Авторский блог Сергей Сокуров 07:28 17 августа 2013

УРОК ПОМПЕИ

Сергей Сокуров

Урок Помпеи

(из авторской серии «Историческое возмездие»)

Общее введение в тему серии

Меня издавна занимает одно из повторяющихся явлений мировой истории, которое можно назвать (и я называю) историческим возмездием. Подчёркиваю, имеется в виду не силовой ответ властных лиц и управляемых ими народных масс на конкретное насилие в их адрес со стороны соседей. А возмездие, как объективное явление в процессе развития общества, - неизбежное, неумолимое, подобно действию слепой природы, вроде землетрясения или торнадо. Кровавые обиды могут быть забыты обиженными из-за давности, но вдруг давний обидчик, почти забытый или прощённый обиженными, ввергается в состояние немыслимых лишений, с трудом выживает или исчезает полностью. Их невозможно объяснить злопамятностью потомков былых жертв. Ведь сама память о зле давно мертва. Невольно видишь в этом волю Провидения, некой мыслящей и неодолимой стихии, называемой «потусторонней», поскольку природа её не выявлена.

Предисловие к «Уроку Помпеи»

Я долго приступал к теме – делал варианты статей, кое-какие из них публиковал. Но не покидало чувство неудовлетворения: всё не то, неубедительно, недосказано… К удаче, попался на глаза очерк Р. Миллера «Иудеи в Италии» в русско-американском журнале «Кругозор» (США, Бостон, март'12). Израильский турист так впечатляюще описал страдания захваченных римлянами жителей Иерусалима около двух тысячелетий тому назад, что сразу вопрос: за что такое наказание? Этот вопрос порождает другие. А неизбежные ответы вырисовывают мировой круг преступлений и возмездий.

Развитие темы: почему Помпея, а не Рим?

*

Вызывает у одних сочувствие, у других - злорадство приставшее к евреям определение гонимый народ. Такое понятие породили нередкие случаи изгнания общин иудаистов на протяжении последних двух десятков веков то из одной страны, то из другой, где евреи были пришлым населением, в основном, из стран христианских и, как правило, по религиозным мотивам. Однако некоторые понимают гонимый народ как массовых изгнанников за пределы своей исторической родины, подразумевая под таковой Палестину. Не без основания. У нас со школьных лет на слуху ассирийский и вавилонский плен израильтян, карательные действия Рима в Палестине в первые два века новой эры, когда завоеватели увели в метрополию толпы пленённых ремесленников, в меньшей мере земледельцев, для рабской работы.

Но так же, поголовно или частично, перемещались все другие завоёванные племена и народности. Можно сказать, что в Средиземноморье «рассеяние» покорённых народов на территории, контролируемой тем или иным народом-фаворитом, происходило повсеместно и постоянно. Но почему в мировом сознании евреи стали более чем эталоном «рассеяния», последовавшего в результате ряда насильственных переселений больших групп населения за пределы отчизны? Не потому ли, что периодические изгнания постоянно подпитывались добровольным исходом лишних и энергичных людей, но не находящих себе достойного их дела в родном доме, тесном и с каждой эпохой всё более скудном? «Самоизгнание» стало признаком ментальности иудаистов: лучше там, где мы есть, ещё лучше – где нас много. Ещё до Рима, в миллионной Александрии Птолемеев, евреи составили 40% горожан.

Может быть, та лёгкость, с какой древние евреи покидали насиженные поколениями предков места, объясняется тем, что Палестина ещё не стала в их коллективном сознании данным Богом Отечеством, ещё воспринималась как «Промежуточная Родина»? Что поиски Земли обетованной ещё не закончились? Что голос грозного, непреклонного Ягве, уведшего свой возлюбленный народ из пустынной прародины на цветущий север, доносился со всех сторон и чаще всего, наиболее соблазнительно оттуда, где жизнь виделась более комфортной, более привлекательной, чем дома? Притом, это был единственный голос небес. Других богов иудеи не слышали, ибо не слушали их из страха перед неумолимым Создателем. В 446 г. до н.э., при иудейском правителе Неемии, ставленнике персидского царя Артаксеркса, священники и левиты, «отделили всё иноплемённое от Израиля». Все неевреи становились нечистыми язычниками, с ними запрещались браки «богоизбранных», общение ограничивалось.

