16:54 15 апреля 2013 Культура Общество

Хочется верить

Церковь в Крохино была построена в 1788-ом году. Выполненная в стиле позднего барокко, она стала ландшафтным центром села. И вот, спустя почти два века, в 1961-ом году воды близлежащей Шексны затопили крохотное село в Вологодской области. Подошли буйные волны речонки прямо к стенам церкви. Началась медленная и мучительная гибель Храма - он постепенно умирал в течение почти что 40 лет, в 2010-ом году окончательно обвалился юго-восточный угол, начала рушиться колокольня....Но несколько лет назад москвичкой Анор Тукаевой был создан волонтерский отряд, который активно проводит восстановительные работы...
Фото: ссылка

Там, где пышные кудри белоснежных облаков обняли безграничную чистую даль, там, где с бархатом редкой травы играет свежесть соленого резкого ветра, там, где глубь небес и воды слилась в одно зеркальное пространство, застенчивая тень вологодского солнца ложится на сгорбленные спины исторических руин Церкви Рождества Христова в Крохино. Горизонт впереди прозрачен, как первая капля грозового дождя на бледном стекле. Звуки - редки и осторожны, звуки- призраки, звуки - многоголосья...

Церковь в Крохино была построена в 1788-ом году. Выполненная в стиле позднего барокко, она стала ландшафтным центром села. И вот, спустя почти два века, в 1961-ом году воды близлежащей Шексны затопили крохотное село в Вологодской области. Подошли буйные волны речонки прямо к стенам церкви. Началась медленная и мучительная гибель Храма - он постепенно умирал в течение почти что 40 лет, в 2010-ом году окончательно обвалился юго-восточный угол, начала рушиться колокольня....Но несколько лет назад москвичкой Анор Тукаевой был создан волонтерский отряд, который активно проводит восстановительные работы...

Именно эта история вдохновила Ольгу Сиваченко, режиссера саратовского детского театра «Не смотря ни на что», на написание и постановку пьесы «История не на оценку», который стал участником авторского спектакля «Наш театр» в Москве.

«В интернете я много читала про Крохино, и мы с детьми вступили в волонтерскую группу, ездили в Саратове в села, где есть разрушенные церкви. Мы вдохновились именно Крохино, потому что хочется верить, что когда-то люди придут....Дети, они ведь все равно хотят помочь. Они не могут таскать кирпичи, не могут помочь деньгами, к сожалению, но могут помочь своим творчеством. Мы решили ударить искусством по этой проблеме! Я написала спектакль, и они с большим воодушевлением к этому отнеслись.

Дети играют самих себя. Но есть проблема - иногда при заполнении анкеты в театр дети даже не могут написать своего отчества, не могут вспомнить, как зовут дедушку. А уж тем более, не помнят как и прадедушку звать...Я подумала, что это очень плохо. И мы решили привлечь внимание не только к проблеме Крохино, но и к теме исторических корней, прошлого».

«Жаль, не выбираем мы эпохи,

Где рождаемся, тоскуем и живем.

Мне б родиться при Царе Горохе -

Был бы я отличным звонарем!» -

- именно с этих слов из песни Игоря Растеряева начинается спектакль.

Группа подростков, на первый взгляд,- как раз типичные отпрыски своей эпохи, - живёт совершенно обычной жизнью, ограничив свои интересы социальными сетями. Мысль о том, что никто не знает своих корней, приходит к ним внезапно - при чтении родословной собаки одного из героев. Такой невинный и простой поворот сюжета - настоящий гротеск реального времени, оголяющий гноящуюся рану сегодняшнего поколения. На сцене появляются старые семейные черно-белые фотографии. После спектакля Анор Тукаева расскажет, что на одном из показов зритель совершенно случайно узнал на фото свою бабушку....

«Хочу воскресить своих предков!», - говорит один из персонажей. Дети находят в старой газете статью о разрушенном храме и встречают в тексте знакомую фамилию своего товарища. Тут-то и начинается путешествие в село Романовку, где персонажи находят развалины церкви и попутно узнают о своем прошлом...

«Тишина и покой кругом. Тихо в деревне. И стоит в зелени белая красавица - столько лет стоит!- молчит. Много-много раз видела она, как восходит и заходит солнце, полоскали ее дожди, заносили снега... Но вот - стоит. Кому на радость? Давно уж истлели в земле строители ее, давно стала прахом та умная голова, что задумала ее такой, и сердце, которое волновалось и радовалось, давно есть земля, горсть земли». (В.Шукшин «Мастер»)

У подростков появляется цель - во что бы то ни стало восстановить храм. Они едут в монастырь и рассказывают о необычной находке настоятельнице. Однако в воздухе повисает такое неожиданное: «Кому это нужно? Прихода там не будет...». Но ребята не могут поверить в то, что храм нельзя восстановить просто так.

«Я говорю, есть в деревне Талице церква, - стал он говорить медленно, но уже раздражаясь. - Ее необходимо отремонтировать, она в запустении. Это - гордость русского народа, а на нее все махнули рукой. А отремонтировать, она будет стоять еще триста лет и радовать глаз и душу». (В. Шукшин «Мастер»)

История заканчивается тем, что дети на сцене строят ...картонный храм. Светлая нотка веры и надежды на чудо, на долгожданное воскрешение, не смотря ни на что....

А может в реальной жизни нам скоро только и останется, что молиться картонным иконам и целовать бумажные кресты...?

Екатерина Ненашева

15 декабря 2018 Автофекалия, или полный УПАПЦ
Лже-собор, лже-церковь, лже-предстоятель, лже-президент, лже-государство...
Политика Общество
5
14 декабря 2018 Кадыров: нам мешают и недостаточно финансируют
Политика Экономика
6
Комментарии Написать свой комментарий

К этой статье пока нет комментариев, но вы можете оставить свой