Авторский блог Антон Александров 09:56 23 апреля 2014

Смеяться запрещается!

Без сомнения, существует множество ситуаций, когда юмор является позитивным инструментом корректировки реальности, восстанавливая «утраченные» смыслы, или каким-либо другим способом удерживая исходную целостность объекта шутки. Однако, к сожалению, в основном юмор используется как средство информационной войны, нацеленное на уничтожение. Как говорится, есть шутки безобидные, а есть такие, что «пострашнее пистолета». Наши предки прекрасно понимали, что неконтролируемый смех провоцирует деструктивные социальные процессы. Еще хуже, если этот смех инспирируется врагами, поэтому за «юмористами» всегда пристально приглядывали и во времена инквизиции и во времена «худсоветов».

В последние дни, просматривая телевизионные новости, я вдруг осознал, что меня в буквальном смысле бесят рекламные вставки, хотя раньше я относился к ним вполне нейтрально. Немного подумав, я заметил, что меня нервирует не все подряд, а весьма специфические вещи – реклама юмористических передач и сериалов. Еще немного поразмышляв, я понял, что это не случайность и защитная реакция моего организма указывает на вполне конкретную опасность.

Действительно, мгновенный, в буквальном смысле, переход от трансляции государственного гимна к коллективному ржанию не может пройти без последствий для сакральной символики гимна. Представьте, что в церкви литургия резко прерывается похабным анекдотом – очевидно, что это ЧП, так как искажается процесс сакрального символического обмена. Происходит обесценивание смыслов, «высокое» и «низкое» уравниваются и в результате хрупкие духовные связи разрываются под натиском грубой материальности.

Хотя зачем нам это представлять? Мы прекрасно помним подвиги Пусси Райот из серии «целили в Путина – попали в Бога». Однако если в Церкви, слава богу, мы еще способны провести черту между истиной и ложью, то в секулярном пространстве повседневности сатанизм правит бал незаметно, а значит практически безнаказанно. Учитывая, что главная задача дьявола состоит в том, чтобы разрушить связь человека и бога, а юмор, с другой стороны, испокон веков «занимается» отрывом означающего от означаемого, то засилье коллективных «петросянов» в нашей жизни приобретает весьма зловещий оттенок.

Собственно, механизм юмора функционирует за счет искажения, умаления, уничтожения смыслов – разрушении причинно-следственных связей, фрагментации целостности понятий и образов. Плоский юмор – это искажение микро-смыслов, например, только одного понятия.

- ты позвонила ему по телефону?

- нет, по граммофону!

Здесь получил удар под дых граммофон, которому поперек его воли на секунду «присобачили» чуждый функционал. Однако, тут все еще более ли менее безобидно, так как образ граммофона в его «солидной» и неповоротливой материальности разрушить очень сложно. Более тонкий юмор разрушает уже целые комплексы смыслов и устоявшихся понятий.

- Это прачечная?

- Нет, это х****ная! С вами говорит министерство культуры!

Тут под раздачу попадает уже цепочка взаимосвязанных образов, где обесценивается как легитимность государственного органа, так и целесообразность культурного поведения вообще.

Конечно, в конце каждого анекдота или шутки мы смеемся именно потому, что осознаем искажение смысла. Однако проблему мы видим в том, что фрагментированные в анекдоте смыслы обратно в единое целое собираются уже не до конца. Образ министерства уже не будет прежним – он будет чуть-чуть менее «культурным». Причем не важно, унизили мы или возвысили конкретный образ, главное, что первоначальный смысл понятия был искажен.

Без сомнения, существует множество ситуаций, когда юмор является позитивным инструментом корректировки реальности, восстанавливая «утраченные» смыслы, или каким-либо другим способом удерживая исходную целостность объекта шутки. Однако, к сожалению, в основном юмор используется как средство информационной войны, нацеленное на уничтожение. Как говорится, есть шутки безобидные, а есть такие, что «пострашнее пистолета». Наши предки прекрасно понимали, что неконтролируемый смех провоцирует деструктивные социальные процессы. Еще хуже, если этот смех инспирируется врагами, поэтому за «юмористами» всегда пристально приглядывали и во времена инквизиции и во времена «худсоветов».

В эпоху становления Модерна юмор работал на разрушение патриархальных отношений – смеялись над церковью, над древними обычаями и религиозными представлениями, над королями и «графьями». Очевидно, что самый эффективный способ убить бога – это посмеяться над ним.

Чукча приехал в Москву, поселился в гостиницу. Ему говорят: «Если что нужно - вот тебе телефон». Чукча, недолго думая, подходит к аппарату и говорит: «телефона, телефона – чукча кушать хочет!»

В этом анекдоте наносится удар по традиционной картинке мира чукчи, для которого телефон является живым существом. Анекдот в буквальном смысле «убивает» телефон, делая его мертвой вещью, и выставляет чукчу как неадекватного недочеловека, которого надо просвещать и модернизировать.

В последнее время, когда мы наблюдаем кризис Модерна, начинают преобладать анекдоты, разрушающие уже, в свою очередь, постулаты о верховенстве прогресса, разума, демократии и государства в целом.

— Какая разница между центральной властью и преступностью?

— Одна из них — организованная.

В итоге, сегодня, можно сказать, что рациональные принципы Модерна потерпели крах (по крайней мере, среди элиты, которая формирует и контролирует медийный юмористический контент), а значит шутить над ними в прежних объемах уже невозможно. Над чем же смеяться? Остается последний бастион целостности – отдельный индивидуум в максимально возможном отрыве от всякого социального контекста.

На выходе мы с необходимостью получаем глумление над остатками социальности, и главное, так называемый «юмор тела», где обыгрываются различные физиологические «темы» - питание, секс, уход за телом, эмоции и различные вариации примитивного потребления. Закончилась эпоха рационального Жванецкого и начался этап иррационального «комеди клаба» с кривлянием, матом, ржанием и мычанием. В этом контексте, если Жванецкий «работал» на уничтожение государства, то «комеди» уже трудится на ниве фрагментации самой человеческой сущности. На канале ТНТ мы уже слышим не человеческий смех, а животный и это вовсе не случайность. Не случайно так же популярны пародисты и передачи типа «один в один» и «точь в точь». Имитировать чужое тело, голос, повадки и эмоции - это последний шанс повеселить публику, ведь кроме тела и личности больше ничего целого, а значит способного весело разрушаться, не осталось.

Такой инфернальный, самодеструктивный смех, как черная дыра затягивает и поглощает все, что находится вокруг. Поэтому когда гимн страны, который должен собрать и мобилизовать человеческое тело и волю, прерывается рекламой «Кривого Зеркала», которое призвано исключительно искажать, хочется крикнуть: «во время исполнения государственного гимна Российской Федерации смеяться воспрещается!»

1.0x