Авторский блог Александр Владимиров 21:17 21 августа 2014

Страты и союзники

Несмотря на все унижения и поборы, уровень патриотичности в этой среде гораздо выше, чем у остальных. По проведенным исследованиям около 80 процентов представителей малого и среднего бизнеса готовы стать «ударной силой России».

Ученые не раз пытались дать характеристику существующей социальной структуры того или иного общества. Сначала широкое распространение получило марксистское учение о классах, затем – теория социальных страт и так далее. Но жизнь меняется, новые обстоятельства требуют новой политической стратегии, основанной на последних научных изысканиях, где есть обстоятельный анализ картины мира. Одно из таких исследований и предлагается вашему вниманию. Оно не претендует на что-то «точное» или «неопровержимое». Это просто мнение, с которым можно согласиться или не согласиться.

***

Современное русское общество подразделяется на несколько больших групп. Выделим основные, связанные, прежде всего, с социальной градацией людей и вытекающему отсюда уровню их материального благосостояния.

- Олигархические структуры.

- Высшая чиновничья элита.

- Низшая чиновничья элита.

- Представители малого и среднего бизнеса.

- Средний класс (в том числе высокооплачиваемая интеллигенция и рабочие).

- Низкооплачиваемые категории работников.

- Лица, живущие за чертой бедности.

Каждая из приведенных выше групп имеет свои основные интересы, которые следует учитывать при выработке как политической стратегии, так и различных направлений социально-экономического развития государства.

Наши олигархические структуры, как известно, делятся на две основные группы: западники, то есть имеющие тесную связь с иностранными, прежде всего, европейскими и американскими корпорациями и частично или полностью зависимые от них. На них сложно делать ставку и в долгосрочный период, и в критической ситуации: интересы бизнеса для них - гораздо выше интересов государства. Что мы и видим в настоящее время, например, в отношениях с Украиной. Южный сосед занимает открыто враждебен к нам, а олигархи, не желая терять прибылей, подпитывают преступный режим Порошенко.

Другая группа олигархов – те, кто основной бизнес имеет в России. С одной стороны они заинтересованы в укреплении национальной власти, только так они могут ощущать себя истинными хозяевами страны. Но и их собственность зачастую «интернациональна». Российской власти следует учитывать этот факт, действовать в соответствии с ним: либо осуществлять более действенную привязку монополистов к интересам государства, включая мощный административный ресурс (пример Германия в тридцатые годы, сегодняшние США), или искать чисто экономические формы сотрудничества государства и крупного бизнеса, направленные на развитие в нем «патриотичности». Вопрос лишь: как влиять на олигархическую среду, являющуюся у нас истинными хозяевами? Поэтому в современных условиях, может быть, более приемлем поиск «экономических соглашений», но опять же, не следует забывать о двойственном характере олигархических структур, готовых на все ради получения сверхприбылей. Поэтому данная группа олигархов является «временными попутчиками» государства. И далеко не всегда придет ему на помощь в сложный период. Вспомним историю: русское купечество так и не поддержавшее государя-императора Николая II во время революционных событий 1917 года, или «национальную» еврейскую буржуазию, не стеснявшуюся финансировать Адольфа Гитлера.

Следующая группа – чиновники. Из них сейчас пытаются сделать основную опору государственной власти. Но дело в том, что в их психологии - служить именно власти, а не интересам Отечества. Пока власть мощна, пока президент обладает «заоблачными рейтингами» - они – «лучшие исполнители». Но в критический период далеко не все из них таковыми же и останутся.

У «маленького чиновника» психология пострашней. В своих неудачах он клянет всех, кроме собственной бездарности. Такой человек очень быстро переметнется на сторону любого победителя.

