23 апреля 2015

ВОЖАК

В России разрабатывают новые «народные автомобили»
Фото: ссылка
ВОЖАК - тот, кто указывает дорогу, ведёт куда либо.
Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

В России ведётся разработка нового малолитражного автомобиля, внешне напоминающего легендарный советский "Запорожец",  и внедорожника, дизайн которого будет схож с ГАЗ-69, сообщают "Известия". Новинки получили рабочее название "Вожак".

Разработка автомобилей ведется на базе лаборатории транспортных средств сельскохозяйственного назначения российского аграрного университета им. К.А. Тимирязева при участи НИИ "Конструкций автомобилей".

Руководитель проекта, заведующий лабораторией университета имени Тимирязева профессор Тенгизи Дзоценидзе отметил, что новый кроссовер не будет "Запорожцем" в прямом смысле этого слова, а будет лишь внешними формами напоминать этот знаковый автомобиль. В базовой комплектации машины, предположительно, будут оборудованы усилителем руля, ABS, подушками безопасности. Двигатель планируется использовать дизельный. Цена, по словам разработчиков, должна будет составить приблизительно 290 тысяч рублей, сообщает РИА Новости.

Экспертные оценки

Подобный шаг – создание массового дешёвого автомобиля – есть лучший ответ санкциям. Ответ не оборонительный, а наступательный. Если подобный автомобиль будет создан на высоком уровне, он сможет не только занять собственный, российский рынок, но и завоёвывать рынки в странах Третьего мира. Поскольку соотношение цена/качество может быть достигнуто вполне приемлемое и удобное для огромного количества людей земли.

Но сама эта блистательная, правильная, великолепная, своевременная идея может натолкнуться на несколько, казалось бы, непреодолимых препятствий.

Первое это то, что данная инициатива – всего лишь некая разработка, отдалённый план на внедрение, на осуществление которого должны пройти года, и огромное количество необходимых инстанций. То есть мы имеем дело с неким преждевременным заявлением, газетной уткой. Если это так, то это весьма прискорбная вещь.

Вторая опасность, что в лице этого русского «Фольксвагена» мы имеем дело с очередным блефом, необходимым для получения распила определённых средств в государстве. Так бывало уже не раз за последние 20 лет, когда мощные заявки, претендующие на статус национального проекта, превращались в мокрые лужицы. На их месте не оставалось ничего, даже воспоминаний. Так тоже может произойти с идеей народного автомобиля.

Существует и ещё одна опасность. Этот народный автомобиль будет создан, но он будет сделан так плохо, с отвратительным, невкусным дизайном, с плохой, недоработанной, сырой конструкцией, что он станет очередным посмешищем.

Создатели должны проявить колоссальные амбиции для того чтобы победить. И они об этой амбиции должны заявить, чтобы в случае провала их проигрыш, их позор лёг им на голову и на головы их детей, на головы их внуков, чтобы над ними лично и над их смеялись потомками все поколения российских водителей. Очень важно объявить это как мощную, общенациональную задачу. В ином случае всё пойдёт по тем накатанным скверным рельсам. Но если этим людям удастся победить и создать этот народный автомобиль, они покроют себя славой. Я уверен, что Россия и российские инженеры, дизайнеры и рабочие способны разработать и собрать прекрасный автомобиль.

Естественно, подобный проект будет иметь не только, упомянутые мной, объективные, внутренние препятствия, также ему будут всячески мешать. Лобби автомобильной отрасли очень сильно. Оно находится и на территории Российской Федерации.

Если все эти препятствия удастся преодолеть, это будет очень крупная победа, связанная с возрождением Отечества. Ни больше, ни меньше.

Отечественный автопром создавался в очень тяжёлую пору индустриализации, и он смог выполнить те народно-хозяйственные задачи, которые перед ним в своё время ставила партия и правительство. Сейчас ситуация иная. Сейчас эти ростки нового без мощной государственной программы поддержки как бы пущены на самотёк. А поддержка может быть основана, например, на том, что все такси такой огромной страны как Россия должны быть приведены к стандарту отечественного автомобиля. Я уверен, что без этой поддержки, без стратегической государственной программы, никакой победы в этой области не будет. Нужна очень мощная стратегия.

