Авторский блог Андрей Коробов-Латынцев 13:08 5 октября 2014

"Рэп во время чумы"

Рецензия на альбом РИЧа "Десятка"



Рич попал в десятку – «рэп во время чумы». Это строчка из песни его нового альбома «Десятка». Наше время — время наступившей чумы. Тотальной чумы, не только лишь духовной. Наше время безумно и становится всё более безумным. Локальные войны, нарастающая угроза мировой войны, цинизм и подлость большой политики, которые подталкивают к подлостям и предательствам в личных отношениях, или, наоборот, которые становятся возможными благодаря подлостям и предательствам отдельных людей. Затем надвигающаяся экологическая катастрофа, демографическая катастрофа, в конце концов, духовная катастрофа…

Еще немного, и мир сорвется с петель. Откроется бездна, в которую давно уже всматриваются философы и поэты. В наше время к этим двум присоединяются еще и рэпер. Именно так и никак иначе. Да, рэпер в России больше, чем рэпер. Нравится это вам или не нравится, но это теперь так, и не учитывать русский рэп как часть нашей общей национальной рефлексии, это вскоре будет равняться тому, как если бы мы не учитывали русскую философию или русскую литературу, как если бы мы просто забыли славянофилов или Достоевского. Мы бы перестали тогда быть русским. Повторюсь: как бы абсурдно это ни звучало для многих, это так. И поздно кричать про то, что рэп это тупая музыка, тупые слова, что это про наркоту-тёлок и пр. и пр. Очнитесь, это давно не так.

РИЧ, в прошлом называвшийся Ричардом Пейсмейкером и выпустивший под этим псевдонимом два альбома (один сольный и один совместный с Захаром Прилепиным), всем своим творчеством подтверждает написанное выше.

Не случайно, кстати, Рич так сдружился с Захаром Прилепиным. Из сотрудничества русского рэпера и русского писателя родился альбом «Патологии», где Захар писал тексты, а Ричард зачитывал их. Захар, впрочем, и сам не прочь был прочитать рэп (мы же уже слышали его в песнях проекта «Лёд 9»). В новом альбоме Рича мы тоже встретим Захара. Сначала Рич процитирует в конце одной из песен слова из интервью Захара: Прилепин сперва будет говорить про то, что представление, будто рэп это полуобразованная музыка дебилов – это клеше и «полная ерунда» к тому же, и далее: «вот рэперские ребята – мы с ними просто сошлись на том, что мы говорим на одном языке». А в следующей песни Прилепин уже сам будет читать рэп. Название песни «Пора валить». «Пора валить тех, кто говорит пора валить» — такая вот замечательная словесная игра.

В песни четко проговариваются почвеннические идеи. Вот Ричард в первом куплете: «Пора гордиться тем / чего принято стыдится / и стыдится того что вошло сейчас в таблицу / социальных принципов / Не кривите лица! / мы упадем там, где суждено было родиться». Понятно, о чем речь. И далее Захар: «Пора валить тех, кто говорит «пора валить» / Вали молча и не загораживай вид / Здесь воздух не воздух он как чистый спирт / пригубил и родился, перебрал и убит». Такая вот опасность русского бытия, невыносимая русскость бытия, где даже воздух может убить. И — богатство русского бытия: «здесь всего слишком много / только ты слишком мал /если больше нет Бога / – твой выход, шакал» (тоже читает Захар). И ежели кто-то не справляется с этой невыносимостью, обилием и опасностью русского бытия: «здесь полгода дождливо и полгода снежит / Мы тут дома мы живы, а тебе тут не жить» — то ему здесь не жить. Не жить и не полюбить русское бытие. Вот к такому человеку и обращаются Рич с Захаром в песне.

Припев в песне читает рэпер Хаски, о котором тоже нельзя не упомянуть. Хаски, он же Дмитрий Кузнецов, в 2013 году выпустил альбом с характерным для своего творческого псевдонима названием «сбчь жизнь», Вы легко найдете этот альбом на рутрекере. Одна из самых интересных, на мой взгляд, песен альбома называется «Сибирская язва». Вот припев песни: «Я полагал, что отвлекусь от бед, / когда писал письма самому себе / письма пылятся, вскрывать их опасно, / в каждом из конвертов сибирская язва». Память – тема песни. Память в песне предстает как одна из самых главных наших человеческих, экзистенциальных проблем. Память может освежить наш ум сквозь года, придать силы, но может копиться на бумаге как отрава. Герой «Ста лет одиночества» у Маркеса погибает, когда вмещает в себя всю память своего рода, — он погибает, прочитав всю историю рода, написанную задолго до того, как история вообще началась. В песне эта проблема выражается в метафоре писем, в которых таится сибирская язва. Письма самому себе, т.е. это дневники. И прочитав их – можно умереть. Быть может, это будет одним из самых изысканных способов самоубийства, который когда-либо придумывало человечество. Кто знает. Человеческое состояние может быть ужасным и безвыходным, человек в состоянии испытывать временами такие чувства, после которых не живут, например, богооставленность: «Позавчера я дрожал и млел / Бог забыл, что Его нет и явился мне / Сухой сгорбленный старик, мы с ним увязли в спорах, / ему стало плохо — его увезли на скорой» (тоже из песни). Мы ведь потому и делимся с бумагой своим горем и тоской, что не в состоянии выносить их в одиночку. Законсервировав и упаковав в дневник свои отчаяние и боль, мы забываем о них, лежащих где-то на книжной полке в груде других таких же тетрадок. Но открыв их – мы можем впустить в себя вновь эти боль и отчаяние. Только кто знает, какими они войдут в нас после своего бумажного изгнания. Человек должен писать так, чтобы никогда не перечитывать написанного: «оставьте меня лицемеры и завистники, все мои песни — лишь мои предсмертные записки» (Хаски, «Сибирская язва»).

