Авторский блог Марина Струкова 06:23 21 мая 2014

Цветы и плоды

Когда захожу в магазин, вижу два-три вида импортных яблок, которые продаются там круглый год. Пресный сок, отсутствие аромата, словно селекционер старался убить живую прелесть вкуса и запаха.

Символом рая недаром стал сад. Не лес с его красотой, но, увы, непредсказуемостью, а упорядоченный и безопасный цветущий мир. Не следует ли считать первым садовником Творца, научившего человека работать с землей? С давних пор сад - это больше чем ряды плодовых деревьев, он символ красоты и покоя, вдохновитель философских размышлений и романтической поэзии, магический чертог и вместилище космических энергий. Его символика и планировка связаны с экзистенциальными представлениями о медитации, целительных силах земли и неба, ритуальными геометрическими узорами и шифрами.

Но для многих сад - просто символ малой родины. Выросшие в провинции вспоминают не асфальтированный двор с чахлой клумбой, а вишневые заросли, широкие яблоневые кроны. У японцев существует праздник Ханами, когда они любуются цветением сакуры. Да и нам как не любоваться на изящные ветви вишен в акварельно-белом цвету, над которым кружатся пчёлы и бабочки? «Подай мне сад на старость лет» - мечтала Цветаева. «Здесь будет город-сад» - обнадеживал Маяковский читателей, рисуя стройку. Весна – это красота пробуждающегося сада. А венец лета в России - Яблочный спас. Наверное, яблоня – главное дерево русского сада, из монастырских садов Киева постепенно распространившееся до северных окраин Московии.

Когда захожу в магазин, вижу два-три вида импортных яблок, которые продаются там круглый год. Пресный сок, отсутствие аромата, словно селекционер старался убить живую прелесть вкуса и запаха. Дожили до того, что есть много яблок вредно из-за химии, которая содержится в них. В марте СМИ сообщили, что Роспотребнадзор принимает меры по отзыву из оборота польского сорта Gala в связи c обнаружением там высокотоксичного вещества. Из 5 млн. тонн яблок, которые отправляют на экспорт все страны, более 1 млн. тонн закупает наша страна. И вспоминается яблоневый сад моего детства, его ветви, отягощенные плодами с сахаристо-белой или розоватой мякотью - ярко-жёлтыми, алыми, зелёными. Неужели настолько истощилась природа России, что теперь нужно везти из-за границы напоминающие крашеный пенопласт фрукты? Каковы перспективы садоводства в нашей стране с тучными чернозёмами, но проблемной экономической обстановкой? Последние политические события показали, что России следует быть самодостаточной во всём, не полагаясь на зарубежные поставки.

От настроения отечественных фермеров во многом зависит благополучие страны. У нас 250 тыс. фермерских хозяйств и 18 млн. личных подсобных. Как и в любой сфере здесь есть свои трудности, но и возможность их преодоления. Кроме меняющихся законов, причуд климата и социальных условий, главное – человеческий фактор, а многие наши соотечественники выбрали работу с землёй не только из практических соображений, скорее, из любви к ней, это их место под нежарким российским солнцем, которое невозможно оставить.

Рассмотрим условия, в которых приходится работать этим энтузиастам. В 2012 году Россия вступила во Всемирную торговую организацию. А до этого, в 2010 году садоводческим хозяйствам впервые отменили субсидии на закладку сада. К тому же в связи со вступлением в ВТО было принято обязательство по снижению уровня поддержки сельского хозяйства с 9 млрд. долларов в 2012 году до 4,4 млрд. долларов в 2017 году. Правила ВТО требуют сокращения поддержки своего производителя. Ещё ряд аспектов: сейчас в России можно страховать сам урожай, а не насаждения, хотя погодные катаклизмы могут привести к гибели сада на любом этапе. А ставка по кредитам для фермеров на срок до 8 лет в России составляет более 8%, в то время как немецкие и израильские банки предлагали сельскохозяйственные кредиты на 5 лет со ставкой 3-5% годовых, но продолжат ли они теперь деятельность в России? И заменят ли их банки российские?..

