Авторский блог Татьяна Воеводина 00:00 1 октября 2015

Зачем ставят памятники Сталину?

Сталин — народный царь. Отец. "Отец народов" — это не подхалимы выдумали, так чувствовали. Сегодня у народа — острый синдром безотцовщины. Покинутости. Нашему народу нужен Отец, а не наёмный менеджер. Разница — колоссальная. Отец может быть строгим, даже жестоким, может ошибаться, но он — глава семьи, он — часть семьи. У него нет других целей, кроме целей семьи. Наёмный менеджер может уволиться, наняться к другому хозяину, просто отойти от дел и отбыть на покой на ранчо. В тёплые страны.

НТВ сообщает в воскресной вечерней новостной передаче: "В Петрозаводске инициативная группа собирает подписи, чтобы снести на площади "необуржуазную" башню с часами, а вместо неё поставить изваяние генералиссимуса. В Пензе бюст Сталина четыре года стоял на окраине, а недавно торжественно переехал в самый центр города.

Точно такой же бюст появился в Липецке возле обкома КПРФ и стал местной достопримечательностью. Впрочем, не все остались равнодушными и благодушными: бюст обливали краской, в окна обкома бросали кирпичи. Те, кто это сделал, видят в Сталине не вождя, а тирана. В организации на вопрос о сталинских репрессиях отвечают: если сотни тысяч были расстреляны, значит, они были преступниками, если миллионы прошли через ГУЛАГ — так было нужно.

Чиновникам городской администрации вся эта история попортила немало крови. Они не давали разрешения на установку монумента. Бюст — незаконный, но снести его нельзя.

Товарища Сталина охраняют буржуазные законы о неприкосновенности частной собственности. Его памятник в Липецке, по всей видимости, будет стоять долго. И — еще один парадокс: к нему приходят и потомки жертв сталинского террора.

В нынешнем российском обществе явно формируется запрос: кто-то тоскует по имперским временам, когда Советский Союз был вторым полюсом мира. С ним считались, его боялись. Кому-то близка идея социальной справедливости по-сталински. При нём неприкасаемых не было, все были равны перед НКВД. Кому-то нужна железная рука, барин, который придёт и всех рассудит или осудит. Вот и возносят Сталина на пьедестал.

В августе правительство приняло план мероприятий по увековечиванию памяти жертв политических репрессий. Государственная машина работает медленно, и как стране преодолеть главное противоречие: чтить жертв времен культа личности, когда вокруг набирает обороты стремление этой самой личности поклоняться?"

Репортёр НТВ рассказывал о "парадоксальном факте": к "кремлёвскому горцу" положительно относятся и те, чьи предки были в сталинские времена репрессированы.

Значит, Сталин народу — нужен, очень нужен. Во многих смыслах.

Смысл первый — символический.

Каждый исторический деятель со временем превращается в символ. В имя нарицательное. Образованные, эрудированные, глобально мыслящие, познавшие всякие там культурологии — этого напрочь не понимают. Рассказывают об ужасах сталинского времени, о пороках самого "тирана" — и всё мимо. Не действует на народ исторический компромат. Почему не действует?

Потому что Сталин — это давно символ, а не человек. Так очень часто случается с историческими деятелями. Вот сказал Пушкин: "Мы все глядим в Наполеоны" — что это значит? А значит вот что. Наполеон тут выступает как символ величия и одновременно себялюбия.

Но ведь реальный Наполеон этим не ограничивается. У него было много разных качеств. Например, при нём и по его инициативе был создан очень удачный гражданский кодекс, получивший в истории государства и права название Кодекс Наполеона. Сохранилась наполеоновская фраза: "Свобода — это хороший гражданский кодекс". Глубокая, между прочим, мысль. Но говоря "Мы все глядим в Наполеоны", мы не имеем в виду: "Мы все хотели бы усовершенствовать гражданское законодательство".

Был Наполеон и хорошим офицером-артиллеристом, но, говоря "Наполеон", мы меньше всего думаем о стрельбе из пушек.

Точно так и Сталин. Сегодня он — имя нарицательное. Символ. Чего? Победы русского народа. Величия русского народа. Достижения.

Русскому народу сегодня позарез нужно верить, что он чего-то стоит, что-то может. Что как ни ничтожно наше положение сегодня — мы сможем подняться.

Сегодня положение у нас вполне сравнимо с военным: четверть территории потеряли, промышленность — в руинах, население ежегодно уменьшается на миллион. Бомбёжек нет, но пейзаж во многих местах — как после бомбёжки. Товарищу Сталину когда-то удалось переломить ситуацию — и дойти до Берлина. Вот народ и призывает нового Сталина — чтобы переломить сегодняшнюю ситуацию. Тогда, впрочем, было легче: там хоть было понятно, кто свой, а кто враг. Сегодня всё не так очевидно…

Известный политолог С.Г. Кара-Мурза в своём интервью верно назвал Сталина знаменем, под которым (как и под всяким знаменем) собираются люди разных верований и убеждений. Их объединяет главная идея: победа русского духа и русского оружия. Величие России. Всё это символизирует Сталин. Сталин-символ.

