Авторский блог Георгий Коларов 15:18 15 апреля 2014

Ситуация силы

Юго-Восток сегодня так же не однороден, как и вся страна. Но и там действует сила большинства. Большинства тех, кто против власти в Киеве.

Марина Ткаченко родилась и живёт в Киеве. Сценарист и режиссер кино и ТВ. Блоггер. Корреспондент Филантроп.ру на Украине. Пишет о благотворительности и меценатстве. Снимает фильмы о православных святынях. Пока не успела закончить своего главного проекта – документальный фильм о православных святынях на болгарской территории.

«ЗАВТРА». Расскажите о ситуации на Украине на сегодняшний день?

Марина ТКАЧЕНКО. Сегодня в Украине – как наверное и в любой другой стране – ситуация силы. В тех городах и регионах, где большинство жителей поддерживает одну из политических сил – там и побеждает эта сила. И это не значит что нет инакомыслящих. Просто после ситуации на Майдане у людей срабатывает элементарный инстинкт самосохранения. Когда мы вспомним Майдан 2004 года – были не менее сильные противостояния. Но главным акцентом переворота или революции – называйте, как хотите – тогда была мирная составляющая. Она была главным брендом – дарили цветы милиционерам и протестующим на анти-Майданах, дарили апельсины, угощали чаем. Да, столкновения были, но на одном и том же пространстве могли находиться люди разных политических взглядов. Были моменты, когда через весь оранжевый Майдан смельчаки группами проходили с флагами Партии Регионов. Это сопровождалось толкатней, даже избиением (вспомним, как Нестор Шуфрич буквально получил по голове от сторонника Майдана, находясь в группе сторонников Партии Регионов). Но тогда – все эти «тёрки» не легализовывали вседозволенное унижение и убийство.

И пока Майдан 2014 года пытались сохранить в формате мирного – вывезли пианино на Крещатик, играли на нем для «Беркутовцев», опять пытались раздавать милиции цветы и конфеты – противостояние было бесконечным, но мирным. Мы не говорим сейчас о политических требованиях, которые игнорировались или частично выполнялись властью. Речь идет именно о легализации применения силы. Легализации безнаказанного применения силы в сознании, в сердце людей.

И пусть вам это не покажется странным, но это мирное противостояние устраивало лидеров (тройку) оппозиции. У них не было четкой программы действий и не было желания нагнетать противостояние. Почему? Потому что они прекрасно понимали - что экономически ждет Украину в случае их победы. Лично мое мнение – они лелеяли надежду остаться, хоть и не победившими – но героями революции. Ведь не легкая это работа - из болота тащить бегемота…Им было более выгодно сохранить у противостояний символ «Революції гідності» - «Революции достоинства», но не крови. Может быть, именно потому это главный слоган поклонников Майдана и сегодня.

Потому, когда я говорю о том, что теперь на Украине и регионах ситуация большинства – и соответственно силы – я вспоминаю мирный Евромайдан-2014. На нем еще были возможны дискуссии и споры. Иногда даже брань между спорящими. Но спорить еще было можно.

«ЗАВТРА». А когда, по Вашему, все на Майдане поменялось?

Марина ТКАЧЕНКО. Когда же, так называемая, «третья сила» начала идти своим насильственным путем – маски были сняты. Начались, говоря юридическим языком, покушения на убийство. Но кто поспорит с тем, что бросание коктейлей Молотова, камней и цепей в других людей – это покушение на убийство? И если СМИ показывают кадры массовой поддержки киевлянами – это не вся правда. Просто у людей элементарно сработал инстинкт самосохранения. Я активно работаю в социальных сетях и слежу за новостями. Мне встречались высказывания матерей, которые гордились своими сыновьями, ушедшими на баррикады. Да, сыновьями, подносящими шины и дочерьми, ушедшими помогать делать коктейли. Они говорили, что именно так формируется сознание гражданина.

