Авторский блог Илья Стебенюк 12:43 30 июня 2015

Советы нынешним ученикам, или наблюдения репетитора

Весь прошлый год я вел репетиторские занятия по химии, биологии. Занимался с учениками 8-10кл. и, по результатам этих занятий, в процессе «обратной связи» с учениками, у меня выстроилось понимание, что из себя представляет нынешняя Школа? Какие они- современные молодые люди, ученики. Не буду повторять фразы о том, что «советское образование было лучшим образованием в Мире» и «что СССР- была самой читающей страной в Мире»- вы всё это прекрасно знаете и без меня. Однако, просто так ностальгировать про ушедшее качественное образование,и не предпринимать никаких шагов к исправлению ситуации в образовании- нельзя. Эти сегодняшние 13-14л подростки, через 5-6л станут дипломированными строителями, врачами, технологами, инженерами. Придут на производство и такого «настроят, налечат, наизобретают». Мы это видим каждый день в новостях- почти в 100% случаях всех аварий и катастроф виноват «человеческий фактор»- низкий уровень знаний. Не дожидаясь улучшения образовательных программ (когда они ещё появятся в недрах Министерства Образования? И появятся ли вообще?), предлагаю вам некоторые наблюдения репетитора и сделанные на этой основе выводы. В первую очередь, это- советы родителям. Не полагайтесь полностью на Школу, постарайтесь донести до своих детей эти простые истины. Не буду долго описывать все недостатки нынешней Школы, полученные в результате бесконечных реформ в образовании последних 30л- это тема для отдельного разговора. Остановлюсь лишь на тех отличиях нынешних школьников, которые явно бросаются в глаза, и которые никак не способствуют глубоким Знаниям. Главная проблема нынешних школьников- это отсутствие целостного взгляда на природу вещей. Мышление учеников разорвано- какие-то несвязанные куски, обрывки из разных предметов. И разорванное сознание нынешних школьников уже не может «сложить» эти обрывки в целостную картину. Ученые социологи даже ввели в оборот термин этому явлению- «клиповое мышление». Набор быстросменяющихся картинок, уводящий в сторону от сути. Второй по значимости недостаток, на мой взгляд- это слабый интерес к «предистории» вещей и процессов, которые воспринимаются ими как обыденная вещь- для них мобильная связь появилась не всего 10-15л назад (что по меркам существования цивилизации- буквально «вчера»), а «всегда существовала». Это тоже очень нехорошая тенденция, и ниже вы прочитаете почему.
Больше читайте тексты большого объема. Для этого хорошо подойдет русская, советская классика ( Л.Толстой «Анна Каренина», «Война и Мир», А.Горький «Дело Артамоновых», Ф.Достоевский, А. Чехов). Наши писатели-классики никогда не ограничивались написанием коротеньких развлекательных рассказиков- они всегда поднимали глубокие, общемировые проблемы. Тем самым вы научитесь удерживать в памяти большие массивы информации, анализировать процессы в динамике, сопоставлять их. Без умения сосредотачивать внимание на больших, длящихся во времени процессах, вы не сможете строить целостные гипотезы и делать правильные выводы. Заниматься искусством- музыка (классическая), живопись, поэзия, театр. Посещайте выставки, концерты, музей, литературные вечера. Запишитесь на лит.кружок, муз.кружок. Развитие должно быть гармоничным! В советское время шёл спор «физиков и лириков»- в какую сторону делать уклон больше- обучать только прагматичным вещам, приносящим видимый результат ( физика,метматика, химия) или предметам гуманитарного цикла, на первый взгляд, не приносящим конкретной пользы. Так вот, Время дало ответ на этот вопрос- Развитие должно быть гармоничным! Оба этих склада мышления должны развиваться одинаково хорошо- человек не должен быть только технически грамотным «сухарем», прекрасно знающим все законы физики и умеющим проектировать сложные строительные конструкции, но не знающим ни одной поэмы Пушкина, Есенина. И, в то же время, он не должен быть начитанным гуманитарием, цитирующего по памяти А.Блока, но не знающим отличия постоянного тока от переменного. Обоим этим сферам ученик должен уделять одинаковое внимание. В школьной программе до сих пор сохраняется некоторый перекос в сторону «физиков». Поэтому во внеурочное время ученик должен сам заниматься искусством. Наблюдательность! И ещё раз наблюдательность! За изменениями Природы- дождь, образование облаков, состояние атмосферы, изменения температуры в течение суток, времен года. Лес, луг, дача, поле- всё это дает огромный научный материал для наблюдений. Объясните каждый процесс с научной точки зрения- получение огня из спичек, работа холодильника, испарения после дождя, почему разные участки на одном пляжу прогреваются по-разному, работа стиральной машинки и т.