Авторский блог Марина Алексинская 14:20 3 июня 2014

Против шоу-центризма

Роман Виктюк – режиссер легендарной славы. Противоречивой. Впрочем, как и сам Виктюк – фигура мятущаяся, неспокойная, страстная. «В театре – главное миф, ритуал, а не правдоподобие», - кредо режиссера.

Роман Виктюк – режиссер легендарной славы. Противоречивой. Впрочем, как и сам Роман Виктюк – фигура мятущаяся, неспокойная, страстная. «В театре – главное миф, ритуал, а не правдоподобие», - кредо режиссера. Спектакли режиссера – претворение мании красоты в железобетонную форму. Кто владеет формой, тот владеет театром. Вопрос в другом. Что за цунами, вихри, штормы выбросили Романа Виктюка, режиссера, как принято говорить «скандальных», заэстетизированных «Служанок», на берег постановки спектакля «Сон Гафта». Спектакля о Сталине. И снова – «скандального». С целью услышать ответ на вопрос, я и встретилась с Романом Виктюком в театре Киноактера. И трудно было устоять перед магией Романа Виктюка – художника.

«ЗАВТРА». Роман Григорьевич, договариваясь о встрече, мы с вами расстались на такой интриге, что вы должны были уехать в Киев с театром, на гастроли. Состоялись ли гастроли?

Роман ВИКТЮК. Конечно, состоялись. Мы были не только в Киеве, во многих городах. Гастроли начинались в Харькове, были и в Симферополе, а завершились во Львове. Мы играли «Маркиза де Сада», спектакль о том, как Маркиз де Сад с радостью встречал французскую революцию, и потом те, кто пришёл к власти, его тут же отправили в тюрьму, а потом в дом сумасшедших, где он организовал свой театр. Де Сад играл пьесы, которые сам сочинял. И мы придумали, что в пространстве дома сумасшедших он нарисовал зал, ложи в зале и всех тех, кто его мучил и кто его возненавидел. Вот перед ними он разыгрывал свои отчаянные спектакли, и так своё одиночество превращал в акт искусства. В спектакле есть монологи о революции, о революционерах, а сюжет пьесы о том, как представитель власти, жандармерия, пытается постичь маркиза де Сада и вместо него сочиняет все те скабрезные тексты, которые де Сад никогда не писал, к которым не имел никакого отношения. Представитель власти пытается постичь душу этого одинокого человека, и это не удается.

«ЗАВТРА». Спектакль, достойный событий в Киеве. И как принимала публика?

Роман ВИКТЮК. Сюжет нашего спектакля имел прямое отношение к событиям на Украине, поэтому публика воспринимала его как из жизни, что разворачивается на глазах. Это фантастически было интересно. Ребята играли удивительно совершенно. Они почувствовали нерв сопоставимости с теми событиями, которые происходили на Украине. Залы были битком полны.У нас всегда так, не может быть по-другому. И во Львове на спектакль пришел мэр, и все его работники пришли. А играли мы на русском языке.

«ЗАВТРА». Ваши гастроли пришлись на середину февраля. Каким вы увидели Киев, уже захваченный хунтой?

Роман ВИКТЮК. Всё было мирно. Были люди, которые выступали, пели, говорили.

«ЗАВТРА». Верно, трудно предположить вам, что Львов, ваш родной город, окажется пристанищем фашизма XXI века.

Роман ВИКТЮК. Никакого не было фашизма. Какие могут быть фашисты? Откуда они там возьмутся? Там же поколение выросло при советской власти. Это я спросил бы, как в Свердловске появились фашисты, которые на деревьях рисовали фашистские знаки? Вот этого я не понимаю. Молодёжь исповедует эту веру, ждёт реализации. Вот это страшно! А во Львове такого не было совершенно. Даже близко! Это всё выдумка, это всё придумано. Вы ещё слово знаете - «хунта»!

«ЗАВТРА». Вы ощущаете тот факт, что молодёжь подхвачена сегодня идеологией фашизма?

Роман ВИКТЮК. Чем больше вулкан неприятия зла, тем больше интерес к злу подогревается. Всё происходит в обратном порядке.Вот Германии удалось разрешить эту проблему. И ненависть к злу уничтожалась не в приказном порядке, просто поверили: фашизм – зло. Даже в музыке есть произведение, которое называется «Метаморфозы». И в этой музыке есть тема разрушения католического собора русскими войсками. Написана без злости к русским, а композитор - Рихард Штраус! стопроцентный немец. Это меня поражает совершенно.