Таким образом, сами евреи дали повод окружающим иноверцам, иноговорящим для особого, неприязненного отношения к ним; сами же первыми создали проблему «еврейского вопроса».

Древний лозунг - «Умрём на родном пепелище, но врагу не сдадимся» был переосмыслен. Дети Сиона, потомки кочевников, ставшие земледельцами на захваченных им территориях, отшлифованные обломками древних культур, стойко пережившие все плены, умудрённые несчастиями, стали более практичны. Кроме героической смерти от мечей врагов, всё чаще стал видеться другой выход: бежать в безопасное место и размножаться на просторе». Так и поступали. Многие. Время от времени - массово.

Мало кому из переселенцев новое место обитания становилось родиной в обычном понятии. Крутые меры правителя Неемии, вошедшие в непреложные законы, тому способствовали. Отечеством для поклонника Ягве становился кагал. Верховным судьёй, правителем, светским и религиозным, хозяином душ, обладающим абсолютной властью, - раввин (это не священник, а высший авторитет – толкователь Талмуда). Основной закон кагала – 613 предписаний и запретов. Реальное неравенство смягчалось благотворительностью. Особенности религии, многовековой опыт выживания в неблагоприятных условиях под чужеземной властью позволили евреям в рассеянии определить правильный стиль поведения на чужбине: стараться быть не в тягость хозяевам, а развивать собственную деятельность для их ощутимой пользы – в первую очередь для экономики страны проживания, для её финансового благополучия. Если евреи удовлетворительно выполняли эту задачу, власти титульной нации вынуждены были с ними считаться, пока в общественном мнении не перевешивала религиозная или расовая нетерпимость. Согласитесь такое поведение мигрантов недьзя не назвать мудрым. Именно оно, с неукоснительным следованием Талмуду, позволило древнему народу выжить в исторических катаклизмах. И более того, нередко на местах оседлости войти в теневую власть, ибо власть денег – наиболее реальна и крепка.

**

И всё-таки уход народа или его большей части, пусть просто значительной, с освоенных веками земель, даже в поисках лучшей доли, нельзя рассматривать иначе, как Божье наказание. Тем более увод в плен уцелевших от погромов. Применительно к рассматриваемому сейчас примеру оно проявило себя наиболее сурово в первой трети II века от Р.Х. - в Иудейской войне при римском императоре Веспасиане и восстании Шимона Бар-Кохбы, во время которых исход евреев из Палестины стал преимущественно насильственным, принял для них характер катастрофы.

Вот как описывает её начало Р.Миллер: «Год семидесятый. Осада Иерусалима Веспасианом заканчивается штурмом города войсками его сына Тита. Город пал, Храм разрушен и сожжен. По приказу Тита местность, где стоял город, распахивают… Скованных цепями пленных иудейских воинов ведут к морю и грузят на корабли. Другая колонна - женщины. На стоянках по пути к морю их насилуют римские солдаты. Все возрасты. Еще колонна - коэны, левиты, мастеровые и т.д. Их используют как тягло для переноски трофеев. Корабли уходят в море. Римские солдаты издеваются над иудеями… Среди пленников мор: раны, голод, издевательства победителей - его причина. Часть "счастливчиков" доплывает до апеннинских берегов. Колонны скованных пленников ведут к Риму. Невольничий рынок. Распределение: кому Амфитеатр Флавиев строить, кого на полевые работы, кого - на половые: женщин и смазливых мальчиков. Десятилетнюю девочку, многажды изнасилованную в дороге, продают в лупанарий (публ. дом. – С.С.). Ее отвозят в Помпеи, на место трудовой деятельности».