Обратимся к зарубежному опыту. Почему в отечественных магазинах так много яблок из Польши? Оказывается, там реализуется программа по поддержке плодоводства, поэтому Польша занимает 3-е место после Китая и Америки по производству яблок. Садоводу компенсируется до 70% затрат, в этом участвует Евросоюз и собственно польское государство. В Китае компенсируется не менее 80% затрат.

В России стоимость закладки сада приблизительно равна европейской. «Расходы федерального бюджета на поддержку аграрного сектора не попадут под общее пятипроцентное сокращение в 2014-2016 годах», - заявил глава Минсельхоза в прошлом году, это радует, но с тех пор многое изменилось…

Если судить по статистике, которую приводят СМИ, весна начинается неплохо для сельского хозяйства. Действует федеральная программа «Поддержка начинающих фермеров на 2012–2014 годы». Но русский человек зачастую скептически, и не без оснований, относится к проектам власти. Реакция фермеров с поволжского форума на упомянутую программу оптимизмом не отличается:

«Это очередная сказочка. Я занимаюсь сельским хозяйством пять лет и честно скажу: если у вас нет лохматой лапы наверху, то ничего простым фермерам не светит, ведь у тех начальников, которые будут распределять бабосы, есть родственники, на худой конец друзья, и угадайте, где осядут денежки».

«Я даже больше скажу: если у вас связей нет, вы никогда и не узнаете о программах поддержки. Я, например, узнал о субсидии на открытие собственного дела по баннерам в другой области. Вернулся домой, поинтересовался - да есть. Записался. 8 месяцев мурыжили, но дали. Программа есть и сейчас, но вот, чтоб кому-то ещё дали - не слышал. Но деньги куда-то же идут?»

«Единственное, что можно сделать - получить кредит и попасть в кабалу к банкам».

Вот она, неизбывная беда беззащитного крестьянина - воровская алчность чиновника, за которым нужен глаз да глаз - как со стороны государства, так и со стороны общества. Но сама экономическая обстановка подталкивает руководство наконец-то поддержать фермеров, а не возлагать надежд на зарубежную продукцию. Фермеры в свою очередь укрепят российский рынок.

Давняя проблема провинции – отсутствие работы. И безработица начнёт прогрессировать, если давить налогами малый и средний бизнес - например, какой-нибудь консервный заводик в райцентре, или артель пчеловодов. Людям будет проще забыть о предпринимательстве и податься в столицу, к примеру, сторожить чужую фирму по перепродаже, ничего не производящую. Между тем, сады в регионах, подходящих для плодоводства, могут обеспечить занятость населения. Помню, как не раз в родном Черноземье проезжала на автобусе мимо больших садов в том же в селе Коростелево. Аккуратные ряды яблонь, усыпанных румяными плодами, радовали глаз. Кто сейчас занимается этими райскими кущами? А ведь до нескольких тысяч человек сельского населения могут трудиться в крупных садах и на связанном с ними производстве соков, вина, кондитерских изделий. Вот, к примеру, ЗАО “Сад-гигант” в Славянске-на-Кубани, Краснодарского края, занимающий 2,2 тыс. гектар, произвел в 2009 году — 60 тыс. тонн плодов. Тогда там работали 2000 человек при фонде зарплаты в 400 млн. рублей. Думаю, России нужно больше таких организаций в провинции, тем более что остались заброшенные деревни с массой строений. Представляю знакомый хуторок Ольшанку: дома закрыты, ни души, зато цветущие деревья властно раскинули ветви над заросшей улицей.

В российской политике пока есть партии и люди, не равнодушные к проблемам маленького человека. В начале апреля депутаты от "Справедливой России»" Андрей Крутов, Иван Грачев, Оксана Дмитриева, Михаил Емельянов, Наталья Петухова и Дмитрий Ушаков внесли в Госдуму два законопроекта, направленных на поддержку малого бизнеса. Первый законопроект в Налоговом кодексе расширяет круг налогоплательщиков, имеющих право применять упрощенную систему налогообложения. Второй проект закона вносит изменения в закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в части установления дополнительных мер поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (http://irkutsk.spravedlivo.ru/). Всё это касается и фермерства.

