Авторский блог Портал Русская вера 17:50 14 августа 2014

Терентий Мурачёв: «Встречаются люди, которые против развития частного земледелия»

Трудно ли боливийскому крестьянину, даже и старообрядцу, работать на земле в современной России? Какие опасности и препоны подстерегают человека, решившего связать свою жизнь не с модной ныне карьерой чиновника или офисного клерка, а с матерью-землей? Мы беседуем с главой семьи старообрядцев Мурачёвых — Терентием, хорошо известным в современной России, вернувшимся из Южной Америки.

Старообрядческие семьи Иосифа и Терентия Мурачёвых хорошо известны в современной России. Вернувшиеся из Южной Америки, они являют собой крайне интересный и важный опыт реэмиграции, когда коренные жители страны, сохранившие её древние устои, возвращаются на свою уже изрядно изменившуюся и полинявшую Родину.

Традиционный старорусский крестьянский уклад старообрядцев Боливии, Бразилии и Аргентины уже трудно встретить в современной России. Раскулачивание и коллективизация 30-х годов, борьба с частниками в 60-70-е гг. и уничтожение ростков фермерства в 90-е практически истребили архетип русского сельского хозяина, землевладельца и крестьянина.

Тем интересней, что есть еще на свете, пусть и за пределами Российской Федерации, люди, живущие по заветам седой старины и не мыслящие своё существование без христианской веры и земли-матушки. Мы беседуем с главой семьи Мурачевых, Терентием, и задаем откровенные вопросы, касающиеся христианской веры и работе на земле.

Вера и молитва

Доброго здоровья, Терентий. Расскажите, как принято молиться у христиан-староверов в Америке, как, например, вы молитесь? Когда утреню, а когда вечерню?

Мы молимся как в монастырях: утреню — утром, вечерню — вечером. Заканчиваем в 8-9 часов утра. На службе и читаем, и поем. Говорят, однако, что в приходах центральной России утреню читают вечером. Приезжали к нам наши добрые знакомые Роман с Димитрием и рассказывали, что видели в церквах (старообрядческих — прим. ред.). Димитрий говорил, что он побывал в церкви, и рассказывал, что у них действительно с вечера утреню молятся. У нас же когда по уставу Всенощное бдение, мы с вечера молимся эту утреню

Христиане, живущие в Боливии, молятся по домам или имеется общая моленная?

В Боливии ходят в общую моленную, мы к этому привыкли. Когда сюда приехали, нам сельсовет дал свободный дом. Мы сделали из обыкновенного дома моленную и молимся там. В Боливии тоже есть моленные почти в каждой деревне. Как же без моленной? Надо и крестить, и венчать, и отпевать, и хоронить. Там всё общее, для христианских нужд, для жителей деревни.

А кто обычно совершает таинство крещения?

Настоятель, наставник. Если по каким-то причинам его дома нет, может помощник.

Только мужчины совершают крещение? Бабушки не крестят?

Да, только мужчины.

А в России кое-где у безпоповцев и бабушки крестят…

Я не удивляюсь этому. Здесь жизнь так складывалась. Наша тётка Марина рассказывала, что при Советской власти мужчины все были на работе, на службе, кто-то долго не бывал дома. Не было никакой возможности возглавлять молитву, и потому за всех бабушки молились, службы не оставляли, в том числе и крестили. Постепенно это вошло в обычай и осталось. Но по-стародревнему уставу причет церковный должен быть мужской. Из мужчин выбирается настоятель и его помощник, опять же, чтецы.

И даже на клиросе женщины не поют?

Нет, только сзади припевают.

Дочери не поют ваши?

Они только в моленной подпевают. Хотя женщин и учат церковному чтению и пению, но это нужно для самообразования. В церкви они не поют. Конечно, бывают несчастные случаи, когда у женщины родится дитё, и видна нужда, что надо срочно крестить его (в случае сильной болезни или нежизнеспособности младенца — прим.ред.). Где тут бежать за настоятелем или помощником? Вот скорее и крестят сами.

А где учатся грамоте, русскому языку, церковному чтению?

