Авторский блог Екатерина Ненашева 12:32 4 марта 2013

«Сны для тех, кто бодрствует»

Привычное, до режущих ран затертое повседневностью и до отечности избитое стандартизацией человеческое восприятие действительности мучительно и медленно гибнет в завьюженном полюсе современного искусства. Буйная метель фантазии и рьяный ветер креатива сегодняшних художников сбивают с ног полуослепшего и чувствительно закрытого зрителя.

Привычное, до режущих ран затертое повседневностью и до отечности избитое стандартизацией человеческое восприятие действительности мучительно и медленно гибнет в завьюженном полюсе современного искусства. Буйная метель фантазии и рьяный ветер креатива сегодняшних художников сбивают с ног полуослепшего и чувствительно закрытого зрителя.

Фиксировать чистоту восприятия, навести правильную резкость воображения и настроить прямой ориентир понимания – за такую сложную задачу взялись организаторы новой экспозиции «Сны для тех, кто бодрствует» в Музее современного искусства на Петровке. Кураторов можно сравнить разве что с санитарами, пытающимися оживить любого, даже самого равнодушного зрителя...

Залы разделены по определенным тематическим секторам – уровням восприятия произведений искусства. Первый – «Стадия тени», где в основе композиции лежат античные мифы. Первым изображением как таковым являются тени в пещере – по Плинию Старшему, это было обведение тени возлюбленных. Тень - двойник реальности, иррациональность внешнего мира, мистификация действительности.

Дабы описать, насколько сильно заблуждается человек, считая материальный мир реально существующим, Платон сравнивает людей с пленниками в пещере, которые судят о неведомых вещах. А Марина Белова и Алексей Политов предлагают собственную интерпретацию подобия видимого мира на уровне тени. Их фигуры из пластика с помощью кинетического механизма и света отражаются на стенах музея, демонстрируя, как фантомные существа становятся частью внешнего пространства. Можно ли считать видимое реальным, какую именно действительность отражает мир теней и как можно их соотнести? Именно над этими вопросами предлагается поразмышлять зрителю…

В следующем зале «Парадокс изображения» авторы выставки рассуждают о волшебном свойстве образов, которые позволяют создать в воображении то, чего нет и не может быть в действительности. Сам характер художественного образа настолько хаотичен и сумбурен, что изменение его малейшей детали приводит к новым смыслам, подтекстам и трактовкам. Образ – центральный спутник космической системы искусства, образ – генералиссимус в армии художественного средства. Его воздействие – крайность, его восприятие – крайность. Так, из крайности в крайность переходит и сознание зрителя в процессе знакомства с произведением искусства.

Истерика образов – «Золотая корова» Сергея Шутова. В нагромождении красок и фигур визуально вычленяется контекст работы – преклонение перед ложным созданием идола, искусственного божьего пристуствия в виде фетиша – изображения животного.

Работа Айдан Салаховой из серии «Предназначение» метафорично изображает власть и всемогущество образа, его преобразовательное начало.

В зале «Изгибы перспективы» рассматривается проблема отождествления зрителем мира художественного с миром действительным – главным критерием восприятия становится способность соотнесения изображенного с реальным прототипом. Однако авторы уверены, что истинная интрига изображения – правдивая интерпретация автора, образная свобода, позволяющая в полной мере передать идею произведения. Здесь представлен диптих Юрия Шабельникова «Слава труду», где укрупненная художественная деталь сама заставляет сознание зрителя подчиниться замыслу изображения, котлованы - аллюзии Хаима Сокола, где урбанистическая повсдедневность в виде корыт и ведер сопоставляется с котлованом Платонова.

В «Образе мыслей» авторы выставки рассуждают над текстом в художественном творчестве. В каждом образе закодировано определенное послание, но способен ли зритель его прочесть? Слова – это графика шрифта, узоры индивидуального почерка на поверхности. В этом разделе среди множества работ особое внимание приковывает произведение Татьяны Ахметгалиевой, где смыслообразующим началом выступает нить – в античной мифологии символ человеческой судьбы. Нить, тянущаяся из открытых ртов на изображении, передает зашифрованное художницей послание – невысказанных и утаенных слов. Художник Игорь Макаревич во имя сохранения естественной формы пользуется принципом «футляра» – он помещает свои фигуры в детально продуманные ящики, шкафы, коробки. Тем самым московский концептуалист в своих работах стремится передать эмоциональные превращения.

«Магия фетиша» и гигантские билеты в рай Анатолия Осмоловского, видеоинсталяции «Сигнал» Кока Рамишвили, исследующая понимание цвета человеком, «Мягкая Родина» Дмитрия Цветкова, где геополитическая карта нашей страны выполнена из тафты и синтапона, «Миграция образов», их видоизменения в пространстве и «Мотоциклист» Сергея Шеховцева, сделанный из пенопласта – все это таится в глубине залов обновленной экспозиции в Музее Современного искусства на Петровке.

Видеть – вот самая сложная задача, как в повседневности, так и в искусстве. Сложность восприятия современного художественного творчества заключается в неумении сегодняшнего человека познавать сущность вещи, смотреть не НА поверхность, а В глубину. А ведь желание как можно быстрее ухватить тину с водоема информации калечит как отношения с искусством, так и отношения в обществе.

1.0x