Сообщество «Форум» 22:50 24 августа 2015

ЯДЕРНЫЕ ШАХМАТЫ. ЗАЩИТА ПЕТРОВА

Кое-что о ядерном проекте

На форуме поместили сразу несколько статей и откликов по поводу атомного и ядерного проекта.

Начал дискуссию (точнее, пропаганду) Леонид Петрович Масловский. Он специализируется на лакировке действитльности в духе «русского коммунизма». Петрович рассудил, и вполне справедливо, что колоссальный научный авторитет Андрея Сахарова и некоторых других выдающихся учёных, политически работает против «русского коммунизма». В самом деле, одно дело, когда систему критикует какой-нибудь Щаранский или Буковский, и совершенно другое - когда отец термоядерного оружия, дважды герой соц. труда, академик.

Ничтоже сумняшеся, Масловский решил дискредитировать научные заслуги Андрея Сахарова, дескать никакой он не отец термоядерного оружия. А кто отец? А нет отца! Он - коллективный. Всем народом сооружали. Ядерное оружие - это сын полка!

Как там у Высоцкого:

Товарищи ученые, не сумлевайтесь, милые:

Коль, что у вас не ладится, - ну, там, не тот аффект, -

Мы мигом к вам заявимся с лопатами и с вилами,

Денечек покумекаем - и выправим дефект!

Но тут Петрович дал промашку, упомянув более допустимого Юлия Харитона. На него набросился Рахматуллин, стал обвинять в СИОНИЗЬМЕ (это Масловского-то!)

По-человечески негодование Рахматуллина можно понять: ведь в мире ядерной физики выдающихся учёных с фамилией Рахматуллин ещё меньше, чем с фамилией Масловский. И хоть многие Файнберги взяли себе в бериевские годы фамилии типа Кремнёв, сути дела это не меняет.

Даже «дедушка советской физики» Абрам Йоффе вдруг стал Фёдорович. И это гуманно. Не заставишь же студентов-выдвиженцев выговаривать «Абрам Файзилевич».

В советское время ходил анекдотец: как ваша фамилия? Сахаров. А точнее? Сахаревич. А ещё точнее: Цукерман! Увы, к сожалению, Андрей Сахаров никакой не Цукерман. Несмотря на это, акад. Сахаров является одним из наиболее гениальных учёных двадцатого века, и его приоритет в советском ядерном проекте неоспорим. Он сделал больше, чем кто-либо другой.

Но какова же природа этого проекта?

Бытует две противоположные точки зрения. Согласно первой КГБ УКРАЛО ядерную тайну у американцев. Согласно другой, советское ядерное оружие есть «плод коллективного труда советского народа» (этот абсурд озвучивал не один только Масловский. В фильме «9 дней одного года» главный герой, который «да, я бомбу делал, батя» постоянно повторяет: у нас в деревне. Т.е. деревенские самородки сварганили ядерные технологии. Левши такие, левши. Определите, вашбродь, двадцать рубликов, и блоху подкуём.

Смекалистые такие пареньки.

Разумеется, подлинная история супер-оружия не имеет ничего общего с этими анекдотами.

Уже в начале двадцатого века определилось соперничество между Институтом Кайзера Вильгельма и Кембриджской Лабораторией. Поначалу успех сопутствовал немцам. Отто Ган, которому удалось расщепить уран, с полным основанием может считаться отцом современных ядерных технологий. С ним работали Штрассман и Вайцзеккер старший.

С приходом нацистов к власти в Германии атомный проект забуксовал. Многие физики-евреи лишились мест и уехали из страны.

Ган потерял своего ведущего специалиста: Лайзу Мейтнер. Энрико Ферми также вынужден был эмигрировать из-за своей жены.

Но дело не только в кадрах. Почему нацисты дали беспрепятственно уехать Эйнштейну, Ферми и другим немецким и восточно-европейским физикам? Ведь одно дело выпустить Фрейда или Имре Кальмана, и совсем другое - физиков, стоявших на пороге создания атомного оружия.