Для решения поставленной задачи требуется совершенно другое состояние ума, состояние душ тех людей, которые за эту задачу взялись. И прежде всего, это связано с самооценкой этих людей. С оценкой труда их коллег. Сегодняшние менеджеры отечественного автопрома ездят на иностранных машинах, и это о многом говорит. Это говорит об их ущербности. Говорит об их психологии – они являются колониальными управленцами, которые смотрят на собственную продукцию, как на продукцию третьего сорта. Это говорит об их неспособности решать те громадные задачи, которые перед ними стоят. И это самый главный момент.

Сегодня отечественный автопром напоминает обывателя, который сидит в грязной, не прибранной квартире и ходит в кальсонах со спущенным подтяжками от кухни до туалета среди пустых бутылок. Нам требуется другое состояние – состояние воина на параде с начищенными сапогами, выглаженным мундиром и сверкающими пуговицами. Он должен ходить по струнке, чеканя шаг. Русские к этому способны, но для этого цель должна быть поставлена очень высоко.

На свете всё возможно, если за это серьёзно взяться, и никакого внутреннего запрета данная инициатива не имеет. Наш народ вполне способен к техническому творчеству. Но для того, чтобы в нашей стране что-то такое сработало, это может происходить только на базе так называемых административно-командных методов. Никакими рыночными способами это построить невозможно.

Если за это возьмётся государство, поставит задачу и твёрдо спросит за результат – вот тогда у этого есть хороший шанс. Собственно говоря, до развала Советского Союза каждый третий самолёт в мире был советским. Авиапром же мы создали? Создали. Но как это было создано? Товарищ Сталин поставил задачу и соответственно, люди над этим работали. Если таким же манером поставить задачу с автопромом, то будет всё достижимо. А если просто так, само по себе, то ничего не будет. Таково моё мнение.

Необходимость в «народном автомобиле» есть всегда. Как известно, сам этот термин предложен Фердинандом Порше. Ещё в 1936 году так был и назван народный автомобиль «Фольксваген». Судя по тому, что разработанный тогда автомобиль производился в разных модификациях примерно лет 40, а сейчас производится его же переднеприводная версия, так называемый «новый Жук», понятно, что спрос на такие автомобили есть практически всегда.

Однако, во-первых, само по себе изобилие автомобилей не так уж полезно. Как показывает весь мировой опыт, значительно выгоднее и полезнее по возможности развивать общественный транспорт с тем, чтобы на личных автомобилях ездило не более 1/5 пассажиропотока. Только тогда не будет пробок, при которых автомобиль, что личный, что такси, лишается смысла.

Во-вторых, сколь угодно, народный автомобиль должен обладать определённым набором потребительских качеств и с годами требования к этому набору расширяются. В своё время довольно популярен был анекдот: «При испытании подушки безопасности автомобиль “Ока” разорвало». Этот автомобиль был настолько компактен, что в него очень трудно было втиснуть всевозможные средства безопасности. Это уже не только подушки, это, например, определённые, легко сминающиеся при ударе и тем самым поглощающие его энергию зоны кузова. Это и прочность, а значит и значительная масса той части кузова, где расположены пассажиры и так далее. Список этих требований по безопасности так велик, что в ту же «Оку» они реально не вписывались.

А ведь речь идёт не только о безопасности. Сейчас для автомобиля практически обязателен лёгкий запуск при любых погодных условиях, а это зачастую тоже требует дополнительных приспособлений. Необходима определённая степень устойчивости на дорогах, необходимы приводы, возможность разгоняться, чтобы успеть проскочить перекрёсток; грубо говоря, если вы стартуете на зелёный свет, то должны оказаться на той стороне до того, как загорится красный, а для этого нужно иметь запас мощности по сравнению с той, что достаточна для движения с установившейся скоростью.

Если начать перечислять все такие требования, становится понятно, что приемлемый по современным требованиям автомобиль вряд ли может стоить в наше время дешевле 10 тысяч долларов. В принципе, это приемлемая цена, спрос на автомобили в этой ценовой нише есть. Но эти самые 10 тысяч требуют очень серьёзного конструкторского и производственного мастерства, чтобы втиснуться в эту сумму и обеспечить в то же время всё необходимое.

Словом, задача народного автомобиля актуальна и весьма перспективна. Я очень надеюсь, что её удастся осуществить нашим инженерам. Надеюсь, но не очень сильно верю. Но буду рад, если мои нехорошие предчувствия не оправдаются.

1.0x