12. Курс на постижение смыслов и духовное развитие человека. Энергоинформационный подход
В условиях мирового мировоззренческого кризиса необходим переход от сложившегося материально-механистического к духовному развитию человека. А.А. Зиновьев в своем последнем философском труде «Фактор понимания» с большой тревогой предупреждал нас, что на существующем пути «реальное будущее человечества - это господство высокотехничных, но духовно примитивных существ... Сам феномен человеческой жизни разрушен до основания и лишен Смысла... Высоко развитый Интеллект хозяевам нового мира не нужен... Человечество как целое утратило Смысл своего социального бытия. Оно убило сам фактор своего понимания. Наиболее вероятный конец человечества - воинствующая глупость... Человечество погибнет от своей глупости».
Сейчас судьба планеты зависит уже в большей мере не от физического и материального развития общества, а от уровня духовного развития сознания человечества. Дальнейшее развитие науки и техники без одновременного развития нравственных устоев человека смертельно опасно.
Известный московский ученый, доктор философских наук В. А. Разумный в своем труде «Венец творения или ошибка природы (парадоксы человека)» отмечает, что «воспитание человека разумного, созидающего, т.е. человекотворение - это предназначение духовной культуры. Духовная культура - это синтез, триединство науки, искусства и веры».
Русская духовная культура является основой единства многонационального народа России. Этому способствуют её характерные особенности - космизм, историзм и эстетизм. Её космическая суть возвышает, вдохновляет, воодушевляет и озаряет народ разумом. В народе, по словам В.И. Вернадского, аккумулируется Соборный Разум, источником которого выступает Вселенская полоса жизни народа вместе с Земной биосферой под покровительством Логоса -Смыслового порядка, противостоящего хаосу. Историзм нацеливает людей на сохранение связи времен и поколений, на уважение великой и славной истории Отечества. Эстетизм убеждает людей, что красота спасет мир, и призывает их к гармонии человека, общества и природы, т.е. зовет к совершенству - к счастью.
Не случайно именно духовная культура стала ныне главной ареной и главным оружием в борьбе за человека и против человека. В войне цивилизаций главным объектом уничтожения является духовность цивилизации. Искоренение русского духа ведется умело и целенаправленно.
Для сторонников антропокосмизма, как мировоззрения, ставящего целью спасти человечество от превращения в биороботов и развивать его как живой одухотворенный социальный организм, необходим синтез интеллектуального, эмоционального и духовного опыта человекотворения. Чтобы донести до сознания людей истину, нужно продвигаться к их сознанию, чувствам и сердцу по трем ветвям постижения истины - рациональной, эмоциональной и духовной. Именно это предусматривает максимальный научный метод Вернадского.
Для того чтобы поднять человечество на решение самых трудных для него проблем, надо, как завещали предки, «собраться с духом». Следует серьезно отнестись к этому смысловому посланию из прошлого. Ведь в русском языке закодирована мудрость всех предшествующих поколений.
Сейчас необходим коренной поворот к процессу духовной эволюции человечества для перехода на следующую ступень иерархии жизни. Нужно осваивать присущую этому уровню социальную энергию, т.е. духовную энергию. Без постижения сущности духа и духовной энергии нам невозможно осмыслить мир в космическом масштабе. Наукой, занимающейся духом общества и состоянием души человека, является психология. Наукой, исследующей внутренний смысл слова, является языкознание. За словом и его смыслом всегда стоит дух народа и его коллективный опыт. Знание законов психологии, языкознания и информационных теорий становится не менее важным, чем познания в экономике. Ведь смута в жизни зарождается в головах людей и происходит от «смуты» понятий. Надо четко определиться в понятиях.
России, чтобы выполнить свою историческую миссию - подарить миру теорию спасения и созидания в виде нового мировоззрения - антропокосмизма, надо познать технологии управления человечеством с помощью смыслов. Академик Сахаров говорил, что цель народа - это полная смысла жизнь. Задумайтесь, почему наши предки называли себя православными, считали свое дело правым, призывали жить по Правде? В чём смысл этих слов? Смысл в том, что слово «правь» означало «закон мироздания». А славить правь, значит признавать законы Космоса, который правит. Народное православие было миропониманием русского народа и призывало людей жить по законам Вселенной - в единстве материального и духовного мира, слова и дела, тела и души, в ладу с природой, обществом и совестью. В этом наши предки видели смысл жизни.
Исходя из этого, патриарх Кирилл очень правильно определил историческую миссию России. Он заявил, что историческая миссия России - отстаивать правду. А Правда - это житие по законам Космоса. Таким образом, у РПЦ с новым мировоззрением - антропокосмизмом нет противоречий.
Антропокосмизм как новое мировоззрение рассматривает Космос не только как астрономическое понятие, а во всей его многомерности, энергетическом богатстве и многообразии состояния материи. Такой целостный подход к изучению мироздания необходим для его правильного осмысления.
Основными законами Космоса, по мнению Шапошниковой Л. В. и других исследователей творчества Рерихов, являются: закон единства материального и духовного мира; закон единства макрокосмоса и микрокосмоса; закон энергоинформационного обмена; закон сохранения и превращения энергии; закон превращения миров; закон расширения сознания; закон духовного преображения и
другие.
Главный закон Космоса - закон единства материального и духовного мира определяет, что дух и материя - это единое энергоматериальное целое - духоматерия. Ведущим в эволюции Космоса является дух, т.к. он одухотворяет материю, представляя собой особый вид тонкой материи, обладающей высоковибрационной энергетикой.
Другой закон Вселенной - это закон единства макро- и микрокосмоса. Он определяет, что человек как часть Космоса несет Космос в себе, повторяет структуру Космоса, а дух - это энергия, связывающая внутренний мир человека с глубинным Космосом. Психика человека отражает все пространственно-временные свойства мироздания в его душе.
В книге Ю.А. Ковалева «XXI век. Россия. Расписание на сегодня» прямо ставится задача необходимости формулирования и внедрения в сознание народа нового «смысла - альтернативы» вместо глобализации по-американски. Человечеству нужно предложить цель - сценарий новой эволюции - проект «Русского Лада», основанный на антропокосмизме. Но как ввести человечество в луч этого альтернативного смысла-сценария? На основе современных достижений науки и, прежде всего, энергоинформационного подхода.