Обычно из самых грамотных и знающих людей выбирают учителя. Но в последние годы приходится жить без учителей. Когда переехали в Калужскую область, остались без учителей. Сейчас мы переехали сюда, здесь также нет учителей, по нужде это переселение у нас получилось. В Бразилии два года прожили, в Уссурийске год, здесь год, уже четыре года.

Скажите, вы молитесь святым, прославившимся после раскола? Старообрядческим святым? Священномученику Аввакуму, например?

Мы молимся только тем святым, которые указаны в старопечатных книгах, в Церковном Уставе. Хотя сам Христос сказал, что в последние времена будут великие мученики. Аввакума и Морозову почитаем за мучеников. Боярыня Морозова, по описаниям, сколь много страданий пережила.

Говорят, что Боливия наиболее бедная страна региона и старообрядцам богаче живется в других странах Латинской Америки, особенно в Бразилии. Так ли это?

Нет, не так. В Бразилии проживает несколько родственников, например, два зятя — Иолий и Моисей. И не очень богато живут. Иолий приехал из Аляски, где катера продавал. Но богатые есть и в Боливии, даже миллионеры.

Чем в основном занимаются староверы Латинской Америки?

Главным образом земледелием. Взращивают посевы. Землю чаще всего арендуют, хотя это недешево. На арендованной земле и работаем с использованием техники.

А что выращивают?

Выращивают сою, кукурузу, понемногу рис, сорго на продажу. (Сорго — род однолетних и многолетних травянистых растений семейства Злаки, или Мятликовые (Poaceae). Включает около 50 видов, которые произрастают в Азии, Африке, Южной и Северной Америке, Европе и Австралии — прим. ред.). Сорго по-русски — это ковыльян. Такая некрупная. Мало соберёшь с гектара центнеров, дёшево стоит.

Выгоднее выращивать сою. Её покупают две крупные компании. Одна перунаская, другая из Чикаго, США. Эти две компании контролируют весь рынок сои и одновременно конкурируют друг с другом. Соя используется почти во всех продуктах, торговля ей выгодна и эти компании делают так, чтобы помимо них продажи сои не велись. С этого они имеют большие проценты, большие деньги. Только Бразилии недавно удалось выйти из под контроля этих компаний.

Помимо посевов, сажают овощи, картошку, например. Кроме сельского хозяйства мало чем занимаются. У кого есть техника, тому проще, можно обработать большие площади земли. Мы с сыном смогли приобрести там технику. Но не у всех хватает средств на новую технику. У кого денег мал — работает безвыходно, сажает картошку вручную, а другие идут сами наниматься на работу (сельскохозяйственными рабочими к другим старообрядцам или иноверным — прим. ред.)

В Бразилии такая же экономическая ситуация?

В прошлом практически все русские, и не только русские, занимались земледелием, посевами. Этому способствовали законы того времени. Но сейчас политика меняется. Президент стал за бедных и рабочих. Рабочему классу он решил помочь, дал возможность открыть небольшое дело, заняться мелким предпринимательством.

Ну, купить швейную машинку, биточку или мельницу, что-нибудь смолоть. А это уже много в Бразилии. Богатые тоже живут по-прежнему, с ними ничего не смогли и не стали делать. А вот средним (фермерам, средним предпринимателям – прим. ред.) тяжелее всего, их закрывают.

Проживающим в Бразилии староверам стало тяжелее заниматься сельским хозяйством?

Да, тяжело стало. Из тех, кого знаю, осталось человек 10 (вероятно, имеются ввиду 10 семей — прим. ред.), кто самостоятельное хозяйство ведет, сеет. Остальные нанимаются в чужие хозяйства. Иногда нанимаются к своим староверам, иногда к иноверцам.

Но работать у иноверных, у католиков, например, не подходит потому, что у них другой церковный устав, другое расписание календаря. Если наниматься к неверным, трудно сохранять христианские обычаи. Они даже праздники христианские не празднуют, а мы празднуем Господские, Богородичные, святым и великим. Неверные даже воскресенье не соблюдают. Выходной один раз в месяц.

Конечно, староверы стараются больше наниматься на работу к своим христианам. Но и это стало непросто в последние годы. Если раньше можно было наняться надолго, на месяцы, то сейчас нанимают на день, и даже почасно. Работы много, а денег мало. Постоянно приходится переходить с места на место.