д. Огромное кол-во научной информации мы можем почерпнуть бесплатно из окружающего нам Мира- как природного, так и техногенного. И, при правильной интерпретации этих явлений- это будет самым лучшим семинарским занятием или лабораторной работой. Знание «предистории» явлений, кажущихся на первый взгляд «обыденными»: например, сейчас настала эра цифровой фотографии- щёлк на камеру телефона,и через 2 сек. фотоснимок уже на экране комп-ра. Но, если не покопаться в истории развития фотографии, начиная с камеры Обскуры и первых отпечатков-дагеротипов, то ваши знания останутся на уровне потребителя. Если же вы проследите развитие фотографии до наших дней, вы, тем самым и поймете как работает фотоаппарат, как строится изображение, как закреплялось ранее изображение на пленке, как оно проявлялось- вы и свои познания в оптике обогатите и поймете тенденции развития техники. Тоже самое и с другой «обыденной» вещью- мобильный телефон. Как просто- нажал кнопку и звонишь уже в Австралию! Но, не изучив историю становления этих изобретений начиная с телеграфа, азбуки Морзе, телетайпа, проводной радиосвязи, вы будете «Иванами, не помнящими родства», которых очень легко сбить столку. Садясь в салон иномарки, вспомните, как зарождалось автомобилестроение- первые паровые автомобили, дизельные двигатели и уже только потом- двигатели внутреннего сгорания. Знание «предистории» предметов и вещей, поможет вам структурировано осваивать новую информацию, позволит вам выстроить целостную картину Мира. NBIC- конвергенция. Расшифровывается этот научный термин как Нано-(нанотехнологии), Био( биотехнологии), Инфо- (информационные технологии), Когно-. Некоторые ученые добавляют к этой «смеси» ещё и социальные науки- термин NBICS- конвергенция ( Социальные технологии). В настоящее время Наука достигла такого уровня развития, что все важные открытия совершаются НА СТЫКЕ НЕСКОЛЬКИХ НАУК. Ушла эпоха ученых «кустарей-одиночек». Да, с одной стороны Наука стала ужасно узкоспециализированной. Например- нейрохирург. Хирург, который занимается операциями только головного мозга. Или, молекулярный генетик- занимающийся генетической «склейкой» молекул ДНК. Однако, это первое впечатление об узкой специализации- очень ошибочно. Невозможно в настоящее время сделать какое-либо значимое открытие, не зная хорошо смежных областей- физик должен знать и химию, и математику, и биологию, и физиологию, и медицину и многие другие науки. И наоборот- химик должен знать…. И эта конвергенция наук лишний раз подтверждает необходимость целостных наших Знаний о Мире. Изучение Истории. Истории своей страны и Мировой. Чтобы знать её и любить свою Родину. Иначе, если каждый молодой человек будет желать только побыстрее выучиться и «свалить из рашки»- обучение таких людей не имеет смысла. Нужно получать Знания для того, чтобы жить и работать на своей Родине, делать её лучше. Для исключения субъективизма в изучении Истории могу посоветовать изучать Историю через песни, стихотворения. Всякий раз, находя текст полюбившейся вам песни, не поленитесь найти год её написания. Наложите на этот год «матрицу Истории»- в какой период она была написана. И, вчитавшись в текст этой песни, вам станет ясно- какие процессы и события происходили в это время, чем жила наша страна. Как говорится в мудрой пословице «из Песни Слова не выкинешь»- если Песня родилась в толще народа и существует уже больше 100л- значит она родилась не на пустом месте и прошла проверку Временем. А народные песни- они тем и объективны, что писались не по субъективному мнению одного человека, а были подхвачены большим кол-вом людей- Народом. Миллионы людей не могут ошибаться длительное время. В этом году я подготовил такое историческо-музыкальное исследование «История страны в Песне»-и хочу сказать, что История нашей страны очень хорошо просматривается через песни.

Уважаемые ученики, студенты и их родители! Сейчас наступило лето- прекрасная пора! Впереди у вас масса свободного времени- длительные каникулы. Проведите их с пользой! Надеюсь мои советы будут вам полезны.

1.0x