«ЗАВТРА». Реминисценции Германии 30-х на Украине не возникли?

Роман ВИКТЮК. Если послушать наше радио и почитать наши газеты, то все дружно говорят о том, что это происходит в России, в Москве. Вы это не слышите? О чем кричат правозащитники.

«ЗАВТРА». Вообще правозащитников не слышу. Где они все?

Роман ВИКТЮК. Как вы не слышите?!

«ЗАВТРА». Абсолютно.

Роман ВИКТЮК. Да включите «Эхо»!

«ЗАВТРА». Предлагаю вернуться к искусству.

Роман ВИКТЮК. С удовольствием!

«ЗАВТРА». Общество влияет на возрождение искусства или искусство диктует развитие общества?

Роман ВИКТЮК. Конечно, искусство диктует. А как же? Известна ведь теория, что лондонские туманы определили название этого города. Живопись Тёрнера, других художников, их живописное представление и дало название Лондону, Англии. Категорически искусство определяет развитие общества. А там, где искусство не определяет, - общество мёртво и рано или поздно наступит кризис. Это даже Ленин понимал. Я уж не говорю про Маркса.

«ЗАВТРА». В то марксистско-ленинское время Вы работали в театрах Вильнюса, Таллинна, Твери и ваш репертуар был – произведения классической литературы.

Роман ВИКТЮК. Не только. Ставил пьесы тех драматургов, которых общество не принимало. Вампилова первым поставил в Литве. Первым! А сколько здесь в Москве бился за него Ефремов! Рощина ставил, но все эти спектакли были вопреки, пьесы этих драматургов не разрешались к постановке.Я же это помню, это было при мне.

«ЗАВТРА». Что Вы ценили в этих пьесах? Запретный плод сладок?

Роман ВИКТЮК. Нет. Нравилось, что в пьесах была правда, а Люся Петрушевская, которую я тоже ставил, первая исследовала общество. Она, как на операционном столе, рассмотрела общество и не ошиблась. Она предчувствовала гибель системы, уход системы, и выразила всю боль, которая была в её душе. Руководящая структура это понимала. Поэтому, когда я поставил «Уроки музыки» в студенческом театре МГУ, а играли в спектакле профессора, доктора наук разразился скандал. В Горкоме было обсуждение спектакля, куда меня пригласили. Я спросил: «Вы читали прессу?», а вся пресса, начиная от газеты «Правды», была хвалебная, говорили: это этап в жизни культуры. Молчок. «Что, наша пресса подкупна?» Дама, которая вела со мной беседу, встала и захохотала мне в лицо: «Да, подкупна». Я это помню, как вчера. И театр закрыли. Все лучшие деятели культуры того времени писали Брежневу, писали на Съезд КПСС, никакого ответа. Никто спектакля не видел, пьесы не читал, театр закрыли. Что это?.. В театре Моссовета ставил пьесу Зорина «Царская охота» с Маргаритой Тереховой в главной роли. Вечером должна быть премьера, я репетирую с артистами поклоны и узнаю: спектакля не будет. Завадский, он лежал в больнице, позвонил Гришину и сказал, что если не будет спектакля, он уходит из театра. И повесил трубку. Вечером в театр приехали представители Политбюро, принимали спектакль фантастически. Потом это был любимый спектакль Политбюро. Любимый! Шел спектакль 25 лет.

«ЗАВТРА». В моей памяти конец 80-х, когда Москва «взорвалась» от вашего спектакля «Служанки».

Роман ВИКТЮК. Только моя уверенность и моё мальчишеское сумасшествие позволили поставить этот спектакль. Кто-то придумал тогда, что Жене был против коммунистической системы, хотя сам драматург об этом не высказывался ни в прозе, ни в пьесах. Никогда. Кто-то привнёс эту мысль, и эта мысль была действенным началом, которое категорически запрещало постановку.

«ЗАВТРА». Был высокий покровитель?

Роман ВИКТЮК. Аркадий Исаакович Райкин посмотрел спектакль с Хазановым в главное роли и сказал, что всю жизнь мечтал о таком спектакле, что когда будет открывать свой театр в Москве, то хотел бы открыть театр спектаклем «Служанки».

