Авторский блог Виктор Кузнецов 11:58 31 августа 2015

Процесс строительства закрытых городов на Урале и их заселение жителями

В статье проанализирован процесс строительства жилых поселков при заводах будущей атомной отрасли, которые разрослись к концу 20 века до городов областного подчинения с населением от 40 до 90 тысяч жителей.

С начала своего основания закрытые города атомной промышленности были не похожими на другие города Советского Союза: контрольно-пропускная система, колючая проволока по всему периметру вокруг них, строгий режим сохранения государственной тайны для всех жителей. Такие города не были обозначены на географических картах, ни один дорожный знак не указывал направление проезда к ним. Во внутрь закрытых городов иногородним гражданам можно было попасть только по специальным разрешениям, после проверки анкетных данных органами государственной безопасности.

Процесс строительства закрытых городов на Урале, как населенных пунктов, происходил первоначально без четко определенной стратегии и без генеральных планов. История уральских атомных городов начиналась с принятия Советом Народных Комиссаров СССР постановлений № 3007-892сс и № 3008-893сс от 1 декабря 1945 г.[1] о строительстве заводов № 813[2] и № 817[3]. Одновременно со строительством этих заводов было запланировано строительство жилых поселков. Так, для завода № 817 планировались построить жилой поселок улучшенного типа всего на 1300 человек работающих с их семьями, а для завода № 813 - жилой поселок улучшенного типа на 1500 человек работающих с членами их семей[4].

Решение о строительстве третьего предприятия на Урале – завода № 814,[5] было принято на заседании Спецкомитета 10 июня 1947 г., а 19 июня 1947 г. было подписано Постановление Совета Министров (СМ) СССР № 2140-562сс/оп «Вопросы завода № 814».[6] В указанном постановлении при заводе № 814 отдельного жилого поселка строить не предусматривалось т.к. размещение завода было спроектировано на окраине рабочего поселка Нижняя Тура, Исовского района Свердловской области, в котором предполагалось разместить всех его работников.

В первые годы строительства атомных объектов, вместе с спецпереселенцами, трудармейцами и вольнонаемными трудились и заключенные исправительно-трудовых лагерей, специально организованных для ускорения их ввода в эксплуатацию и создания инфраструктуры жилых поселков. Заключенные исправительно-трудовых лагерей являлись важной составной частью общей системы строительных организаций и были основной рабочей силой, занятой на возведении жилых поселков. Целые участки будущих улиц, зданий обносили колючей проволокой, как говорили в то время, «делали зону», в которой под охраной стрелков военизированной охраны и работали заключенные.

По замыслу руководителей атомного проекта СССР для эксплуатационного персонала предприятий и научной элиты необходимо было создать в таежной глуши необходимые жилищные условия для того, чтобы они не испытывали социально-бытовых трудностей, а весь свой творческий потенциал направляли на скорейшее создание ядерного оружия.

Научные, инженерно-технические работники и рабочие вербовались для отправки на объекты атомной отрасли по всей стране. Набор специалистов и выпускников высших и средних учебных заведений проводился как на добровольной основе, так и по направлениям партийных и комсомольских органов по так называемым путевкам.

СМ СССР обязывал[7] республиканских и областных партийных руководителей отбирать на предприятиях и в учебных заведениях инженерно-технических работников и высококвалифицированных рабочих, выпускников престижных институтов и техникумов, по соответствующим разнарядкам с обеспечением надлежащей секретности. Отбор производился под руководством ответственных работников Центрального Комитета Всесоюзной Коммунистической Партии большевиков (ЦК ВКП(б)). После проверки анкетных данных сотрудниками Министерства государственной безопасности СССР будущие атомщики направлялись в распоряжение Первого главного управления (ПГУ) при СМ СССР[8]. Работников на вспомогательные и неквалифицированные работы набирали в близлежащих населенных пунктах.