Теперь о представителях малого и среднего бизнеса. Как ни странно, несмотря на все унижения и поборы, уровень патриотичности в этой среде гораздо выше, чем у остальных. По проведенным исследованиям около 80 процентов представителей малого и среднего бизнеса готовы стать «ударной силой России». Как они воспряли духом в условиях санкций против нашей страны. Пришла их пора, они могут стать теми, кто накормит страну, создаст новые технологии во многих сферах. Японцы это поняли, малый бизнес давно уже стал у них основой экономики (на 1100 крупных предприятий там приходится более 9 млн. мелких).

Но в общении с представителями малого и среднего бизнеса главное государству не перегнуть палку. Новые формы давления на бизнес с целью пополнить казну могут привести к серьезному отчуждению малых предпринимателей. И тогда знак плюс поменяется на минус. А иметь этих людей в противниках было бы ни то, что ошибкой, а настоящим самоубийством.

Средний класс. Он у нас практически размыт. А зря! Это могла бы быть еще одна ударная сила современной России. Да, сейчас много интеллигенции (прежде всего, научно-технической) уезжает на Запад. Но ее высокий интеллект помогает ей правильно увидеть картину мира и определить свое истинное место в обществе. Многие из тех, с кем я беседовал, страдают от невостребованности на своей Родине. Но осознание «русскости» у них порой просто зашкаливает. При первой возможности они вернуться, чтобы здесь сыграть первую скрипку.

Низкооплачиваемые категории работников. Их роль в общественных процессах на сегодняшний день невелика. Они думают в основном не о «глобальных идеях», а об обычном выживании. Среди них наблюдается высокая степень недовольства, доходящая до озлобления. Если эту силу не поддержать сегодняшней Российской власти, она может стать для нее серьезной оппозиционной силой, а так же важной деструктивным элементом общества.

То же можно было бы сказать и о лицах, живущих за чертой бедности. Но это социальная группа всё же отлична от предыдущей. Она более инертна, сюда входят в основном те, кто давно смирился с ролью аутсайдеров.

***

Однако чтобы понять наше общество, одной только приведенной характеристики мало. Не всегда принадлежность к той или иной социальной среде сопровождается «соответствующими» взглядами. Беззаветно служить Родине может и купающийся в роскоши и тот, кто облачен в лохмотья. Поэтому следующая градация современного российского истеблишмента касается его политических взглядов. Здесь выделяются следующие основные группы:

- Либералы-западники.

- Либералы-патриоты.

- Коммунисты ортодоксального направления.

- Умеренные сторонники социалистической идеи.

- Монархисты.

- Национал-монархисты.

- Православные.

- Национал-демократы.

- Национал-социалисты.

Основными противниками самостоятельного развития России являются либералы-западники. Число их сторонников в нашем обществе невелико, вряд ли превышает 10 процентов, но эта категория лиц крайне активна и зачастую занимает в обществе руководящие позиции. Было бы поверхностным считать, что все либералы-западники работают на иностранные разведки. Среди них встречаются люди, которые по-своему любят Россию, любят искренне. Но их главная опасность – в их заблуждениях. Они искренне верят, что открытое перенесение западных методов морали, общественного устройства и методов хозяйствования принесет нашей многострадальной стране «истинное процветание», забывая при этом: что хорошо одному, может стать бедой для другого. Конкретный пример – практика деятельности людей из правительства Гайдара. Их необузданные фантазии, что, мол, все граждане поддержат социальное расслоение и будут рукоплескать «новым русским» или что автомобильная промышленность выведет Россию из кризиса, еще долго будут вспоминаться в самых жутких снах.

Либералов-патриотов зачастую отождествляют с либералами-западниками, поскольку само слово «либерал» у большинства русских людей вызывает известное отторжение. Но это – большая ошибка. Либералы-патриоты говорят лишь об отдельных, наиболее прогрессивных моментах западного образа жизни и предлагают использовать их на благо собственной родины. Их цель не «озападить все и вся», а более тесно связать Россию и Европу в экономическом и политическом плане. Ярким примером такого либерала-патриота был Петр I. Несмотря на известные перегибы, он стремился сделать Россию могучей и процветающей Державой, отринувшей некоторые устаревшие формы домостроя. Между либералами-патриотами и другими национальными структурами гораздо меньше противоречий, чем между первыми и откровенными западниками. Поэтому либералов-патриотов следует рассматривать как важного партнера в деле сегодняшнего возрождения страны.

