Авторский блог Андрей Васильев 14:42 25 ноября 2014

Воля к жизни

Пока будет идти борьба за русский мир, русскую весну, русское возрождение — искусство будет отражать волю к жизни самого загадочного и парадоксального народа в истории. Народа, отвергнувшего мелкобуржуазные идеалы ради неудержимой экспансии

Законы наглядной агитации не меняются со временем. Они построены на одном из основных законов человеческой психики, согласно которому ничто так не воздействует на человеческое сознание как зримый образ, воплощенный с помощью художественных средств. Насколько эти средства изощренны и насколько они «цепляют» сознание — это вопрос интеллектуального развития общества, а точнее того слоя, который принимает участие в политической деятельности. Допустим, в Средние века за сознание человека боролись две силы: католическая церковь и низовая, смеховая, карнавальная, а на самом деле — языческая — культура. И обе они использовали в своей борьбе художественные образы, что позволило Европе создать непревзойденное религиозное искусство. Которое, в свою очередь, стало тем культурным пластом, мимо которого человек не может пройти, если, конечно, он хочет интегрироваться в европейскую традицию и получить европейское образование. Воинствующее антихристианство, маскирующееся и сегодня под «языческую культурную традицию», а в конечном итоге, противопоставило этому карнавал (от латинского carne vale! - да здравствует плоть), образы соблазнительной плоти, заманчивость ситуации, когда все позволено. А ведь каждый из нас знает, как это приятно, когда все можно, не правда ли? Кто не мечтал об этом? Потом это все прорастет буйным цветом в Возрождении и Просвещении, и станет элементом уже аристократической, высокой культуры, освободившейся от диктата Церкви. Не карнавал стал ли официальной идеологией в искусстве, начиная с петровской эпохи, в России? В ситуации сословного общества, законы эстетики диктовало именно правящее сословие, преодолевая когда косность, а когда и нравственное чувство простонародья.

В наших условиях массовое образование и интернет создали условия для создания молниеносных информационных образов, смысловых клише, эффективность которых заключается в удачном, безпроигрышном подборе знаков и символов, а также в сверхбыстрой реакции на текущие события. Которые из-за огромного объема предлагаемой информации забываются буквально на следующий день, порождая необходимость в новом и новом «креативе». Но большинство жителей Земли и, локально, наших сограждан, не интересующихся тем как меняется окружающий мир, не понимают механики, по законам которой управляется современное общество. И это нормально, так как далеко не все могут быть пиарщиками или продвинутыми дизайнерами. Большинство, являясь потребителями, не осознают того кто и какими методами уже давно держит их за мозг.

Основополагающей здесь является работа французского социолога Густава Лебона «Психология масс». В частности, он считал, что толпой управляют инстинкты, в силу неразвитости самой толпы. Понятно, что информационные технологии как раз и должны пробуждать или гасить эти самые инстинкты, в зависимости от того, какой результат нужен владельцам информационного оружия. Ортега-и-Гассет считал, что именно массы и являются основным актором глобальных политических процессов в 20 веке, чем наша эпоха и отличается от всех предыдущих. Такова, вкратце, история современного положения дел, в котором информационные технологии, построенные на наглядных образах, внедряемых в массы, и стали главным орудием пропаганды и перестройки сознания «народов земли».

И вот тут возникает вопрос, будоражащий сознание культуролога или социолога: а какова роль искусства в этой ситуации. Как повлиял пресловутый New Age, наступивший в 70-х «окончательно и повсеместно» на принцип, выраженный еще Маяковским, принцип «пера, приравненного к штыку»? На место пера можно подставить кисть, мастихин, клавиатуру и мышь компьютера.

В качестве примера можно привести присоединение Крыма к России в текущем году, да и в целом «Русскую весну» с событиями на Донбассе. В каких художественных образах выразились все эти события?