«ЗАВТРА». Роман Григорьевич, вот эти ваши громкие спектакли «М. Баттерфляй», «Служанки», где полуобнаженные тела мужчин, пластика с претензией на эротику - не есть ли эстетизация порока?

Роман ВИКТЮК. Какого порока?! Где в «Служанках» есть порок? Японский театр, китайский театр, английский, европейский театр, во всех этих театрах женские роли играли мужчины. Жан Жене написал в предисловии, чтобы пьесу играли обязательно мужчины, потому что есть в душе женщины такие «тёмные заводи», куда женщина не допускает никого. И только мужчина-актёр может нырнуть и, ощутив это, вынырнуть и рассказать о том. А правда пьесы проста: в рабстве любить нельзя. В рабстве можно только ненавидеть. Вот основная мысль Жана Жене. Эта мысль и сегодня категорически вызывает интерес, у молодёжи, прежде всего.

«ЗАВТРА». Говорить о простом с намеком на «темные заводи» - не порок разве? Хорошо, как бы Вы определили эстетику своих спектаклей?

Роман ВИКТЮК. Эстетика спектаклей – красота! Это завораживает, этого нет сегодня в театре. Красота диктует совершенно другой способ существования в жизни, когда запрещаешь проникновение в душу цинизма, зла.

«ЗАВТРА». Тогда как цинизм, зло властвуют на подмостках. Почему на ваш взгляд?

Роман ВИКТЮК. Шоу-бизнес сегодня настолько поглотил душу человека пошлостью, смехом, что кроме этого животного смеха другого интереса театр не подогревает. Вот в чём страшна беда. Пойдите, пройдите по театрам. Есть пустота души творца. Эту пустоту прикрывают безобразным, и это безобразное есть юмор, цинизм. Это животное начало человек принимает стопроцентно. Были разные времена. Был религиозный центризм – времена Андрея Рублева. Был литературный центризм – времена Пушкина. Сегодня шоу-центризм, цинизм и отсутствие души напрочь. Расчет, деньги – самое главное. И мы поглощены этим, хотим того или нет.

«ЗАВТРА». Что ж, культурная революция в разгаре.

Роман ВИКТЮК. Нарисовать на майках Путина, чтобы поиздеваться открыто – ради этого спектакль и поставить. Цель - выверты. От пустоты души, холодного ума – все эти выверты. Специальные, которыми можно или рассмешить или привести публику в животное состояние.

«ЗАВТРА». Что может сегодня отогреть душу?

Роман ВИКТЮК. Вера в человека, больше ничего.Можно было бы поставить спектакль «Мастер и Маргарита» как сатиру на время? Но мы поставили спектакль так, что зритель увидел в нем что-то такое человеческое, сакральное. Спектакль идет с таким аншлагом, что когда мы гастролировали с ним в Нью-Йорке, я своих знакомых провести не мог.

«ЗАВТРА». С вдовой Булгакова не были знакомы?

Роман ВИКТЮК. Как только роман появился в журнале, мы читали его в Переделкино вместе с Мишей Рощиным, Катей Васильевой. В один прекрасный день Рощин сказал: едем к Булгаковой. И мы поехали.

«ЗАВТРА». Мне рассказывали, у Елены Сергеевны кошек было штук двадцать!

Роман ВИКТЮК.Да. Но они настолько были подвластны энергии её света, фантастика! Они замолкали, когда надо. Когда мы уходили, я сказал: когда-нибудь поставлю одну строчку из «Мастера и Маргариты». Она на меня посмотрела глазами благодарными и не верующими. Потом я четыре раза спектакль ставил. Первый раз - одновременно с Любимовым, он на Таганке, я - в русском театре Вильнюса. Потом поставил в Таллине. Потом - в Нижнем Новгороде, ну и теперь в своем театре в Москве.

«ЗАВТРА». Какой вы запомнили вдову Булгакова? Она была красива?

Роман ВИКТЮК. Уже нет, но мудра.Ей врать было нельзя, точно также как и Фаине Георгиевне Раневской. «Просвечивала» насквозь хитрость, заискиванье.

«ЗАВТРА». С Раневской над чем работали?

Роман ВИКТЮК. Должен был ставить «Гамлета» в театре Моссовета. И выразил желание Завадскому, чтобы Могильщика играла Раневская. Завадский сказал: «Пойди у неё спроси». Я побежал. Мы репетировали. Оказалось, что Раневская знает трагедию Шекспира наизусть. А в доме, под стеклом, хранила посмертную маску Пушкина. И во время репетиции она то обращалась к маске, то произносила текст персонажей Шекспира.