Современной науке известно четыре типа фундаментального взаимодействия в природе: электромагнитное, гравитационное, внутриатомное - сильное и слабое. Каждое из них имеет свое материальное поле - носитель. Однако появились основания говорить о пятом типе взаимодействия - энергоинформационном. Как заявил профессор Первого Московского государственного университета имени Сеченова Евгений Юматов, наука стоит на пороге открытия нового вида существования материи - психогенного поля (журнал «Итоги» от 1 июля 2013 г., статья «Сила мысли»). Ранее доказано, что все духовные проявления имеют материальную природу и материальный носитель в виде торсионного поля. Это поле переносит энергию в виде информации и не теряет мощность при прохождении через природную среду. Глубоко эта тема раскрыта в научном труде «Информационная динамика (размышления о природе динамических взаимодействий)» кандидата физико-математических наук Н.Е. Невесского, научного сотрудника отдела теоретических проблем РАН; в книге «Когнитивная психофизика» доктора биологических наук А.П. Дуброва из института Рефлексотерапии МЗ РФ и в монографии «Русский Лад - как принцип миропорядка» кандидата философских наук Н.Н. Миклиной из Ставропольского госуниверситета. Все они на основе законов Космоса отмечают, что жизнь охватывает все уровни бытия - от микромира до метагалактик. Говоря о духовном мире, они определяют, что сущность духа - это смысл, а формой его является идея, которая на основе целостности чувства, ума и воли подвигает существо к действию. Н.Н. Миклина пишет, что у человека есть ключ к познанию вечных истин Космоса и любви - это искусство звука, на языке которого «говорят», передавая информацию, кванты, электроны, атомы, молекулы, хромосомы ДНК и РНК, вступающие в резонанс с Музыкой мироздания - Вселенским Ладом.
Необходимо изучить и использовать энергоинформационные процессы для управления социальной эволюцией. Профессор МГУ Расторгуев С.П. в книге «Формула информационной войны» излагает технологии энергоинформационного обмена. Он обращает внимание, что кроме материального мира, в котором расстояние между людьми измеряется в метрах и километрах, существует духовный мир, состоящий из сформулированных людьми мыслеформ-смыслов. Духовный мир находится на оси смыслов и являет собой пятую координату мира, нависая над четырехмерным пространством Минковского (трехмерное пространство плюс ось времени, в которой наша мировая линия начинается вчера, пересекает сегодня и теряется в завтра).
По мнению Расторгуева, «смысл - это отраженная в душе сложившаяся система отношений человека с Космосом, природой и обществом... Душа человека способна жить только в мире смыслов. Все остальные миры ей неведомы... Смысл - это не только сгусток информации, но и квант духа и информационная волна».
Расстояние в духовном мире смыслов преодолевается изменением состояния души. В пространстве состояния душ совсем другая метрика. Там расстояние преодолевается не с помощью ног и не с помощью слов, идущих от разума, а с помощью команд, идущих от сердца. Там мерой является приближение к мистической точке понимания, вызывающее резонанс душ.
Этот феномен очень ярко и понятно показал Максим Горький, создавший образ Данко, осветившего своему народу путь к спасению искрами своего сердца.
Как хорошо понимал роль смысла в управлении действиями людей лидер Союза писателей, подтверждает и другой пример. Первый альбом «Творчество народов СССР», появившийся в середине 30-х годов XX века, открывался словами А.М. Горького: «Искусство слова содействует взаимному пониманию людьми друг друга; рабочие и крестьяне Союза социалистических Советов должны хорошо знать своих соседей. Чем лучше будут знать психику - "душу" друг друга люди различных племён, тем единодушнее, быстрее, успешнее будет их движение к намеченной цели».
Смыслы, правильно сформулированные, ритмически правильно озвученные, воздействуют на умы и души людей, вызывая резонанс, поднимая одновременно миллионы на созидание или борьбу. Смысл - это энергетический заряд, пронизывающий одновременно тело и душу человека и побуждающий к определенному поступку его волю, мысли и чувства, слово и дело - всё сразу - всего человека целиком.
Великий знаток человеческих душ французский писатель Виктор Гюго по этому поводу сказал: «Есть нечто более сильное, чем все на свете войска: это идея, время которой пришло». Действительно, идея - это сплав смысла и воли. Это способ претворения передового знания в жизнь с помощью духовной и трудовой энергии народа.
Даром управления духовной и трудовой энергией народа словом-смыслом обладал И.В. Сталин. Как человек, закончивший духовную семинарию, он понимал душу (психику) народов страны. Сталин мыслил категориями не трёх-, а пятимерного пространства и развивал Россию -СССР как русскую советскую цивилизацию, целостно используя классовый, цивилизационный, геополитический, информационно-психологический и социальный подходы. Он умел находить слова-смыслы, поднимающие народ как единое целое на подвиги в труде и в бою. Его слова, вписанные в речь Молотова в первые дни войны: «Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами!», соединившие смысл и ритмику, подтверждают это. К сожалению, после Сталина мало кто понимал, что цивилизация - это сверхорганизм на уровне родства душ. А русские - это народ, душа которого по частотным характеристикам равна Вселенной, её закону единства духовного и материального мира.
Нежелание пришедших после Сталина правителей познать душу и дух русского народа, мудрость, закодированную предками в русском языке, привело к крушению СССР и ведет к разрушению России. Не зря ведь предки говорили: «Что немцу в радость, то русскому смерть».
Сверхкапитал через западную цивилизацию стремится убедить весь мир, будто социальный строй западных стран (демократия) является наилучшим и годится для всех стран и народов без исключения. Но это не так. На самом деле демократия как политический строй пригодна только для народов, у которых исторически сложилось общество индивидуалистического типа, живущее по принципу «разделяй и властвуй».
Навязывание демократии и её разделительного подхода, насаждение индивидуализма губительно для народов, у которых исторически сложилось коллективистское общество. Сверхкапитал это знает и использует насаждение «демократии» и борьбу «за права человека» как цивилизационное оружие для ампутации души у народов, захватываемых им цивилизаций.
«Зацикливание» последователей Сталина на одном классовом подходе в познании общества и нежелание познавать суть русской и западной цивилизаций привели к тому, что КПСС не смогла увидеть в «новом мышлении» Горбачева и его лозунге «Больше демократии -больше социализма!» смертельную опасность для СССР и её народов.