Далее описываются злоключения полонянки в лупанарии и не столь трагическая судьба её отца, устроившегося близ Помпей в хозяйстве отставного центуриона, получившего возможность откладывать денежки, достаточные для выкупа внуков, рождённых от дочери-еврейки, значит, угодных Ягве. Вот что значит «еврейская голова» даже на плечах презренного раба! Сей отец, того и гляди, со временем и дочь бы выкупил и глупого от старости центуриона прикупил бы впридачу вместе с его фермой. Да тут (цитирую Р.Миллера) «Появляется некий вестник, который открывается коэну посланником Господа и предупреждает его о предстоящей катастрофе, о гибели города». Так и происходит – извержение Везувия, гибель Помпеи. Отец и дочь чудесным образом спасаются, обретают свободу. Автор текста морализирует: «И подумалось мне, что гибель Помпей была грозным предупреждением римлянам, точнее, местью Всевышнего за разрушение Храма и геноцид избранного Им народа» (выделено мной. – С.С.).

***

Разве не яркая иллюстрация к идее исторического возмездия?! Но подумалось, почему же Господь выбрал для мести за разрушенный, разграбленный, обезлюженный мегаполис Иерусалим не столицу обидчиков-римлян, а заштатный городишко Помпею в провинции, населённой, в основном, выходцами из Эллады, а не жестокими латинами, достойными страшной мести? Ведь для Ягве нет непосильных задач. Например, он мог бы организовать показательное землетрясение на берегах Тибра, оживив потухшие вулканы Альбанских гор. Чем же так прогневал своего Вседержителя избранный им народ, что вполне заслуженное Римом историческое возмездие в его адрес ограничилось хоть и впечатляющим, но «не того масштаба» «предупреждением» на задворках Италии? Тогда я догадался, что Помпея здесь вообще не при чём. Что историческим возмездием здесь является как раз, наоборот, разрушение Иерусалима в году семидесятом. Только вопрос: за что? За какие грехи все эти наказания его жителям?

В поисках ответа на эти вопросы я добрался до Боговдохновенной книги, которую подделкой назвать и самый отпетый атеист не решится.

Не убий! Или геноцид со стороны избранных Богом

*

3,5 тысячелетия тому назад израильская (еврейская) волна кочевников-бедуинов из глубин Аравии выплеснулась на земледельческие области Палестины, которые находились в радиусе влияния шумерской культуры, переработанной и обогащённой Вавилоном. Пришельцы из сухих степей поклонялись богу-воителю племени иудеев Ягве, который превзошёл жестокостью самого Молоха, ибо насыщался не отдельными человеческими жертвами, а целыми народами. «Итак, встань, - говорит Бог Иисусу Навину, - перйди через Иордан сей… в землю… которую я даю им, сынам Израилевым. Всякое место, на которое ступят стопы ног ваших, я даю вам, как я сказал Моисею…» (Иис. Нав., гл. 1, гл. 2-4, 9). «Богоизбранный народ» начал свою описанную в Библии историю долгой истребительной войной с аборигенами цветущих тогда земель вокруг Мёртвого моря. Небожитель Ягве предписывал беспощадно истреблять коренное население. Первыми были разрушены до основания ханаанские города Иерихон и Гай. Их жители перебиты все(!) до одного (в отличие от жителей Иерусалима в 70 г. от Р.Х.). Такие войны продолжались с перерывами не одно столетие. Причём, поголовно вырезались не только люди, как в Иерихоне, но «побивалось всё дышащее» (Иис. Нав., гл.11, ст.11), т.е. домашний скот. Не правда ли, знакомый почерк? – Чингиз-хан в Средней Азии. Ради истины следует отметить, известная часть туземных родов оставлялась (опять же по предписанию Ягве) для того же, для чего позднее спартанцам служили илоты, - для упражнений молодого богоизбранного поколения в убийствах.

