Авторский блог Антон Александров 10:27 5 ноября 2015

Старик Хоттабыч и Постмодерн

Старик Хоттабыч – это человек, который, говоря современным языком, «не вписался в социализм». Зато он прекрасно бы вписался в современную постмодернистическую элиту. Он мог бы быть популярным экстрасенсом или астрологом, владельцем опиумных плантаций или «лицом» крупной террористической организации.

https://zen.yandex.ru/media/antonalexandroff/pochemu-starik-hottabych-ne-vpisalsia-v-socializm-5e8458c1e42ae3177731b10f

Случайно, переключая от безысходности каналы ТВ, наткнулся на фильм «Старик Хоттабыч» образца 1956 года. Я, конечно, видел его раньше и книгу в детстве читал, но как-то сердцем не прочувствовал. Неожиданно для меня, фильм из категории подросткового «ретро» резко перескочил в «высшую лигу». Похожая, в общем, история давно произошла с работой Носова «Незнайка на Луне», которую теперь все считают (вполне заслуженно) неким глобальным пророчеством о российских 90-ых.

В чем же суть фильма или книги, которая, кстати, несколько раз переписывалась в зависимости от политической конъюнктуры?

Старик Хоттабыч – это человек, который, говоря современным языком, «не вписался в социализм». Несмотря на все свои сверхвозможности, он бессилен – никто не воспринимает его высокий социальный статус (по меркам традиции) всерьез. Хоттабыч постоянно попадает в нелепые ситуации, ему «не везет», над ним смеются, когда он пытается разруливать проблемы привычным ему способом.

Локальные «традиционные» чудеса Хоттабыча жестко «подавляются» глобальными чудесами науки и разума. Ковер-самолет бьётся реактивным ТУ-104, источник пресной воды перекрывается искусственным морем, стадо породистых верблюдов меркнет перед блеском сталинского метро.

Хоттабыч искренне не понимает, откуда берутся знатные рудокопы и пастухи, ведь если ты такой знатный, то почему тебе никто не подчиняется?

Так как книжка детская, главный вопрос про все это безобразие Хоттабыч вслух так и не задает. А вопрос это чисто булгаковский – ежели бога нет, то кто тогда всем управляет? На каком основании?

Волька, с высоты эпохи Модерна, снисходительно учит старика о том, что «человек сам всем и управляет», а если у вас мало Модерна, то мы садимся в реактивный самолет и «летим к вам». Хоттабыч, который хоть сердцем и чует, что здесь что-то не так, вынужден подчиниться. И действительно, в 1955 году казалось, что время его ушло. Однако реальность оказалось намного сложнее. Оказалось, что джинн вовсе не опоздал освободиться из кувшина, а наоборот - опередил свое время.

Всего через каких-то двадцать лет, к концу семидесятых, уже Волька со своим тезисом «Лучше смерть, чем быть спекулянтом!» оказался полным анахронизмом. Советские фильмы того времени даже не заикались про коммунизм. В показательном рязановском «Гараже» 1979 года люди борются уже не за всеобщее счастье, а за остатки человечности.

К 2015 году и эти остатки были развеяны по ветру истории. И вот тут бы Хоттабычу выйти «во всем белом» со своими чудесами, золотом, рабством и традиционным мировоззрением.

Вы замечали, кстати, что новости про «очередной угон в рабство на территории РФ» уже не вызывает у Вас культурного шока? Да, появляется некоторое беспокойство, как после новости про очередной коррупционный скандал в сфере ЖКХ, но не более того.

Так что Хоттабыч прекрасно бы вписался в современную постмодернистическую элиту. Он мог бы быть популярным экстрасенсом или астрологом, владельцем опиумных плантаций или «лицом» крупной террористической организации.

Выступая где-нибудь на ток-шоу с рассказом о «стране, где живут одни лишь плешивые люди», он наверняка бы имел оглушительный успех. По сути, сегодня сознание людей, особенно младших поколений, уже настолько «фрагментировано» виртуальной реальностью, что, возможно, через несколько десятилетий новость о «неблагородных отроках, которые должны подчиняться благородным» уже не вызовет системного отторжения.

Постмодерн, как известно, характеризуется парадоксальным смешением стилей. В контексте системы управления это предполагает синтез «традиционной» сословной модели власти и технической составляющей Модерна. Как показала нам вселенная «Звездных Войн» совмещение рабства, магии и космических кораблей вполне себе возможно. Оказалось, что звездолеты могут летать и без демократии и без парламента и, страшно сказать – без соблюдения прав человека.

Какова будет точка отсчета «сверхновой» сословной системы? Это вопрос, конечно, на миллион. Пока на поверхности лежит идея создания благородного сословия на чисто физическом уровне – за счет генных модификаций человека. Трехметровому гиганту, в жилах которого течет настоящая голубая кровь, будет совсем просто объяснять обычному «низкорослому» человеку почему тот обязан подчиниться и делать «ку» два раза. Хотя, конечно, могут быть и другие, более экзотические, варианты социальной стратификации.

В итоге, рановато мы попрощались с Хоттабычем. На самом деле он уже здесь, стоит за кулисами в ожидании подходящего реквизита, чтобы выйти на «сцену истории» уже во всем своем блеске.

1.0x