Зиновьев А.А. сказал очень ёмко: «Целились в коммунизм, а попали в Россию». Нужно добавить, что сверхкапитал изначально целился в Россию как носителя альтернативного проекта социальной эволюции. Игнорирование цивилизационного подхода и теоретического наследия православия не позволило советским ученым и правителям понять - как Святая Русь смогла пять веков противостоять западному нашествию и почему наши предки укрепляли русский дух и утверждали, что «не в силе Бог, а в Правде». В результате, обладая огромной военной мощью, но растеряв духовную мощь, СССР не устоял. Для спасения России следует ликвидировать этот пробел в знаниях. Самый большой урон расширению сознания наносили и наносят сейчас те, кто противопоставлял и противопоставляет дух материи и материю духу.
13. К единству многообразного. Социальный подход
В ходе управляемой социальной эволюции, как у западной цивилизации, так и у советской цивилизации, проявились попытки навязывать свой тип жизнеустройства другим народам без учета их особенностей. Такое стремление к единообразию недопустимо.
Ещё великие древнерусские мыслители из византийского теоретического наследия, научных трудов великих греков - Анаксагора, Аристотеля, Платона, Сократа знали, что в мире существуют два главных типа социума - человеческого общества: коллективистское и индивидуалистическое. Между этими двумя полюсами движется человеческая история, демонстрирующая от эпохи к эпохе новые формы коллективизма и индивидуализма. К сожалению, этот социальный подход к познанию развития человечества малоизвестен современным исследователям и политикам. А это приводит к ошибкам при выборе пути развития государств и народов.
Процесс различения типов человеческого общежития нашел отображение уже в мифах Древней Греции, где обозначились два мировоззрения, нашедшие свое воплощение в культах Диониса и Аполлона. Аполлон был богом индивидуальности, рациональности и свободы воли. Дионис - это бог коллективности, нацеленный на достижение совершенства.
Древнегреческие мыслители доказали, что различным типам общества соответствуют различные типы мировоззрения, идеологии и религии, типы экономики и формы собственности, различные типы власти и государственного устройства и даже различные проекты науки.
Коллективистское и индивидуалистическое общества обладают целым рядом других особенностей, которые требуют их специального изучения и принципиального следования им в политической, социальной, духовной и экономической практике.
По мнению доктора философских наук профессора Сибирского аэрокосмического университета Чуринова Н.М., автора монографии «Совершенство и свобода», разделение единого общества на два типа произошло в результате обособления двух способов производства общественной жизни: коллективистского и индивидуалистического.
Во-первых, это обособление учло особенности климатических, географических, этнических и других условий жизни общества.
Во-вторых, обособление двух типов общества складывалось не в ключе их антагонизма (противостояния), а в ключе их диалектического тождества и различия.
Исходя из диалектического единства человека, общества и природы, доказано, что естественная природная среда, природно-климатические условия, сырьевые ресурсы, горы, равнины, поля, леса, реки, озера, моря, океаны и береговая линия суши непосредственно влияют на мировоззрение общества, государственное устройство, хозяйственно-трудовую деятельность, психологический склад общества.
Благоприятные условия жизнедеятельности Западной Европы определили формирование там индивидуалистического общества, а в дальнейшем - успешное становление и развитие капиталистического способа материального производства, ускорившего материальный прогресс.
Неблагоприятные климатические условия жизни в России способствовали становлению в ней общества коллективистского типа. Россия - страна рискованного земледелия, которая осуществляет хозяйственные процессы в неблагоприятных природных условиях. В России очень сильная амплитуда колебаний всех параметров естественной среды. Это приводит к тому, что труд дает лишь необходимый для обеспечения выживания и достойной жизни членов общества результат. Поэтому характерными для России являются коллективистские способы ведения хозяйства: общинное земледелие, монастырское братство, казачество, артель, единый народнохозяйственный комплекс.
Нашими великими предками научно доказано, что теоретизирование в области государственного, экономического, социального, правового устройства общества может быть успешным только тогда, когда теория разрабатывается на основе глубокого понимания типа общества, специфики свойственных ему социальных связей и устройства общественной жизни, единства теории и практики.
Оба типа общества исторически доказали свою жизнеспособность. С этим необходимо считаться и учитывать в теории и практике. Но следует учитывать и коренные изменения в социальной эволюции человечества, проявившиеся в XXI веке и вызвавшие мировоззренческий кризис.
Рассмотрим главные различия между индивидуалистическим и коллективистским типом общества.
В индивидуалистическом обществе политическая власть возможна только на базе реализации древнего тезиса «разделяй и властвуй». Поэтому в нем родилась идея гражданского общества, которая изначально расшифровывалась как идея союза индивидов. Разделенность индивидуалистического общества - это его принципиально важное и жизнеутверждающее качество, пренебрегать которым опасно. Этот тезис выступает как фундаментальный закон политической власти в индивидуалистическом обществе. Главным принципом этого общества является принцип свободы воли и право сильного диктовать эту волю остальным членам общества, а также верховенство закона над моралью. Теоретик этого союза индивидов - англичанин Томас Гоббс доказывал, что начало гражданского общества - во взаимном страхе, а суть этого общества в том, что человек руководствуется, прежде всего, не религиозными, идеологическими или моральными нормами, а нормами права, т.е. страхом возмездия со стороны государства. Государство это названо правовым, так как для него не существует иных социальных норм, кроме норм права. В нем все остальные социальные нормы (мораль, нравственность, вера) - личное дело индивида, а свобода в нем есть право делать все, что не запрещено законом.
Целью жизнедеятельности индивидуалистического общества является материальный прогресс Поэтому его называют обществом потребления. Законом материального прогресса является постоянная поддержка высокого уровня потребления, все более искусственного роста потребностей. Иначе данное общество перестанет воспроизводить себя и прогрессировать. Таким образом, потребление превращается в самоцель. Учитывая естественную ограниченность ресурсов, материальный прогресс имеет предел своей реализации, достижение которого обернется для человечества глобальными катастрофами, предвестники которых уже начинают проявляться. Естественным состоянием общества является вражда - как следствие борьбы за материальные блага, «война всех против всех».
В индивидуалистическом обществе востребована метафизическая концепция образования, в которой образовательный процесс предстает как процесс передачи знаний ученикам и потребления знаний учениками, как правило, за плату. Образование не обязано воспитывать, а должно дать ученику профессионализм, как ценность, умение успешно «продать себя» хозяевам для реализации их целей. Образование разделено на две школы. В одной - дети элиты обучаются так, чтобы быть способными к манипуляции сознанием. В другой - дети электората (избирателей) обучаются так, чтобы легко поддаваться манипуляциям.