А те, кто не поддерживал мировоззрения и действий стали изгоями во многих социальных сетях и сообществах, их вычеркнули из друзей или прямо попросили уйти самостоятельно. Даже появилась такая картинка с просьбой удалиться из друзей. Я категорически не поддерживала такой радикализм, потому что это разделяет страну. Но, один раз мне пришлось сделать и это. Зайдя на мою страницу в одной из сетей, человек увидел, какие издания я читаю или какие новости выделяю – ради моей профессиональной журналисткой и блоггерской работы. Не знаю, что именно его удивило – но конкретно было сообщено, что за такие симпатии (?) ко мне придет следователь и я сяду за сепаратизм. Повторяю – я взвешиваю свои высказывания в отношении политики, т.к. я приверженец мира и благотворительности, меценатства и взаимопомощи, восстановления экологии и жизни вообще. Об этом я пишу в украинских и российских изданиях. Но в этом конкретном случае мне пришлось удалить человека из друзей.

«ЗАВТРА». Как я понимаю, вы все время находитесь в гуще событий. Вам не страшно?

Марина ТКАЧЕНКО. Во мне сработал заложенный Богом инстинкт самосохранения. Правда, если быть до конца честным, то разве что некоторые миряне и монахи Киева держали оборону против войны в молитвенном стоянии несколько дней на улице Грушевского - между «Беркутом» и нападающими. Что чувствовали они – надо спросить у них. Во всяком случае, новоиспеченные миротворцы, которые баллотируются в президенты, не встали между воюющими.

Так вот лично я почувствовала, что граница морали в плюрализме и дозволенности – пройдена и, кажется, невозвратно нарушена. И точно также инстинкт самосохранения срабатывал на киевском Майдане, который стал боевым и смертельным. Другие матери и отцы, приковывали своих детей цепями и запирали в доме, чтобы они не пошли на Майдан, даже если у них были разные политические взгляды на это все… Ради того, что бы их дети остались живы! Ведь все дети правящей верхушки, и прошлой и сегодняшней, остались живы! Все. Кличко не скрывал, что вывез семью за рубеж… А инакомыслящие просто обходили Майдан стороной и некоторые обходят и сейчас. Не спрашивайте меня сколько их. Этих инакомыслящих никто не в состоянии пересчитать. Пересчитать можно только голоса на выборах или референдумах.

«ЗАВТРА». Вам не кажется, что именно Майдан спровоцировал отделение Крыма от Украины и присоединение к России?

Марина ТКАЧЕНКО. Тоже произошло в Крыму. Безусловно, и там есть люди, которые не высказывают своего мнения и не хотят в Россию. Но они обходят лавину массового волеизъявления стороной. По большому счету. Если бы это было не так – Крым стал бы бойней. Но он ею не стал – значит, сработала воля к жизни и самосохранению – я не устану это повторять, и в России, и на Украине.

«ЗАВТРА». А как Вы считаете: Юго-Восток сегодня идет по стопам Крыма?

Марина ТКАЧЕНКО. Юго-Восток сегодня так же не однороден, как и вся страна. Но и там действует сила большинства. Большинства тех, кто против власти в Киеве. Не стоит повторять, что это люди прозомбированные. Сейчас муссируются идеи о том, что СМИ очень сильно влияют на сознание и мнении людей. СМИ уже давно не влияют на сознание людей, они информируют. А тот, кто умеет читать между строк – прочитает. И авторитет будет иметь тот портал, телеканала, та газета или блоггер, который завоевал авторитет у людей. Я давно обратила внимание, что наиболее радикальные издания не окупаются в условиях рынка. Окупаются объективные, многогранные и разносторонние – их читают все. Просто каждый увидит и прочитает то, что нужно именно ему. И обмануть или «прозомбировать» читателя или зрителя нельзя. Уже нельзя. Киев ждал входа в ЕС всей Украины, Юго-Восток понял, что разделенная Украина ЕС не нужна. Украина нужна вся. Целиком. И создается впечатление, что люди в Крыму, Донбассе, Харькове, Одессе и Луганске – почувствовали, что они не столько куда-то хотят отделиться или федерализоваться. У людей взял верх инстинкт самосохранения и мирной жизни в первую очередь. Вот именно мир они и отстаивают на Юго-Востоке. Им хватило агрессии не возврата, которая охватила в свое время Киев. И как странно это не прозвучит, этот мир они будут отстаивать любыми методами. Теперь лозунги о «единой стране», к сожалению опоздали. Видимо это прекрасно понимает госпожа Ирина Фарион, которая продолжает языковую конфронтацию в Верховной Раде – она должна восстановить свой националистический статус ради очередного прохождения в Раду. И будет это делать все более радикально – это предвыборная кампания, перед конкретно своим электоратом. Не думаю, что ее волнует Единая Страна.

