Авторский блог Алексей Касмынин 16:20 30 января 2015

Редкий вид

Было бы разумным решением — придать «толстым» литературным журналам специальный статус («академических»), объявляющий их «национальным достоянием», который бы предусматривал подписку хотя бы в каждой десятой библиотеке.

Недавно главный редактор журнала «Москва» Владислав Артёмов обратился с письмом к министру культуры Владимиру Мединскому, в котором указал на бедственное положение «толстых» литературно-художественных журналов, которые по определению ЮНЕСКО, есть – "уникальное и неповторимое явление русской культуры".

Удастся ли «толстым» журналам найти своё место в XXI веке или им предстоит стать объектом изучения историков? Что необходимо сделать для их спасения? Об этом размышляет Владислав Артёмов.

«ЗАВТРА». В чём, на ваш взгляд, заключается феномен «толстого» журнала?

Владислав АРТЁМОВ. Литературный журнал, в идеале, это то место, где художественное произведение может быть опубликовано без оглядки на рынок, на средний вкус «массового» читателя, на текущую конъюнктуру и на прочие житейские обстоятельства. Это то место, где деньги и искусство разведены на безопасное расстояние, а потому не влияют друг на друга.

По существу, это летопись развития текущей русской литературы. Если вы перелистаете наши журналы за прошлые десятилетия, то легко убедитесь, что все более-менее значимые произведения, все прославленные романы, повести, рассказы обязательно были сперва напечатаны в журналах, а уж после этого выходили отдельными книгами. Вся литературная слава авторов начиналась с публикации на страницах журнала.

Наши «толстые» литературно-художественные журналы, по признанию международных искусствоведов, — уникальное и неповторимое явление, не имеющее аналогов в мировой культурной истории и относящееся исключительно к русской литературной традиции. Это тот самый бесценный «бренд», говоря современным языком, о сбережении которого должно заботиться всякое уважающее себя общество. Всего таких прославленных и «уникальных явлений» на всю огромную Россию чуть больше дюжины.

«ЗАВТРА». Как влияют динамичность современных издательств и наличие Интернета на судьбу толстых журналов? Как «толстые» журналы могут ответить на вызовы времени?

Владислав АРТЁМОВ. В прежние годы журналы, образно говоря, были полем боя, на котором происходили битвы и столкновения общественных идей. Таких идей было две, они меняли названия, но не меняли своего существа. Сегодня это — «патриотическая» и «либеральная». Эти идеи спокон веку бились между собой, да, собственно говоря, они и не могут благодушно и мирно сосуществовать друг с дружкой. И ни одна из них не может окончательно побороть другую. Если отбросить все условности, то патриоты выражают мнение и интересы большинства русского населения, либералы, соответственно, остальной весьма небольшой, но весьма энергичной и организованной части. Патриотов больше, но они слабо организованы и у них гораздо меньше финансовых возможностей. Либералов мало, но шуму от них гораздо больше. К слову, либералы организовали сайт «Журнальный зал», где по справедливости должны быть представлены все литературные журналы России. Но нет, нас они не впускают в этот свой замкнутый мирок.

Сегодня весь злободневный публицистический напор переместился в Интернет. Журналы, по крайней мере, журнал «Москва» печатает публицистику, я бы так выразился — фундаментальную, основательную, долговечную. Это уже не эмоциональная реакция на те или иные текущие события, а статьи и исследования, формирующие основы человеческого мировоззрения. Православная государственность — вот наше направление.

Заниматься «злобой дня» очень удобно на сайте, которым мы сейчас занимаемся. Там, на форумах, можно и отвечать в реальном времени на все «вызовы времени».

«ЗАВТРА». В восьмидесятые годы журнал «Москва» был феноменом. Публикация Булгакова, огромное количество нового, желанного читателем контента. Произошёл взрыв общественного интереса. Что эксклюзивного относительно всей издательской продукции могут предложить толстые журналы сегодня?

Владислав АРТЁМОВ. Не только «Мастер и Маргарита», хотя это произведение М.Булгакова в каком-то смысле стало визитной карточкой журнала. Вот краткий перечень наших публикаций — И.Бунин «Жизнь Арсеньева», Н.Карамзин «История государства Российского» М.Шолохов «Они сражались за Родину», Ю.Семёнов «Семнадцать мгновений весны», И.Шмелёв «Няня из Москвы», «История любовная», Ю.Коротков «Стиляги», «Иван Поддубный». Мы первыми напечатали стихи В.Ходасевича.

Из зарубежного — «Маленький принц» Экзюпери, «Медведь» Фолкнера, «За рекой в тени деревьев» Хемингуэя.

Что мы сегодня можем предложить читателю? Я уже говорил, что если на наших страницах появляется произведение, то попало оно туда по единственной причине — исключительно потому, что это произведение имеет художественную ценность. К нашему сожалению, художественная ценность и коммерческий успех — далеко не одно и то же. Настоящая литература — это не способ добывания денег. Даже в реестре современных российских профессий нет профессии — «писатель». Это значит, что даже государство признало очевидное — писательством нельзя заработать на жизнь.

Если журналы станут ориентироваться на коммерцию, подчинятся законам рынка, то рынок заставит нас делать ставку на «раскрученные» имена, печатать исключительно «донцовых-марининых», а это для литературы верная смерть. Рынок, базар по самой природе своей — антагонистичен высокой классической культуре, отвергает подлинную литературу, а проталкивает дешёвую и ходкую подделку.