Несмотря на то, что СМ СССР жестко ставил вопрос об ответственности руководителей ПГУ и директоров заводов в обеспечении надлежащими жилищными и культурно-бытовыми условиями прибывающих работников, и членов их семей, им пришлось переносить в первые годы работы многие жизненные невзгоды, что вызывало справедливые жалобы и нарекания. А самое главное, это ставило под угрозу их успешную работу по пуску и освоению сложного и опасного ядерного производства. Многие работники, несмотря на предупреждения о нехватке жилья, приезжали с семьями и маленькими детьми. Возникали серьезные проблемы с медицинским обслуживанием, обеспечением детскими яслями и садами, школами.

В связи с тем, что у высшего руководства страны на период создания атомной отрасли не было еще четкого представления относительно перспектив ее развития, жилые поселки намечали построить только для эксплуатационного персонала предприятий. Более того, какого-либо опыта создания подобных поселений еще не было.

Что касается десятков тысяч строителей, занятых на сооружении ядерных промышленных объектов и жилых поселков, то их руководители атомного проекта рассматривали в качестве временных жителей. Они должны были построить атомные предприятия и поселки для эксплуатационного персонала, а затем покинуть эти запретные места навсегда. Поэтому в первые годы, как военные, так и вольнонаемные строители жили в бараках, палатках, щитовых домиках и юртах, или с подселением к местным жителям в соседних населенных пунктах.

Начавшаяся после испытания в СССР атомной бомбы в августе 1949 г. гонка ядерных вооружений, потребовала сооружения все новых и более мощных объектов атомной отрасли, притока больших контингентов работников. На строительство новых мощностей атомных предприятий, а также жилых поселков при них были направлены дополнительные кадры строителей.

В целях сохранения государственной тайны на строительстве и монтаже особо важных объектов в постановлении от 25.09.1948 г. № 3573-1433сс/оп СМ СССР посчитал необходимым привлечь проверенные кадры рабочих, сформированные в военно-строительные батальоны из состава Вооруженных сил СССР. На строительство завода № 817 было направлено 15 тыс. чел, на строительство завода № 813 – 10 тыс. чел, на строительство завода № 814 – 6 тыс. чел.[9] Одновременно со строителями на сооружаемые производственные объекты направлялись дополнительные кадры специалистов и ученых. По этой причине появилась необходимость в дополнительном увеличении строительства жилья.

Проекты жилых поселков разрабатывались выездными бригадами специалистов Ленинградского проектного института. В составе этих бригад работали ленинградские архитекторы и проектировщики гражданского строительства. Они занимались преимущественно привязкой домов к местности и решением вопросов, возникающих по ходу строительства на месте. Многие жилые дома, здания культурно-бытового назначения, а также улицы, построенные в закрытых городах, одинаковы и похожи друг на друга. На территориях, отведенных под строительство жилых поселков, чтобы максимально сохранить окружающую природу, деревья вырубались только под фундаменты домов и будущие улицы. На заболоченных участках прокладывались лежневые дороги.

Первая проектная документация по объемам жилищного строительства поселка завода № 817 начала поступать еще в середине 1946 г., не в полной комплектности, что не позволяло развернуть строительные работы в соответствии с утвержденным графиком. Серьезной помехой в выполнении планов строительства было то, что зачастую строителей на основании приказов вышестоящих руководителей переводили с работ в жилых поселках на сооружение производственных объектов. К лету 1948 г. сложилась критическая ситуация с обеспечением жильем работников строящихся атомных городов. Ко времени пуска первого промышленного атомного реактора на заводе (с 1 декабря 1947 г. комбинат) № 817 ввели в эксплуатацию жилые помещения только барачного типа, отдельные брусчатые и щитовые дома.