Общество коллективистского типа не допускает его разделенности, отсутствия сплоченности, порицания национального единства, провозглашения многопартийности, плюрализма. В коллективистском обществе можно управлять, лишь сплачивая людей, развивая их коллективистские качества, возводя на уровень святого - любовь к ближнему, самоотверженность, чувство товарищества. Поэтому гражданское общество в нем представляет из себя не союз индивидов, сплоченный произволом сильнейших, а единую семью, признающую власть лучших ее членов, победивших в состязании добродетели. Главным принципом такого общества является не принцип свободы воли сильного (произвола), а принцип совершенства. Совершенство – это
«совверх», т.е. вместе вверх. Это означает стремление к лучшему, к гармонии, красоте, целостности, организованности, упорядоченности.
Кодовым словом, определяющим суть жизни коллективистского общества, является лад. Лад - это русская модель мира и способ созидания счастливой жизни, как гармонии человека, общества и природы в едином Космосе. Лад (порядок), как совершенство отношений в коллективистском обществе, поддерживается соборным государством, органичным сочетанием духовной и светской властей, а также единством и взаимосвязанностью не только социальных норм (законов, морали и нравственности), но и единством социальных институтов общества и государства, обеспечивающих реализацию этих норм и стандартов. Соборное государство, в отличие от правового, создается не на основе политического насилия, а на крепких духовных началах и органичном сочетании свободы человека и единства общества. Это государство народа, т.е. добродетельной части общества, управляемое лучшей частью общества - социальным авангардом.
Наши предки отвергли идею правового государства, так как считали несовершенным управление обществом только с помощью закона. Закон всегда отстает от жизни и не может охватить все ее многообразие. Поэтому тезис: «Разрешено всё, что не запрещено законом»,- является ущербным. В смутное время закон ничтожен, бессилен и невыполним, тогда все, положившиеся на силу закона, делаются его заложниками. В коллективистском обществе нормы права и морали взаимно дополняют друг друга. Мораль и нравственность формируются не законодателями, а народом. Нормы морали оттачиваются веками, по сравнению с ними законодательные акты - это бабочки-однодневки. Ни один правитель не в силах отменить моральные и нравственные нормы.
Мораль - это духовная основа жизни человека и общества. Это способ духовно-практического усовершенствования мира и человека. Это критерий духовной зрелости личности, её совестливости, то есть способности критически оценивать свои мысли, желания, поступки и добровольно следовать по пути добра, совершать деяния во благо другим людям и противостоять злу. Поэтому важнейшим регулятором общественных отношений в коллективистском обществе является не страх, а совесть, то есть («со» - совместная, «весть» - информация) совместная информация о нравственных нормах, принятых в данном обществе. Выполнение этих норм строго контролируется членами общества, и человек «без совести» вызывает всеобщее презрение. Работать «не за страх, а за совесть» завещали нам предки. Коллективистское общество создает условия для всестороннего совершенствования человека. Завершенностью совершенства человека является добродетель.
Добродетель - это проявление в поступках духовного совершенства человека, целостности его ума и души, нравственности мыслей и чувств, устремляющих его волю на обуздание собственных страстей и служение общественному благу. Это способность человека во всем чувствовать меру и находить золотую середину в отношении удовольствий и страданий, проявлять разумную достаточность, великодушие и человечность. Добродетель обнаруживает себя в справедливости государственного управления. Поэтому она является, по Аристотелю, регулирующей нормой политического общения в коллективистском обществе и требует бескорыстного служения обществу.
Соборность и товарищество - это жизнеутверждающие качества коллективистского общества, это закон его жизнедеятельности. Любые действия по принципу «разделяй и властвуй» должны решительно пресекаться. Целью жизнедеятельности в коллективистском обществе является не материальный, а социальный и духовный прогресс, т.е. процесс развертывания совершенства общественных отношений и связей от менее совершенных к более совершенным, к гармонии между человеком, обществом, природой и космосом.
В коллективистском обществе востребована аристотелевская, диалектическая концепция образования, в которой образовательный процесс мыслится как способ социализации молодежи, формирования совершенного, всесторонне развитого человека, гармонично связанного с обществом и природой, способного через всю жизнь пронести идеалы добродетели. В нём обеспечен равный доступ к образованию, как к единству воспитания и обучения.
Индивидуалистическое и коллективистское общества по-разному обеспечивают политическую стабильность. Политическую стабильность индивидуалистического общества обеспечивает элита, стоящая над обществом на правах сильнейшей. Она формирует в своих интересах нормы права и господствует над обществом, навязывая обществу свою волю, свою схему правовых отношений, свою программу жизнеустройства в форме общественного договора. Общественная стабильность - это плата элиты за готовность общества принять общественный договор. Элита и общество заключают между собой своеобразную сделку, которая приводится в действие посредством избирательного права. Данной сделкой элита закрепляет свое положение над обществом и развязывает себе руки по отношению к тем, кто видит порочность этой сделки (к оппозиции). Но главным нужно признать способность элиты обуздать состояние всеобщей вражды, загнать общество в рамки принятых элитой законов и тем самым стабилизировать свое собственное положение и жизнь общества в целом, направить его по пути материального прогресса.
Политическую стабильность в коллективистском обществе обеспечивает единство социального авангарда и народа. Социальный авангард - это важнейший социальный институт коллективистского общества. Он является частью общества и не господствует, а служит ему. Социальный авангард становится руководящей и направляющей силой коллективистского общества не по принципу свободы воли (произвола и богатства), а по принципу духовного превосходства, заслуг добродетельного подвижничества, нравственного совершенства и социальной ответственности.
Главная задача социального авангарда - определить и назвать главные чаяния людей, выявить основные противоречия общества, а затем вооружить народ идеей прорыва и мобилизовать на достижение счастливой жизни. Еще Аристотель начертал, что «государство создается не ради того только, чтобы жить, а для того, чтобы жить счастливо». Бескорыстно служить Отечеству могут только пассионарии, исполненные в делах своих искренними помыслами политической добродетели. Пассионарность социального авангарда - это его готовность пойти на самопожертвование ради общего дела, устремленность к социальному прогрессу, способность своей убежденностью и энергией объединить общество на пути совершенствования общественных отношений, способность направить разрешение социальных противоречий в русло созидания.
Об эволюции социального авангарда и его составе на различных исторических этапах нашей Родины подробно изложено в книге доктора философских наук Зюганова Г. А. «О русских и России».
