Авторский блог Сергей Сокуров 13:51 16 сентября 2014

Русь - речные люди

Как просто открывается ларчик.

1.Без воды ни туды, ни сюды

По мнению некоторых историков, само святое для нас имя Русь мы получили в виде родового не от легендарного праотца восточных славян Руса, пришедшего якобы со дружиной, с жёнами и чадами из Паннонии. Не от придуманных немецкими учёными заморских варягов, не от племени Полянского союза, сидевшего в долине речки Рось, что впадает в Днепр ниже Отца городов русских. Ларчик открывается просто: русь (как самоназвание множества людей) – это жители речных берегов, страны рек. Наши далёкие предки для текучей стихии, без которой невозможна сама жизнь, имели несколько названий.

Кроме «вода» (финны переняли «ва») существовал синоним с корнем «рос» или «рус». От него сохранились до наших дней слова «русло» (ложе водного потока) и «русалка» - сказочная обитательница водных глубин. Да и сама речка Рось – это река Речка. А как же варяги? – спросите вы. Варяги – это вряги, враги, коими были все на западе, кто не русь. Когда они сменили боевой драккар на грузовую купеческую ладью, с которой «капало» русам в каждом речном порту, то враги-варяги превратились в отличных парней, своих в доску, и также получили право на имя русь.

Таким образом русские – это люди рек! Их порождение. Недаром в народных песнях и сказаниях чаще слышим «реченька», чем «река». Текучие дороги – наши древнейшие, самые надёжные пути сообщения между соотечественниками. Не потому ли сухопутные дороги – наша изначальная отечественная беда? Вполне может быть. Русская земля обширна. Строить путь по суху – долго и накладно. Не лучше ли летом довериться речным струям, то доверяясь их воле, то двигаясь супротив, на вёслах, под ветрилом, при помощи бечевы? А зимой, когда реки станут, какое дорожное покрытие может быть глаже прочнее льда? Ответ очевиден. Но здесь необходима оговорка: естественными дорогами реки могут быть только на равнинах, где пороги и перекаты – редкость, где глубина потоков и плавность хода – не помеха судовождению. И здесь природа пошла нам навстречу! Правда, не везде. Вспомним днепровские пороги и перекаты, то же - северных рек. Однако на то дана людям голова и руки, и смекалка.

2.Первый путь – главный путь

Начну с того пути сообщения Отечества, который предшествовал государству. Без него оно не могло бы состояться. Вспомните из школьной программы, Русь изначальная возникла… на чём?.. Правильно, на пути из Варяг в Греки. На Пути! Так и напишем – с большой буквы. Сначала появился Путь, потом на него как бы нанизались племенные земли, образовав государство. Это нить, без которой отдельные жемчужины – ещё не ожерелье.

Но каков был этот путь? В основном, водный, прерываемый волоками к досаде путников, отягощённых грузами. То здесь, то там к этому водному, в основном, пути примыкали с боков другие водные дороги с однонаправленным движением, вынуждавшим искать способы хождения против течения, а к тем - иные, и так до тех пределов, пока естественный путь не терял практического значения. На памяти прежде всего Днепр с его крупными притоками Припятью и Десной, Западная Двина, Ловать, оз.Ильмень, Волхов-река, Ладожское озеро, наконец, Нева, выводящая в Финский залив. Также Буг, сокращающий путь в Европу. Если вы посмотрите на карту Киевской Руси, то увидите, что все без исключения города и веси молодой державы стоят на берегах водных потоков и водоёмов, отдельные – у волоков, с их не простым техническим хозяйством. Ведь надо было кому-то обслуживать трудные участки древних путей и оборонять их от любителей поживиться за чужой счёт. Столицы же отдельных княжеств контролировали важнейшие узлы и участки водных дорог. Когда подданные Великого князя Киевского расселились по Восточно-Европейской равнине, их политический центр естественно переместился туда, где сходились верховья крупнейших рек этой равнины, откуда все державные украйны одинаково были доступны – на Окско-Волжское междуречье, на Валдай.

