Авторский блог Марина Струкова 19:56 5 октября 2015

Жертвы безответственности

Нужно с детских лет воспитывать в человеке гуманное отношение к природе и говорить об ответственности хозяина по отношению к питомцам.

Кто-то видит в бродячих животных переносчиков опасных заболеваний и угрозу для прохожих Кто-то считает их жертвами человеческого равнодушия и подлости, подкармливая и устраивая в приюты, отыскивая им новых хозяев.

Конечно, бездомные кошки просто несчастные и беззащитные существа.

Но о безнадзорных собаках такое скажут гораздо меньше людей. Соглашусь, что видеть бегущую навстречу собачью стаю – не самое приятное. Но без причины она не нападёт.

Один попутчик рассказывал, как в Казахстане, зимней ночью, встретил в степи стаю одичалых алабаев – псы окружили его, порычали, но не тронули.

Зато на меня не раз кидались и рвались с поводка псы, которых вывел выгуливать хозяин, а чаще хозяйка. Причём без намордника. Насколько я заметила, городские дамочки, называющие своих любимцев бойцовских пород зайками и пусечками – не способны контролировать агрессию питомца. Им остаётся только изо всех сил удерживать поводок лающего пса и заверять испуганного прохожего, что любимец не кусается.

Мимо дома, где я живу, такая особа водит аж трёх немелких псов, и она страшно обиделась, когда я потребовала надеть намордник хотя бы на одного, самого агрессивного – помесь со стаффордширским терьером. Хотя ни одна из собак приказов хозяйки не слушается! Тем не менее, в отличие от некоторых, я этих псов жалею – каждый из них раньше был бездомным, и его подобрали местные жители. Агрессия на прогулке объясняется тем, что в детстве их никто не дрессировал, а теперь они преданно охраняют свою опекуншу. Что поделать с такими?…

Думаю, для того, чтобы бездомных животных стало меньше, нужно с детских лет воспитывать в человеке гуманное отношение к природе и говорить об ответственности хозяина по отношению к питомцам. Сколько дачников по осени просто оставляют кошек и собак на дачах, полагая, что те, авось, выживут.

А один мой знакомый, считая себя любителем животных, развёл дома аж двадцать два кота. Часть животных он стерилизовал, но часть оставил в первозданном виде, и они снова произвели на свет котят. Мужчина был занят своими проблемами и работой. Но как-то, оценив обстановку, понял, что надо что-то делать. И хотя я дала ему ссылки на сообщества ВКонтакте, где пристраивают животных, по своей лени просто выставил десяток питомцев на улицу, правда, обливаясь крокодильими слезами. Разве это не отсутствие ответственности?

На вопрос: «Нужно ли уничтожать бродячих кошек и собак?» (http://www.sotsopros.ru/)

68% респондентов ответили, что этого делать не следует; 32% с гуманистами не согласились.

По-моему, бродячим животным надо помогать. Тем более, в опасных обстоятельствах, когда от человека зависит их жизнь. Даже перепост в социальных сетях, рассказывающий о них, тоже помощь.

Кошек я подбирала не раз. У нас дома, в мои детские годы, всегда было три-четыре. А вот собак до недавнего времени подбирать не приходилось. Хотя, как оказалось, к человеческой заботе они относятся иначе, чем кошки.

В прошлом году я оказалась в ситуации, о которой расскажет эта зарисовка.

ТОЛЬКО ВОЛЯ

Ранним апрельским утром, когда небо над посёлком уже посветлело, но на улицах стояла тишина, я, выйдя в лоджию, услышала протяжный жалобный вой. Тонкий голосок взывал о помощи. Может быть, кто-то решил избавиться от собаки, привязав в лесу? Или выбросил щенка в мусорный контейнер? Несколько таких контейнеров стояли в конце улицы, среди зарослей орешника. Я не могла не проверить, что стряслось. Оделась и направилась на звук. Он доносился из-за контейнеров, из канавы, когда-то вырытой рабочими, но так и не засыпанной. В талой воде барахталась небольшая чёрная собака, кажется, щенок-подросток. Края ямы обледенели, и она не могла найти опору лапам.