«ЗАВТРА». Можно ли ещё причислять Донецк к Единой Украине?

Марина ТКАЧЕНКО. И опять о силе и большинстве. Если рассуждать математически - Донецк потерян для властей Киева. Там большинство Майдана, помноженное на миллион. Там уже создана своя народная армия. Только логически проанализируйте факты. Юлия Тимошенко давала интервью в аэропорту Донецка. Мы не видели ее на площади или даже на улице. Яценюк приехал в этот регион, чтобы собрать на совещание местную элиту? Но это же спектакль. С таки успехом они могут слетаться хоть каждую неделю или даже перезваниваться. Что они и делают теперь ежечасно. Ахметов заявил, что Украина для него Родина, и он будет делать все ради сохранения ее целостности! Да, он выдвинул предложение амнистировать всех, кто занял административные здания Донецка, если они их покинут. Ну, разве их теперь покинут те серьезные ребята из бывшего «Беркута» или местные афганцы, да и просто жители этого региона? Теперь, после взрыва на Шахте Скочинского, к баррикадам Донбасса подтягиваются шахтеры. … Конечно, ни Ахметова, ни Колесникова, ни Яценюка мы на эти барикадах не увидели. И не увидим. Опять же только, потому что они адекватно хотят выжить, а не быть растерзанными толпой. Ведь сегодня власти Донецка официально согласились на референдум и объявили себя Донецкой Республикой. «Мы своих убивать не будем. И милиция наша против нас тоже не пойдет. Опора этого движения – шахтеры. Сейчас мы приезжаем сюда после смен. На Донбассе целые поколения на шахтах работают, для нас шахты - это жизнь. И с нами шутить нельзя», – сказал Константин Кузьмин, отвечающий за безопасность в Донецкой народной республике. Мэр города Александр Лукьянченко вдруг уверенно заявил, что он «киевскую хунту не поддерживает» и подчеркнул, что теперешние власти изначально не шли ни на какие компромиссы с Юго-Востоком ни в части федерализации, ни в части статуса русского языка, а закончил словами «Народ уже не остановить, и скорая победа его очевидна».

Скажите - зачем было тогда приезжать в Донецк миллиардерам и власти? Все было сделано только ради информационной картинки о переговорах. Но адекватный читатель и зритель понял – все они приехали в Донецк не страну спасать, а попрощаться с регионом.

«ЗАВТРА». Что насчёт Харькова?

Марина ТКАЧЕНКО. Харьков поделен приблизительно пополам – и потому там более тяжелая ситуация. Административные здания переходят из рук в руки с завидной периодичностью. Даже мэр Геннадий Кернес и Михаил Добкин сами не могут определится со своей позицией между властями и народом. Может, потому именно туда приезжают все чаще представители радикальных сил от новой власти. Поддержать своих симпатизантов. Но если бы только поддержать... Тут срабатывает человеческий фактор – и мы становимся свидетелями не только избиений, но и убийств в перестрелках. Для теперешних властей Украины Харьков рассматривается как слабая точка, на которую не стоит особо обращать внимания. И вот смотрите – только власть дала слабинку и новость всколыхнула страну – харьковский «Беркут» отказались выполнять приказы властей по подавлению протестных акций. «Беркут» перешел на сторону народа, вышел со своей базы и пошел на ул. Совнаркомовскую к УВД. А подполковник харьковской милиции Чуйков отказался выполнять приказы харьковской власти. Именно в Харькове появились «неопознанные силовики без знаков отличия», заслужившие уже, по контрасту с «вежливыми зелёными» в Крыму, прозвище «злых чёрных человечков». Они и блокировали базу «Беркута», перешедшего на сторону народа. В интернете есть видео задержания в Харькове некого бойца в американской форме. Но, скажу вам честно – я не разобрала тех слов, которые есть на этом видео, и тем более на каком языке он были сказаны. Утверждать что либо, пока точно не берусь, если это создаст впечатление дезинформации в уважаемом издании «Завтра».