Проектирование и строительство населенных пунктов при атомных объектах представляло собой довольно сложную проблему. Приходилось учитывать массу различных факторов, нередко далеких от градостроительства и архитектуры. С одной стороны жилые поселки атомщиков должны были стать настоящими городами, но одновременно функционировать в условиях жесткого режима, строгой изолированности от внешнего мира. Учитывались также экологические факторы и потенциальная вероятность ядерной бомбардировки. Ведь было известно, что в случае войны закрытые города, атомный комплекс подвергся бы ракетно-ядерной атаке одними из первых в стране.

Процесс строительства жилья на объектах атомной промышленности вызывала определенное беспокойство у партийных органов Челябинской и Свердловской областей. Так, на закрытом заседании бюро Челябинского обкома ВКП (б) 18 июня 1948 г. был обсужден вопрос «О ходе жилищного и социально-бытового строительства на комбинате № 817». Бюро Свердловского обкома ВКП (б) на своем закрытом заседании также заслушало руководителей строительства о состояния жилищного строительства на заводе № 814[10]. Активное вмешательство областных комитетов партии в ускорение темпов жилищного строительства принесло определенные положительные результаты. Так, на 1 сентября 1948 г. на стройплощадке комбината № 817 строители ввели в эксплуатацию 22627 м2 жилплощади, а на заводе № 813 около 15000 м2. При этом качество строительства жилья и объектов соцкультбыта оставалось низким.

Таблица 1

Численность населения жилых поселок предприятий атомной промышленности на Урале

№ завода

Количество жителей на 20.12.1952 г. (чел)

Планировалось количество жителей на конец 1953 г. (чел)

817

31 200

34 700

813

21 972

34 000

418

10 848

14 588

Источники: Атомный проект СССР. Документы и материалы, Т. 2. Атомная бомба. 1945-1954. Москва - Саров, 2005. Кн. 5. С. 778.

Уже в начале 1950-х гг. в уральских ядерных центрах на 100 рабочих приходилось в среднем около 30 инженеров и техников, что превышало общероссийские показатели более чем в два-три раза. Населенные пункты атомной отрасли за относительно короткий срок превратились в сосредоточие ученой элиты, высокопрофессиональных специалистов и рабочих.

Указом 17 марта 1954 г. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 17 марта 1954 г. населенные пункты при заводах Министерства среднего машиностроения СССР были преобразованы в города областного подчинения и рабочие поселки. Населенный пункт комбината № 813 был преобразован в город областного подчинения Ново-Уральск (ныне г. Новоуральск), населенный пункт комбината № 817 был преобразован в город областного подчинения Озерск, населенный пункт завода № 418 (до 13 октября 1951 г. завод № 814) был преобразован в город областного подчинения Лесной, населенный пункт завода № 933 был преобразован в рабочий поселок Трехгорный. Строительство еще одного закрытого города на Урале – Снежинска (Челябинск-70) началось в 1955 г.

Установленные официальные наименования закрытые города носили до середины 1960-х гг., после чего, вплоть до января 1994 г., атомные города, с целью обеспечения режима сохранения государственной тайны, именовались по нумерации почтовых отделений, закрепленными за этими населенными пунктами - Челябинск-40, Челябинск-70, Свердловск-44 и Свердловск-45, Златоуст-36.

Законом РФ «О закрытом административно-территориальном образовании» от 14 июля 1992 г. № 3297-1десяти закрытым городам Минатома России был установлен статус закрытого административно-территориального образования (ЗАТО), а Распоряжением правительства РФ от 04.01.1994 г. № 3-р населенным пунктам, расположенным в закрытых административно-территориальных образованиях были восстановлены ранее установленные географические названия: Озерск, Новоуральск, Лесной, Трехгорный и Снежинск.

Таблица 2

Численность населения закрытых городов Урала (тыс. чел)

Наименование ЗАТО

Численность населения на 01.01.1997 г.

Численность населения на 01.01.2001 г.

Численность населения на 01.01.2013 г.