Формирование социального авангарда и других взаимосвязанных социальных институтов осуществляется так же, как и в индивидуалистическом обществе, путем всеобщего избирательного права. Но есть существенная разница. В коллективистском обществе критерием для избрания являются добродетели избранника и его заслуги перед Отечеством, а в индивидуалистическом обществе -богатство.
Социальные институты коллективистского общества должны предупреждать попытки разделения общества, так как они влекут за собой национальные катастрофы и смуты. Не следует попадаться на «приманку» в виде демократии.
14. Правильный выбор жизнеустройства народа - путь к счастью
Важно уяснить, что демократия и народовластие -это совсем не одно и то же. Демократия - это не власть народа. Слово «демократия» происходит от греческих слов «демос» - народ и «кратос» - власть. Но оно не равнозначно русскому понятию «народовластие». Под «демосом» в Древней Греции понимались лишь полноправные граждане полиса (города), составлявшие всего 3-5% от числа всего населения. «Демос» презрительно относился к физическому труду. Занимаясь политической деятельностью, отстаивал лишь свои узкогрупповые интересы, способствовал самоизоляции полисов друг от друга. Это в конечном счете и стало основой крушения Эллады. Поэтому основатель диалектического учения Аристотель с презрением относился к демократам и демократии.
В современном обществе индивидуалистического типа «демос» - это элита и близкая к ней часть общества, которая в своих корыстных интересах, с помощью созданного ею правового, демократического государства, осуществляет свое господство над обществом. В нынешней России «демос» представляют олигархи, их подручные и обслуга, политиканы и бюрократия, антинациональные кланы и криминалитет. Они через их «демократическое» государство добиваются для себя роста и удовлетворения потребностей.
«Демос» никогда не был и не становился народом, а демократическое государство - это аппарат насилия «демоса» над народом с помощью норм права и манипуляции сознанием. Известный афоризм, что «демократия - это плохо, но человечество ничего лучшего не придумало», верен только для индивидуалистического общества.
В коллективистском обществе есть альтернатива демократическому строю. Это соборный строй, то есть народовластие в форме Советской власти. У восточных славян весь народ - «люди» - обладал правом на участие в родовой и племенной собственности, представлял вооруженную силу и принимал непосредственное участие в управлении. Византийский писатель Прокопий Кесарийский отмечал, что славяне не управляются одним человеком, а издревле живут в народоправстве. Славянский вече-совет выступал как коллективный орган управления, и решение на нем принималось при согласии большинства, то есть единогласно. Во всех советах Руси - от совета старейшин и совета князей до советов «уличанских» и «кончанских» - голосование выступало как ритуал общего согласия, то есть достижения гармонии и совершенства общественных отношений. Это единогласие - закон жизни коллективистского общества. А вспомните, как издевались над этим единогласием собчаки, поповы и другие демократы? Важно осознать, что обеспечение единогласия в совете символизирует единство народа, единство общества и власти. Вся политическая система Древней Руси носила характер советов. Все эти институты поддерживали связь через «лучших людей», «лучших мужей», которые выбирались по добродетели. Эта вечевая система в дальнейшем стала прообразом земского самоуправления и Советской власти.
Народ - это не финансовые спекулянты, не политиканы и преступники, это добродетельная часть общества, которая в силу своего непосредственного участия в процессе материального и духовного производства общественной жизни определяет ход социального прогресса и обеспечивает процесс совершенствования общественных отношений.
Соборное государство - это государство народа, это большая семья, основанная на духовном родстве и живущая по правде, по совести.
Развитие социальной теории соборного государства после Аристотеля, византийских и древнерусских философов продолжили русские теоретики конца XVII и начала XVIII веков Иван Тихонович Посошков (1652-1726) и Александр Николаевич Радищев (1749-1808). Это Посошков в своей книге «О скудности и богатстве» предложил России отличную от западной систему государственного устройства в форме Советской власти, которую он называл «на-родосоветием» и «народовластием». Продолжил его дело А.Н. Радищев. За это Екатерина II назвала его бунтовщиком хуже Пугачева. Они убедительно доказали, что народовластие - это не демократия.
Народовластие - это творчество народа, способ реализации его добродетели. Посошков и Радищев предлагали отличную от западной систему нормотворчества и избирательного права, поднимавшую активность социального авангарда, состоявшего из самых широких слоев населения и людей разных национальностей. Они доказывали, что законы должны не подавлять, а воодушевлять народ на новые свершения. Считали, что люди должны состязаться в добродетели, чтобы быть избранными в те или иные советы. По их мнению, «свободность», «вольный голос» народных избранников являются не целью, а средством осуществления политической добродетели (это очень поучительно для депутатов нынешней Думы).
Русские мыслители сделали очень важный вывод, что соборность народа - это взаимопритяжение людей друг к другу, способность собраться, сплотиться вокруг своей власти, скрепиться крепкими узами и в результате этого предстать большим, чем целое, то есть целостностью большей, чем сумма ее частей.
Это самое большое преимущество народовластия перед демократией. В результате духовного родства и воодушевления великой идеей жизненная энергия народа многократно возрастает. Это русский и советский народ неоднократно демонстрировал в бою и в труде. Слабы оказались демократы-индивидуалисты перед монголами, Наполеоном, перед германским фашизмом. Спасла их от гибели коллективистская Россия.
Как доказала наука и практика, насильственно введенный демократический строй в коллективистском обществе влечет за собой неизбежные отрицательные последствия. В России все получилось строго по науке Аристотеля, как и предусмотрено его теорией. У нас получилась не западная модель общества и государства, а, как говорят философы, «вырожденное свое, иное советскому строю» - олигархическое государство с олигархической экономикой. Следующим этапом, согласно «Политике» Аристотеля, должна стать тирания.
Существующий в России правовой беспредел, демократические формы без содержания, искажение волеизъявления граждан, запрет референдумов, административные реформы и полицейский произвол - это все признаки надвигающейся тирании. Надо спасать Россию от этой напасти и от западной экономической модели.
Аристотель сформулировал две концепции организации экономической жизни государства: одна - это искусство наживать деньги, а другая - это наука о «домохозяйстве». Первая концепция была востребована индивидуалистическим обществом, глубоко изучена и применена на практике в экономической сфере на основе частной собственности. Ее суть прекрасно раскрыл Карл Маркс в своем гениальном труде «Капитал». Вторая концепция нашла свое применение в коллективистском обществе на основе общественной собственности и была теоретически оформлена древнерусскими экономистами в виде сборников поучений «Измарагд» (XIV век) и «Домострой» (XV век).