У меня есть сестра и её муж, он в работниках нанимается, у него несколько баранов и коров, 4 гектара земли. Для Бразилии это совсем немного. Одно время он ездил в Боливию наниматься, но там тяжело. Нас на фазенду устроили работать. Они живут в области Монтоброссер, район Приморьера.

Сколько сегодня в Латинской Америки проживает часовенных христиан-староверов?

В Бразилии больше тысячи семей. В Боливии также немало — семей 500. Есть семьи в Уругвае, в Аргентине. В Чили живет пара семей 1–2, они переехали туда из Боливии. В Чили им понравилось, там законы и обстановка лучше, чем в Боливии, но пока никто к ним не подъехал.

Вспоминают ли там наши староверы свою исконную Родину?

Конечно. Все помнят Россию, часто говорят о жизни в России. Да и их и называют там русскими. С другими народностями отношения нормальные, в Бразилии сейчас демократия. Хотя при новых правительствах появились большие сложности для фермеров.

Есть ли в Латинской Америки ещё желающие переехать в Россию?

Да, вобщем-то немало такого рода людей, много желающих приехать в Россию. Но от желания до решения приехать далекая дорога. Многие боятся, что в России сейчас очень всё сложно, трудно устроиться. Нас еще до поездки об этом предупреждали. Родственники отнеслись с сомнением к нашей затее переехать в Россию. Они нас посчитали авантюристами, за то, что решились и поехали в такую даль с семьями.

Некоторые ждут, что мы опять вернёмся в Боливию или Бразилию, так как не справимся с трудностями. Впрочем, молодежь готова приехать, посмотрят как мы живём, и в другие деревни, где есть староверы-переселенцы.

Из Америки как проще сюда возвращаться: целыми семьями или по одному?

Один человек не может переехать, это тяжело очень. Семьями, конечно, проще. В среднем в семье от 4 до 10 человек бывает. Но пока побаиваются. Приедешь, пока паспорта не оформишь — не дают землю; её ещё не дают, пока не оформишь крестьянское фермерство; крестьянское фермерство не дают, пока нет дома и коров, овец. Получается замкнутый круг. Всё это тяжело очень. Нет интереса выезжать, всё-таки многие там пока живут спокойно.

Кто там живёт, знает из СМИ что-то о российской жизни?

У многих есть теперь интернет, раньше не разрешался. Они видят новости и про Россию, и про нас. Их ужас берёт, что мы тут два года прожили, а жизнь наша до сих пор не наладится, как следует. С другой стороны, ситуацию надо знать, потому что российские послы-то там лукавят, наверное.

Но у нас был серьезный настрой ехать в Россию. В Боливии стало тяжело заниматься фермерством, трудно найти хороших наемных работников, а те, которые есть, требуют гораздо большего. Правительство принимает законы, по которым работника, проработавшего 5 лет, надо наделить как сына. Фермерам трудно стало работать. Президент всё бедным старается помочь, для среднего класса — ничего. И национальная политика меняется. У индейцев всё есть, а у белых людей ничего нет.

Видел в местных «Новостях», президент говорил, что нужно выдворить белый народ из страны. Сегодня индейцы имеют больше прав, чем белые. И хотя белых так немало — это испанцы, французы, немцы — они живут, главным образом, в двух крупных городах. Они хотели как бы уединиться в своих областях (создать автономии — прим. ред.), но правительство не позволило и оставило на одних правах с индейцами.

Президент сказал, что просто так европейцев выгнать нельзя, но экономическими и политическими мерами нужно создать такую им жизнь, чтобы они вынуждены были уехать. Я решил не дожидаться такого поворота событий и быстрей сам уехал. То есть жить там непросто, иногда тяжело. Но многие наши как-то привыкли и еще больше боятся российской неустроенности.

Какая помощь требуется при переезде, что самое сложное?

Мы не представляли таких сложностей, которые встретили на самом деле, когда в Россию приехали. И хотя многие люди здесь хорошие, но встречаются некоторые старой закваски, со старыми коммунистическими взглядами на частное земледелие. Не хотят, чтобы частники сеять начинали, земледелие поднимали, препоны и препятствия ставят.