Лесной (Свердловская область)

54,5

54,5

52,2

Новоуральск (Свердловская область)

94,8

94,3

84,4

Озерск (Челябинская область)

87,9

87,3

80,7

Снежинск (Челябинская область)

47,7

48,6

49,2

Трехгорный (Челябинская область)

30,9

31,0

33,0

Источники: Численность населения Российской Федерации по городам, поселкам городского типа и районам на 1 января 1997 г. М., 1997, Численность населения Российской Федерации по городам, поселкам городского типа и районам на 1 января 2001 г. М., 2001., сайты администраций городских округов Озерск, Новоуральск, Лесной, Трехгорный и Снежинск.

Таким образом, вместо изначально намеченных небольших жилых поселков при заводах, в ранее глухой необжитой людьми местности, стали со временем формироваться целые города атомщиков, население которых к концу 1990-х гг. насчитывало от 30 до 95 тыс. человек. Необходимо отметить, что в США также создавались подобные нашим «закрытые города», такие как Оак Ридж (Ок-Ридж), Лос Аламос, Канзас Сити, Айкен, Денвер и другие.

В настоящее время на Урале закрытые города Росатома составляют обособленный и замкнутый ядерно-оружейный комплекс, объединивший в себе самые современные теоретические, конструкторские и производственные составляющие от обогащения и производства урана-235 и плутония-239, до сборки ядерных боеприпасов. Атомные города создавались в условиях режима строгой секретности как элитарные, изолированные от внешнего мира поселения: в них высок уровень производственной и социокультурной инфраструктуры. За десятилетия изолированной жизни в каждом из поселений сформировались свой микроклимат, особая ментальность населения.

Создание таких закрытых городов было оправданным, что позволило сохранить военно-стратегический паритет и не допустить третьей мировой войны. Задачи по созданию отечественного ядерного оружия и его совершенствованию и в настоящее время решаются на высоком научно-техническом уровне.

В настоящее время ЗАТО продолжают быть крупнейшими в России центрами передовых научных исследований и высоких технологий, как в военной, так и в гражданской областях науки и техники. В настоящее время принимается комплекс государственных мер по сохранению научно-производственного и интеллектуального потенциала, сосредоточенного на предприятиях атомной отрасли, и созданию на базе ЗАТО наукоградов и техноградов, как базовых элементов современной инновационной экономики.

Атомный проект СССР. Документы и материалы. / Под общ. ред. Л.Д. Рябева. Т. 2., Атомная бомба. 1941-1954. Кн.2. Москва - Саров. 2000, С. 73, 74, 83-85, 192-197, 202-207. Завод № 813 по обогащению урана-235 газодиффузионным методом, расположен в г. Новоуральске (Свердловск-44), Свердловской области. Завод № 817 по обогащению плутония-239 в уран-графитовом реакторе, расположен в г. Озерске (Челябинск-40), Челябинской области. Атомный проект СССР. Документы и материалы. / Под общ. ред. Л.Д. Рябева. Т. П., Атомная бомба. 1941-1954. Кн.2. Москва - Саров. 2000, С. 196, 206. Завод № 814 по обогащению урана-23м электромагнитным методом, расположен в г. Лесном (Свердловск-45), Свердловской области. Атомный проект СССР. Документы и материалы, Т. 2. Атомная бомба. 1945-1954. Москва - Саров, 2002. Кн. 3. С. 213-214. Атомный проект СССР. Документы и материалы, Т. 2. Атомная бомба. 1945-1954. Москва - Саров, 2003. Кн. 4. С. 186-188. Первое главное управление при Совете Министров СССР непосредственно осуществляло процесс реализации государственной программы создания ядерного оружия. Атомный проект СССР. Документы и материалы, Т. 2. Атомная бомба. 1945-1954. Москва - Саров, 2003. Кн. 4. С. 156-158. Кузнецов В.Н. Общественно-политическая жизнь в закрытых городах Урала. Первое десятилетие. Екатеринбург, 2003. С. 46.
1.0x