В первую очередь здесь надо отдать должное ресурсу «Спутник и Погром», сделавший не просто «плакат для интернета», но и всерьез попытавшийся создать наглядный государственный национализм в красках. Причем национализм имперский, с апелляцией к наиболее рыцарственным, традиционалистским, монархическим образам. Чего стоит только плакат с Императором Николаем Первым («Где раз поднят русский флаг, там он уже не должен опускаться») или «Все только начинается». Последний вообще вызывает ассоциации с песней Сергея Калугина:

А в порту ожидание прибытия больших кораблей

И вся в белом с подзорной трубой замерла на балконе жена капитана

Драит бляхи и ружья, готовясь к торжественной встрече, охрана...

Перед нами не просто политическая агитация, но дизайн, построенный на лучших пластах русской художественной культуры. За что огромное спасибо, конечно, безымянным дизайнерам «Спутника и Погрома» а также автору концепции, подхода к наглядному воплощению подспудных смыслов «Русской весны». Один из которых, кстати, - недвусмысленная апелляция к событиям Крымской войны, которые сегодня получают как бы второе дыхание, дыхание реванша. Впрочем, до реванша еще далеко, но чем действительно нынешние события похожи на те — это тем, что как и тогда, Россия осталась в одиночку против всего мира...

Другой автор, о котором хотелось бы сказать — это Алексей Беляев-Гинтовт, автор и старый друг нашего издания. Сегодня его плакаты «Севастополь — русский город!», «Одна душа — один народ», «Мы все вернем назад!» приобретают новое звучание.

Все они готовились для Сербского марша, бывшего в 2008-м давно ушедшем году, по мистическому совпадению, у гостиницы «Украина» на Набережной Тараса Шевченко. Эти символы заговорили именно сегодня. Что неудивительно. В истории есть примеры такого художественного предвидения. В 1800 году американский художник и изобретатель Джон Фултон написал картину «Пожар Москвы», сюжет которой стал явью несколько позже. Поэтому неправы те, кто отвергает любую мистику, особенно связанную с определенным пророческим даром художников. Примечательно, что этот дар, в случае Фултона, конечно же, никак не был связан с франко-американскими отношениями 2-й половины XVIII — начале XIX веков...

Но о каких бы авторах, откликнувшихся на «Русскую весну», ни шла речь, общим для них является одно. В любом случае, каждый из них обречен задействовать те символы, образы и смыслы, которые уже многократно использовались как в патриотической, так и в либеральной агитации. Все эти медведи, обнаженно-вооруженные красавицы, цвета флагов и крови и остальные вещи, неуловимо, но так узнаваемо переводящие искусство на язык плаката. И ровно по этому временные настолько, насколько преходящи сами события. Вот уже почти вдвое подорожавший доллар в глазах той самой всезабывающей толпы затмил присоединение Крыма. От Олимпиады осталась только жалость о потраченных средствах. Новые события — новые плакаты, новые лозунги. Но что останется в искусстве от «Русской весны»? Что могло бы иметь такие монументальные формы, что даже в условиях ядерного постапокалипсиса напоминало бы о том полунамеке на возвращение исторических территорий, свидетелями которого мы все стали? В условиях, когда электричество погасло и все батарейки сели?

Ответ здесь может быть не один. В случае А.Беляева-Гинтовта мы имеем дело с плакатом, застывшим во времени и ставшим картиной. Причем картиной событий еще до самих событий, картиной, которой суждено остаться произведением и годы спустя после. И хорошо, что нынешние члены Союзов художников-писателей-композиторов не получают госзаказов в тех объемах, каких это было при СССР. Потому что в условиях, когда безжалостная реальность поджимает автора, то произведение будет настоящим, которое создано по движению души. Что вовсе не отменяет определенного идеологического заказа («есть мнение, товарищи, отразить присоединение Крыма»). Особенно хорошо это видно по деятелям кино, которые в условиях советской цензуры создавали талантливые фильмы, а в условиях полной свободы то ли исписались, то ли исчезло сопротивление материала.

Пока будет идти борьба за русский мир, русскую весну, русское возрождение — искусство будет отражать волю к жизни самого загадочного и парадоксального народа в истории. Народа, отвергнувшего мелкобуржуазные идеалы ради неудержимой экспансии.

1.0x