Авторский блог Алексей Шорохов 13:53 30 июня 2015

Шагал – к Библии

Здесь как нигде видна именно судьба художника, не задрапированная примитивистскими штампами и искусствоведческими умолчаниями. Судьба человека, вступающего в пору ветхозаветного пророка, которому прошлое открывается яснее, чем будущее. В красках и образах.

В известной московской галерее «MustART» открылась выставка «Послание света», посвященная позднему периоду творчества Марка Шагала, когда художник обращается к технике литографии. На выставке представлены двадцать четыре оригинальных работы мастера, посвящённых библейским сюжетам. Назвать их «иллюстрациями Библии» (по примеру Доре, допустим) было бы, на мой взгляд, неверно. Скорее уж это иллюстрации «эпохи зрелости» в жизненном пути самого Шагала, когда бывший «уполномоченный комиссар по делам искусств Витебской губернии» созревает до фундаментальных религиозных вопросов в своём творчестве. Хотя именно в революционные 1920-е годы эта серия и была задумана Шагалом, но тогда художник, по его собственным словам, ещё «не видел Библию, а только мечтал о ней».

Нужно было пережить Вторую мировую войну, оккупацию нацистами Франции, бегство в Америку, личную трагедию (потерю жены), чтобы «летающие невесты» местечкового Витебска (до неприличия зацитированные в кинематографе Эмиром Кустурицей) уступили место в творчестве Шагала образам библейских праотцев и пророков.

В гражданском календаре это соответствовало 60-м годам прошлого века. Время наибольшей популярности художника, зенит славы – художника приглашают расписывать витражи одновременно и в синагогах и протестантских кирхах, что отнюдь не противоречит его мировоззрению. Потому что уже в полном тревоги предвоенном «Белом распятии» Шагал пытается объединить ветхозаветное еврейство с новозаветными посланиями страдания и искупления в трагическом ХХ веке.

Несомненной удачей выставки в Вознесенском переулке является её композиционная и смысловая завершённость, от расположенного в центре зала, завораживающего и предельно цельного, нерасщеплённого ещё «Рая», от полного покоя и ещё непознанного «Древа познания» - сквозь тревожное и огненно-красное «Изгнание из Рая» - к полному страдания плачу Иова в дохристианской ночи Израиля.

Здесь как нигде видна именно судьба художника, не задрапированная примитивистскими штампами и искусствоведческими умолчаниями. Судьба человека, вступающего в пору ветхозаветного пророка, которому прошлое открывается яснее, чем будущее. В красках и образах.

Это – непривычный, незнакомый Шагал. Выставка проработает до конца лета.

1.0x