Авторский блог Владислав Мальцев 11:00 22 декабря 2015

Революция беззакония

Два года назад на Украине людей поднимали на уличные протесты под лозунгами «жить, как в Европе». Однако в реальности страна оказалась отброшена на уровень банановых республик третьего мира с той лишь разницей, что «эскадроны смерти» из неофашистов в Незалежной создают и финансируют не латифундисты и наркоторговцы, а «владельцы заводов, газет и пароходов». Одним из ключевых факторов человеческого бытия ныне является свобода слова, характеризующая и уровень свободы общества, и в нынешней Незалежной с этим большие проблемы.

Два года назад на Украине людей поднимали на уличные протесты под лозунгами «жить, как в Европе». Однако в реальности страна оказалась отброшена на уровень банановых республик третьего мира с той лишь разницей, что «эскадроны смерти» из неофашистов в Незалежной создают и финансируют не латифундисты и наркоторговцы, а «владельцы заводов, газет и пароходов». Одним из ключевых факторов человеческого бытия ныне является свобода слова, характеризующая и уровень свободы общества, и в нынешней Незалежной с этим большие проблемы.

В недавно опубликованном ежегодном отчёте за 2015 год организация «Репортёры без границ» понизила уровень свободы слова на Украине до 129-го места среди 180 стран мира. «Это худший период в истории Украины с момента обретения независимости в 1991 году», – констатировали представители авторитетной международной организации. Для сравнения: Афганистан с действующими там боевиками «Талибана» занимает в этом рейтинге 122-е место, Колумбия с левыми повстанцами в джунглях и противостоящимии им «эскадронами смерти» – 128-е. «Эта позиция в мировом рейтинге вполне обусловлена действиями властей по подавлению инакомыслия в стране, – отмечает в блоге на сайте популярного украинского издания «Корреспондент» журналист Юрий Кот. – Украинская власть всячески препятствует объективному и независимому освещению событий отечественными и иностранными журналистами. И жёстко расправляется с неугодными».

С подобной оценкой согласны и эксперты Института массовой информации (Украина). «2014 год стал критическим для свободы слова в Украине, – отмечается в его докладе «Хроника свободы слова» (Киев, 2015), подготовленном при поддержке Агентства США по международному развитию и Национального фонда демократии (США). – Количество нарушений достигло почти тысячи случаев, в первый раз за последние 10 лет на территории Украины погибли журналисты во время выполнения профессиональных обязанностей… Общее количество нарушений свободы слова в 2014 году составляло 995 случаев, что вдвое превышает показатели 2013 года (496 случаев), и втрое – 2013-го (324 случая)… Нападения стали категорией, в которой зафиксировано больше всего нарушений (286 случаев, в 2013-м – 97)». К началу декабря 2015 года к этому добавилось еще 97 случаев воспрепятствования работе журналистов, 57 нападений и одно убийство.

И дело отнюдь не только в том, что в Донбассе идёт война. «Спустя год после избрания Порошенко президентом работа журналиста даже не в условиях боевых действий остаётся одной из самых опасных, – писал в июне с. г. видный украинский медиаэксперт Даниил Ваховский, несколько лет назад работавший исполнительным директором украинского филиала авторитетного международного PR-агентства Hill+Knowlton Strategies. – Так, в [издаваемый Freedom House ежегодный] отчёт Freedom of the Press за 2015 год попадёт нападение на журналистов антикоррупционной программы «Наші Гроші» во время съёмок сюжета о замминистра МВД. Этот случай, разумеется, не является единичным. В год совершается несколько сотен подобных нападений на съёмочные группы и отдельных журналистов». Он привёл случай расправы государственных органов над независимым изданием, причём санкционированный президентом страны: «18 июня в 8 утра столичный бизнес-центр "Гулливер" с визитом посетили не очень вежливые люди, представившиеся налоговой милицией, выломав двери в офисе скандальной газеты "Вести"… Сама газета "Вести" и весь холдинг "Мультимедиа Инвест Групп", в который помимо всеукраинской многотиражки входит одноимённое радио, общественно-политический еженедельник "Вести. Репортёр" и канал UBR, должны умереть. Такой приговор медиапроектам под управлением Игоря Гужвы вынесли эксперты и даже президент, во время своей отчётной пресс-конференции заявивший, что уже год не читает газету "Вести", и добавивший: "Если налоговые органы докажут непрозрачность финансирования «Вестей», страна имеет возможность себя защитить". "Органы" услышали слова президента как призыв к действию и вызвали за допросы 242 работника издания, а спустя десять дней взяли штурмом центральный офис… Сейчас же давлению подвергаются "Интер" и "112"».

Помимо силовых инструментов, украинские власти пытаются оказывать давление на независимые средства массовой информации и через законодательство. Представленный в июне с. г. «Проект информационной безопасности» представитель ОБСЕ по свободе СМИ Дунья Миятович, несмотря на подчёркнуто лояльную позицию Запада и этой организации в отношении киевских властей, резко раскритиковала, заявив, что он может оказать «негативный эффект на СМИ и препятствовать выполнению ими роли арбитра» в обществе.

Если же СМИ нельзя заблокировать ввиду их иностранного происхождения, в ход идёт такой демократический метод, как депортация журналистов за пределы страны или запрет въезда на территорию Украины. Советник главы Службы безопасности Украины Маркиан Лубкивский, выступая 15 марта с. г. в эфире телеканала «112», заявил: «Речь идёт о сотне российских журналистов, возможно, несколько больше, которым запрещён въезд на Украину или которые были выдворены с территории страны». С тех пор, надо полагать, число невъездных на территорию «свободной Украины» журналистов лишь возросло.

Самым вызывающим случаем нарушения свободы слова на Украине стал, конечно, расстрел 16 апреля 2015 года у подъезда его дома известного публициста, бывшего шеф-редактора популярной газеты «Сегодня» Олеся Бузины. Задержанные за убийство оказались националистами, ранее воевавшими в зоне АТО. Андрей Медведько – активист аффилированной со «Свободой» неонацистской структуры С14, служил в батальоне МВД «Киев-2», а затем перебрался в «свободовский» батальон «Сич». Денис Полищук, в 2012 году пытавшийся избраться в Раду по списку партии «Украинская национальная ассамблея» (УНА), воевал в Донбассе в «приватизированном» этой праворадикальной партией 54-м разведывательном батальоне. 23 июня 2015 года Полищук ненадолго вышел на свободу, так как за него внёс залог в размере 5 млн гривен (230 тыс. долларов) издатель интернет-издания INSIDER Алексей Тамразов. В принципе, это всё, что нужно знать о том, какие герои и какие СМИ нужны Украине после «революции достоинства».

1.0x