3. Благодарственное слово русским рекам

Уже в начале образования державы Рюриковичей, когда Киев и Новгород Великий оказались в составе одного княжества, Русь предстала перед растерянной Европой самым большим по территории государством континента. На 1000 год от Р.Х. оно занимало площадь в 1.333.000 кв. км на пространстве между Чёрным и Балтийским морями, Карпатами и верхней Волгой (даже «однодневная империя» Карла Великого не достигала таких размеров). С тех пор восточнославянский мир только разрастался, не переставая оставаться Русью и в период феодальной раздробленности, и во временном подчинении её различных частей чужим коронам.

Вспомните из древней истории, на чём держался расползшийся по трём континентам Старого Света Pax Romana. Гордые хозяева античного мира надёжно привязали завоёванные территории к Риму великолепными шоссейными дорогами с отличной инфраструктурой. Они позволяли легионам достичь крайних границ владений Вечного города за три-четыре декады, а гонцам - в считанные дни. Русские таких дорог посуху не имели. И причина тому изначально не в «дураках», не в перманентной отсталости, а в том, что суровая, но щедрая природа одарила наших предков разветвлённой водной системой, которая и стала удовлетворительной дорожной сетью летом и зимой. Такие реки хвалёные римляне видели лишь на окраинах своих владений, до них надо было дотопать, сносив не одну пару солдатских котурнов.

Ни в Киеве, ни, впоследствии, в центрах удельных княжеств, ни во Владимире, что на Клязьме, ни в Москве не пришлось ломать головы, как держать под контролем отдалённые регионы. В какой бы угол ни забился изнурённый тяглом холоп, где бы ни укрылся любитель воли из служилых, водный путь (не этот, так другой) обязательно приведёт сборщика налогов к порогу курной избы или к воротам барской усадьбы. Не обидел Господь Русь и озёрами: Ладога, Онежское, Ильмень, Псковское и Чудское, Плещеево, Белое, Неро, Переяславское (последнее в своё время «родит» от Брантова утлого челна русский флот). Водными путями перемещалась подавляющая часть товаров для обмена и купли-продажи, войска, которым надо было успеть перехватить вторгшихся врагов; переселенцы, путники, в одиночку и семьями, хлеб, руды, лес, стройматериалы, скот, оброк (вначале сами князья объезжали, точнее, «обплывали» владения, верша полюдье). Реками же перемещались по Руси народные говоры, распространялись культура, ремёсла. С верховьев Волги начал своё знаменитое хождение за три море тверской купец Афанасий Никитин. Дружина Ермака вторглась в Сибирь, использовав Каму и её притоки.

Как обеспечили единство Руси Днепровской и Руси Северо-Западной водные пути и волоки «из Варяг в Греки», так и Русь Заокская стала частью единой хозяйственно-политической системы, благодаря доступности бассейна Верхней Волги из долин Днепра и Западной Двины, также из рек и озёр Новгородской земли. Окиньте мысленным взором карту: на Волок Ламский «завязаны» Волга, Клязьма и Москва-река, а значит, Ока и Шексна; из последней вы попадаете волоком в оз. Кубенское, из него Сухоной-рекой – в Северную Двину, выводящую в Белое море.

Упомяну вскользь, что реченьки-матушки и в древности связывали нашу страну с соседями всех четырёх сторон света для мирного, обоюдополезного общения. И редко какой незваный гость приходил к нам рекой со злом. Вспомнился мне только ярл Биргер, сунувшийся было в Неву шведским флотом, где его встретил с дружиной юный князь Александр Ярославич. Чем кончился визит, известно.

Так что реки России – это наше всё. Возблагодарим Господа Бога за сей дар, а наших предков – за его умножение рукотворными водными путями, за бережливое отношение к воде-русе. Недаром мы стали самой речной страной мира, владея 20% мировых запасов пресной воды.

1.0x