Авторский блог Георгий Коларов 22:47 20 февраля 2015

Карибские союзники

Мы становимся свидетелями двух военно-политических и, конечно, военно-технических реальностей: с одной стороны, Российской Федерации понадобятся дополнительные военно-морские силы, для претворения в реальность подписанных Сергеем Шойгу договоров; с другой стороны, «Мистрали» (первого Франция, все равно, отдаст, чтобы не угробить до конца свой военно-промышленный комплекс), по мнению многих российских военных экспертов, во главе с генерал-полковником Леонидом Ивашовым, являются ненужными для четырех российских флотов. В таком случае, они могут пригодится в Карибском море. В этих трех государствах есть кому прочно защищать российские интересы.

Министр обороны Российской Федерации Сергей Шойгу совершил вояж по тем латиноамериканским странам – членам АЛБА, которые имеют выход в Карибское море. Сначала он прибыл в Венесуэлу. Там его приняли президент Николас Мадуро и министр обороны – генерал армии Владимир Падрино Лопес (в Латинской Америке, коммунисты по традиции называют своих детей русскими именами, чаще всего Владимиром, Лениным, Сталиным т. д. У венесуэльца-террориста Карлоса, чье настоящее имя Ильич Санчес Рамирес, есть братья Владимир и Ленин). Тот «не скрывал, что российские самолеты Су-30МК, средства радиоэлектронной разведки и ракетные комплексы ПВО значительно усилили местную армию. Сейчас она переходит на новую систему тылового снабжения, и Венесуэла надеется на помощь российского минобороны в формировании современной системы материально-технического обеспечения вооруженных сил. Оба министра обороны просмотрели боевые стрельбы из систем залпового огня «Смерч» и договорились о дальнейшем заходе российских военных кораблей в венесуэльские порты и приземлении боевых самолетов РФ на аэродромы Венесуэлы. Венесуэльский министр обороны также заявил о поддержке его страной твердой политики России по отстаиванию своих интересов в отношениях со странами Запада: «Мы видим те усилия, которые проводит империя для того, чтобы унизить народ России… Одновременно с этим, мы с восхищением смотрим, как русский народ твердо отстаивает свою позицию… И, исходя из этих целей, мы хотим упрочить и умножить узы братства и дружбы с народом Российской Федерации». В ходе переговоров Шойгу с Мадуро, было установлено полное совпадение позиций по всем обсуждаемым политическим вопросам. Дети венесуэльских офицеров были приглашены в российские кадетские и суворовские училища.

Во время визита российского министра обороны, часть венесуэльских военных подняла мятеж. Он, конечно, был финансирован и руководим из США. Однако задачу путчистов очень облегчили ошибки Николаса Мадуро, прежде всего в социально-экономической политике, которые довели когда-то самую развитую страну в Латинской Америке до острой нехватки продовольствия и других элементарных товаров потребления. Это, со своей стороны, не могло не спровоцировать дополнительный всплеск преступности, который и до этого был довольно высоким. Вследствие не могла не усилиться и эмиграция высококвалифицированных кадров, прежде всего в США, Испанию и страны Тихоокеанского Альянса, где они быстро находят реализацию. Есть мнение, что без российской военной помощи и всестороннего сотрудничества с Москвой, число мятежных генералов и офицеров было бы намного большее. Дело в том, что Николас Мадуро – не выходец из военной среды и местные военные не пытают к нему такой преданности, как к Уго Чавесу. Пока он почивает на лаврах своего предшественника, однако все больше проявляется его некомпетентность по многим вопросам экономики и управления. Так или иначе, визит Шойгу упрочил его на президентском посту и помог нейтрализовать (на данном этапе) путчистов.

Из Венесуэлы Сергей Шойгу полетел в Никарагуа. Принимая высокого гостя, президент страны Даниэль Ортега оценил роль США, как деструктивную и обвинил их в создании хаоса во всем мире. Он также поддержал усилия Владимира Путина по урегулированию конфликта на Юго-Востоке Украины. На встрече с ним, с главнокомандующим армии Никарагуа Хулио Авилесом, с начальником Генерального Штаба Оскаром Мухикой, и с Генеральным инспектором Адольфо Сепедой, были подписаны соглашения о военном и военно-техническом сотрудничестве. Был открыт топографический центр, с российским оборудованием и специалистами. И что представляется особенно важным, продолжится в облегченном режиме заход российских военных кораблей в никарагуанские порты. А это очень важный фактор в обеспечении мобильности российского флота: как конкретно в Карибском регионе, так и в целом, во время дальних походов российских кораблей. Предполагается и участие России в строительстве военной инфраструктуры для обеспечения безопасности при строительстве Никарагуанского канала. Это уже означает постоянные базирование российских ВМС и ВВС на обоих побережьях страны – Атлантическом и Тихоокеанском. Для них должна быть создана и соответствующая инфраструктура. Это уже означает подъем никарагуанской экономики и создание многочисленных рабочих мест. А также постоянное взаимодействие с вооруженными силами сандинистов, которые в этой ситуации, наверное, останутся у власти достаточно долго. Здесь надо иметь в виду, что строительством канала управляет сын президента Лауреано Ортега, а за армией строго следит бывший министр обороны (сейчас бизнесмен), брат президента, команданте Умберто Ортега. Эта ситуация дает повод некоторым экспертам говорить о так называемой «семье» во власти в Манагуа. Реально это не так – Даниэль Ортега вернулся после длительного отсутствия, благодаря победе на президентских выборах. Брат и сын всегда были рядом с ним, брат и на протяжении нелегальной деятельности и вооруженной борьбы, а вместе с сыном, в течении долгих лет, проведенных в оппозиции. И заслужили свой теперешний статус.