Что касается регионов, то, к примеру, законодательное собрание Приангарья 19 марта во втором чтении приняло закон «Об областной государственной поддержке деятельности по ведению садоводства, огородничества и дачного хозяйства на территории Иркутской области». Как сообщает сайт ИРК.ру., данный законопроект представил на седьмой сессии ЗС депутат Госдумы Андрей Крутов, который сказал: «Мы удовлетворены самим фактом принятия закона, он означает, что садоводческие объединения добились признания своей важности и нужности. Честно говоря, мало кто верил в то, что его примут в любой форме». Судя по публикациям, Андрей - человек энергичный и решительный, последовательно отстаивает интересы простых граждан, в том числе в сфере налогового законодательства, поддержки малого бизнеса, ЖКХ: «Главное, чтобы средства, которые будут выделяться на поддержку дачных кооперативов, тратились по назначению. Мы попробуем проследить за этим в режиме депутатского контроля. В любом случае надеемся, что программа помощи садоводствам будет эффективной и улучшит качество жизни жителей области».

Но поскольку таких политиков мало и против них вся громадная машина бюрократии, фермерам нужно и самим объединяться для защиты прав, узнавать о новых законах, заниматься самообразованием, осваивать передовые технологии. Однако наш крестьянин зачастую равнодушен к сообщениям о научно-технических разработках, и не потому что консервативен, а потому что не по карману - представьте, на ферме работает человек десять, как им выкупить изобретение за миллион? Даже если дадут кредит, примите во внимание проценты и срок возврата. И крамольничает русский мужик, после работы открыв свой блог - ведь провинция у нас на 50 процентов компьютеризирована: «Вся передовая инновационная деятельность – это прикрытие воровства в той или иной форме». И утверждает, что если бы дать ему те миллионы, которые «распилены» в научных центрах, он бы сам создал чудо-технику.

Есть специфическая проблема – необходимость специализированной для садоводства техники, которой в РФ, по сути, не делают, а субсидированный кредит на покупку иностранной получить невозможно. Но не всё так безнадежно, оказывается, в Мичуринске есть единственный разработчик и производитель таких машин Региональный научно–технический центр «Индустриальные машинные технологии интенсивного садоводства» (РНТЦ «ИнТех»). С ним сотрудничают садоводы Тамбовской и Липецкой областей, Краснодарского и Ставропольского края, Татарстана и Башкирии. Появился «ИнТех» недавно, и хотелось бы надеяться, такому примеру последуют другие регионы.

В Мичуринске, как и ряде других городов России, активно работают селекционеры.

Но хотелось бы верить, что даже через годы российские фрукты не уподобятся импортным, которые проходят более двадцати химических обработок и ценятся лишь за экономическую эффективность. Правда, у бизнеса свои законы. Например, нынче заявляют, что знаменитая Антоновка относится к устаревшему сортименту. А ведь её как символ русской деревни и русской усадьбы воспевали классики. Иван Бунин посвятил рассказ «Антоновские яблоки»: «Помню раннее, свежее, тихое утро. Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, тонкий аромат опавшей листвы и — запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести. Воздух так чист, точно его совсем нет, по всему саду раздаются голоса и скрип телег. Это тархане, мещане-садовники, наняли мужиков и насыпают яблоки, чтобы в ночь отправлять их в город, - непременно в ночь, когда так славно лежать на возу, смотреть в звездное небо и слушать, как осторожно поскрипывает в темноте длинный обоз по большой дороге. Мужик, насыпающий яблоки, ест их сочным треском одно за одним, но уж таково заведение — никогда мещанин не оборвет его, а еще скажет: Вали, ешь досыта!».

Там и народные приметы: деревенские дела хороши, если антоновка уродилась: значит, и хлеб уродился; ядреная антоновка к хорошему году.