Ответ прост. Немцы считали их шарлотанами. Вернее, гитлеровское руководство само оказалось в плену у шарлотанов, говоривших об «арийской физике» и «еврейской физике». Нацизм в последствии перенёс такую методику на всё. Так, в 1943м году за подписью Алёхина появилась серия статей об «арийских» и «еврейских» шахматах. Эти статьи предсказывали, что Стейниц и Ласкер были последними еврейскими чемпионами. После войны Алёхин отрицал своё авторство этих абсурдных статей. Но существовал только один способ установить истину.

Хотя Алёхин разыскивался полицией Франции за коллаборационизм, а международная федерация шахмат объявила ему бойкот, но Советский Союз дал добро на матч Алёхина с Ботвинником за звание чемпиона мира. Такой матч не состоялся, так как Алёхин умер. Но прогноз об «арийских шахматах» вызывает только смех. Двадцатый век дал Ботвинника, Таля, Фишера, сестёр Полгар, Каспарова, и бесчисленное количество еврейских гроссмейстеров.

Таким же критерием «взорвётся - не взорвётся» проверялась истинность физики. Взрыв раздался в пустыне Аламагордо, и всем стало ясно, что мы живём в мире, описанном Эйнштейном.

Те, кто занимался физикой атомного ядра составляли своего рода клуб, или даже орден, патриархом которого был, конечно, Эйнштейн. В теоретических разработках пальма первенства принадлежит Энрико Ферми, Лео Сцилларду и львовскому физику Станиславу Уламу. Отцом термоядерного оружия является Эдвард Теллер. Термоядерное оружие во всём мире называют «Теллер-Улам» Невозможно отрицать и колоссальный вклад Нильса Бора, который, хоть и непосредственно не участвовал в Манхаттанском Проекте, но находился в постоянной переписке с Эйнштейном и Сциллардом. Чрезвычайно важным представляется и вклад Юджина Вигнера, который, наряду с Эйнштейном и Сциллардом составил известное «письмо Рузвельту», с которого всё началось.

А если говорить о собственно конструкторской части, то атомную бомбу создал, в первую очередь, Роберт Оппенгеймер.

Читателю будет небезынтересно узнать, что один из выдающихся кватновых физиков, Рудольф Пайлерс, был женат на Евгении Канегиссер.

Это коллектив, этот ядерный орден, охватывавший несколько стран, столкнулся, ещё до войны, с проблемой ядерной монополии. Подавляющее большинство членов этого клуба сходились во мнении, что такого рода монополия не допустима.

по некоторым сведениям, Роберт Опенгеймер ещё до войны посетил СССР, где встретился с И.В.Сталиным, Л. Берия и В.Молотовым. В связи с угрозой гитлеризма, он поставил перед советским руководством вопрос о предоставлении европейским евреям убежища в случае войны, и также обещал научное сотрудничество.

С 1939 по 1945й год СССР эвакуировал в глубь советской территории свыше полутора миллионов еврейских беженцев, из которых свыше полумиллиона не являлись советскими гражданами. Ни одна другая страна мира не дала евреям приюта. В 1944-45м году евреям, которые до войны были гражданами Польши, Венгрии, Чехословакии и Румынии, была предоставлена возможность выехать в Палестину по «репатриационным визам» через свои бывшие страны. Именно эти люди создали костяк государства Израиль.

Разумеется, это не могло не найти благодарного отклика среди участников ядерного клуба, подавляющее большинство которых были еврейского происхождения.

Уже в годы войны артист и некоронованный еврейский король Соломон Михоэлс посетил США, и встретился с Эйнштейном. Затем аналогичную встречу провёл и Илья Эренбург. Из США, Мексики и Канады они привезли не только свыше 35млн долларов в фонд поддержки РККА, и несколько составов помощи (одеял, наручных часов, продуктов питания и пр.) собранных еврейскими организациями.

Главное, были установлены каналы «научного сотрудничества». И вот здесь неоценимую роль сыграла советская разведка: прежде всего супруги Коэн.