Мы сегодня сидим в глубокой яме. Наше — моё — поколение покрыло себя неувядающим позором и немеркнущим бесчестием. Ещё и детям-внукам достанется. Разгребать.

Сидя в яме, хочется верить, что выбраться — возможно. И светит нам образ генералиссимуса. И кто-то уж готов ринуться в бой "За Родину, за Сталина!".

Но это Сталин в символическом смысле. Есть и другие смыслы.

Смысл второй — практико-политический.

История, конечно, никогда не повторяется дословно. А недословно — повторяется. Как в жизни и судьбе отдельного человека постоянно повторяются однотипные ситуации. Почему? Да потому что их создаёт сам человек своим характером и вытекающим из него поведением. Точно так и народ.

Конечно, точного повторения приснопамятного 37-го года, скорее всего, не будет. Но! Ежели кто-то решится всерьёз, а не на словах привести в порядок зарвавшуюся "элиту" — потребуется опричнина. Просто так — "в правовом поле" — не получится. Смешно и думать.

Сталину пришлось расстрелять несколько генераций своих чиновников, прежде чем удалось создать послушный и дееспособный государственный аппарат. Он был основан на страхе? Так точно, на страхе.

А на чём он вообще может быть основан? Государственный человек может руководствоваться двумя (только двумя) мотивами: чувством чести и страхом. Какая сегодня честь — все знают: плюнь в глаза — божья роса. Страха нет: ото всего можно откупиться. Именно поэтому имеем то, что имеем. Люди идут на госслужбу строго ради распилов и откатов. Иных мотивов просто нет.

Когда-то Сталин, прилично знавший историю и имевший к ней интерес, считал, что главным мотивом русской истории была борьба царя с боярами. Как вы думаете, сегодняшние бояре добровольно отдадут наворованное? Может, они сообщат корректному следователю, свято блюдущему УПК, номера своих счетов за границей? Никто вменяемый такой чуши, разумеется, думать не может. Значит, хочешь не хочешь, — нужен Сталин. И, страшно выговорить, 37-й год. Вот в таком смысле многие люди призывают Сталина.

Есть и третий смысл. Народный.

Сталин — народный царь. Отец. "Отец народов" — это не подхалимы выдумали, так чувствовали. Сегодня у народа — острый синдром безотцовщины. Покинутости. Нашему народу нужен Отец, а не наёмный менеджер. Разница — колоссальная. Отец может быть строгим, даже жестоким, может ошибаться, но он — глава семьи, он — часть семьи. У него нет других целей, кроме целей семьи. Наёмный менеджер может уволиться, наняться к другому хозяину, просто отойти от дел и отбыть на покой на ранчо. В тёплые страны.

Почему нам, русским, нужен отец, а кому-то не нужен? Так уж мы устроены. Ну и что? Народы, как и люди, — разные. Кому-то нужна жена, а кто-то отлично обходится со случайными подружками, а кто-то живёт себе одиноко, и тоже ничего себе.

Сегодня простой народ не просто покинут — его словно бы и нет. Есть чиновники, актёры, дизайнеры, мерчандайзеры, гламурные журналисты. А что вы слышали в последнее время о сталеварах, строителях, комбайнёрах? Их словно бы и нет. Есть какие-то таджики, которые там что-то копают. А ведь когда-то песни пели: "Руки рабочих создают все богатства планеты", статуя сталеваров до сих пор стоит недалеко от нашего офиса…

Простому народу, как и вообще каждому человеку, нужна толика уважения. Сегодня его нет. Сегодня простой человек — никто, и звать его никак. Быдло. Нерасчленённый и неопределённый, никому не интересный low class.

И простой человек вспоминает товарища Сталина.

При нём простой человек что-то значил. Он не был винтиком. Кстати, Сталин не называл простых людей винтиками — это придумали потом. В той знаменитой речи он как раз произносил тост за простых людей, у которых мало званий и чинов, — "наших уважаемых товарищей". Сегодня простой человек — ничто. Это опасно, очень опасно, добром не кончится.

Где пролегает разделительная линия между строгим Отцом и кровавым тираном?

В первую очередь вот в чём. Тиран действует для себя. Отец, даже если наказывает, если он строг и даже жесток — для семьи, для детей. Он не имеет отдельных от семьи интересов. Он может ошибаться, проявлять недальновидность и даже глупость, но он не может быть злонамерен. Он — часть семьи, а семья — часть него. В принципе, так народ воспринимал царя — как отца.

