16:42 5 февраля 2014

Танцы на гробах

Демонстрация номеров, достойных мюзик-холла, цирка, кунсткамеры на сцене Большого театра – событие не из ряда вон в контексте современного искусства. 4 февраля 2014 года пятнадцать балетмейстеров зажгли фейерверк современной хореографии. Большой театр дал гала-концерт
Фото: ссылка

Демонстрация номеров, достойных мюзик-холла, цирка, кунсткамеры на сцене Большого театра – событие не из ряда вон в контексте современного искусства. 4 февраля 2014 года пятнадцать балетмейстеров зажгли фейерверк современной хореографии. Большой театр дал гала-концерт.

Современная хореография – это свобода. Флаг цивилизации Запада. Самовыражения индивидуала, которому, как пролетариату в 17-м, терять нечего. В «пережиток» прошлого – мессы Баха, скерцо Шопена, серенады Моцарта – заворачивает индивидуал фаст-фуд. С претензией на интеллектуализм, осмысление действительности а ля Платон уродует он представление о каноне красоты, нравственности, достоинства. Выворачивание ног, выкручивание рук, шаг павиана на полусогнутых ногах, забег на сто метров по сцене – индивидуал изучает возможности тела. 

Результат тридцати лет лоботомии, движухи современной хореографии на сцене Большого театра, есть. «Дорогой россиянин» глотает уродство, как пилюлю счастья. Больше того, в каком-то детском восторге хлопает в ладоши, кричит, как это принято на театре, «браво!», верно, удивляется порой ушлости задумки. Улыбается тогда. С улыбкой гала-концерт в Большой театре и проходил. Как вдруг! Публику подменили словно! Заключительный номер гала-концерта «Пустая комната», хореография Идо Тадмора – тому причина. Идо Тадмор – артист балета, балетмейстер из Израиля. «Пустая комната» - балет из жизни двух женщин.

На сцене стол, два стула. За столом две женщины. Поверх легкого звучания музыки Моцарта эти две женщины орут.  Не  благим матом, нет. Междометиями, что на язык письменности перевести невозможно. Орут минут пять. Десять минут орут. Потом начинают чесаться, задирать на стол ноги. «Посади свинью за стол, она – и ноги на стол», - сентенция из дня вчерашнего. Сегодня -  женщины типа лесбиянки в тренде.  Милуются, ссорятся, щиплют себя и друг друга за задницу, принюхиваются друг к другу, целуются, кувыркаются по полу. Уже и божественные звуки музыки Пуччини  сменили Моцарта, уже и ария из оперы в ход пошла… Две женщины (Мира Рубинстейн; Идо Тадмор) – одна вдвое выше другой, но обе страшны, как атомная война, - в утехах. Наконец, болезнь Альцгеймера сражает женщин. Скрюченные, еле влача ноги, они передвигаются к кулисам. Комната пустеет. Комната пустеет. Комната пуста.

Такой авангард - чих для «дорогого россиянина». Балет приобрел характер интерактивного. Свист в зале воспринимался поначалу как выражение восторга, привет Америке. В настойчивости свиста зазвучали ноты грозы. Вскоре свист переформатировался в восклицания. «Позор Васильеву!», «Васильеву Позор!», «Пошли вон!», «Позор Урину!», «Проваливайте отсюда!» - публика уже не сдерживала накала отвращения.

Провокация гала-концерта в том состояла, что он посвящен был памяти Екатерины Максимовой, Народной артистке СССР,  75-летие со дня рождения которой  балетный мир отметил 1 февраля. Дуэт Екатерина Максимова – Владимир Васильев золотыми буквами вписан в историю советского и мирового искусства… И вот Владимир Васильев – вчера не только партнер Екатерины Максимовой, но и законный муж - сегодня выступил художественным руководителем, режиссером-постановщиком и сценографом гала-концерта. «И всё, что сделано тобой…»  - строки сентиментальности на театральной программке гала-концерта обернулись в позор театра.

Современная хореография образца 90-х являла себя как инструмент перекодировки сознания русского человека, превращения человека в «пипл», который «всё хавает». Современная хореография дня сегодняшнего перекодирует советский балет. Уже не говорят о партиях Екатерины Максимовой в балетах Григоровича, уже в бетон закатана слава Большого театра. «В репертуаре Максимовой ― цитата из Википедии -  все крупнейшие партии классического репертуара, а также множество партий в современных балетах». Но это не всё. 

Гала-концерт памяти Екатерины Максимовой представил Большой театр и «Фонд Галины Улановой». Президент Фонда – Владимир Васильев. И страшно подумать, что было бы теперь с квартирой Галины Улановой, окажись она не в руках государства, а в руках «Фонда».  И надо ли лишний раз напомнить, что идеологи современной хореографии и гений Улановой готовы растоптать. Об Улановой - балерине ХХ века - уже сегодня рассказывают: мечтала танцевать Баланчина, но время было такое: приходилось танцевать Лавровского. Знаменитой стала? Так  «сталинисткой» была. Дрожала перед Сталиным.  

Марина Алексинская

1.0x