В минувшие выходные в Северной столице России завершился VI Санкт-Петербургский международный культурный форум.
Он ознаменовался не только множеством рекордов по числу участников (более 30 тыс.), стран-участниц, количеству выставок, форумов в рамках форума, но и премьерой, выходом в свет созданного в мае этого года Эдуардом Бояковым и Захаром Прилепиным Русского художественного союза (РХС).
Общее впечатление от форума, которым делились многие его участники: «Что-то меняется». Особенную интонацию всему форуму задал 100-летний юбилей Великой Октябрьской социалистической революции, который был не очень замечен Москвой, но отчетливо звучал и присутствовал в Санкт-Петербурге, как справедливо заметил Андрей Фефелов.
Большую аудиторию собрала открытая лекция отца Тихона (Шевкунова), посвященная Февральской революции. На панельной дискуссии «Церковь и современная культура», организованной РХС и прошедшей в Главном штабе, случились неожиданные и очень знаковые коллаборации. Оказался услышанным многими призыв Захара Прилепина к преодолению приватизации русской культуры либеральным сообществом. Эдуард Бояков заявил о старте работы над созданием «нового русского мейнстрима».
Действительно что-то меняется. Ранее говорившееся по краям, ad marginem, начинает звучать отчетливее. Растет искушенность на ниве институционального строительства. Патриотический тренд обретает стиль, точный и актуальный словарь. Видно, что впереди у нас много работы, требующей терпения, сосредоточенности и трезвости. В дни форума на некоторое время показалось, что все получится, что есть шансы на успех.
Евгений Фатеев