Но вернемся к Ричарду и его «Десятке». Ричард попадает «в десятку», это — настоящий рэп, в нем перемешиваются бытийные проблемы человека с его повседневным существованием, бытом. Все это зачитывается под бит и предстает нам в виде такого немного сумбурного языкового коктейля, хорошенько бьющего в голову. Такой рэп пишется прямо здесь и сейчас, его форма – сам мир вокруг. Но мир вокруг меняется, и меняет его в том числе рэп. Такие вот парадоксы: «Изменилось все вокруг, слышишь, братик? / я скучаю по тому морскому бою на парте / мы были друзьями, но как щас в вконтакте / сегодня скину трек – набери, скажи как тебе». Такие тексты не переписываются, не перечитываются, они сами возникают, вбрасываются в мир и звучат в мире, давая голос тому, что хочет сказаться и что мы должны услышать: «Мы выпускаем слова как джина Алладин! / Бог единый подарил нам поединок / с самим собой и мне от боя дико / но я справляюсь лихо и результаты пыток / я пишу и кидаю вам под биток».

Отсюда определение: рэп – результаты жизненных пыток.

Рэп – «предсмертные записки», прижизненные записки, пожизненные записки.

Рэп – «это голос потерянных нового века» (песня РИЧа «Я все еще здесь»).

Рэп – это…

Тема для школьного сочинения.

Тема диплома студента филологического факультета.

Тема диссертации по культурологии или философии…

Кстати, следует отметить литературность нового альбома Рича. Даже не литературность, а литературоцентричность. Наверное, ни в одном альбоме русского рэпа (исключая ночных грузчиков, но ведь они же играют в рэп, в конце концов) так часто не упоминаются имена писателей от Толстого и Томаса Манна до Ремарка и Джейн Остин. Мы с Ричардом однажды зашли в книжный магазин в Москве. Подойдя к полке с современной литературой, Ричард начал давать мне советы, кого и что стоит читать из современных авторов. Казалось, что рядом со мной преподаватель вуза, читающий курс современной русской литературы. Стало даже немного стыдно: я не читал то, не читал это, третье и т.д, а я ведь филолог..!

Однако литературоцентризм Рича не головной, это хорошо показывает песня «Я куплю себе», где рэпер рефреном повторяет, что он купит себе это, то и т.д. А первое, что он себе купит, будет блондинка: «я куплю себе блондинку со стройными ногами / привежу её к стулу, прочитаю том Толстого, новеллу Томаса Манна / стихи Омара Хаяма / потом по-простому попрошу пересказать / позову жену – надо показать / продлим еще на час, будем смеяться вместе / «А что ты, дорогая, будешь делать на пенсии?». РИЧ понимает малопонятность своего литературоцентричного рэпа для среднестатичтического подростка, и аудитория для его рэпа еще должна найтись, и она несомненно есть, потому что есть в нашей стране думающие и читающие люди, не оторванные при этом от нашей реальности.

Ну и, конечно, нельзя оставить без внимания такой факт: альбом начинается стихами Бориса Рыжего, заканчивается – Есениным. Оба, благодаря голосу РИЧа, стали читать рэп. Такие дела. –

Во время чумы мы продолжаем читать рэп. Вместе с Борисом Рыжим, с Сергеем Есениным, с Пушкиным и Достоевским. Кто-то против?

Конечно, вы против, я так и думал. Странным образом рэпофобия сочетается с русофобией. Поэтому-то ежели кто-то против, то в таком случае просто валите отсюда, молча и не загораживая нам вид на нашу Россию, страшную, глупую, любимую, дикую, цивилизованную, языческую, православную, далекую и огромную европейскую азиатскую страну.

Опубликовано в http://lookinsidemagazine.ru/2014/09/01/rich-10/

1.0x