Авторский блог Алексей Гордеев 00:00 26 марта 2015

С остановкой в Астане

Чтобы понять значение прошедшей в Астане 20 марта встречи лидеров трех государств Евразийского экономического союза: России, Казахстана и Беларуси, — следует определить или хоть бы обозначить ответы сразу на несколько вопросов. Во-первых, почему она не состоялась в первоначально названный срок 12-13 марта и была перенесена на несколько дней? Во-вторых, зачем она была необходима именно "здесь и сейчас", а не, скажем, после новых выборов президента Казахстана, назначенных на 26 апреля? Наконец, в-третьих, обсуждению какого круга проблем она была посвящена?

Чтобы понять значение прошедшей в Астане 20 марта встречи лидеров трех государств Евразийского экономического союза: России, Казахстана и Беларуси, — следует определить или хоть бы обозначить ответы сразу на несколько вопросов. Во-первых, почему она не состоялась в первоначально названный срок 12-13 марта и была перенесена на несколько дней? Во-вторых, зачем она была необходима именно "здесь и сейчас", а не, скажем, после новых выборов президента Казахстана, назначенных на 26 апреля? Наконец, в-третьих, обсуждению какого круга проблем она была посвящена?

Официальная информация на этот раз была чрезвычайно скудной. Сокращение объемов ВВП и взаимной торговли в связи с глобальным системным кризисом, падением мировых цен на энергоносители и антироссийскими санкциями Запада. Возможность введения единой валюты для государств-участников ЕАЭС. Празднование 70-летия Победы. Ситуация на Украине.

Разумеется, все эти проблемы, что называется, на слуху и требуют выработки согласованной позиции Москвы, Астаны и Минска. Но ни одна из них, ни все они вместе не определяют доминанту текущего политического момента, связанного с совершенно иными трендами. Такими, например, как массированная демонстрация "военных мускулов" НАТО и Россией. Как создание Китаем Азиатского банка инфраструктурных инвестиций, куда буквально бегом устремились сначала Великобритания, а за ней — Германия, Франция, Италия, Австралия и Южная Корея. Как показательное "сжигание мостов" с Западом, которое провел российский президент после своего почти десятидневного "исчезновения", адекватная информация по которому до сих пор отсутствует — даже если принять официальную, озвученную Дмитрием Песковым версию о том, что все эти дни Владимир Путин провёл в одной из своих подмосковных резиденций.

Если посмотреть хронологию событий, то что мы увидим?

В Санкт-Петербурге состоялась встреча российского лидера с президентом Киргизии Алмазбеком Атамбаевым, в Москве — с руководителем канцелярии ЦК КПК Ли Чжаньшу. В последнем случае речь, кстати, идет о координации работ государственных аппаратов на высшем уровне — случай в мировой практике беспрецедентный, наверное, со времен Бюро Коминтерна.

С Южной Осетией подписан договор о союзничестве и интеграции.

Путин выступил на митинге, посвященном годовщине воссоединения Крыма с Россией, и провел заседание оргкомитета "Победа".

По телеканалу "Россия 1" был показан фильм "Крым. Путь на родину", в котором российский президент еще раз сформулировал принципы своей политики, подчеркнув полную личную ответственность за "Крым наш".

Кроме того, Путин принял участие в пленарном заседании съезда Российского союза промышленников и предпринимателей и встретился с членами бюро правления РСПП. Ключевым моментом его выступления стало предупреждение о том, что "могут быть предприняты попытки воспрепятствовать возврату капиталов в Россию, а это может быть связано с ограничениями использования тех капиталов, которые находятся в иностранных юрисдикциях". Понятно, что имеются в виду капиталы российского происхождения, независимо от формы собственности. Предупреждение выглядит тем более серьёзным, что иностранные компании, работающие в России, начали массовый вывод своих активов и свертывание всех операций на российской территории, причем делается это, как утверждают многие эксперты, "по рекомендациям" ФРС и правительств соответствующих стран Запада с очевидной целью минимизировать собственные потери в случае принятия Россией ответных мер по ограничению использования иностранных капиталов, находящихся в её юрисдикции.

В классической дипломатии и политике подобное состояние дел трактуется исключительно как предвоенное. И в подобной ситуации важнейшее значение приобретает наличие (или, напротив, отсутствие) союзников. Можно сколько угодно повторять тезис о том, что главным бенефициаром конфликта между США и Россией может быть только некая "третья сила", и чем острее, чем масштабнее окажется данный конфликт, тем больше будут потери участвующих в нем сторон и тем больше приобретут для себя представители этой "третьей силы". История двух мировых войн ХХ столетия свидетельствует именно об этом. Но, судя по всему, тот факт, что именно США и в том, и в другом случае, оказывались "победителями, которые получают всё", для "вашингтонского обкома" важнее принципа "мудрой обезьяны, наблюдающей за схваткой двух тигров", а потому соблазн "сломать" Россию сегодня настолько велик, что за деревьями возможной выгоды там уже не видят всего леса рисков. То есть Обама "пошёл по вектору ошибки". Отсюда нарастающую конфронтацию с Соединенными Штатами Кремлю приходится принимать как свершившийся факт и в своих действиях исходить именно из этого факта, а не из каких-то благих пожеланий и намерений.

Потому что агрессора, да еще такого масштаба, невозможно "умиротворить", выполняя его требования, — его можно только остановить. А для этого нужна как собственная сила, так и помощь союзников. Знаменитая фраза Александра III о том, что у России есть только два союзника: её армия и её флот, — несмотря на всю свою историческую справедливость, вовсе не исключает того факта, что союзники, даже самые слабые и ненадежные, лучше врагов — особенно если правильно оценивать и использовать их возможности.

Так вот, Казахстан и Беларусь — тем более в лице своих нынешних лидеров — важнейшие союзники для России. Даже потенциально. Несмотря на все кризисы последних 25 лет, совокупный ВВП трех государств-участников ЕАЭС (по паритету покупательной способности, версия Всемирного банка), в 2013 году составлял 4,064 трлн. долл. — это больше, чем у Германии, которая занимала пятое место в мире. Присоединение к ЕАЭС Украины образца 2013 года позволяло бы создать уже четвертый в мире по объему экономики (после США, КНР и Индии) субъект, обогнав Японию. Понятно, что подобного развития событий, создающего дополнительную угрозу пресловутому "глобальному лидерству Америки", в Вашингтоне допустить не хотели и не могли. Потому и ввязались по уши в "евромайдан", чтобы не допустить перехода Украины в российскую зону влияния. Но тем самым всего лишь способствовали её ускоренному формированию и консолидации.

Судя по всему, как США готовы "воевать против России до последнего украинца", так и представители "третьей силы" готовы "воевать против Америки до последнего русского". И предоставить для этого определенную помощь и определенные гарантии, то есть выступить фактическим союзником России в форме "дружественного нейтралитета". Не исключено, что обсуждению объема и форм этой помощи, а также этих гарантий и было посвящено время таинственного "исчезновения" российского президента, независимо от места его пребывания. Во всяком случае, наблюдавшийся формат "исчезновения" вполне соответствует масштабу и характеру предполагаемого события. К тому же эту версию полностью подтверждают все действия Путина после его "возвращения". Включая сообщение о полученных договоренностях Назарбаеву с Лукашенко, для чего и потребовался перенос встречи в Астане. Таким образом, остановку в казахстанской столице можно считать завершением первого этапа нового большого пути России.

Фото пресс-службы Президента РФ

1.0x