Авторский блог Владимир Бондаренко 00:00 2 апреля 2015

Вагнер- отдыхает

Наши либералы, особенно представители творческой интеллигенции, любят играть с огнем. Им, как малым детям, нельзя давать в руки спички. То уникальную библиотеку спалят, то Новосибирский театр оперы и балета вверх дном перевернут. И все норовят за государственный счет провернуть.

Наши либералы, особенно представители творческой интеллигенции, любят играть с огнем. Им, как малым детям, нельзя давать в руки спички. То уникальную библиотеку спалят, то Новосибирский театр оперы и балета вверх дном перевернут. И все норовят за государственный счет провернуть. К тому же, все они на поверку обладают чисто советским сознанием. Продюсерские права и обязанности им неведомы. Их не интересует даже то, кому принадлежат те или иные музеи, театры, литературные журналы. Если уж у нас рыночное общество, будьте любезны уважать правила рынка. Режиссер Станислав Говорухин заметил, что происходящие в последнее время события вокруг оперы по мотивам вагнеровского "Тангейзера" его "настораживают". "Я не видел спектакль, но, если судить интуитивно, решение об увольнении было правильным. Но, конечно, для того, чтобы делать окончательные выводы, нужно увидеть саму постановку. С подобными спектаклями я уже знаком. Скажу так: "дыма без огня не бывает".

Режиссер, глава киноконцерна "Мосфильм" Карен Шахназаров также спектакля не видел, поэтому судить сам спектакль не может. Однако он тоже считает, что государство, финансировавшее этот проект, вправе принимать подобные кадровые назначения. "Министерство культуры в данном случае выступает как продюсер. Театр работает на государственные деньги, постановка сделана на государственные деньги. И государство, конечно, имеет право принимать решение в случае ненахождения компромисса и достаточно вот столь радикальные меры. Строго говоря, у нас в кино, если продюсер решил, то и режиссеры убираются, и директоры. Другой вопрос, что всегда можно найти компромисс", — подчеркнул Шахназаров.

Разве не так? Почему-то наши либералы ничуть не удивляются тому, что голливудские продюсеры меняют сценарии, актеров и даже режиссеров, но бурно протестуют против "ограничений свободы творчества" в учреждениях, подведомственных Минкульту? Потому что для них по-прежнему "государственное — значит, ничьё", такая корова, которую можно доить и не кормить, ничего не давая взамен? Или потому, что для них "неправильным" является именно то государство, в котором они живут и "креативят"?

Нет, правда же, разве нет частных антреприз? Вот и ставьте там всё, что вам угодно, а рынок сам определит, нужен ему такой "товар" или не нужен.

Опера "Тангейзер" Рихарда Вагнера в постановке Тимофея Кулябина шла в Новосибирске с декабря 2014 года. Действие оперы режиссер "творчески" перенес в современность, рыцарь Генрих Тангейзер превратился в кинорежиссера, а Христос представлен в оскорбляющем чувства верующих виде: Иисус своим телом как бы прикрывает срамные места гигантской обнаженной девы. Это что — авангард? И при чем тут вообще Вагнер? Пресс-секретарь президента России Владимира Путина Дмитрий Песков отметил, что государство выделяет через бюджетные субсидии и различные гранты деньги на постановки в театрах и т.д., а потому "вправе ожидать от творческих коллективов корректных постановок, как минимум, не вызывающих такую обостренную реакцию общественного мнения".

Внятную позицию заняло и Министерство культуры: "Было предложено убрать скандальный постер, внести определенные изменения в обстановку, извиниться перед всеми, вольно и невольно, оскорбленными, а также разъяснить, в чем смысл постановки, а также замысел Вагнера, который ничего такого не имел в виду".

Кроме того, Минкульт, объяснил причины увольнения Бориса Мездрича с должности директора Новосибирского государственного академического театра оперы и балета: "За нежелание учитывать в своей деятельности сложившиеся в обществе ценности, за неуважение к мнению граждан и невыполнение рекомендаций учредителя вне зависимости от отношения к той или иной религии, чувства верующих имеют право на уважение". И одновременно попросил Новосибирскую епархию перейти в формат "взаимоуважительного диалога" и отозвать обращение в прокуратуру, поскольку "уважение к церкви достигается не через обращения в правоохранительные органы, а через терпеливую, вдумчивую проповедь и разъяснение своей системы ценностей".

Но либералы, что называется, встали на дыбы — еще бы, ведь Минкульт своим решением покусился на их "священное право" безнаказанно паразитировать на государстве и обществе.

Генеральный директор Большого театра Владимир Урин уже предложил Тимофею Кулябину поставить его "Тангейзер" в ГАБТе. "Оцениваю этот жест как вызов обществу, — говорит известный режиссер и актер Николай Бурляев. — Урину надо задуматься, чтобы его не постигла та же участь, что и директора Новосибирского театра. Молодой провокатор Кулябин может просто его этим подставить". Тем более, что художественные качества скандальной постановки, по мнению Бурляева, вопиюще низки и не соответствует традициям "Большого". Но разве Урин не понимает этого? Разве не понимал этого Мездрич, опытнейший театральный администратор? Или ему нужна была фиксированная слава оппозиционера?

Но мы видим уже привычное противостояние не противников власти и ее защитников, а нравственников (как называл их Солженицын) и сатанистов, какими бы популярными деятелями искусства они ни были. Все ведь знают: ни Мездрич, ни Урин, ни Кулябин никогда не распространят свою "свободу творчества" на пророка Магомета или на холокост — просто побоятся последствий. А православные — что? Вторую щеку подставят и последнюю рубашку отдадут тем, кто их оскорбляет… Все поношения и оскорбления со стороны российского "творческого сообщества", как правило, касаются исключительно русских национальных святынь и православия. Эта избирательность лишний раз доказывает, что постановка "Тангейзера" в таком виде — не эстетический эксперимент, а политическая и нравственная провокация.

Многотысячные народные митинги в Новосибирске, протестующие против оскорбления и поношения Православия, неожиданно чуткая реакция на них со стороны власть предержащих, внезапно решивших изобразить некое подобие государственной политики в сфере культуры, — всё это вызывает дикую ярость и ненависть со стороны "избранных" паразитов от искусства. Как будто права и свободы в нашей стране имеют исключительно либералы, а не, скажем, казаки, верующие православные и прочее "ватное быдло", по мнению самих либералов.

Так кто же сеет семена ненависти в нашем обществе? Кто регулярно устраивает провокации, то в Перми с гельмановскими выставками, то в Новосибирске, то в Москве? Не много ли гапоновщины появилось в наших интеллигентских кругах?

На фото: добро должно быть с кулаками - Николай Валуев выступает на митинге протеста

1.0x