«ЗАВТРА». Встречи с кем еще памятны?

Роман ВИКТЮК. Видел, как пианист-гений Владимир Горовиц играл в «Карнеги-Холл». Запомнил приезд в Москву Гленна Гульда.

«ЗАВТРА». Вы называете всё великие имена прошлого. Сегодня кого могут назвать?

Роман ВИКТЮК. Не может в среде чертополоха вырасти что-то благоухающее. Чертополох настолько энергетически силён, что он поглощает те светлые ароматы, которые выходят от росточков света. У него и колючки для этого есть, и яд, который разносят какие-то там летающие паучки и жучки.

«ЗАВТРА». В «тоталитарное» время творцам мешала идеология. Сегодня мешает пустота. Есть мнение: искусство возможно лишь при монархии и при тоталитаризме.

Роман ВИКТЮК.Только то искусство, которое противоречит тоталитаризму и против монархии. Это и Пушкин, и Фонвизин, и Салтыков-Щедрин. И те великие дети, которые были в советское время, - это и Ульянов, и Ефремов, и Товстоногов, весь этот цвет культуры, тоже существовал «вопреки».

«ЗАВТРА». Так может оно и лучше - «вопреки»! Появится еще один цвет художников, артистов, режиссеров.

Роман ВИКТЮК. Нет, не бывает так. За эти годы уничтожено поколение, которое возьмет на себя смелость говорить правду. Вот театр «ДОК», театр актуального искусства, едва вывел на сцену этих девиц, которые были в храме Христа Спасителя, как тут же спектакль остановили. Моментально.

«ЗАВТРА». Герои времени другие – «Молодая гвардия».

Роман ВИКТЮК. Я хотел это сделать. И кто пойдёт?

«ЗАВТРА». Молодежь пойдёт.

Роман ВИКТЮК. Нет.

«ЗАВТРА». Почему так?

Роман ВИКТЮК. Потому что и Фадеев писал придуманное. В произведении есть очень много придуманного. Сколько раз от Фадеева требовали ввести персонажей коммунистов, написать о руководящей роли партии. И он всё это придумывал и придумывал, всё хуже и хуже.

«ЗАВТРА». Вы же не будете отрицать успех фильма «Молодая гвардия» Сергея Герасимова?

Роман ВИКТЮК. Было совсем другое воспитание: пионеры, комсомольцы, ходили в кино в обязательном порядке. То было воспитанием, а не потребностью. Вы уже забыли.

«ЗАВТРА». Успех Вашего спектакля о войне в Барнауле тоже пионеры-комсомольцы?

Роман ВИКТЮК. Я приехал в Барнаул, когда отмечали 65-летие Победы в Великой Отечественной войне. И губернатор спросил: «Вы что хотите поставить?» «Спектакль, посвященный войне, - отвечаю. – «До свидания мальчики» Балтера». Была пауза. «А можно я буду приходить на репетиции?» - «Да». Я взял на главные роли ребят, которые ещё учились в театральном училище, которым было по 17 лет. И на премьеру пришли и молодые люди, и ветераны войны, и все, кого война коснулась. Я не помню такого приема! Были благодарность и слёзы! В сегодняшнем поколении молодых публика увидела себя, потому что в спектакле были подлинность и правда. Балтер ничего не фальсифицировал.

«ЗАВТРА». Роман Григорьевич, изменилась ли ваша жизнь после крушения советской власти?

Роман ВИКТЮК. Нет, не изменилась. Я продолжал жить, как и раньше. Ставил только то, что считал нужным. Моментально поставил Петрушевскую в театре «Современник», «Мелкого беса» Сологуба в театре Таллинна. Всё то, что Крупская, она занималась просвещением, вычёркивала, я первым начал ставить. Поставил «Федру» Цветаевой в театре на Таганке, где впервые был текст, извините меня, её писем. Я всегда делал только то, о чем кричала душа. И ставил в главных театрах, в тех театрах, которые обслуживали систему.

«ЗАВТРА». Вас не смутил тот факт, что главная обслуга системы систему побросала, партийные билеты пожжигала?

Роман ВИКТЮК. Что они мне? Я не сжигал, у меня билета не было.