В становлении науки о домохозяйстве существенную роль сыграли теоретические заделы иерархов церкви: Василия Новгородского, Савватия Соловецкого, Нила Сорского и Иосифа Волоцкого. Дискуссия между ними о формах собственности завершилась только в 1500 году. В ходе дискуссии выяснилось, что понятия частной и общественной собственности на средства производства относятся к различным системам мышления и системам хозяйствования: к искусству наживы денег и к науке о домохозяйстве. Поэтому противопоставлять эти две формы собственности друг другу - значит не различать два проекта науки (метафизический и диалектический). Каждая из них имеет право на существование в своем типе общества. Частная собственность является следствием произвола (то есть действий по принципу свободы воли) и процесса накопления капитала (то есть «искусства» наживы денег). Она полностью соответствует законам развития индивидуалистического общества. Общественная собственность - это достояние коллективистского общества, это экономическое (материальное) воспроизведение его духовного богатства, характеристика целостности и социального совершенства общества.
Главные устои «экономики домохозяйства» - это разумная достаточность и социальная справедливость. Из сути коллективистского общества, как семьи, вытекает и принцип хозяйства: думать обо всей семье и жить по средствам. Экономическая мысль в домохозяйстве должна быть посвящена не «искусству» наживы денег, а экономическому обеспечению духовного благополучия. Экономика не цель, а средство достижения цели.
Савватий Соловецкий разработал и реализовал теорию о формировании мощных народнохозяйственных единиц на базе общественной собственности на средства производства для освоения русским народом новых жизненных пространств. Такими единицами стали крупные монастыри-хозяйственники: Соловецкий, возглавляемый Савватием, и Волоколамский, возглавляемый Иосифом Волоцким. Именно они стали теоретиками и практиками соборного хозяйствования в форме природно-экономических комплексов, то есть комплексов, встроенных в природные условия. Ими владела идея создания образцового (совершенного) управления мирской жизнью. Эти образцы должны были указывать пути экономического, политического, социального и духовного возрождения России на основе неприятия частной собственности и развертывания многообразия форм общественной собственности на средства производства, а также личной собственности.
Савватий Соловецкий и Иосиф Волоцкий рассматривали труд не как источник получения ценностей, прибыли, а как форму реализации добродетели. Это проявлялось в сути трудовых коллективов, создаваемых в России ими и после них.
Русская артель была добровольным товариществом совершенно равноправных работников, призванным на основе взаимопомощи и взаимовыручки решать хозяйственные и производственные задачи. Этой равноправностью артели резко отличались от капиталистических предприятий: попытки эксплуатации одних членов артели другими, как правило, жестко пресекались (в этом смысле артель была антикапиталистической организацией). Распределение дохода осуществлялось по труду. Члены артели связывались круговой порукой, то есть каждый из них солидарно ручался за всех остальных, все же вместе - за каждого отдельно.
В результате этого созидательная энергия артели, как целостности, была значительно больше, чем сумма ее частей. Артель была самостоятельной общественной единицей в России, живым организмом, стремящимся к совершенству общественных отношений. В артели человек должен был проявить свои лучшие способности, а не просто приложить труд.
В индивидуалистическом обществе трудовые общественные структуры представляются элите не как живой организм, а как хорошо отлаженный механизм, состоящий из отдельных, хорошо подогнанных друг к другу деталей. Они определяются понятием «персонал». Символично, что в переводе с латинского «персона» - это часть маски, приспособленная для произнесения актерами слов из отведенной для них роли. «Персональный» тип трудового коллектива характерен для индивидуалистического общества, где каждый индивид располагает своей шкалой ценностей, имеет свою цену, играет отведенную ему роль, при этом стремится добиться того, на что он, по его мнению, имеет право. Персонал - это не самостоятельная общественная единица. Он создается хозяином волевым образом, исходя из определенных ценностных установок.
История доказывает, что западная теория экономического развития не подходит России. У нас все делается не так, как у них. Индустриализация в России (СССР) проводилась преимущественно в ХХ веке внеэкономическими методами: организацией обязательного всеобщего труда, планирования и государственного регулирования, территориально-промышленного распределения совокупных трудовых ресурсов страны. Внеэкономические методы действовали в сфере производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг, преимущественно через общественные фонды и регулируемую ценовую политику государства. Практика, как критерий истины, подтвердила эффективность данных методов в виде огромных успехов социалистической индустриализации, достигнутых в короткие сроки при максимально повышенной интенсивности труда. Внедрение в экономику коллективистского социалистического общества оценок хозяйственной деятельности, свойственных индивидуалистическому обществу (курс на прибыль), остановило поступательное движение советского «домохозяйства» к социальному прогрессу. Внедрение нынешними реформаторами западных экономических форм хозяйствования в России привело к разрушению единого народнохозяйственного комплекса, к деиндустриализации страны. Чтобы возродить экономическое могущество России, нужно следовать заветам предков и вернуться к «домохозяйству».
Важно осознать, что в индивидуалистическом и коллективистском обществах разные представления о счастье. По природе своей человек ищет наслаждений и противится страданиям. Исходя из этой природы человека и разных условий жизнедеятельности, у индивидуалистического и коллективистского типов общества разная целевая социальная направленность. Индивидуалистическое общество нацелено на поиск наслаждений, а коллективистское - на уменьшение страданий. Выполняя этот закон развития коллективистского общества на основе экономического принципа «домохозяйства», СССР в короткий исторический срок смог искоренить основные источники страха и страданий народа: бедность, безработицу, бездомность, голод, преступное и межнациональное насилие, эпидемии.
Насаждение коллективистскому обществу России в конце ХХ века чуждой ему целевой социальной направленности - стремления к наслаждениям - привело к возрождению всех этих источников страданий и физическому вымиранию российского народа. Так народ расплачивается за наслаждения элиты.
Исходя из разной целевой социальной направленности, в индивидуалистическом и коллективистском обществах разное понимание счастья как высшей жизненной цели. Понятие «счастье» в индивидуалистическом обществе хорошо раскрыл немецкий философ Л. Фейербах: «Счастье - это состояние, при котором существо может беспрепятственно удовлетворять и действительно удовлетворяет индивидуальные потребности и стремления, относящиеся к его сущности и к его жизни». А для коллективистского общества характерно другое понятие счастья. Счастье (согласно «Словарю живого великорусского языка» В. Даля) - это жить без бед, без горя, смут, тревоги, в мире, любви и согласии. Это не западный материальный подход, а социальный подход к счастью. Счастье в коллективистском обществе - это совершенство человеческих отношений.