Уже овладев страной, подавив последние очаги сопротивления, израильтяне продолжали невероятные по бессмысленной жестокости захваты и избиения мирных жителей. Отличился особым садизмом «любимец божий» царь Давид, который вывел из аммонитского г.Раввы всех жителей и «положил их под пилы, под железные молотилки, под железные топоры, и бросил их их в обжигательные печи (подчёркнуто мной. – С.С.). Так он поступил со всеми городами аммонитскими» (2 Царств, гл.12 ст.31). Древнему миру гуманность была не свойственна. Однако жестокость иудеев ни в какое сравнение не идёт, например, с бесчувственностью ассирийцев или кровожадностью хеттов. Царь Навуходоносор – просто любопытный к чужой боли несмышлёныш, по сравнению с царём Давидом.

**

Племенные боги вообще жестоки к инородцам, для них люди — только опекаемый ими народ. Если он внушает своим двуногим чадам, что только они «богоизбранные», то для последних все иные прямоходящие — та же скотина, которую можно «только резать или стричь» (по Пушкину). И с этим внушением «богоизбранники» начинают свою историческую деятельность — режут и стригут всех за пределами своей родины. Благо для них, когда обстоятельства им благоприятствуют, как царю Давиду, для которого в окружающем пространстве тогда не было равных соперников. И горе, когда появляются и начинают резать и стричь их самих нежданные пришельцы из-за тридевять земель, вроде «детей Иула», т.е. римлян.

Не углубляясь в прошлое, лишь скользя по верхам дней минувших, можно обмануться, что в письменной истории человечества были «белые и пушистые», всеми угнетаемые, истребляемые евреи, и все остальные, которые только тем и занимались, что угнетали и истребляли евреев. Однако факты свидетельствуют: евреи, на своём историческом взлёте (прим. 1000 год до н.э.), как народ, живший по заветам племенного бога, были по отношению к инородцам ничуть не лучше, чем римляне спустя 10 веков, испанцы в 15 в и т.д. Сильные всегда и всюду вели и ведут себя с позиции силы. Если бы Давид был исключением из правила, он… не стал бы Давидом.

***

Иудеи отнюдь не автохтоны Палестины. Они покинули свою голодную историческую родину на Аравийском п-ве и создали новое отечество там, где жизнь обещала быть более сытной. Но для этого необходимо было произвести, по нынешней терминологии, «зачистку» территории, избавиться от «лишних ртов». Ими оказались аборигены Палестины — мирные земледельцы, ремесленники, люди интеллигентных профессий, бессильные перед «пилами», «железными топорами» и «молотилками» безжалостных кочевников-скотоводов, а пуще того — перед неслыханным средством массового уничтожения, которое автор (авторы) Библии, этой Книги книг, назвали «обжигательными печами».

Спустя тысячелетия писатель Куприн будет восторгаться, мол, где теперь все эти хвалёные ветхозаветные филистимляне (палестинцы)? И след простыл! А народ иудейский жив. Видимо, выдающийся наш прозаик по рассеянности не заглянул за заслонку тех печей. Или не внимательно читал Библию: «Ибо от Господа было то… чтобы не было им (тем самым „филистимлянам“. — С.С.) помилования, но чтобы истреблены были так, как повелел Господь Моисею» (Иис.Нав., гл.11 ст.20). Судите сами, кто более человеколюбив, Моисей и Давид, или Веспасиан с Титом? По мне, о человеколюбии здесь говорить вообще не место.

Попробуй после этого не верить в историческое возмездие, как в реальность, установленную таинственным Провидением!

Промежуточное заключение

Слышу за спиной нетерпеливое сопение некоего комментатора: «О своих соотечественниках расскажите, писака, о русских – с позиции описываемого явления в их адрес! А то всё о бедных евреях. Опять евреи виноваты!». Спешу ответить: непременно расскажу. У всех рыльце в пушку, в том числе и у моих единокровцев. Дойдёт очередь и до них. Весь ХХ век, едва успевая перевести дыхание, переживаем мы историческое возмездие. Как осилю эту тему, прибавлю новое сочинение к серии, в которой уже, вслед за «Уроком Помпеи», стоят в очереди наши ближайшие соседи. Немного терпения!

1.0x