Я сразу поняла, как бедняга оказалась там. Не раз замечала: бродячие собаки, стайкой обегающие посёлок, запрыгивают в контейнеры, роются в поисках объедков, и выпрыгивают обратно с добычей. Конечно, и эта юная бродяжка поступила так же, но по неопытности выпрыгнула обратно не на дорогу, а в канаву.

Нужно было вытаскивать её. А вдруг укусит? Мимо проходил какой-то парень. Он сам вызвался помочь. Схватил собаку за шиворот и извлёк из воды. Я посмотрела на спасённую, признаться, надеясь, что та убежит. Собак у меня никогда не было, и я не знала, как подступиться к ней. Увы, её задние лапы оказались парализованными от холода, и она могла только ползти, жалобно поскуливая.

Парень оставил мне свои испачканные перчатки, я одела их, схватила мокрую собаку за шиворот и понесла домой. Она оказалась на удивление лёгкой и покорной. В квартире я взяла свою старую кофту, стала ею вытирать и растирать лапы собаке, потом завернула страдалицу в шерстяное одеяло и решила поехать за кормом для неё. Вызвала такси, которым порой пользуются местные жители, у которых нет машин, поскольку до магазинов три километра по лесной дороге, и если уж туда дойдёшь пешком, то обратно с сумками тяжеловато. Вернулась быстро.

К моей радости, собака поднялась на ноги. Она ещё нетвёрдо стояла на дрожащих лапах, но уже принялась прятаться от меня, видимо, опасаясь. То ныряла под стол, то забивалась под кровать. Я положила на пол мясо, насыпала собачий корм в миску, в другую налила молока – на выбор. Собака подкралась к еде, обнюхала и стала жадно есть. Потом я уже намеренно ходила за ней, чтобы собака двигалась, её мышцы работали, и восстанавливалось кровообращение.

Стая таких чёрных дворняг жила в лесу, окружившем посёлок. Эту территорию они явно считали своей. И зимой, в конце декабря, я была напугана ими, внезапно выскочившими на тропу, когда зашла в чащу, чтобы сломать три еловые ветки, которые собиралась поставить в вазу и украсить новогодними игрушками. Правда, мы разминулись мирно - стая великодушно уступила дорогу.

Когда я села к компьютеру, собака вдруг смело подошла ко мне и положила морду на колени. Видимо, она, наконец, поняла, что ей не желают зла, и словно благодарила, глядя на меня умными карими глазами.

Порой я задумывалась о том, чтобы завести собаку, но в моём представлении это был ротвейлер – грозный сторож. Однако сейчас решила оставить себе эту, точнее, этого – оказалось, что щенок - мальчик.

Вечерело. Собака поела ещё раз.

За окнами уже стояла кромешная тьма, и я собралась ложиться спать, как вдруг мой гость насторожился. Он поднял чёрную мордочку и заметался у двери в лоджию, словно кого-то слышал, чуял. Видимо, бродячие собаки начали свой вечерний обход мусорных контейнеров.

Квартира огласилась звонким лаем. Перебудит всех соседей, – испугалась я. А пёс принялся метаться по комнатам и прыгать на подоконники, с которых летели на пол книги и прочая мелочь. Казалось, готов разбить окно – он, бродяга, явно не понимал, что перед ним стекло. Когда я попыталась остановить его, успокоить, он даже укусил меня за руку, правда, слегка, символически. Но явно демонстрируя, что не намерен подчиняться.

Он пытался вырваться из квартиры, как из тюрьмы. Наверное, там, в стае, были те, кто дорог ему. Его семья.

Я развела руками и выпустила бунтаря в коридор. Пёс выскочил и побежал к выходной двери. Открыла и её. Он вылетел в темноту и исчез среди деревьев, там, где слышалась собачья возня возле мусорных контейнеров.

Ему не нужны были ни готовая еда, ни мягкая подстилка, ни хозяйская забота. Только воля!

Что ж, по крайней мере, он отогрелся и поел, - подумала я. Что поделаешь?

Рождённый в лесу, в дикой стае, маленький зверь страшился человеческого жилья, словно клетки, и не желал признавать чужой власти над собой…

Потом я не раз заглядывала в ту злосчастную канаву, чтобы вовремя помочь, если пёс угодит в неё снова. Но он не повторил ошибки. Дни становились всё теплей, и я часто замечала чёрных бродячих собак на улицах, но кто из них был моим знакомцем, угадать не могла.

1.0x