Иван Шмелев красочно описывает антоновку в своей умиротворяющей, как «Жития святых», книге «Лето Господне»: «В канун Покрова, после обеда, — самая большая радость: мочат антоновку. В столовую, на паркет, молодцы-плотники, чистые, русые, ясноглазые, втаскивают огромный рогожный тюк с выпирающей из него соломой, и сразу слышно, как сладко запахло яблоком. Ляжешь на тюк — и дышишь: садами пахнет, деревней, волей. И катится по паркету яблоко, большое, золотое, цвета подсолнечного масла. Все запускают руки, все хотят выбрать крупное самое — «царя». Вытираем каждое яблоко холстинным полотенцем, оглядываем, родимые ямки-завитушки заливаем топленым воском. Тут же стоят кадушки, свежие, белые, из липки. Овсяная солома, пареная, душистая, укладывается на дно кадушки, на нее — чтобы бочками не касались — кладутся золотистые антоновки, и опять, по рядку, солома, и опять яблоки... — и заливается теплой водой на солоде».

Я думаю, с каким расчетливым равнодушием, лишенным творческого вдохновения, создавались безвкусные сорта привозных яблок, которым заполнены наши прилавки. У них и названия подстать - М9, М26. Но, конечно, и в Европе есть садоводы-художники. Работать более двадцати лет, чтобы вывести яблоко «Розовый жемчуг» с изысканной нежно-розовой мякотью и ягодным вкусом, в этом чувствуется любовь бельгийских селекционеров к своему делу.

А в Швейцарии якобы скрестили яблоко и помидор, назвав сорт «Красная любовь» - правда, не знаю, к чему вносить в мир природы такую путаницу? Пусть и стала она сенсацией. Ведь у этого фрукта мякоть и вовсе ярко-красная. Новость тиражируется в Интернете, прославляя швейцарского селекционера Маркуса Кобера. Но вдруг замечаю статью на английском языке, опубликованную одним из иранских сайтов http://www.presstv.ir/. Эксклюзив, уважаемые читатели, оказывается, такие яблоки издавна растут в глухом иранском селе Бакран! Не оттуда ли вывез саженцы хитроумный европеец, объявив красное яблоко – своим творением? А между тем скромные иранские сельчане, в том числе и старейший житель деревни, умерший в возрасте 130 лет в прошлом году и помнивший красные яблоки с детства, считают свой край исконной родиной этого не только красивого, но и полезного фрукта - ведь по свидетельству медиков, жители Бакрана отличаются особым здоровьем и долголетием. Но, увы, иранцы не догадались вовремя раскрутить необычный сорт местных плодов. А пока Великобритания приобрела у швейцарца эксклюзивное право продавать саженцы «новой» яблони.

В России селекционеры не гонятся за оригинальным цветом, здесь иные достижения.

На участке Николая Лошкарева из Камышина яблоки вырастают до килограмма весом. Думаю, русские садоводы могли бы вывести самый крупный сорт этого фрукта - царь-яблоко. Но для достижений в сельскохозяйственной сфере, как и в любой другой, нужны благоприятные условия. Если в России снова мыслят глобальными категориями, то надо, прежде всего, позаботиться о процветании земли и её хозяина, уверенного в своём будущем. Ибо это основа для прочих свершений.

А возможен ли «город-сад» в наше время? Сформулированная социологом-утопистом, эта идея существует с девятнадцатого века. Изначально призывающая к созданию посёлков, окруженных парками, она усложнилась, адаптируясь к пыльному каменному лесу мегаполиса. Появилось городское фермерство, когда на крышах высотных зданий не только сажают сады и огороды, но и разводят рыбу. Представьте, далеко внизу снуют машины и спешат толпы прохожих, а над ними, почти под облаками зреют фрукты, плещется морская живность. Пока таких примеров немного, но поскольку внимание мира обращено на решение экологических проблем, у философии города-сада есть серьёзные перспективы.

…Почему бы не завершить эти размышления хокку, перекликающимся с непредсказуемой русской весной?

Белая вишня на красном склоне.
Люди сразились в жестокой схватке,
но не задели цветущей вишни.

1.0x