«ЗАВТРА». Роман Григорьевич, событием театральной жизни Москвы стал ваш спектакль в театре «Современник» «Сон Гафта», рассказанный Виктюком». Публика вставала с мест, когда Гафт в кителе Сталина выходил на сцену. Что за история спектакля?

Роман ВИКТЮК. Эту пьесу Гафту во сне диктовал Сталин. Гафт записал потом текст, с кем бы Сталин хотел поговорить сегодня. Жванецкий, потому что этот сатирик над всем смеется. Эдик Радзинский, потому что тот написал вот такую толстую книжку. «Я хочу с ними переговорить», - сказал Сталин Гафту, на этом весь спектакль построен, на этом диалоге Сталина с персонажами, с которыми он хотел бы поговорить. Причем Валя ведь не играет Сталина, нет никакого акцента, ничего. Это ведь глупота была бы величайшая! Но когда в конце спектакля Валя словами Сталина говорит: «Я всегда в Кремле», то в зале – а были и представители власти – повисла неимоверная тишина. Тишина после этой реплики. И как мне говорили знающие люди, что да, ощущается и сейчас, что Сталин приходит в Кремль.

«ЗАВТРА». Можно ли сказать, что этот спектакль – манифестация вашего мировоззрения?

Роман ВИКТЮК. Конечно! Нельзя бесконечным количеством черноты и злости обливать этого человека, результата не будет никакого. А нужно только задуматься. И в этой фразе: «Я всегда в Кремле», в этом утверждении, нету ведь издёвки, комикования. Спокойно и тихо произносит Гафт: «Я всегда в Кремле». Там никакой сатиры нет совершенно, есть только объективный факт такой творческой выдумки, но он и выдумка, и правда, потому что Сталин во сне разговаривал с Валей. А я живу в квартире сына Сталина.

«ЗАВТРА». Мистический спектакль.

Роман ВИКТЮК.А я вам о чём и говорю! Когда был вечер памяти Ульянова в ЦДЛ, я, Саша Пилипенко, Валя Гафт выходили на сцену и говорили об Ульянове. И Валя в перерывах наших выступлений произнес: «Я написал пьесу... ой-ой, я её не написал! Я её услышал». А потом прочитал. И как только закончил читать, без паузы сказал: «Когда мы репетируем?» Я без паузы ответил: «Завтра, в одиннадцать утра». У меня ни текста не было, только что написано на листочках. И я повторил: «Завтра в одиннадцать». Начали репетировать в доме Гафта, не знали, будет спектакль, не будет. Нас это не волновало. Потом Волчок с радостью сказала: «Да, спектакль будет на малой сцене». «Галюня, нет, - сказал я. - Посмотри, потом поймёшь, это достойно главной сцены».

«ЗАВТРА». Что требовалось от вас, как от режиссера?

Роман ВИКТЮК. Есличеловек берётся за тему Сталина, то он должен изложить душу этого человека. Мы привыкли или нас приводят к тому, что в душе этой чернота, хаос и злость, которые он выливает на человека, не соображая, не понимая, не давая себе отчёта. Но для меня важно, что была Аллилуева, которая на всю жизнь оставила в нём след. И всё проверялось только через её восприятие, через её глаза. В спектакле есть портрет Аллилуевой, который, когда Сталин сомневается или ему плохо, падает. Так, как бывает в жизни – портреты всё воспринимают и всё чувствуют. И у Сталина исповедь перед женой весь этот спектакль...

«ЗАВТРА». Спектакль исповедальный.

Роман ВИКТЮК.Исповедальный. Перед Аллилуевой. Потому что можно сказать, да, Сталин её убил, но это уже не имеет значения. Есть другая точка зрения: Сталин любил Аллилуеву всю жизнь.

«ЗАВТРА». Роман Григорьевич, что вам помогает сегодня наполнять свою душу светом?

Роман ВИКТЮК. Каждое утро по часу слушаю классическую музыку. У меня грандиозная фонотека, грандиозная аппаратура.

«ЗАВТРА». Художник XXI века, ваш портрет.

Роман ВИКТЮК. Кто верит своей совести, кто остается самим собой, находит свой путь, ценит те качества, которые должны быть в русской культуре. Но сегодня в таких художниках нет необходимости, совершенно.

Беседовала Марина Алексинская

Фото Виктора Новикова

9 апреля 2024
1.0x