В конечном итоге счастье является результатом добродетельной жизни. Это состояние длительного удовлетворения от пережитого наслаждения, выполненного долга и полноты жизни. Нравственный смысл счастья состоит в стремлении человека к радости, наслаждениям и удовольствиям, но только к тем, которые не наносят ущерба духовному и физическому здоровью человека и общества.
Разным в этих двух типах общества является и отношение к слову. В индивидуалистическом обществе борются за метафизическую свободу слова, а в коллективистском - за диалектическое совершенство слова. Поэтому внедрение в России западного стандарта свободы слова привело к пропаганде разврата, насилия, сквернословия во всех средствах массовой информации. Люди с ностальгией вспоминают совершенство слова русского и советского периода и с удовольствием слушают русские народные и советские песни и стихи, которые возвышали человека, а не опускали его до уровня животного.
Многовековой опыт социального познания убедительно доказывает, что каждому типу общества должна соответствовать своя система теоретизирования, своя социальная теория и ни одна из них неподсудна в своем отношении, если она адекватна типу общества. Но если обществу навязывается не соответствующая его типу теория социального развития, то общество обречено на вырождение. Сейчас очевидно, что выдающиеся философы Запада XVII-XVIII веков совершили правильный выбор теории, соответствующий сложившемуся в их странах типу общества, поэтому страны эти развиваются стабильно. К сожалению, этого нельзя сказать о России. В ее развитии нет стабильности, ее постоянно потрясают взлеты и падения. При этом падения она испытывает тогда, когда правители насильно навязывают ей социальную теорию развития, не соответствующую сложившемуся в России типу общества. Переложение стандартов материального прогресса индивидуалистического общества на коллективистское общество и попытки создать в Советском Союзе и в России общество потребления показали свою несостоятельность. Процессы демократизации и либерализации, насильно навязанные России в начале 90-х годов ХХ века, привели к плачевным результатам - увеличению страданий для большинства и вымиранию населения.
В настоящее время в России наблюдается формирование двух обществ, враждебных друг другу. Одно из них олицетворяет непокорный народ, отвергающий чуждую ему идеологию, а другое - правящую элиту, разрушающую устои коллективистского общества. Последователь В.И. Вернадского известный ученый, автор теории этногенеза (народоразвития) Гумилев Л. Н. в книге «От Руси до России» писал: «Механический перенос в условия России западноевропейских традиций поведения дал мало хорошего... Нельзя с порога отвергать чужое, но, изучая чужой опыт, нужно помнить, что это именно чужой опыт, и применять его в своей стране надо осмотрительно. Можно попытаться войти в круг «цивилизованных» народов, но ничто не дается даром. Ценой интеграции России с Западной Европой будет полный отказ от отечественных традиций и последующая ассимиляция».
Известный историк - эмигрант И.Л. Солоневич (18911953) обращал внимание потомков на то, что «российская история показывает, как человеческий дух покоряет материю, а американская - как материя подавляет дух». В этом коренное различие глобализации по-американски и русского лада, антропоцентризма и антропокосмизма.
Правители России должны знать, что у Запада и России разные типы общества и разные типы жизнеустройства, разные способы производства общественной жизни и разные принципы созидания. И силовое навязывание их друг другу несет неисчислимые бедствия нашим народам. Каждый народ, каждая цивилизация будет осуществлять переход к антропокосмизму с учетом своих традиций. Мир не должен быть однополярным - необходимо единство многообразного. Следует перейти от войны к сотрудничеству цивилизаций. Главная цель в XXI веке - спасти человечество и планету Земля от разрушения.
15. Спасение человечества - судьба России
В конце XX века после победы сверхкапитала над советской цивилизацией и разрушения мировой социалистической системы мир стал однополярным. Возросла агрессивность западной цивилизации в навязывании своей модели другим народам и цивилизациям. За 20 лет были уничтожены такие суверенные государства, как Югославия, Афганистан, Ирак, Ливия; лишен самостоятельности Египет; начата война против Сирии; объявлены изгоями Иран и Белоруссия; ведется открытая борьба Запада за доминирование на постсоветском пространстве и обеспечение прозападной, а не пророссийской цивилизационной ориентации народов и государств СНГ. Уже склонили к этому Грузию и Молдову. Идет ожесточенная цивилизационная схватка за Украину. Формируется «белоленточная» прозападная оппозиция в России.
В этих условиях важно донести до сознания народов России и человечества, что победа западной цивилизации над русской цивилизацией губительна не только для России и стран СНГ, она повлечет за собой гибель всего человечества и это - не преувеличение.
Доктор технических наук А. П. Федотов, основатель новой науки - глобалистики, изучающей современный мир, пришел к такому выводу вместе со своими американскими коллегами. Они исследовали современный мир, его взаимодействие между человечеством и биосферой по шести главным параметрам: численности населения, объему промышленного производства, объему производства продуктов питания, запасам природных ресурсов и уровню загрязнения окружающей среды, а также по уровню социально-экономической дисгармонии внутри человеческого общества.
Ученые путем математического и компьютерного моделирования определили антропогенные и социально-экономические пределы мира, установили закономерности его саморазрушения и разрушения его внутренних взаимосвязей. Результат получился неутешительный. Традиционный мир с его темпами роста экономики и населения, с его господствующими социально-экономическими системами из-за ограничений в природных ресурсах и социально-экономической дисгармонии мирового общества войдет в состояние коллапса около 2025 года.
В этом разрушающемся под руководством сверхкапитала мире становится бессмысленной война за мировое господство, которую ведет сейчас западная цивилизация, захватывая у других народов всё новые кладовые жизненно важных ресурсов и уничтожая голодом и наркотиками миллионы людей. Это наступление «золотого миллиарда» не спасет его от гибели, потому что в новых условиях запредельно перегруженного мира само западное миропонимание - антропоцентризм, потребительские способы жизнеустройства и жизнедеятельности приведут космический корабль «Земля» с человечеством на борту к неминуемой гибели.
Более тысячи ведущих экспертов ООН признали, что будущее человечества не связано с рыночной экономикой. Всё большее число ученых мира, в том числе и на Западе, осознает, что нужно принять новую научную картину мира и новое мировоззрение. Оно должно быть основано на осознании факта запредельной перегрузки Земли и грядущей глобальной катастрофы. Исходя из этого, высшей абсолютной целью человечества становится сохранение земной цивилизации, преобразование стихийного разрушающегося мира в управляемый научно и духовно организованный мир. Наиболее близко к этому приближается миропонимание русской цивилизации - антропокосмизм.