Ведь и в ХIХвеке огромной популярностью пользовалась не та классика, которую мы учили в школе, не Гоголь, не Достоевский, и не Лев Толстой, а всякого рода «Бароны Брамбеусы…». Точно так же, как и ныне пышным цветом цвела литературная халтура, которая и приносила главный доход книгоиздателям, недаром ещё Некрасов мечтал: «…Когда мужик не Блюхера, / И не милорда глупого — / Белинского и Гоголя / С базара понесет…»

Напрасные мечты, ибо по закону рынка доход приносит — «блюхер и милорд».

Из того, что мы собираемся публиковать в этом году, хочу выделить новый роман Юрия Полякова, повесть барнаульского писателя Анатолия Егорова «Записки Кашкадамова», динамичный роман Андрея Молчанова «Форпост»…

«ЗАВТРА». Из самой читающей страны в мире Россия превращается в самую нечитающую страну Европы. Новые технологии вытесняют печатное слово. Навязывать культуру чтения нужно какими-то особыми способом. Как толстые журналы могут захватить новую аудиторию? При каких обстоятельствах молодёжь обратится к «толстым» журналам?

Владислав АРТЁМОВ. Почему читать необходимо? И почему важно читать настоящую классическую литературу? Литература — это не описание случаев и происшествий. Это сотворение нового мира и новой жизни. Мы читаем «Анну Каренину» не для того, чтобы узнать, что там случилось, и как Анна изменила мужу. Это всё побочное, второстепенное. Настоящая литература — это школа мысли, воспитание вкуса, развитие в человеке чувства гармонии и меры. Какое-то природное, стихийное чувство красоты свойственно каждому человеку. Но развить эти внутренние свойства и придать им правильное направление может только классическое искусство. Когда-то Академия художеств посылала лучших учеников в музеи Европы, где эти ученики должны были просто копировать великие произведения живописи. Просто, мазок за мазком пройти вслед за гением автора, повторить его, почувствовать, как это сделано. Когда мы читаем литературное произведение, мы точно следуем за словом, за мыслью автора. Вот почему нужно читать «с разбором». Плохая литература и бесталанный автор ничему вас не научит, а только может навредить. Отравить нас своим испорченным продуктом.

Настоящий читатель формируется только от чтения классической литературы. Он получает верное представление и может верно различить подделку от настоящего искусства. Чувствовать и понимать красоту и гармонию — просто необходимо для выживания нашей души.

Отличить злое от доброго помогает нам совесть. Это, что касается морали и этики. «Не убий, не укради… и т.д.» Но мы видим, что и эти базовые заповеди легко нарушаются, как можно разрушить моральные принципы. «Убей классового врага, расстреляй кулака, грабь награбленное…» И всё, никакая совесть не мешает нарушать заповедь.

В области красоты, в области эстетики всё держится как-то прочнее. Не так легко убедить человека, что «черный квадрат» или какой-нибудь «бледный ужас», проданный за двести миллионов долларов, прекрасная живопись. Человек будет кивать и поддакивать, но внутреннее не согласится.

Художественный вкус — даёт очень прочную опору человеку. Именно в этом смысле можно понимать известное выражение «Красота спасёт мир». Ведь мораль давно разрушена в массовом сознании, поглядите на Европу. А вместо красоты в искусстве, особенно очевидно это проявляется в изобразительном искусстве, на щит поднимают и рекламируют — безобразное. Если кратко сформулировать эти внутренние связи и зависимости, то скажем так: красота в искусстве есть выражение любви, безобразное — выражение страха и ненависти…

«ЗАВТРА». В чём ваш проект спасения «толстых» журналов?

Владислав АРТЁМОВ. Бедственное положение некогда составлявших честь и славу отечественных изданий вызвано их неподъёмной ценой для основных категорий подписчиков: физических лиц — для них цена на журналы после отмены государственной дотации «Почте России» на доставку стала практически недоступной.

Наш читатель, как показывает практика — человек традиционной культуры, посетитель библиотек, но даже и в библиотеках он не имеет возможности познакомиться с новинками и достижениями современной текущей литературы.

Было бы разумным решением — придать «толстым» литературным журналам специальный статус («академических»), объявляющий их «национальным достоянием», который бы предусматривал подписку хотя бы в каждой десятой библиотеке.

Этот проект я пытаюсь донести до Министерства культуры, к которому мы по естественному положению вещей должны относиться. Но формально чиновники когда-то причислили нас и до сих пор юридически причисляют толстые литературно-художественные журналы к СМИ. В «Литературной газете» я уже изложил идею проекта, который не требует никакого отдельного финансирования. Нужно сделать так, чтобы хотя бы каждая десятая библиотека подписалась, скажем, не на серию «иронический женский детектив» или «вор в законе», а на литературный журнал. Проект простой, эффективный, радикально спасающий ситуацию. Но, как я уже сказал, библиотеками занимается Министерство культуры, а журналами другое ведомство — Роспечать. И вот эту пустяковую проблему, которая возникает на границе двух ведомств, нужно решить. Как-то юридически и законодательно всё это дело оформить. И жизнь показывает, что решить эту простую с виду проблему очень даже непросто.

Беседовал Алексей Касмынин

1.0x