСЁ, чтобы их заблокировать, прежде всего, замалчивание и недопущением широчайшего обсуждения на САМОМ ВЫСОКОМ уровне. Отсюда и появление столь ограниченных суждений, что ВСЁ (?!) решат ТОЛЬКО (?!) экологически-чистые технологии...
P.S. Впрочем, резвиться безответственным (и бесплодным) фантастам вполне позволяется - в силу НЕОПАСНОСТИ их творчества "элите"...

20 декабря 2015 в 18:08

Поправка.
...прежде всего, замалчиванием и недопущением широчайшего обсуждения...

20 декабря 2015 в 23:30

Владимиру Золотухину, с благодарностью. Кто бы был против космической экспансии, так не я - авиационно - космический инженер. Благодарю вас за то, что вы толкаете эту тему. Но! Размножение людей происходит быстрее освоения новых миров при любых технологиях. А если еще использовать такие технологии, при которых стоимость комфортной жизни человека по энергии и ресурсам выше доступных значений, то проблем не избежать.
Речь не о чистых технологиях. Речь о другом, о том, чтобы обеспечить счастливую жизнь людям при таких технологиях, при которых имеет место нужный уровень комфорта и не разрушается окружающая среда. Для этого необходимо понять, что людям нужно для счастья и с помощью каких технологий им можно это обеспечить. При этом уровни счастья и потребления у разных категорий населения могут отличаться в разы - одним капуста квашеная, лапти и пруд летом, другим берег турецкий каждый месяц и каникулы на марсе. Но при этом у всех достаточно продовольствия и тепла для того, чтобы жить без боли и вырастить детей.
Это проблема другого уровня и она встанет в любом случае при сколько угодно большом распространении по космосу.
Кстати, а где вы видели моих единомышленников? Я что-то не встречал.

21 декабря 2015 в 21:41

Сетования насчет стоимости и скорости размножения (превосходящей скорость "размножения" людей (?) при любых (?!) технологиях) проистекают из неосведомлённости именно в ТЕХ технологиях, КОТОРЫЕ ИМЕЮТСЯ В ВИДУ (результат злонамеренного замалчивания и лености (или чванливости) некоторых специалистов - не пожелавших предпринять усилия по ознакомлению именно с НИМИ). Это - во-первых.
Во-вторых, размножение ЛЮДЕЙ имеет тенденцию к стабилизации (по ряду этносов наблюдается даже относительная депопуляция). Что касается ряда популяций с биологическими формами репродукции, закреплёнными в архаических этнокультурных стереотипах, противоречащих современным глобальным вызовам, то, думается, что будет вполне оправданна ВНЕШНЯЯ корректировка данной архаики (без лукаво навязываемой политкорректности, выступающей лишь геополитическим инструментарием в пользу претендентов на гегемонию). Корректировка - без депопулятивных экстремизмов и с признанием примата консерватизма...
Инструментарий достаточно широк, но категорически исключает "варварский" перечень: войну, голод, геноцид...
Кстати, китайцы в последнюю четверть ХХ-го века, показали пример одного из таких методов регулирования.
Вместе с тем, хочу особо подчеркнуть, что даже с учётом вышесказанного, экспансия в космос обязательна, непреложна и не терпит отлагательства. Человечество УЖЕ перешло красную черту - исключающую отнесение её реализации на отдалённую перспективу. Еще раз повторю, что технологии ФОРСИРОВАННОЙ экспансии УЖЕ предложены...

Причина удаления
Действия