Еще одна проблема — деньги на переезд. Многие без денег приезжают, нет одежды тёплой, инструментов, продуктов. Не менее сложно получить паспорт и землю…Пока не получишь паспорт Российской Федерации — ничего не можешь сделать. Пока мы жили в Уссурийске, нам сделали за полгода и сказали, что это быстро, другие ждут гораздо больше.

Когда переехали в Калужскую область, то понадеялись быстро начать дела. Но встал вопрос прописки, на оформление которой ушло 3 месяца. Нашли, наконец, дом в деревне (где ныне проживает семья Мурачёвых — прим. ред.) С хозяйкой договорились быстро, но оформления документов пришлось ждать очень долго.

Обратились к Роману Анатольевичу (одному из добровольных помощников — прим. ред.), чтобы помог. Получилось сделать другой домик с документами, все туда прописались. Без прописки не зарегистрировать ИП (индивидуальное предпринимательство). Без ИП нельзя землю в аренду взять. Нужно паспорт получить, потом прописку ждать, потом ИП оформлять, потом идти землю искать…

И каждый этап очень длительный. Хорошо, что помогли люди по интернету. Мы рады! До сих пор помогают…В интернете разместили просьбу о помощи. Люди помогали, кто одеждой, кто чем. Удалось собрать и заплатить за этот домик 80 000 рублей.

Если бы не помощь, могли бы выгнать. Можно сказать, всем миром помогали, представители разных согласий. Даже из католической церкви. Приезжали и бедные, и богатые, смотрели, чем помочь. Даже из Ростова люди приезжали, технику нам подарили…Мы на ней первую пахоту прошли, весну пахали, была суровая зима. Брал в аренду трактор, и пахали. Но, так как снегом завалило, остались комки, трактору неудобно работать. Два дня поработали и полетели подшипники. Пришлось снимать кабину, чтобы починить.

Иногда приходиться спорить с местными специалистами по сельскому хозяйству по поводу того, в какое время следует сеять. Один невыносимый человек говорил: «Сейте быстрее!». А я ему отвечаю: «Нет влаги, что сеять-то тут. Это всё равно, что выбросить семена».

Добрые люди помогли перепахать, а Бог дал дождя, и земля перележалась, стали сеять. Быстро посеяли. Показывали нам соседний посёлок, там раньше посеяли — уже взошло. Но там сорняком всё заросло. В местных деревнях не так удобно вести частное хозяйство. Дома стоят рядом друг с другом. А для полноценных сельских работ надо иметь расстояния не меньше 100 метров между домами, чтоб было место технику поставить и всё, что нужно развернуть.

Еще у нас, например, такая была проблема. Когда мы переехали в Уссурийск, то нам там дали подъёмные. Но местность, тамошние земли оказалась неподходящими для фермерства. Пришлось ехать сюда, в Калужскую область, а уссурийские власти стали требовать 600 тыс. вернуть, иначе судом грозили. Мы стали писать президенту, министрам, Рамаданову, чтоб помогли и позволили не возвращать. Как-то всё решилось…

В Уссурийске остались семьи?

Там остались 5 братьев с семьями, дети женаты. Они там нормально устроились. Позвонили мне на днях из Москвы, об этом писали в газетах. Сообщили, якобы кто-то из УФМС приехал к ним и сообщили, что не в силах им помочь, чтобы ехали к своим, или в другую область…

Скажите, а отношения с часовенными. которые живут на Урале или в Сибири, вы поддерживаете?

Да!

Почему же никто не едет к часовенным на Урал или в Сибирь?

Они приглашали, но у них там совсем другие привычки, другая работа. Многие на государственных работах или в частных компаниях. Ловят рыбу на Енисее, занимаются охотой, промыслами. Охотятся на продажу. Огороды только для картошки. Там наш брат двоюродный живёт, в Сибири, богато живёт, взял большое охотничье место себе, 700 км взял охотничье угодье, заимки поставил, он арендовал землю у государства. Даже помощь от него получает. Доглядывает землю, вертолёт прилетает, помогает при необходимости. Живут посёлками, в кучке. Но мы привыкли по-своему. Нам нравится труд на собственной земле, свой скот, свое хозяйство, техника.

Беседовал Глеб Чистяков

Оригинал статьи

1.0x