Кроме того, не надо забывать, что к Даниэлю Ортеге вновь примкнул бывший отщепенец от сандинистов Эден Пастора, или так называемый «Команданте Серо». У него уникальный боевой опыт и он тоже будет содействовать укреплению вооруженных сил республики. Вопреки его скептическому отношению к СССР и социализму, а также старанию не сориться с США, его отношения с «семьей» дают основания считать, что сейчас есть все шансы на поступательное развитие страны и увеличение мощи ее армии. Союз братьев Ортега с Пасторой является гарантией для сандинистов, что они еще долго останутся у власти и увидят завершение своего грандиозного проекта –Никарагуанского канала. Его будут охранять и использовать российские корабли и самолеты. Некоторые, наверное, со временем, могут достаться никарагуанцам.

Напомним, что раньше СССР поставлял Никарагуа ракетные и патрульные катера, а также собирал мобильные госпитали. Кроме того, многие никарагуанцы закончили российские (советские) военные учебные заведения и потом приложили свои знания и умения в строительстве современных вооруженных сил страны. Некоторые из них до сих пор находятся на военной службе.

Карибский вояж Сергея Шойгу закончился на Кубе. Во время встречи с председателем Государственного совета и Совета министров Республики Куба Раулем Кастро, было подчеркнуто наличие тесных исторических связей между двумя странами и намерение укреплять узы сотрудничества. Российский министр обороны заявил, что двухсторонние отношения в военной и военно-технической сфере конструктивно развиваются. Он подчеркнул: «Мы признательны кубинской стороне за прием, оказываемый российским военным кораблям и судам во время захода в порт Гаваны. Заинтересованы в расширении сотрудничества в военно-морской области».

Cергей Шойгу также констатировал богатый опыт подготовки кубинских офицеров в российских военно-учебных заведениях и увидел хорошие перспективы в этом направлении сотрудничества.

Визит Сергея Шойгу на Кубе совпал с началом процесса восстановления отношений между Гаваной и Вашингтоном. Он является очередным подтверждением факта, что это улучшение не произойдет и не может произойти за счет второго сворачивания (после начала 90-х) отношений Гаваны с Москвой. Наоборот, на фоне отпадания идеологической составляющей в российско-кубинских отношениях (она все больше отпадает и из внутренней политики братьев Кастро), на передний план выходят сферы экономики, туризма, образования. Однако, центральным, по прежнему, остается военное и военно-техническое сотрудничество, которое дает Кубе шанс на сохранение независимости и восстановление территориальной целостности (в том числе и возвращение района вокруг американской базы в Гуантанамо), а России – важные преимущества в военном и геополитическом противостоянии с США и НАТО, которые, видимо, станет основной характеристикой следующей декады. Поэтому, нет сомнений, что оно будет продолжаться и после неизбежной смены поколений в кубинском руководстве. Молодая кубинская элита, хоть и не до такой степени ненавидит США, как участники Кубинской Революции 1953-59гг., все равно, не настроена на сдачу позиций и превращение страны в полуколонию. На Кубе все еще живы люди, которые помнят, как мужское население Острова Свободы в предреволюционном периоде было превращено в обслуживающий персонал, а женское – в проституток. Такого уже никогда не будет.

Сергей Шойгу стал кавалером высочайших военных наград Венесуэлы и Никарагуа: Владимир Падрино Лопес вручил ему почетный орден «За заслуги в области обеспечения национальной безопасности», а Даниэль Ортега – «Большой крест армии Никарагуа».