Коммунисты ортодоксального направления. Их число постоянно сокращается. Многие их положения сейчас не вызывают ничего, кроме улыбки. Но у этой категории населения есть крайне разумный взгляд на социальные программы общества. К таким идеям следует прислушаться, ведь СССР был все-таки социальным государством.

Гораздо больший интерес вызывают сейчас умеренные сторонники социалистической идеи. К ним в основном относятся и руководители КПРФ. Россия всегда тянется «влево» и вот здесь умеренные социалисты могли бы выйти на передовые позиции в политике и экономике. Ставка КПРФ и других близких ей организаций на патриотизм и державность делает их оплотом имперских взглядов. В то же время, реализация идей социальной справедливости является сейчас основной для гармонизации отношений в обществе и его поступательного продвижения вперед. Представляется, что необходима более тесная смычка между двумя основными идейными силами – умеренными социалистами и либералами-патриотами с целью большой консолидации всех общественных структур. Надо отбросить второстепенное и сосредоточиться на главном. А главное – это Россия!

Монархисты. Говорить о возрождении у нас монархии не только преждевременно, на данный момент для большинства это будет несколько непонятно. Тем не менее, к монархистам следует прислушаться как к важному фактору возрождения забытых, но необходимых для русского человека традиций. В любое «левое» направление должны быть влиты потоки «правизны». Человеческий путь извилист. Как говорится: если слишком сильно поворачивать лодку влево, то она повернется вправо. Примеры подобного в истории уже были.

Национал-монархисты. В принципе это лишь разновидность монархистов. Отличие только в том, что если первые стремятся консолидировать под идеей монархии все народы России, то вторые делают упор именно на русское население. Если такой упор не принимает крайних форм, национал-монархисты играют важную общественную роль, прежде всего, для пробуждения русского самосознания.

Православные. Это те люди, которые предлагают строить всю государственную политику и экономику на законах православия. Можно было бы и не выделять их в особую категорию, поскольку православные идеи получают активное развитие во всех сферах жизни, в каждой из перечисленных выше социальных групп. Естественно, это союзники для страны и справедливой власти. Однако многие «чисто религиозные» люди не слишком охотно идут на сближение ни с либералами, ни с социалистами, ни, тем более, с коммунистами.

Национал-демократы. Частично поддерживают патриотов, частично откровенных либералов. Иногда во имя «чистоты нации» готовы отдать некоторые Российские территории. Союзы с ними следует проводить избирательно и взвешанно.

Национал-социалисты. Не следует путать данное движение с известным гитлеровским. Это группы людей, ратующих за новое строительство социализма с национальной спецификой. К сожалению, встречаются среди них и те, кто проповедуют откровенные нацистские идеи. Но таковых не много. Современный национал-социализм у нас - разновидность социалистического и патриотического направлений. Радикализация взглядов происходит лишь по мере ухудшения экономической ситуации в стране или каких-либо очевидных политических промахов руководства.

Таким образом, мы можем выделить следующие основные лагеря и возможные союзы в современной России.

- Умеренные социалисты и либерал-патриоты. К ним могут примыкать представители других, более мелких групп – монархисты, национал-демократы и др. Это тот самый лагерь, на который и должна опираться российская власть в данное историческое время.

- Крайне-левые и крайне-правые группы, отличающиеся известной долей экстремизма. Именно из-за этого с ними следует договариваться лишь по некоторым ключевым вопросам.

- Либералы-западники. Союз с ними на сегодняшний день невозможен. Они всегда останутся в откровенной оппозиции национальному правительству России.