У России вновь объективно появляется всемирно историческая миссия: вооружить человечество передовой наукой о современном мире и теорией спасения.
Сама историческая ситуация вынуждает Россию разрешить эту глобальную задачу. Объективной предпосылкой для этого является то, что наша страна накопила наибольший опыт в движении социально-экономических систем и в осмыслении взаимосвязи Космоса, Природы, Человечества и Человека. По мнению доктора технических наук, автора книги «Глобалистика. Основы науки о земной управляемой цивилизации» Федотова А.П., для такой исторической роли Россия обладает уникальным набором особенностей, которым не обладает ни одна другая страна в мире. «Во-первых, с точки зрения экономики, Россия обладает огромной территорией и подземными богатствами в виде одной трети всех полезных ископаемых планеты. Во-вторых, с точки зрения экологии, Россия - это мировой центр стабилизации окружающей среды и климата планеты. Ведь сейчас Россия одна из немногих стран, имеющих положительный баланс антропосоциобиосферного обмена. Россия фактически является "донором" в механизме биосферной компенсации тех повреждений, которые наносят биосфере почти все страны мира. Но в первую очередь страны "золотогомиллиарда". Эта "метрополиямирового глобализма" потребляет 80% всех ресурсов, а США - 40%. В-третьих, с точки зрения геополитики, Россия является центром устойчивости мира - "евразийской осью", соединяющей Восток с Западом, а Север с Югом. В-четвертых, с точки зрения духовно-мировоззренческой, Россия является источником и хранительницей альтернативного глобализации по-американски мировоззрения в виде русского космизма и коммунизма, а также обладает бесценным опытом для конструирования государств с управляемой плановой деятельностью во всех сферах жизни».
Надо отметить еще одну важную особенность России, определяющую её лидирующую роль в грядущей мировоззренческой революции. Россия испокон веков развивалась именно как «живой организм», а не свойственный Западу «социальный механизм». Об этом еще 1937 году подробно написал в своей статье «Россия есть живой организм» один из крупнейших русских философов XX века И.А. Ильин. Он считал, что Россия является живым организмом, т. к. она веками складывалась не как «механическая сумма территорий», а как «органическое единство... природы и духа».
Русский философ убедительно обосновал, что «Россия есть единый живой организм: географический, стратегический, религиозный, языковой, культурный, правовой и государственный, хозяйственный и антропологический». Он назвал Россию «географическим организмом больших рек и удаленных морей» и доказывал, что «органическое единство было географически предписано России и навязано нам землею. С первых веков своего существования русский народ оказался на отовсюду открытой равнине. Ограждающих рубежей не было. Это был издревле великий "проходной двор", через который валили переселяющиеся народы. Поэтому Россия стала организмом вечно вынужденным к самообороне».
Ильин подчеркивал, что «Россия есть великий и единый хозяйственный организм. Все её части или территории связаны друг с другом взаимным хозяйственным обменом или "питанием", а это отличительный признак всякого живого организма».
Говоря о России как о духовном организме, наш соотечественник отмечал, что «духовный организм России создал свой особый язык, свою литературу и своё искусство. Русский язык оказался тем духовным орудием, которое передало начатки христианства, правосознания, искусства и науки - всем малым народам нашего территориального массива. Живя и творя на своем языке, русский народ, как надлежит большому культурному народу, щедро делился своими дарами со своими замиренными и присоединенными бывшими соседями, вчувствовался в их жизнь, вслушивался в их самобытность, учился у них, воспевая их в своей поэзии, перенимая их искусство, их танцы и их одежды, и простосердечно и искренне считал их своими братьями, но никогда не гнал их, не стремился денационализировать их (по-германскому обычаю) и не преследовал их».
Подчеркивая, что Россия есть организм природы и духа, И.А. Ильин провидчески предупреждал: «Горе тому, кто её расчленяет. Горе не от нас: мы не мстители и не зовём к мести. Наказание придет само. Горе придет от неизбежных и страшных последствий этой слепой и нелепой затеи, от её хозяйственных, стратегических, государственных и национально-духовных последствий... Расчленение единого живого организма России поведет к длительному хаосу, к всеобщему распаду и разорению, а затем к новому собиранию русских территорий и российских народов в новое единство».
Предсказания нашего соотечественника сбылись. Посягнувший на Россию Гитлер со своими полчищами был уничтожен. Расчленение СССР в 1991 году на 15 частей привело к хаосу, разорению, закабалению Западом многих бывших союзных республик. Но сейчас наступил этап нового собирания братских народов в новое единство. В экстремальных условиях цивилизационной войны, ведущейся Западом против России, как носителя знаний об альтернативном проекте социальной эволюции человечества, идет самоотверженная работа ученых России над теорией спасения. Вопреки установкам Запада, Россией на добровольной основе формируется Евразийский союз.
Важно осознать, что процесс евразийской интеграции должен вестись не по законам западной цивилизации, как это пытается сделать прозападная элита, а на основе нового мировоззрения - антропокосмизма, свойственного Русско-Евразийской цивилизации. Естественным механизмом евразийской интеграции и осознанного дальнейшего совместного развития славянских, тюркских и других братских народов должна стать их консолидация на основе присущих им общих черт исторической и современной самобытности и идентичности. Большую помощь в их определении могут оказать Российско-Киргизский Славянский университет и ему подобные учебные центры в других странах Содружества Независимых Государств.
Судьба возлагает на российских ученых и политиков особую роль и особую ответственность за прорыв на космический масштаб мышления и формирование нового мировоззрения - антропокосмизма, соответствующего новой научной картине мира и информационной эпохе.
Нужно, прежде всего, одержать теоретическую победу над устаревшим мировоззрением. Сформировать на основе нового мировоззрения экономически и духовно сильный Евразийский союз. Это станет мощным импульсом для укрепления союза России с Индией и Китаем, как странами с близким нам миропониманием. Этот новый источник силы сможет сдержать глобализацию по-американски и тем самым создать условия для выхода из мирового кризиса и перевода социальной эволюции человечества с войны на сотрудничество всех цивилизаций.
Новой целью человечества станет не обладание материальной собственностью, из-за которой ведутся войны, гибнет природа и люди, а одухотворение материи, развитие разума, расширение и преображение сознания для созидания счастливой жизни в разумной достаточности и в умении жить в ладу с земной природой и Космосом.