Тиран действует на собственное благо. Угнетаемый народ — для него средство. Не обязательно обогащения, но достижения каких-то своих целей и амбиций.

Собственно, править в своих целях может и вполне "добрый" и мягкий правитель. Сегодня нет никаких тиранов, но народ, простой народ, убеждён, что начальство только и знает, что набивать карманы, а в случае какой заварушки — "свалит". Так вот Отец — это тот, кто не "свалит".

Второе: народ ощущает, что Отец "знает как". Он знает, как достичь некой цели, он знает, что нужно. Он примет в нужный момент верное решение. Он не бросит, он спасёт, он накажет виновных, если потребуется. Ощущение того, что где-то там, наверху, "знают как", критически важно для народа. И при Сталине это было. Сегодня, отметим, имеется спокойная убеждённость в обратном: ничего "они" не знают и не понимают. Недаром сложился образ мудрого Сталина, который знает ответы на все вопросы, выдвигаемые жизнью. Недаром была такая картинка, отчасти сформированная народной фантазией: ночью в Кремле горит одно окно — это Сталин думает и пишет, как нам всем жить. Говорят, был когда-то в букваре стишок: "Бьют часы двенадцать раз — Сталин думает о нас".

Принято считать, что такое ощущение — от неразвитости, инфантильности, убогости и дремучести. На самом деле дело обстоит не то что наоборот, а — сложнее.

Наличие отца: простого, личного или Отца нации, — не отнимает, а придаёт силу отдельному слабому человеку. Недаром вырасти сильным и деятельным человеком без отца очень трудно. Всегда по взрослому заметно, что ребёнком он рос без отца. Те самые безответственные инфантилы, на которых любят сетовать женские писательницы и просто женщины, — на 90% порождены явной или латентной безотцовщиной. У них не было опоры, чтобы накачать собственную силу, они — слабые. Все их уродства — от слабости и неуверенности. Собственно, и их фирменная безответственность — от слабости.

Беззаветно веря Отцу, человек может совершить невероятное. "Через четыре года здесь будет город-сад" — и он будет потому, что так сказал Отец. Просвещённый и скептичный пожмёт плечами, а дремучий и верящий возьмётся за лопату и — сделает. Он не будет заморачиваться вопросом: а возможно ли это? А смогу ли я? А стоит ли этим заниматься вообще? Он и так знает: возможно, потому что так сказал Отец.

Вспомнился такой бытовой эпизод. Когда моей дочке было девять лет, она в Крещенье залезла в прорубь. Безо всякого страха, сомнения, колебания разделась при минус 15 градусах и — нырк. Почему не боялась? "Папа сказал, что не страшно, — чего ж бояться?". "И как ты не простудилась!" — запричитала знакомая старушка. "А папа сказал, что в проруби нельзя простудиться — вот и не простудилась", — был ответ. Ей было не страшно и даже не очень холодно — вот что такое вера в отца, который всегда думает о ней, который заботится и который "знает как".

Так вот вопрос: это сила или слабость — вера в Отца? Наверное, всё-таки сила.

Мне кажется, сегодняшнее общераспространённое ощущение опасности, незащищённости, отовсюду грозящей напасти, разгула криминала и страшных неведомых болезней — от безотцовщины. У нас нет Отца, который "думает о нас", который не бросит и который "знает как". А нет отца — нет и силы, чтобы противостоять, как принято теперь выражаться, "современным вызовам". А опасности сегодня не так уж и велики, бывали времена и покруче. Просто силы больше было.

Когда-то, ещё при Лужкове, собирались на День Победы украсить автобусы портретом Сталина. Но потом мэр, видимо, струсил, и автобусы не вышли. Говорят, в Питере было несколько таких автобусов.

Возможна ли сегодня государственная реабилитация Сталина? Думаю, сегодня на это не пойдут, чтобы не дразнить гусей. Да и не нужно это. Образ Сталина столь силён в народе отчасти по причине своей полулегальности. Он не запрещён, но и официально не рекомендован. Объяви сейчас Путин Сталина государственным героем №1, заставь учить его биографию в школе, вели повесить портреты в присутственных местах — и очарование образа наполовину испарится. Не до конца испарится, но образу будет нанесён значительный урон.

Всматриваюсь в скульптуры Сталина, установленные там и сям. Вот генералиссимус внимательным взглядом смотрит вдаль. Интересно, что думает товарищ Сталин, глядя на нашу сегодняшнюю жизнь? Говорят, летом 41-го он в сердцах произнёс: "Ленин оставил нам великое государство, а мы его прос…ли". Вот это, наверное и думает.

На фото: крупнейший в Европе памятник И.В.Сталину находился в Праге (построен в 1955 году к 10-летию освобождения города Красной Армией, снесён (потребовалось три взрыва) в 1962 году, сохранился стилобат с подземными помещениями). Состоится ли возвращение?

1.0x