***

Посмотрим теперь на место России в современном мире, на ее возможных союзников и противников в углубляющейся геополитической игре. Сначала назовем союзников. К ним можно отнести:

- Белоруссия, Казахстан, Сербия, Армения. В случае изменения политической конъюнктуры и некоторые другие славянские государства православного толка.

- Страны Латинской Америки.

- Национально-патриотические силы Европы.

Если с первой категорией стран все ясно, то возможность близких контактов России со странами Латинской Америки выяснилась лишь в последнее время. И это не удивительно. Латинская Америка превращается в новый мощный индустриальный центр, где открыто наблюдается нежелание следовать в фарватере политики США. Плюс объективные экономические интересы требуют поиска новых рынков сбыта и, соответственно, новых союзников.

Гораздо сложнее вопрос с ЕЭС. Несмотря на то, что Европа пошла на поводу у США в отношении антироссийских санкций, в самих европейских странах подобные «начинания» не слишком приветствуются. И есть силы – в основном правые – «Национальный фронт» во Франции и др., которые требуют полностью пересмотреть политику отношений с Россией. Когда я общался с такими людьми, то обратил внимание, что они крайне негативно относятся к диктату «вашингтонского обкома», и к стремлению изолировать Россию – классическую европейскую страну от остальной Европы. Есть смысл устанавливать более широкие культурные и иные связи российских организаций и правых партий Европы, особенно когда резко усиливается влияние последних.

Страны, с которыми России следует сотрудничать по целому ряду социально-экономических проектов.

- Нейтральные страны Европы (Швейцария).

- Индия, Китай, ЮАР и др.

- Иран и страны Ближнего Востока.

Нейтралы – они и есть нейтралы. Экономическая выгода в отношениях превалирует над всем остальным. С Индией, Китаем, ЮАР у нас возникли новые формы совместной деятельности, даже ассоциация БРИКС, которая, очевидно, становится одной из самых влиятельных структур. Исходя из этого, сторонники быстрого сближения России с Китаем серьезно оживились. И даже ссылаются на слова гениального Менделеева о будущем союзе наших стран. Однако с Китаем не все так просто. Эта мощная страна выходит на первые позиции в мире. Не забудьте о проживающем в ней колоссальном количестве народа. И нет гарантий, что вскоре «вечный друг» не захочет оттяпать у нас Сибирь или Дальний Восток. Дружи, но ухо держи востро…

Что до стран Ближнего Востока, то уж слишком мы разные – и культурно, и этнически. Стремление исламской цивилизации массово проникнуть в Европу уже принесло для последней серьезные проблемы. Как бы и в России не случилось подобного. Напомню также, что попытка «сдружиться с Азией» может привести к серьезным проблемам в отношениях с русскими национальными структурами. Мой прогноз: страны Ближнего Востока следует рассматривать в качестве экономических партнеров, а также – при решении некоторых политических проблем.

И, наконец, страны, с которыми всегда будут только ограниченные формы сотрудничества.

- США.

- Союзники США в Европе: Великобритания и др.

- Страны радикального ислама (Саудовская Аравия и др.)

К сожалению, опыт показывает, что англосаксонская цивилизация крайне плохо воспринимает Россию. В истории наступало и потепление отношений, даже совместные войны против общего врага, но все это длилось недолго. В начале 90-х довольно значительной части наших граждан, особенно интеллигенции, казалось, что с поражением коммунизма в отношениях между Россией и США наступит чуть ли не золотое время. Но иллюзии быстро развеялись. Для политиков США не слишком важен наш общественно-политический строй. Важен сам факт усиления России, как своего главного конкурента.

Примерно тоже самое можно сказать и про Великобританию. Здесь играет роль не столько настоящее, сколько прошлое, память о вечном соперничестве двух держав.

И, наконец, страны радикального ислама также вряд ли станут брататься с нами. Да и нам это ни к чему. Это приведет лишь к усилению исламского экстремизма внутри страны.

Таково видение ситуации. Возможно, часть читателей его не поддержат.

1.0x