«ЗАВТРА». Поделитесь, пожалуйста, Вашими впечатлениями и о других регионах Юго-Востока?

Марина ТКАЧЕНКО. Одесса не хочет видеть переговорщиков – там люди выгоняют даже тех, кто баллотируется в президенты от новой оппозиции. Самовыдвиженец Олег Царев, поддерживающий федерализацию - пропал именно в Одессе и получил частично от тех же, за кого он выступает. И в Николаеве в том числе. А Тигипко в Одессе просто забросали яйцами. Но это уже звуки президентской компании – часть населения собирается их бойкотировать, но каким способом еще не известно, или хранят в тайне.

Наиболее напряженной точкой остается Луганск. Об этом даже свидетельствует его географическое расположение. Михаила Добкина, который выдвигается от Партии Регионов в президенты, с криками – предатель - из Луганска прогнали, когда он хотел встретиться с жителями палаточного городка. И если часть Харькова запугана Правым сектором, часть его любит, часть города запугана русским нашествием, а наиболее адекватная – экономическим положением, то Луганск остается переломным рубежом противостояния. Офицеры спецподразделения «Альфа» открыто заявили об этом на совещании силовиков с участием и.о. первого вице-премьера Украины Виталия Яремы и в Луганске с участием и.о. секретаря СНБО Украины Андрея Парубия: - «Мы не пойдем мочить всех подряд в занятых зданиях Луганска и Донецка. Мы будем работать исключительно в рамках закона, наши подразделения созданы для освобождения заложников и борьбы с терроризмом», — заявили силовики. В ответ на это их выгнали с совещания, назвали предателями, пообещали сорвать погоны и строго наказать.

Луганск действительно горячая точка сейчас – с одной стороны, сообщение ряда майданных СМИ, что в город вошла некая военная техника, но количество единиц и место их расположения неизвестны. В свою очередь, лидер народного ополчения Луганска Алексей Мозговой, призывает граждан изначально не верить ни в какие сообщения о якобы ведущихся с представителями властей переговорах о сдаче контролируемых административных зданий и укрепрайона возле них. – «Мы будем стоять до последнего, за нами народ, за нами стоят все надежды! Мы будем стоять, пока не будут освобождены все наши единомышленники, находящиеся в тюрьмах, пока не будет оправдан "Беркут", пока не будут назначены даты референдума, - сказал Мозговой. - Сейчас сажают всех, кто даже просто стоял в живой цепи на Майдане. Сажают просто потому, что они выполняли приказ и стояли по другую сторону от "Правого сектора". Он так же считает, что предстоящие президентские выборы на Украине не стоит воспринимать всерьез и скорее всего – их не будет.

«ЗАВТРА». Как Вам представляется ближайшее будущее Юго-Востока Украины?

Марина ТКАЧЕНКО. В воздухе постоянно висит информация что и.о. президента Украины Александр Турчинов отдал приказ управлению государственной охраны (УГО) готовиться к штурму занятых зданий в Луганске, а потом в Донецке. Если это случиться – то и Луганск, и Донецк, и Харьков, и Одесса воспримут это как сигнал к наступлению на Киев. И для этого не обязательно в Киев ехать. Просто повторить путь Крыма. И первым это сделает Алексей Мозговой. Или уже вторым – после Аксёнова? Я думаю эти вопросы нужно задавать не Мозговому и не Аксенову – а именно представителям киевской власти. И всем кто с ней временно формально объединяется. Ведь Юго-Восток проигнорирует выборы и будет вечным вулканом для прозападных политиков? Так, нужен ли такой Юго-Восток властям в Киеве? Или они его тоже отдадут России? Опять же по причине наличия у них инстинкта самосохранения…

Вопросы задавал Георгий КОЛАРОВ

фото : www.bfm.ru/

1.0x