После окончания визита, заместитель Сергея Шойгу – Анатолий Антонов заявил, что «Министерство обороны России обсуждает с некоторыми странами Латинской Америки вопросы по созданию на их территории пунктов материально-технического обеспечения (МТО) в интересах российской армии… По словам Антонова, пункты МТО необходимы для оказания техподдержки кораблям ВМФ, которые находятся в длительных походах, обеспечения их продуктами, питьевой водой, а также для текущего ремонта кораблей». Анатолий Антонов дал понять, что официальные визиты Сергея Шойгу в Венесуэлу, Никарагуа и Кубу являются реализацией продуманной линии по укреплению национальной безопасности Российской Федерации и региональной стабильности.

Эксперт Борис Джерелиевский отметил, что «мы возвращаем позиции, которые были у нас в Латинской Америке. Но одновременно с этим, нарабатываем новые контакты, открываем новые формы взаимоотношений. Установление нашего политического, экономического, военного присутствия в Латинской Америке, в подбрюшье США, чрезвычайно важно. Это возможность симметричного ответа на действия США в Европе, на Ближнем Востоке».

Со своей стороны, геополитик Леонид Савин напоминает, что в Карибском бассейне «в ряде стран запрещено размещение иностранных военных баз. Поэтому, подписание с Никарагуа соглашения об упрощении захода наших военных кораблей становится неким обходным маневром к усилению нашего военного присутствия в регионе… А строительство Никарагуанского канала говорит о необходимости еще более пристального внимания к региону».

Журналист Анатолий Васерман указывает на Карибский кризис 1962г., «когда в ответ на размещение американских баллистических ракет в Турции, мы договорились об ответном размещении своих ракет на Кубе». Он правильно утверждает, что сейчас повторения этой ситуации уже не может быть. Вот и самая важная в случае причина для этого: вслед за Владимиром Путиным, в Гавану поспешил его турецкий коллега Реджеп Тайип Эрдоган. Там он тоже провел очень сердечную встречу с Раулем Кастро и похвалил его новый президентский дворец (по оценкам Эрдогана, на его строительство потрачено больше денег, чем на президентский дворец в Анкаре). Видимо, после заключения договора о «Турецком потоке», сближение между Москвой и Анкарой происходит очень быстро и турки уже налаживают отношения «со старыми союзниками своего нового союзника».

Хотя, есть и еще одна причина активизации кубинско-турецкого диалога, который в действительности никогда не прерывался, а только оставался за кулисами. Это стамбульские корни Фиделя и Рауля Кастро. Их дедушка – проживавший в Стамбуле еврей по фамилии Руссо переехал на Кубу уже в зрелом возрасте. Там местные переделали его фамилию на Рус – ее носила мать Фиделя и Рауля Лина. Его дальние родственники осуществляли регулярные полеты по линии Стамбул – Гавана, даже в самые «горячие» годы «холодной» войны. Билеты для них были намного дешевле, чем на полеты из столиц европейских социалистических стран. И друзья Кубы, и дипломаты, которые летали туда, никак не могли себе объяснить этого парадокса. Его раскрыла в начале ХХI века дочь Фиделя Кастро Алина, которая уже давно проживает в эмиграции. Уже нет причин скрывать стамбульских корней Кастро. Гавана будет дружить, и с Москвой, и с Анкарой. От этой дружбы выиграют все стороны. Недовольными, конечно, будут только в Вашингтоне и, прежде всего, в центре кубинской эмиграции в Майами, где не никак могут смириться с укреплением власти Кастро и разрядкой с США. Очень им хочется вернуться на Кубу!

Мы становимся свидетелями двух военно-политических и, конечно, военно-технических реальностей: с одной стороны, Российской Федерации понадобятся дополнительные военно-морские силы, для претворения в реальность подписанных Сергеем Шойгу договоров; с другой стороны, «Мистрали» (первого Франция, все равно, отдаст, чтобы не угробить до конца свой военно-промышленный комплекс), по мнению многих российских военных экспертов, во главе с генерал-полковником Леонидом Ивашовым, являются ненужными для четырех российских флотов. В таком случае, они могут пригодится в Карибском море. В этих трех государствах есть кому прочно защищать российские интересы. В отличие, например, от Эквадора, Сальвадора, Чили, Перу и других стран тихоокеанского побережья, где правят левые президенты, настроенные на развитие отношений с Россией, однако, есть сомнения в лояльности к ним, со стороны армии.

Что касается других латиноамериканских стран на атлантическом побережье, шансов на постоянного присутствия ВМС России там немного. В Аргентине, где, во времени своего визита, Владимир Путин тоже договаривался с Кристиной де Киршнер о военно-морской базе, ее шансы остаться на президентском посту до конца своего мандата в последнем времени стремительно уменьшаются, из-за загадочного убийства прокурора Альберто Нисмана. А на ее место, скорее всего, придет прозападный президент. А с Бразилией и Уругваем таких договоров пока нет и не планируются.

1.0x