Передача американскими и британскими физиками важнейшей информации позволила советским учёным создать технологии, для которых в СССР не было ни знаний, ни материальной базы.

Критический характер сведений полученных из-за рубежа благодаря усилиям советской разведки и жертвам, понесённым американскими связными (Юлиус и Этель Розенберг, которых Труман сделал козлами отпущения, были казнены на электрическом стуле) признавали все, в том жисле и сам Андрей Сахаров, и Виталий Гинзбург.

Советский проект возглавлял Игорь Курчатов. Все, кто его знал и работал с ним, единодушно характеризуют его как великого учёного и замечательного человека, выдающегося организатора науки. Большую роль сыграли также Борис Ванников. Будучи начальником Первого Главного Управления при СНК СССР, именно он создал условия для атомного проекта СССР. Ванников - трижды-герой соц. труда. Другой выдающийся деятель советского атомного проекта - Исаак Кушелевич Кикоин, дважды герой соц. труда, бывший заместителем Курчатова.

Если говорить о чисто научной стороне дела, то, наряду с уже упомянутым академиком Андреем Сахаровым, следует назвать в первую очередь, имена Юлия Харитона, Якова Зельдовича, и, в особенности Владимира Йосифовича Векслера, основоположника ускорительной техники.

Огромен вклад Виталия Гинзбурга, академика Абрикосова, Илью Франка и, разумеется, Льва Ландау (все четверо - нобелевские лауреаты).

Среди физиков, имена которых менее на слуху, можно назвать академиков Альтшулера и Цукермана.

Что же касается физиков-неевреев, то это, безусловно, великий Пётр Капица и Игорь Тамм.

Хотелось бы ещё сказать о Л.П.Берия, курировавшем атомные дела по партийной линии. По мнению многих учёных, прежде всего Капицы и Велихова, его роль была резко отрицательной. Берия создавал атмосферу шаражки: грубости, запугивания. Многие учёные подверглись репрессиям. Часто требовалось вмешательство лично Петра Капицы, чтобы оградить того или иного крупного специалиста от издевательств и хамства Берии.

Нельзя не отметить, что американские физики купались в роскоши, тогда как советские, не менее талантливые, вознаграждались неадекватно, и были вынуждены обращаться к партийным чинушам с унизительными бытовыми просьбами. Не составило бы труда создать достойные условия для небольшого, по масштабам страны, коллектива. Но царившая в стране отмосфера эгалитарности, уравниловки, презрительного отношения к научной и творческой интеллигенции не позволяла этого сделать.

Таким образом, мы видим ясно, что и в американском проекте, и в советском, учёные еврейского происхождения играли первостепенную роль. Никому не удастся этот факт замолчать или исказить, как бы ни старались так называемые адепты «борьбы с жидопочитанием.»

В мире возможно лишь то, что не противоречит учебнику «Основы теоретической физики» под ред. Ландау и Лившица. Всякая попытка исказить, преуменьшить, дескридитировать решающий вклад еврейских учёных в постижение тайн атомного ядра может вызывать только смех.

Неправомерно говорить о «краже» СССР ядерных секретов. Информация и технологии, переданные советским учёным из США были плодом сознательного решения большинства американских учёных, которые, во первых и главных, старались избежать ядерной монополии одной страны, а во вторых, стремились таким образом выразить свою признательность СССР за вклад в спасение народа ашкенази.

Несмотря на значительные и важные сведения, полученные от западных коллег по каналам советской разведки, советские учёные проделали колоссальную работу. Их открытия всецело принадлежат им.

Уродливые явления сталинщины произвели остро негативное впечатление на многих выдающихся деятелей науки. Именно поэтому очень многие из них, а не один лишь Сахаров, занимали скептическую, а иной раз, прямо антисоветскую позицию.

Но когда мы занимаемся вкусовщиной, то отрицаем бесспорные научные, литературные, артистические таланты и заслуги тех, чья политическая позиция нас почему-либо не устраивает.

8 марта 2024
Cообщество
«Форум»
Cообщество
«Форум»
Cообщество
«Форум»
1.0x